Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От эмоций, но самая что ни На есть

Поиск

НАСТОЯЩАЯ

Почти любое нарушение работы организма эмоциональ­ной, психологической или органической природы способно вы­звать головную боль. Наиболее распространенные причины голов­ной боли у детей — вирусная или бактериальная инфекции (лока­лизованные где угодно), аллергии, нарушения обмена веществ, травмы, а также психологический или эмоциональный стресс.

Сама по себе головная боль в лечении обычно не нуждается. Его, как правило, требуют болезнь или травма, которые эту боль вызывают. Когда ребенок жалуется на боль в голове, первым делом надо найти ее причину. В большинстве случаев у родителей это по­лучается быстрее и эффективнее, чем у врачей.

Врачи для обнаружения причин головной боли используют данные статистики. Сначала врач расспрашивает ребенка и роди­телей, пытаясь выяснить, не связанали боль с сильными пережива­ниями и волнениями. Если выявить эмоциональный источник бо­лезненного состояния не удалось, а осмотр ничего не дал, врач на­значает серию анализов для исключения и подтверждения других причин. Основываясь на статистике возможных причин головной боли, доктор будет исключать одну причину за другой, начиная с самой распространенной. Если и это не принесет результата, он, скорее всего, решит, что головная боль вызвана неким эмоцио­нальным или психологическим стрессом, пропишет болеутоляю­щее средство вроде парацетамола (панадола) или аспирина и по­просит родителей пронаблюдать, не появятся ли дополнительные симптомы.

Мой опыт говорит, что в 85-90 процентах случаев причину го­ловной боли ребенка можно обнаружить на основании анамнеза. Чтобы понять, нет ли у ребенка гриппа или простуды и не про­изошло ли с ним чего-то, что могло его расстроить непосредствен­но перед появлением боли, врач не нужен. Определить причину боли, как я уже говорил, лучше удастся вам, родителям. Только вы имеете возможность постоянного, круглосуточного наблюдения за поведением и реакциями ребенка. Вам, в первую очередь, извест­ны события, способные привести ребенка к психологической или эмоциональной травме. Вы знаете, как обычно ведет себя ваш ре­бенок, и в большинстве случаев чувствуете, что именно его беспо­коит. Короче говоря, у вас есть опыт и знания, необходимые для выявления психологических и эмоциональных причин головной боли, а у врача ничего этого нет. Все, что у него есть, — это мини­мальная информация, которую вы и ваш ребенок сообщили ему на приеме.

Именно поэтому, заслышав жалобу на головную боль, не бегите к доктору, а внимательно понаблюдайте за ребенком. В случае с малышом учтите, что не всегда, когда вы слышите «у меня болит головка», речь идет о головной боли. Вы не представляете, сколько малышей приводили ко мне для лечения головной боли на основа­нии детских жалоб, и оказывалось, что дети имели в виду лишь то, что во время игры в песочнице их стукнули по голове игрушкой!

КАК НАЙТИ ПРИЧИНУ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Поиски причины головной боли начните с ответа на сле­дующие вопросы.

1. Нет ли у ребенка симптомов простуды или гриппа, описан­ных в 10-й главе? Если они есть, можете считать головную боль еще одним симптомом одной из этих болезней, не требующим ни­какого лечения.

2. Не было ли падения или удара головой перед жалобами на го­ловную боль? Сопровождались ли эти события потерей сознания? Если сопровождались или присутствуют другие тревожные сим­птомы, такие, как головокружение и потеря ориентации, звоните врачу или, еще лучше, везите ребенка в больницу. Если травма произошла не на ваших глазах и вы не знаете, была ли потеря соз­нания, на всякий случай позвоните врачу.

3. Не было ли в последнее время в рационе ребенка новых про­дуктов, которые могли оказаться аллергенами? Не переехали ли вы в местность с другой растительностью, с которой ребенок прежде не соприкасался?

4. Когда головные боли у ребенка замечены впервые? Не пред­шествовали ли первому случаю головной боли неприятные, пугаю­щие или травмирующие психику события?

5. Не появляются ли головные боли каждый день в одно и то же время? Нет ли связи между головной болью и ожиданием како­го-либо события — занятий в школе, уроков музыки и так далее?

