Как повышать расценки для существующих клиентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как повышать расценки для существующих клиентов



Поскольку я специализируюсь на разработке бренд-айдентики, это означает, что большинство моих заказов – разовая работа с огромной текучкой клиентов, в общем, мне не приходится повышать расценки для уже существующих клиентов. Но если вы отвечаете за развитие веб-сайта или, например, за маркетинговое продвижение, то для вас это практически неизбежно.

Каришма Касабиа, которая рассказала потрясающую маркетинговую историю в главе 11, поделилась со мной, как она справляется с потенциально сложными ситуациями повышения расценок с существующими клиентами.

«Когда мы только начинали, я фрилансила дома. За два года мои расходы вышли за рамки дома, достигли аренды офиса, затем студии, фриланс приобрел форму индивидуального предпринимательства, затем в команде появился второй, третий дизайнер, и вот я менеджер».

Излишне говорить, что попутно Каришме было жизненно необходимо неуклонно вводить новые расценки.

«Я попросила нескольких близких клиентов высказать свои соображения на этот счет. Сделать клиентов своими друзьями была одна из самых мудрых мыслей, которая когда-либо меня посещала».

Обратная связь позволила выделить два важных пункта:

• Клиенты согласились на 5–10-процентное повышение часовой оплаты, когда Каришма переехала из дома в офис.

• Клиенты считают, что когда им объясняют, чем именно вызвано повышение стоимости, – это здорово. В этом случае они чувствуют, что с ними считаются, и становятся более отзывчивыми.

«Так что я развила эти мысли и сделала электронный бюллетень, – говорит она, – в котором существующим клиентам сообщалось, что расценки останутся прежними в течение следующего квартала, а затем незначительно увеличатся».

Там было написано что-то вроде:

Отсутствие офиса

Отсутствие кофе

Стрижка «пикси»

Офис с кондиционером

Кофе и суши

Стрижка «боб»

«Новым клиентам более высокая цена назначалась сразу. Так мы демонстрировали свою любовь к существующим клиентам, что обеспечивало их большую лояльность, – добавляет Каришма. – Также любой из актуальных расчетов будет действителен в течение длительного периода.

Дать им время чтобы освоиться и принять новые цены, – вот что требовалось, чтобы все удалось провернуть без единой жалобы».

«Вам следовало бы брать дороже»

Майк Рид, копирайтер из Суррея, встал на стезю фриланса, предварительно основав небольшое агентство под названием Other, в котором он занял пост творческого директора.

Довольно быстро у него появилась работа через давнишние контакты, и он четко знал, чего хочет в дальнейшей перспективе: работать с лучшими агентствами по бренд– и дизайн-консалтингу в округе.

«Я написал и, признаюсь, оформил рекламное письмо, которое представляло собой набор открыток, каждая из которых поясняла смысл слова из Оксфордского словаря. «Absquatuluate» (улепетывать), «bathykolpian» (полногрудая), «fanfaronade» (бахвальство) как раз из них. Это было что-то вроде бесплатного пробного урока для моей целевой аудитории, а также обещание еще более интересной лексики уже за деньги.

Как бы там ни было, это сработало. Меня заметили несколько моих любимых агентств, прежде всего Hat-trick и The Partners. Насколько я помню, тогда все и началось.

Но настоящая проблема состояла в том, чтобы решить, во сколько оценить свою работу. Я никогда не был фрилансером раньше. Как определить, какую цену назначить?»

Майк назвал расценку, казалось бы, сопоставимую с расценками на работу внештатных дизайнеров, столько же он получал в предыдущей компании, из которой сделал ноги.

«Каждый был рад заплатить названную сумму. Помню, в 2002-м это было £350 в день. Я промямливал примерно такую цифру, не очень-то понимая, насколько мои расценки соотносятся с чужими и как бы это узнать. Не помню почему, но в какой-то момент я подумал, что, вероятно, недооцениваю себя.

Миновало уже два года, отчасти, наверное, дело было в этом, но меня не покидало ощущение, что доход должен понемногу вырастать каждый год, хотя бы вместе с инфляцией».

Новая цена была опробована, когда Майк осторожно назвал ее одной из своих первых клиенток. Они хорошо ладили, так что он справедливо считал, что если она посчитает его запросы чрезмерными, то их отношениям придет конец. Майк собрался с духом, прежде чем дать объяснения повышению цены, и каково же было его удивление, когда клиентка ответила: «Я давно хотела поговорить об этом, – сказала она, – потому что мне неловко за то, сколько мы вам платим. Вам следовало бы брать дороже».

