Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пожарный насос комбинированный ПНК-40/2

Поиск

Рис. 49 центробежно-вихревой двухступенчатый с горизонтальным расположением вала и приводом от двигателя пожарного автомобиля.

Первая ступень —низкого давления (Q = 40 л/с; Н = — 981 кПа) —центробежная с осевым подводом и однозавитковым спиральным отводом, спроектирована на базе серийно выпускаемого насоса ПН-40УА с исполь­зованием ряда унифицированных узлов и деталей.

Вторая ступень — высокого давления (Q = 1,6 л/с; Н = 3,43 МПа) —вихревая закрытого типа с периферий­ным каналом и тангенциальным подводом и отводом. Вода к ступени высокого давления подводится по об­водному каналу с сетчатым фильтром из напорной по­лости центробежной ступени. Отвод воды на перепуск или в рабочую линию —через напорную задвижку вы­сокого давления, установленную на корпусе насоса.

Материал корпусных деталей — чугун, центробежно­го колеса 5 —сплав АЛ9В, вихревого колеса 7 —сталь Х18Н9Т. Вал насоса 9 крепится в двух шарикоподшип­никах 10, один из которых размещается в специальном приливе передней крышки насоса 4.

Рис. 49 Насос ком­бинированный ПНК-40/2

Вихревое колесо 7 не фиксируется на валу 9 в осе­вом направлении и имеет плавающую посадку. Это поз­воляет ему самоустанавливаться относительно торцовых поверхностей боковых вставок 6 и 8. Одновременно для уравновешивания осевой силы, действующей на вих­ревое колесо, оно имеет разгрузочные отверстия, а в боковых вставках выполнены кольцевые канавки (по одной с каждой стороны), которые радиальными пазами сообщаются с напорной полостью ступени.

Уплотнение переднего подшипника — сальники 3 ти­па АСК-45, уплотнение 1 вала со стороны высоконапор­ной ступени — пластичная набивка ПЛ-2, уплотнение между ступенями — щелевое с помощью уплотнительных колец ЧНГ (М-3) и втулки 2.

Насос может работать в трех режимах: подача воды под низким давлением; подача воды под высоким давлением; одновременная подача воды под низким и высоким давлением (Q = 20 л/с при Н=981 кПа и Q= 1,6 л/с при Н=3,43 МПа). Вода из корпуса вихревой и центробежной ступеней сливается через сливные краники, имеющие поворотные рычаги.

Насос ПНК-40/3

Насос ПНК-40/3 (Рис. 50) состоит из насоса нор­мального давления 1, который по конструкции и разме­рам соответствует насосу ПН-40УА; редуктора 2, повы­шающего обороты (мультипликатора), насоса (ступени) высокого давления 3. Насос высокого давления имеет рабочее колесо открытого типа. Вода от напорного кол­лектора насоса нормального давления по специальному трубопроводу подается во всасывающую полость насоса

От напорного патрубка насоса высокого давления вода подается по шлангам к специальным напорным стволам для получения тонкораспыленной струи.

Насос ПНК-40/3 предназначен для подачи воды и водного ра­створа пенообразователя. Насос ставится на пожарные автомобили с двигателями мощностью не менее 150 л. с. (110кВт).

ПНК-40/3 состоит из двух отдельных агрегатов, имеющих общий привод - одноступенчатого насоса нормального давления (ННД) и насоса высокого давления (НВД).

ПНК-40/3 работает в трех вариантах: по­дача воды или раствора пенообразователя под нормальным давлением (при этом НВД выключен); подача воды под высоким давлением через один или два пистолета-распылителя (оба насоса включены, но напорные задвижки ННД закрыты); одновременная подача воды под нормальным и вы­соким давлением. Привод осуществлен от повышающей передачи (мультипликатора), ведущий вал которой служит и валом ННД, а ведомый - валом НВД. Для включения и отключения НВД в повышающей передаче имеется шлицевая муфта. В целях повышения КПД агрегата, уменьшения его габаритов и массы он выполнен высокооборотным (6200 об./мин.). НВД работает только с подпором (до 1-1,1МПа) от ННД, для чего вход в рабочее колесо НВД соединен трубопроводом с напорным патрубком ННД. Одновременно напорный патрубок НВД соединен с всасывающей полостью ННД перепускным трубопроводом с калиброванным отверстием, благодаря чему имеется не­большой постоянный переток из НВД на вход ННД, ограничивающий нагрев воды внутри НВД, если его напорная задвижка или ствол-распылитель временно перекрыты.

В НВД применено открытое рабочее колесо свободновихревого типа, не имеющее щелевых уплотнений. Торцовые зазоры между ним и корпусными деталями выдерживаются в пределах 1,5-2,0 мм (регулируются прокладками) между корпусом НВД и его крышкой, а также между корпусами НВД и повышающей передачи.