6. Нет ли в близком окружении ребенка человека, который гово­рит о головной боли, когда стремится избежать ответственности или хочет внимания и сочувствия?

7. Каких неприятных или трудных обязанностей, пугающих со­бытий или заданий ребенку удавалось избежать из-за головной боли?

8. Как «вознаграждались» предыдущие случаи головной боли? (Вспомните и о проявлениях повышенного внимания и заботы.)

Более конкретные потенциальные причины головной боли по­могут выявить дополнительные вопросы.

• Не было ли в недавнее время событий, которые могли травми­ровать ребенка эмоционально? Например, смерть близкого челове­ка, ссора родителей с угрозой развода.

• Не могла ли спровоцировать головную боль неприятная или пугающая ситуация? Например: страх возможной драки с однокласс­ником или наказания в школе за несделанные уроки, боязнь пред­стоящей контрольной.

• Не могли ли стать причиной головной боли недавние переме­ны образа и условий жизни или иные обстоятельства? Например: разлука с друзьями или родственниками, переезд в новый дом и связанное с этим расставание с приятелями, необходимость заво­дить новых друзей, болезнь во время отдыха, начало отопительно­го сезона.

• Не вызвана ли головная боль желанием избежать ответствен­ности? Не позаимствовал ли ребенок этот «симптом» у родствен­ника или близкого человека, регулярно жалующегося на головную боль с целью избежать выполнения каких-либо обязанностей? Так, если ребенку пришлось мыть посуду одному, поскольку обычно помогающая ему в этом тетушка Мейбл пожаловалась в нужный момент на головную боль, он быстро сообразит что к чему!

• Какие события совпадают по времени с началом и исчезнове­нием головной боли? Например, если ребенок жалуется на голов­ную боль за завтраком, но она проходит, как только ему разрешают пропустить школу, можно заподозрить, что у него проблемы в школе — с учителями или товарищами.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ РЕАЛЬНЫ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫЗВАНЫ

ЭМОЦИЯМИ

Никогда не забывайте, что головная боль, вызванная эмо­циональными, а не органическими причинами, не менее реальна. Обычная фраза взрослых: «У меня от тебя голова болит» часто бо­лее чем выражение раздражения. Поведение окружающих, беспо­койство, страх, гнев — весь спектр человеческих эмоций — могут время от времени порождать у взрослых и детей самую настоя­щую, неподдельную головную боль.

Если вам удалось обнаружить причину головной боли ребенка в его чувствах, врач не понадобится. Здесь требуется сознательное, сострадательное родителъство. Создайте вокруг ребенка атмо­сферу любви и понимания, будьте предельно заботливы и внима­тельны, поддерживайте его психологически и морально. Именно в этом он нуждается. Болеутоляющие таблетки вроде панадола не заменят необходимого ребенку эмоционального тепла.

Во многих случаях терпеливое наблюдение и анализ предшест­вовавших событий позволят найти причину головной боли. Если этого не произойдет, продолжайте наблюдать за ребенком, чтобы вовремя заметить возможные дополнительные симптомы: темпе­ратуру, рвоту, кашель, сыпь, нарушение зрения, потерю веса, хро­ническую усталость, вялость и любые другие, нехарактерные для нормального состояния.

Важно и то, где головная боль локализована. Так, боли в перед­ней части головы указывают на инфекцию в носовых пазухах. U ней же скажут желтые или зеленые выделения из носа. Эта бо­лезнь обычно проходит сама, и лишь при нестерпимой головной боли можно дать ребенку ограниченное количество панадола. Не помешает включить увлажнитель воздуха: это позволит открыть носовые проходы, что облегчит дыхание. Обильное питье предот­вратит обезвоживание. Если и после этого головная боль останется невыносимой, придется обратиться к врачу за более сильным боле­утоляющим — кодеином. Я не люблю прописывать это лекарство: как любой другой наркотик, оно вызывает привыкание и имеет ряд побочных эффектов, некоторые из которых серьезны. Однако ог­раниченное использование кодеина для облегчения острой боли я считаю допустимым.