К Майку вернулось самообладание, и он уверенно обозначил новую новую цену. «Чуть выше», – предложила она. Растерявшись, Майк последовал ее совету, и они сошлись на итоговой цифре.

«Это был самый великодушный совет из тех, что мне давали клиенты, особенно если учесть, что это был ее собственный бизнес, а следовательно, она платила из своего собственного кошелька. Конечно, все сводилось к тому, что я существенно недооценивал себя в сравнении с рынком, но она вовсе не была обязана указывать на это».

Та беседа не просто изменила доход Майка, она придала ему больше уверенности в его работе и в ведении дел с клиентами. Можете себе представить, насколько горячо предан он был той клиентке с тех пор.

«Всегда трудно совершать скачок к новой расценке. Вы внезапно чувствуете, что от вас начнут шарахаться, как от чумного, и вы останетесь без клиентов. Судя по моему опыту, этого не произойдет. Худшее, что может случиться, это если кто-то скажет: „Не смешите, это слишком дорого.“

Мой метод состоит в том, что когда вы достигаете уровня, на котором люди хором говорят: „Это несколько больше, чем мы рассчитывали. А это гибкая цена?“, думаю, это как раз то, что нужно».

Неважно, у скольких людей вы попросите помощи, назначая свою цену, важнейший фактор – это убежденность в своем таланте. Помните, клиенты будут искать дизайнеров, которые предстанут перед ними уверенными, достойными уважения, талантливыми, опытными, вызывающими доверие и увлеченными своей профессией – дизайном. В точности таких, как вы. Эти черты требуют многих лет тренировки, они не приходят так просто, хороший клиент это понимает. Так что перед отправкой сметы всегда спрашивайте себя, достаточно ли высоко вы подняли планку.

Глава 17
Условия договора

На заре своего индивидуального предпринимательства прописывать все детали сотрудничества я считал делом слишком хлопотным. Я просто старался как можно доходчивее разъяснить все своим клиентам и не желал взваливать на себя бумажную работу и постановку подписей.

Но затем неминуемо настал черед проектов, когда от меня ждали, что я сделаю нечто большее, чем было оговорено в самом начале. Подобные ситуации возникали, потому что условия договора не были прописаны, не были обозначены конкретные, заверенные подписью услуги.

В одном случае мой клиент без конца требовал переделать работу заново. Я получал эти приказы ежедневно несколько недель подряд, пока не стало очевидным, что нет ни единого способа удовлетворить этого заказчика. Вдобавок всю мою прибыль с этого проекта съело время, которое я потратил на него.

Этого можно было избежать, задай я набор определенных ограничений по проекту – что-нибудь, под чем клиент поставил бы свою подпись с самого начала. Пусть даже проект собьется с курса, у вас на руках будет документ, который обезопасит вас.

Pear Deli и дамоклов меч

Дизайнеру из Орегона Вону Глитчке урок по заключению договора дался очень тяжело. (Имена в нижеследующей истории изменены.)

В 2007-м он работал по субподряду с небольшой креативной фирмой, расположенной в Нью-Йорке. Когда бы им ни потребовался логотип, пиктограмма, иллюстрация или еще что-нибудь, они обращались с этим к Вону. Он работал над различными проектами с творческим директором фирмы Ирвином почти год, пока Ирвин не оставил агентство и не устроился на новую работу творческим директором в нью-йоркском отделении сети бакалейных магазинов под названием Pear Deli.

«В конце 2008-го Ирвин решил заказать мне 45 пиктограмм для обозначения продуктов, которые предполагалось использовать для оформления вывесок во всех магазина Pear Deli, – рассказывает Вон. – Я выслал смету, и Ирвин дал добро. Поскольку я уже работал с ним раньше, то не потребовал с него расписку и не побеспокоился о договоре. Все было согласовано по почте или устно по телефону».

Вон подготовил серию иллюстраций, выслал окончательные версии и выставил счет. Это было в октябре. В январе 2009-го он получил письмо, в котором Ирвин просил Вона сделать еще две картинки, чтобы дополнить серию. Вон согласился и ответил Ирвину, что с финальными изображениями он вышлет на них счет. Ирвин не возражал.

 

 

«Спустя еще месяц я обнаружил, что первоначальный счет просрочен уже на 90 дней, – вспоминает Вон, – так что отправил Ирвину письмо, однако ответа так и не дождался. Несколько недель спустя я отправил следующее. Снова безответное. В тот момент я был занят другим проектом, и оплаты не последовало и через месяц. Я решил позвонить в Pear Dali и поговорить с Ирвином напрямик».