Конструкция ННД подобна широко известному насосу ПН-40УА. Для повышения надежности крепления рабочего колеса на валу шпоночное соединение заменено шлицевым, а вместо обычной гайки применена самоконтрящаяся. Благодаря изменению формы лопаток диаметр рабочего колеса уменьшен с 320 до 290 мм, соответственно изменены и отводы корпуса насоса

 


 

20. Шестеренчатый насос НШН-600. Назначение, общее устройство, принцип действия, область применения.

- Навесной шестеренный насос НШН-600 предна­значен для забора воды из открытых источников водоснабже­ния и подачи ее к месту пожара.

Характеристики:

подача насоса при высоте всасывания 3,5 м и напоре 75 м - 10 л/с;

высота всасывания - 6,5 м; время всасывания- 20-30 с;

коэффициент полезного действия - 0,65:

условный проход всасывающего патрубка - 80 мм;

условный проход напорного патрубка - 70 мм;масса - 26 кг;

предохранительный клапан срабатывает при напоре - 75 м.

 

Корпус 2 отлит из чугуна, имеет две внут­ренние цилиндрические расточки, всасывающий 7 и напорный 1 патрубки с соединительным каналом 5, основание 8 с лапами и отверстиями. В цилиндрических расточках размещаются две стальные шестерни 6 с одинаковым числом зубьев эвольвентного профиля. Шестерни крепятся на ведущем и ведомом 10 валах, опорами которых являются шарикоподшипники.

Соединительный канал 3 всасывающего и напорного патруб­ков запирается предохранительным клапаном 5, который при повышении напора (в случае залома рукавной линии или пе­рекрытия крана у ствола) открывается и обеспечивает перетекание воды из напорной полости насоса во всасывающую. В верхней части корпуса насоса имеются два резьбовых отвер­стия, одно из которых (закрыто заглушкой 4) сообщается с напорной полостью насоса и в него может быть ввернут мано­метр, другое - со всасывающей полостью, и его можно ис­пользовать для установки мановакуумметра или для заливки воды в полость насоса и всасывающий рукав. Корпус насоса с обеих сторон закрывается крышками 9, в которых имеются гнезда для шарикоподшипников и армирован­ных резиновых сальников. Сальники предохраняют подшипники от попадания в них воды из корпуса насоса. Смазка подшип­ников осуществляется через две пресс-масленки, установленные на крышках насоса. Соединение корпуса насоса с крышками беспрокладочное, герметичность обеспечивается затяжкой гаек и шпилек. Малый зазор между торцами шестерен и крышкой корпуса (в пределах 0,08-0,18 мм) дает возможность получить доста­точно высокий вакуум для забора воды.

На ведущем валу коническим штифтом крепится зубчатая муфта для пуска двигателя через вал насоса. Передача крутящего момента от коленчатого вала двигате­ля к ведущему валу насоса осуществляется через специальный храповик, промежуточный вал привода и соединительную муф­ту. Специальный храповик ввертывается вместо серийного хра­повика и фиксируется шайбой с винтами. Включение и выключение привода насоса производится перемещением самого насоса по косынке. Когда насос придвигается к двигателю, шлицы соединительной муфты входят в зацепление и передают крутящий момент от двигателя. Когда насос отодвигается от двигателя и закрепляется в транспортном положении, крутящий момент на вал насоса не передается. Насос навешивается на передний бампер шасси автомоби­лей ГАЗ-5ЗА, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130.

Для забора и подачи воды к месту пожара необходимо сле­дующее: присоединить к насосу один или два всасывающих рукава и опустить их концы с сеткой в водоем; собрать рукавную линию из напорных рукавов в зависимо­сти от принятой схемы; рычаг коробки передач автомобиля установить в нейтраль­ное положение и пустить двигатель; довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1000-1250 об/мин. При этой частоте вращения забрать воду насосом. После забора воды увеличить частоту вращения двигателя до 1500-1600 об/мин и подавать воду в напорные рукава. Работа насоса без воды запрещается. По окончании работы насоса необходимо: остановить двигатель, отсоединить привод насоса от храпо­вика коленчатого вала, закрепить насос на кронштейне фикса­торами; отсоединить напорные и всасывающие рукава; удалить из насоса воду, для чего провернуть вал насоса заводной ручкой на 5-10 оборотов; залить в насос 200-250 г трансмиссионного масла и провернуть вал его заводной ручкой на 3-5 оборотов; запрессовать через пресс-масленки пластичную смазку УС-2 для смазки подшипников до появления ее из зазоров вала.

Навесной шестеренный насос НШН-600: 1-напорный патрубок; 2-корпус насоса; 3 - соединитель­ный канал: 4 - заглушка; 5-предохранительный клапан; 6 - шестерня; 7 - всасывающий патрубок; 8 - основание; 9- крышка; 10 - ведомый вал

 


 

21. Устройство и принцип действия струйных насосов. Назначение устройство, техническая характеристика гидроэлеватора Г-600.

предназначен для забора воды из источников с уровнем воды, превышающим практическую высоту всасывания пожарных насосов, и из от­крытых источников водоснабжения с заболоченными берегами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.007 с.)