Если приступы головной боли повторяются, на смену постоян­ному лечению должна прийти профилактика. Возможно, все дело в аллергии на продукты питания или элементы окружающей сре­ды? Попытайтесь определить аллерген — сами или с помощью компетентного специалиста. Такого, например, как доктор Терон Рандольф из Чикаго, возглавляющий группу Лига действия за эко­логию человека, автор замечательной книги «Альтернативный подход к аллергии». У него, кстати, есть список хороших специа­листов в этой области. Написать ему можно по адресу: P.O. Box 1369, Evanston, IL 60204, а позвонить — по телефону (312) 864-0995[8].

Учтите и то, что передние носовые пазухи не развиваются до шести лет, поэтому если на головную боль жалуется ребенок млад­ше этого возраста, синусит вряд ли будет ее причиной. Еще одно предупреждение: не перевозите на самолете ребенка с проблемами носовых пазух, потому что они могут усилиться от перепадов давления.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ

Боль в затылке чаще всего вызывается эмоциональным на­пряжением. Если болит одна сторона головы, возможно, это миг­рень, хотя у детей она бывает редко и практически никогда — до десяти лет. Мигрень — болезнь наследственная, ею обычно

страдают несколько членов семьи. Приступы боли нередко сопро­вождаются рвотой и проходят после нее. Лекарств от этого состоя­ния не существует, кроме анальгетиков. Исследовать надо и воз­можность аллергии.

Если ваши наблюдения ни к чему не привели и причина голов­ных болей, продолжающих ребенка мучить, не выявлена, пора об­ращаться за медицинской помощью. Не огорчайтесь, время и уси­лия потрачены не напрасно: врач получит ценную информацию, которая пригодится для установления диагноза.

Помощь врача нужна и при появлении дополнительных сим­птомов, не характерных для простуды, гриппа или других обычных заболеваний.

При встрече с врачом подробно расскажите о своих поисках и результатах — это необходимо для сбора анамнеза. Если врач не проявит к рассказу интереса или не пожелает вас выслушать, воз­можно, пришла пора с ним попрощаться.

После беседы с вами врач должен тщательно осмотреть ребенка с головы до ног. Осмотр «по всем правилам» включает следующее.

• Осмотр глазного дна с помощью офтальмоскопа для выясне­ния состояния сетчатки. Осматривая нервы и кровеносные сосуды глазного дна, врач может заметить признаки сосудистых заболева­ний или повышенного внутричерепного давления — одного из симптомов опухоли мозга. Такие опухоли у детей — явление ис­ключительно редкое и, если возникают, проявляют себя рвотой и слабостью (обычно ранним утром эти симптомы более выраже­ны), обмороками, головокружением, нарушениями зрения и други­ми неврологическими проблемами. Опухоли мозга у детей на­столько редки, что в списке возможных причин головных болей стоят в самом конце.

• Осмотр барабанных перепонок и внешнего слухового канала отоскопом, позволяющий заметить разрыв барабанной перепон­ки, инфекцию и инородные тела. Маленькие дети часто засовыва­ют в уши мелки, бобы, бусины и другие мелкие предметы, которые могут вызвать инфекцию и, следовательно, головную боль.

• Измерение давления с использованием маленькой, подходя­щей ребенку, манжеты. Повышенное давление может указывать


на проблемы почек, некоторые виды опухолей и сосудистые нару­шения.

• Тщательное неврологическое обследование, во время которо­го проверяются рефлексы (с помощью специального молоточка) и работа органов чувств (с помощью булавок, щеток и камерто­на). Сухожильные и остальные рефлексы в норме одинаковы на обеих конечностях. Отсутствие одинаковых рефлексов на обеих руках и ногах может указывать на нарушения со стороны цен­тральной или периферической нервной системы, заболевания по­звоночника, возможность опухоли мозга и другие неврологиче­ские проблемы.

• Выслушивание стетоскопом сердца, легких и — немаловаж­но — пульса в разных частях тела. Оно может выжить болезни сердца, легких и сосудистые нарушения.

• Тщательный визуальный осмотр, изучение всех (или многих) частей тела и проверка состояния печени, щитовидной железы и лимфатических узлов.