Но оказалось, что Ирвин больше не работает в компании. Вон сказал, что хочет обсудить задолженность, и его переключили на кого-то другого. Тот человек ответил ему, что не было никакого счета, и потребовал, чтобы он написал ему лично, что Вон и сделал.

«В ту неделю ответа так и не последовало, – рассказывает Вон, – поэтому я отправил еще одно, и снова безуспешно. Я позвонил в Pear Deli и оставил сообщение о задолженности – снова ничего. Прошел еще месяц, и мне удалось поговорить еще с кем-то из Pear Deli. Мне сказали, что нигде не зафиксировано, что я выполнял для них какую бы то ни было работу, и отказались обработать мой счет».

В течение следующих нескольких дней Вон разыскал Ирвина и попросил его позвонить в Pear Deli и прояснить ситуацию, чтобы Вону оплатили выполненную им работу, которая в общей сложности стоила более $4000. Ирвин сообщил Вону контакты владельца в Pear Deli, но повторные попытки по электронной почте и по телефону снова не увенчались успехом. На тот момент шел уже восьмой месяц с того дня, как Вон выставил первый счет, так что он пребывал в расстройстве. Он продолжал получать уклончивые ответы и решил отправить счет в агентство по сбору платежей, чтобы хоть как-то компенсировать проделанную работу.

«Выяснилось, что по некоторым нью-йоркским законам я не могу взыскать выплату, находясь в другом штате, и что я должен обратиться в агентство по сбору платежей в Нью-Йорке, чтобы оно представляло мои интересы, –рассказывает Вон. – Одно из них находилось вниз по улице от головного офиса Pear Deli, там согласились взяться за мое дело».

Прошло еще два месяца, и агентство не сумело добиться от Pear Deli погашения долга. В агентстве сказали, что единственный способ получить деньги – подать иск в местный суд. Это стоило $95, и в этом агентство могло поспособствовать. Вон согласился, и заявление было подано. На дворе стоял сентябрь 2009-го.

В январе 2010-го, спустя еще три месяца по-прежнему без компенсации, Вон получил письмо от адвоката Pear Deli, в котором сообщалось, что против него подан иск на $250 000 по обвинению в оскорблении и вымогательстве. Сторона настаивала на том, что Вон не имеет права требовать с них выплату, потому что в Pear Deli его никогда не нанимали.

«И вот теперь я был в шоке – вспоминает Вон. – Как же так! Я выполнил иллюстрации, я выслал их, человек, с которым я работал, был в курсе, а теперь они говорят, что все это неправда?! Я снова связался с Ирвином и попросил его найти подтверждение того, что я выполнял заказ Pear Deli, когда он был там творческим директором. Но тот ответил, что не желает впутываться в эту историю.

Я поговорил со своим бизнес-адвокатом, и он расценил письмо как прием запугивания. У Pear Deli кошелек значительно больше моего, вот они и рассудили, что лучше постращать меня, чем выплатить мне то, что должны. Мой адвокат возмутился, почему у меня нет грамотного договора, и мы порешили составить его, чтобы я мог использовать его в дальнейшем.

Так как официальное письмо пришло из юрисдикции Нью-Йорка, мой адвокат не мог на него ответить, и я должен был обратиться к адвокату агентства по сбору платежей, который, к счастью, сказал, что все уладит, только я должен отозвать иск. Я так и поступил, все это и впрямь меня достало. Вся эта история была какой-то сюрреалистичной, и я злился на себя, как я мог допустить, чтобы подобное произошло».

На следующий день Вон поговорил с одним из своих друзей-дизайнеров в Нью-Йорке, который согласился заглянуть в один из магазинов Pear Deli, чтобы обратить внимание на вывески. В тот же день Вон получил от него письмо с тремя прикрепленными файлами, каждый из них представлял собой фотографию вывески Pear Deli, на которой красовалась работа Вона.

«Как соль на открытую рану, – рассказывает Вон. – В голове начали роиться мысли. Как такое возможно? Как можно лгать настолько открыто, будто так и надо? Я был просто в ярости, но при этом ощущал, насколько незавидно мое положение. Мне вовсе не хотелось ворошить осиное гнездо, ведь над моей головой мог оказаться дамоклов меч на сумму $250 000. Я не мог апеллировать к договору и знал, что в этом и заключается проблема.

Я связался со своим адвокатом по авторскому праву, чтобы понять, можно ли рассмотреть дело под этим углом, однако это грозило обойтись в итоге еще дороже, чем они потребовали, к тому же без гарантий. Я был недоволен тем, как все сложилось, тем не менее решил: век живи – век учись и плюнул на все это.

Через следующие несколько месяцев я разработал форму договора для своего бизнеса, который отныне использую в работе с клиентами. Мне больше нравится термин „соглашение о сотрудничестве“. Он звучит гораздо дружелюбнее и не вызывает предубеждений, которые связаны со словом „договор“. Когда я работаю с крупными рекламными агентствами, то обычно подписываю их договоры. Когда работаю с небольшими фирмами и владельцами малого бизнеса – использую собственную форму.

«Индивидуальный договор, написанный для вашего бизнеса, будет стоить вам от $500 до $1500 или более – это оплата услуг юриста, который потратит время на адаптацию универсальной формы договора к вашим нуждам. Но не надо считать это затратой. На самом деле это инвестиция, и ей цены нет в том, что касается защиты от нечистых на руку граждан, выискивающих, как бы нанести вам ущерб, используя вашу работу в своих интересах».

Болезнь роста

Когда Джонатан Селиков только распахнул двери своей нью-йоркской студии Selikoff+Company, большая часть его работы и прибыли проистекала из работы на другие дизайн-агентства. Цель Джонатана состояла в том, чтобы со временем уйти от такого положения вещей, построив базу собственных клиентов, чтобы расти вместе с ней, заниматься созданием их брендов и поддерживать их рост.

«К счастью для меня, – говорит Джонатан, – клиент материализовался в блоге в форме поста о поиске кого-нибудь, кто бы разработал айдентику и упаковку для новой медицинской продукции. Я выслал предложение, набросал креативный бриф и проделал все соответствующие шаги, кроме отсылки потенциальному клиенту договора. Просто я был так рад возможности получить того самого клиента, которого искал – новую компанию с отличной идеей и сильной концепцией своего будущего бренда, – что не учел риски, присущие стартапу».

Клиент Джонатана достиг общенациональной дистрибуции своего продукта, успех был в основном обеспечен удачной айдентикой и упаковкой (которые продвинули их в быстро развивающуюся категорию). По мере того как росла компания, ей требовались все новые материалы: каталоги, рекламные листовки, веб-сайт и реклама. В итоге стороны стали сотрудничать на постоянной основе. Быстрый рост продолжался, и клиент запустил новую продукцию, охватив розничную сеть в других странах и имея насыщенную программу участия в отраслевых выставках, так что у Джонатана была большая загрузка и он рос вместе с бизнесом клиента.

«Звучит как сказка, правда? – говорит Джонатан. – К несчастью, у компании не хватало финансирования, чтобы поддерживать стремительный рост, и трудности возникали как с производством достаточного количества продукции, так и с соответствующей маркетинговой поддержкой. Денежный поток набрал обороты, но самих денег мы не видели, и в конечном итоге компания задолжала нам за огромные объемы работы. Без договора мы не могли быть уверены, на каких условиях мы работаем с ними, и были лишены возможности отстаивать свои права в суде».

Джонатану повезло: клиенты оказались порядочными людьми и понемногу платили. В середине этой истории он подготовил запуск новой продукции, но на этот раз потребовал 50 процентов в качестве задатка и не высылал окончательные файлы до тех пор, пока не был выплачен остаток. Этот новый проект, разумеется, был отражен на бумаге в форме утвержденного плана.

«Мы поддерживаем хорошие отношения с этой компанией и ее руководством, – говорит Джонатан, – однако мы извлекли из этой истории определенные важные уроки, к которым некоторые молодые дизайнерские фирмы приходят трудным путем. Всегда имейте на руках договор, проводите мониторинг состояния бизнеса, и когда платежи замедляются или прекращаются, не слушайте обещания и откладывайте работу в сторону».

Что предусмотреть

С помощью некоторых близких коллег я скроил набор положений и условий договора, с которыми должны согласиться все мои клиенты, прежде чем я начну какую бы то ни было работу по их проектам. Документ, содержащий эту информацию, отсылается им по электронной почте с местом для их подписи и постановки даты внизу.

Вы можете неожиданно столкнуться с клиентами, которые захотят изменить ваши условия. Такое произошло со мной лишь однажды (то был особый случай), и не думаю, что то было простое совпадение, но я так и не получил всю сумму даже по окончании работы (дело не в новых условиях договора, а в трудном клиенте, который и не собирался выплачивать всю сумму целиком). Этот проект научил меня видеть в поправках красный флажок.