Такой осмотр нужен каждому больному ребенку, но, к сожале­нию, не все дети его получают. Педиатры обычно записывают на прием так много пациентов, что вынуждены экономить время на всем, включая сбор анамнеза и осмотр. Собственно, многие врачи к осмотру относятся просто халатно. Впервые мне пришлось это наблюдать в период моей интернатуры в чикагской больнице Кука, где проходили обучение будущие специалисты. Частью экзамена кандидатов был осмотр лежачего больного, и часто они не обнару­живали, например, что у пациента деревянная нога, потому что не трудились откинуть одеяло, которым он был укрыт! А в отделении скорой помощи мне попался пациент с диагнозом «коронарный инфаркт», переведенный из другой больницы. Сняв с него куртку, я обнаружил ножевое ранение!

НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ ВРАЧУ ВОПРОСЫ

Итак, если осмотр проведен поверхностно, а ваш право­мерный вопрос: «Почему?» вызвал у врача раздражение или ответ вас не удовлетворил, значит, пришла пора подыскать доктору за­мену. Вы вправе не давать никаких объяснений, но если все-таки

захотите что-то пояснить, скажите, что следуете моим советам из этой книги. То-то он разозлится!

Вернемся к основной теме нашего разговора. Не найдя причину головной боли на основе анамнеза и осмотра (и даже найдя), врач наверняка предложит сделать некоторые анализы. Это будут ана­лизы мочи и крови на скрытые инфекции и такие расстройства об­мена веществ, как диабет. Оба анализа я одобряю, если причины головной боли не найдены. В отличие от большинства других, их результаты достаточно точны. Однако по поводу остальных анали­зов и процедур у меня имеются большие сомнения.

Например, рентгеновское исследование черепа, электроэнце­фалография (ЭЭГ) и компьютерная томография вряд ли будут по­лезны в этом случае, хотя многие врачи слишком их любят и не мо­гут удержаться от назначения. Большинство врачей считают, что делать надо все возможное. Я же придерживаюсь другой позиции и к рентгеновскому исследованию черепа и компьютерной томо­графии отношусь с осторожностью. Эти исследования показаны редко, и их следует избегать, как и любого ненужного облучения. Даже травма головы в анамнезе не является показанием к рентге­новскому исследованию черепа, если только она не сопровожда­лась потерей сознания, неукротимой рвотой или другими симпто­мами, например, потерей памяти или неспособностью фокусиро­вать взгляд.

То же относится и к ЭЭГ. Эта процедура полезна в обнаруже­нии опухолей мозга, сгустков крови и при диагностике эпилепсии, но для большинства иных целей ненадежна. Обычно как инстру­мент диагностики ЭЭГ дает больше ложных результатов, чем ис­тинных. Исследования обнаружили, что 20 процентов пациентов с серьезными и угрожающими жизни неврологическими пробле­мами имели нормальную энцефалограмму, а 20 процентов невро­логически здоровых пациентов обнаруживали ненормальные по­казатели ЭЭГ. В одной из своих книг я привел в пример опыт одно­го исследователя, присоединившего датчики ЭЭГ к манекену с лаймовым желатином в голове. И что вы думаете? Машина объяви­ла, что манекен жив и здоров!

После завершения обследования врач, возможно, рекомендует лекарства. Если причина головной боли найдена, для облегчения со­стояния анальгетики (в ограниченном количестве) использовать допустимо, если же она остается неизвестной, их лучше избегать. Все же риск, связанный с приемом аспирина и парацетамола, дос­таточно высок. Не давайте ребенку и антигистамины, а также пси­хотропные средства, если четкий диагноз не поставлен и врач не может оправдать их употребление. У вас есть полное право, хотя врачу это может и не понравиться, задавать любые вопросы об ожидаемой пользе любых прописанных лекарств и интересовать­ся, сравнима ли польза от них с возможным риском и побочными эффектами.

Объясню, почему я против использования болеутоляющих средств от головной боли при невыясненной причине этого состоя­ния. Боль является сигналом сбоя в работе организма. Прием анальгетиков может убрать боль, но не проблему. Ребенок не вы­здоровеет, но, поскольку боли ощущать не будет, у взрослых про­падет стимул к продолжению поиска причины болезни. Если вы все же решили использовать анальгетики, приготовьтесь к появле­нию дополнительных симптомов. Обычно они возникают до тех пор, пока боль не исчезнет сама собой без всяких лекарств или пока не будет обнаружена и устранена ее причина.

*S Краткое руководство по головной боли

Вот мои советы родителям, дети которых страдают от повторяю­щихся головных болей.

1. Не допускайте головных болей эмоционального характера — окружите ребенка любовью, заботой, теплом и пониманием, поста­райтесь установить с ним доверительные отношения. Это поддержит его морально и в будущем, когда он окажется в трудных ситуациях. Не забывайте ни на минуту, что первоочередная родительская обязан­ность заключается в установлении глубокой душевной связи с ребен­ком и именно ее выполнение больше всего определяет его здоровье и развитие.

2. Не предъявляйте к ребенку слишком суровых требований: страх несоответствия вашим ожиданиям может повредить его здоровью. Дети не могут и не должны нести всей ответственности взрослых. Как кто-то однажды сказал, задача детей — играть и учиться.


3. Если ребенок жалуется на регулярные головные боли и других симптомов недомогания у него нет, постарайтесь найти причину са­мостоятельно. В первую очередь исключите эмоциональные причины и начало простуды или гриппа.

4. В отсутствие иных симптомов нет причины беспокоиться о том, что головная боль является признаком серьезных физических про­блем. К врачу обращаться еще рано.

5. Если ваше беспокойство приводит к тому, что голова начинает болеть и у вас, покажите ребенка педиатру, но внимательно следите за тем, что врач будет с ним делать.

6. Если головная боль не проходит или периодически повторяется в течение нескольких дней, обратитесь к врачу, даже если нет других симптомов.

Когда будете на приеме у врача, проследите, чтобы он тщательно выслушал и записал все, что вы ему расскажете о болезни, и провел осмотр по всем правилам. Ребенку необходимо тщательное обследо­вание, и, если ваш доктор не в состоянии его обеспечить, обратитесь к другому врачу.

8. Задавайте врачу вопросы о целесообразности любых анализов, кроме общего анализа крови и мочи. Избегайте таких процедур, как рентгеновское исследование черепа и ЭЭГ, если нет дополнительных симптомов и не обнаружено ничего необычного при физическом и неврологическом осмотрах. Требуйте объяснения назначений любых других анализов, которые врач предложит. Если это вызовет у врача раздражение или он уйдет от ответов, подумайте, надо ли ему дове­рять здоровье ребенка.

9. Отказывайтесь от любых лекарств, кроме легких анальгетиков для кратковременного облегчения боли, если причина боли не обнару­жена и нет специфических показаний именно к этим препаратам. Не допускайте приема лекарств «на всякий случай». В тоже время на­стаивайте на том, чтобы врач продолжал пристально следить за физи­ческим и неврологическим состоянием ребенка, и будьте готовы к по­явлению дополнительных симптомов. Они помогают выявить причи­ну головной боли.

10. Если вам известно, что головная боль вызвана травмой головы, сопровождавшейся потерей сознания, или если у ребенка головокру­жение, спутанность сознания или потеря координации движений, вези­те его в больницу. То же самое относится и к травмам, произошедшим не на ваших глазах, когда вам неизвестно, была ли у ребенка потеря сознания.


«У МЕНЯ БОЛИТ ЖИВОТИК!»

Боль в области живота, наряду с температурой и просту­дой, — ведущая причина бесполезных визитов к педиатру. Это рас­пространенное среди детей состояние редко обусловлено органи­ческими причинами и, следовательно, не является серьезным. Из моего опыта следует, что лишь один из десяти детей, попадаю­щих на прием по поводу болей в животе, действительно нуждается в медицинской помощи.