Вы можете взять приведенные далее условия за основу или отредактировать их в соответствии со своими задачами.

Нелишней будет консультация юриста, ведь нужно удостовериться, что договор составлен в ваших интересах.

Права и право владения

Права: Заказчику передаются исключительные права на результаты оказанных услуг, предоставляемых дизайнером, кроме случаев использования этих результатов в рекламных целях самим дизайнером. Права на воспроизведение завершенных произведений дизайна, созданных дизайнером в рамках настоящего договора, гарантированы заказчику с момента оплаты исполнителю полной стоимости услуг.

Заказчик получает полные передаваемые права на бренд-айден-тику.

Заказчик получает полную лицензию на тиражирование произведений.

Передача исключительных прав: Заказчику передаются в полном объеме исключительные права на все произведения, созданные в процессе выполнения работ по настоящему договору, с момента оплаты полной стоимости услуг.

Трехстороннее соглашение: Дизайнер имеет право заключать соглашение с творческими профессионалами для предоставления услуг, таких как веб-разработка, фотография и создание иллюстраций. Любые трехсторонние соглашения предполагают передачу заказчику прав на воспроизведение в полном объеме. В случае, когда привлечение третьих лиц увеличивает стоимость работ, предварительно необходимо получить на то согласие заказчика. Проект не может быть начат, если существует вероятность, что для выполнения проекта может потребоваться участие третьих лиц. Подобные условия должны быть урегулированы до начала проекта, кроме случаев, когда по требованию заказчика их рассмотрение переносится на более поздний срок.

Взаимодействие

Дизайнер может быть доступен по телефону с понедельника по пятницу с 9 до 17 часов. Желательно использование Skype. Основное общение дизайнера и заказчика происходит посредством электронной почты, что позволяет обеим сторонам соблюдать определенные требования к дизайну и вносить потенциальные изменения.

График оплаты

Заказчик выплачивает 50 процентов от общей стоимости в качестве аванса перед началом работ. Работы начинаются с момента внесения заказчиком аванса. Авансовый платеж не возвращается. Оставшиеся 50 процентов выплачиваются дизайнеру по окончании работ и перед тем, как окончательные произведения будут переданы заказчику.

Задержка оплаты

В случае задержки оплаты более чем на 30 дней с заказчика взыскиваются пени в размере 5 процентов от общей стоимости. Эти 5 процентов будут начисляться каждые 30 дней до тех пор, пока дизайнеру не будет выплачена полная стоимость услуг.

Расторжение договора

Если после начала проекта общение с заказчиком (при личной встрече, по телефону, посредством электронной почты) прекращается в 180-дневный период, договор может быть расторгнут, в этом случае авторские права на созданные произведения сохраняются за дизайнером. В случае расторжения договора с заказчика взыскивается неустойка, а также оплата произведенных работ в зависимости от степени их готовности. Штраф не должен превышать 110 процентов от общей стоимости проекта.

Прочие условия

Образцы: Дизайнер предоставляет заказчику образцы печатного дизайна, составляющего предмет настоящего договора. Такие образцы должны быть представлены в высоком качестве. Дизайнер имеет право использовать данные образцы в публикациях, на выставках и для прочих маркетинговых целей.

Дизайнер имеет право сфотографировать готовые произведения или инсталляции и использовать эти фотографии в публикациях, на выставках и для прочих маркетинговых целей.

Конфиденциальность: Если какие-либо элементы каких-либо материалов или какая-либо информация, предоставленные заказчиком, или какие-либо детали проекта являются конфиденциальными, заказчик обязан письменно проинформировать об этом дизайнера до начала проекта.

Правовая защита: Клиент обязуется предоставить дизайнеру возмещение, защиту и неприкосновенность от претензий и любых притязаний, потерь, оснований для возбуждения иска, ущерба, судебных издержек, в том числе гонорара адвоката, но только соразмерно стоимости произведений, предоставленных дизайнером и явившихся результатом тяжбы.

Нередкие случаи

Йен Вадас, дизайнер из Сан-Франциско, тоже рекомендует включить взыскание неустойки (или так называемого неполного гонорара) за расторжение договора – пункт в вашем

договоре, в котором говорится, что если клиент сворачивает проект на середине, он должен выплатить штраф. Недавно у Йена был проект как раз с таким исходом.

«Заказчик решил остановить проект, когда было сделано уже 80 процентов работы, – рассказывает Йен. – Авансом мне была выплачена половина, но я потратил кучу времени, чтобы закончить работу, плюс лишился оставшейся части оплаты для завершения проекта. Если бы я включил выплату неустойки в свой договор, это побудило бы клиента продумать проект заранее».

Патрисия Шефер, график из Хьюстона, довольно быстро научилась всегда требовать вперед 50 процентов за дизайнерские услуги.

«Заказчики, которые отказываются платить аванс за творческую работу, обычно те, кто не собирается платить вам вовсе, – говорит Патрисия. – Это знание тяжело далось нам, особенно когда такими клиентами оказывались друзья, как личные, так и профессиональные. Они говорят вам, что вот другие дизайнеры не требовали от них платить вперед, или оскорбляются, что вы им не доверяете. Если вы им нужны, они заплатят, так что лучше гнуть свою линию, чем прогибаться и собирать мысли в кучу, когда вас используют, не заплатив ни гроша. Уж поверьте, я знаю, о чем говорю».

Другой урок, который выучила Патрисия, – это необходимость (и я отразил это в пункте «Передача исключительных прав» в своем шаблоне договора) оговорить, что авторские права на созданные произведения принадлежат автору до тех пор, пока они не будут оплачены заказчиком полностью. Этот пункт также стимулирует клиента своевременно оплатить работу, чтобы иметь возможность использовать произведения без последствий.

Вот один случай, который вспоминает Патрисия из начала своей карьеры. Она сделала грубый набросок наклейки на бампер для радиостанции. Ее попросили представить на рассмотрение дизайн, набросать его для программного директора на каком-нибудь клочке бумаги прямо на месте. «Мне пообещали заплатить, но о чем я только думала! – восклицает Патрисия. – Следующее, что я узнала, было то, что все эти прекрасные новые наклейки на бампер были отпечатаны по моему грубому наброску один в один, да еще и в неоновом зеленом и желтом на майларовой пленке. Самое противное, что все ругали меня за качество рисунка! Это был грубый набросок, идея, проба, ему еще далеко было до финального дизайна, который я планировала. И уж конечно же, я бы не порекомендовала использовать такие цвета на таком материале».

В этом конкретном случае Патрисия научилась двум важным вещам: получить задаток и тогда же получить всю информацию, включая детали о способе печати (чтобы тут же дать свои рекомендации, если потребуется).

За более чем 15 лет в бизнесе только один клиент Патрисии отказался иметь с ней дело по причине правила 50-процентной предоплаты.

«Я категорически против бесплатной работы в любых ее проявлениях, – говорит Патрисия. – У нас у всех свои причины выполнять работу pro bono, но даже самая незначительная дизайнерская работа на некоммерческой основе может быть выполнена по бартеру, даже если это реклама ваших услуг в социальных сетях или благодарственное упоминание вашего имени в рекламных материалах клиента. Продать себя – дело нехитрое, только не отдавайтесь за так, никогда».

В конечном счете включение условий сотрудничества в свой производственный процесс нужно в большей степени для того, чтобы убедиться, что ваши клиенты знают, что они получат, а чего не получат за свои деньги. К примеру, если вы разрабатываете веб-сайт, вы ли будете его обновлять? Если нет, это должно быть отражено в договоре. И забудьте о нерешительности, когда клиент вечно требует внесения мелких поправок (чем больше мелких поправок, тем больше времени вы теряете).

Завершим эту главу напутствием Вона Глитчки:

«Как бы вы это ни называли – договором, соглашением или контрактом или детализацией сметы, необходимо, чтобы клиент поставил свою подпись под ним, прежде чем проект начнется. Ключевые моменты здесь: достижение общего понимания, слаженные взаимоотношения между вами и вашими клиентами, а также понимание, для чего вас наняли, что вы должны создать, сколько вам заплатят за ваше произведение и кому в итоге будет принадлежать окончательный продукт».

Глава 18
Как выгодно преподнести свою работу

Не имеет значения, насколько совершенно ваше произведение. Если вы не сможете представить его клиенту так, чтобы он был им пленен, то рискуете услышать в ответ «нет».

Вопреки распространенному верованию хороший дизайн не продает себя сам. Вам нужно показать заказчику, что вы изучили его задачи и хорошо их понимаете, а затем как следует увязать это со своим дизайном.

Поделюсь с вами несколькими важными советами относительно того, как представить результат своей работы клиенту, – попробуйте воспользоваться ими уже сейчас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.062 с.)