Если боль в животе не сопровождается другими симптомами, например, рвотой, поносом, потерей аппетита и снижением веса, беспокоиться не о чем. Самое разумное — заняться терпеливы­ми поисками причины дискомфорта. За болью в животе, как прави­ло, ничего особенно серьезного не стоит. Чаще всего она объясня­ется трудностями пищеварения из-за того, что ребенок ест слиш­ком много или слишком быстро. Причины боли могут быть психо­логического или эмоционального характера, ее также вызывают другие заболевания и аллергия на продукты питания, лекарства и химические добавки в пище.

Психологические и эмоциональные причины работают точно так же, как и при головной боли. Например, ребенок регулярно страдает от боли в животе по утрам, когда пора идти в школу. Роди­телям не хочется, чтобы он пропускал уроки, но ребенку так плохо, что ему разрешают остаться дома. Когда родители заметят, что, едва школьный автобус скрывается из виду, боль внезапно исчеза­ет, у них, возможно, появится намерение наказать ребенка за об­ман. Делать этого они не должны. Ребенок не обманывал. Боль была настоящая, но, стоило источнику стресса исчезнуть, она про­ходила — как и должно быть.

Это состояние встречается у детей настолько часто, что имеет свое название — «боязнь (фобия) школы». От таких страхов врачи не спасут. Только родители в силах разобраться, что же такое про­исходит в школе, если от одной мысли о ней ребенок испытывает настоящую, живую боль. Откуда у ребенка страх посещения школьных занятий? Может быть, он терпит насмешки и издева­тельства? Или возникли проблемы с учителями по поводу дисцип­лины? А может быть, его беспокоит возможное наказание за несде­ланные уроки? Или он терпеть не может своего наставника? Или он просто еще очень маленький и ему тяжело находиться в непри­вычной, пугающей обстановке без близких людей? Если вам удаст­ся найти и устранить причину стресса, вполне возможно, что вме­сте с этим исчезнет и боль.

Как и в случае с головной болью, боль в животе может быть вы­звана подсознательным желанием ребенка избежать неприятных заданий или получить внимание и заботу. Если бы больше родите­лей задумывалось над текстом прикрепляемых на бамперах машин наклеек: «Обняли ли вы сегодня своего ребенка?», многие дети пе­рестали бы страдать от регулярных болей в животе.

БОЛИ В ЖИВОТЕ ЧАСТО ВЫЗВАНЫ АЛЛЕРГИЕЙ

Аллергия на продукты питания и химические вещества — еще одна частая причина боли в животе. Непереносимость лактозы — аллергия на коровье молоко — гораздо более распространена, чем думает большинство родителей. Помимо молока, аллергенами для детей и взрослых являются многие продукты питания.

С помощью тщательно спланированной программы вы можете определить, не связана ли боль в животе с аллергией. Обнаружение аллергена потребует времени и усилий и может вызвать протест со стороны ребенка, но, если дело действительно в аллергии, это того стоит. Ваша задача — убирать из рациона ребенка один за другим пищевые продукты и в течение нескольких дней наблюдать, не ис­чезнет ли боль. Если таким образом вы выявите подозреваемый продукт, верните его в рацион и следите, не возникнет ли боль. Если она появится, причина найдена!

Сложнее побороть боль при множественной пищевой аллергии, ведь устранение одного из аллергенов результата не даст. Выявле­ние аллергенов организуйте так: сначала уберите из рациона все подозреваемые продукты, а затем по одному их возвращайте.

Каждый раз, когда боль возобновится, это будет означать, что аллерген установлен. Устранив его из рациона, продолжайте воз­вращение остальных продуктов один за другим, пока таким обра­зом не выявите все аллергены.

В первом случае начинать следует с наиболее вероятных канди­датов в аллергены — продуктов с химическими добавками. Отказ от них означает исключение практически всех промышленно пере­работанных продуктов, включая хлеб, выпечку и даже макароны, и возврат к натуральной пище, приготовленной полностью само­стоятельно. Покупая продукты, внимательно изучайте их состав. Из овощей, фруктов и ягод к возможным аллергенам относятся: помидоры, огурцы, апельсины, абрикосы, чернослив, персики, сливы, виноград и малина. Однако ребенок может проявить инди­видуальную чувствительность и к любым другим продуктам.

Хочу предупредить, что вас ожидает нечто неожиданное. Начав поиск натуральных продуктов повседневного употребления на прилавках магазинов, вы будете неприятно поражены количеством в них химикатов. Напечатанный мелким шрифтом текст на упаков­ках «натуральной» снеди испортит аппетит любому. Как может, например, понравиться суп, приготовленный из карбоната натрия, карбоната калия, триполифосфата натрия, альгината натрия, ди- натрийфосфата, динатрийинозината и динатрийгуанилата? Если бы вы знали, что предложенное вам угощенье содержит эти компо­ненты, то вряд ли решились его попробовать. И правильно бы сде­лали! Однако еда с такими добавками даже любима. Перечислен­ные добавки с невыговариваемыми названиями входят в состав ки­тайских супов быстрого приготовления одной популярной марки!

Все химические красители, консерванты, стабилизаторы и уси­лители вкуса — потенциальные аллергены, не говоря уже об их бо­лее вредном действии. Они — основная причина гиперактивности детей, о которой пойдет речь позже. Этих добавок не так просто из­бежать, но если у вас это получится, вы избавите своего ребенка не только от боли в животе! Запомните, пожалуйста: чем натураль­нее питание в семье, тем здоровее в ней дети.


Я призываю вас стать «пищевыми детективами» по двум при­чинам. Во-первых, ваш врач на это никогда не пойдет. Во-вторых, если удастся распознать и исключить из рациона продукт, причи­няющий ребенку дискомфорт, вы освободите малыша от еще боль­шего дискомфорта и других нежелательных последствий, какими грозит обращение к врачу.

Если у ребенка постоянно болит живот, а в остальном он чувст­вует себя нормально и не имеет других болезненных симптомов, растет, набирает вес, выглядит здоровым, врач не нужен. Ведь боли в животе лекарствами не лечатся. Обеспечьте ребенку мо­ральную поддержку и терпеливо ищите причину недуга в аллергии или эмоциональной сфере.

НАДО ЛИ ЛЕЧИТЬ БОЛЬ В ЖИВОТЕ ЛЕКАРСТВАМИ

Я не рекомендую использовать лекарства, когда ребенок жалуется «на животик». Некоторые родители дают детям бикарбо­нат натрия (пищевую соду) или какой-нибудь продаваемый в апте­ке без рецепта антацид. Такая «помощь» неразумна по двум причинам. Во-первых, когда ребенок говорит, что у него «болит животик», боль может быть в брюшной полости где угодно — в ки­шечнике, почках, других органах, и совсем не обязательно именно в желудке. Антацид в этом случае помочь не может. Во-вторых, если боль действительно вызвана избыточной кислотностью же­лудка, что нехарактерно для детей, сода может принести кратко­временное облегчение, но из-за своего нейтрализующего действия вызовет эффект маятника. Желудок ребенка перейдет на режим по­вышенной выработки кислоты, чтобы компенсировать нейтрали­зованное, и, возможно, кислотность возрастет еще больше. Един­ственно разумным лечением является щедрая доза любви, сочувст­вия, утешения и отвлекающие внимание меры. Если боль имеет эмоциональное происхождение, этого будет достаточно для ее пре­кращения.

Я не хочу сказать, что боль в животе никогда не означает ничего Серьезного. Это один из симптомов более пятидесяти болезней, не­которые из которых даже смертельны. Однако в случае любой из них присутствуют также иные симптомы. Если вы обратитесь к пе­диатру только по поводу боли в животе, есть опасность, что он про­игнорирует возможность пищевого или эмоционального происхо­ждения боли и, основываясь на единственном симптоме, втянет ре­бенка в бесконечный и неоправданный диагностический процесс.

Поскольку боль в животе — симптом очень многих болезней, врач может навязать поистине неограниченное количество всевоз­можных анализов. Многие из них имеют весьма сомнительную на­дежность, что чревато ошибочным диагнозом, многие же — болез­ненны и травматичны для ребенка и, следовательно, для вас. Прак­тически все анализы небезопасны, а некоторые имеют свою стати­стику смертности. И самое главное: в отсутствие дополнительных симптомов ни один из них не нужен.

Следует опасаться и риска госпитализации ребенка для прове­дения исследований и анализов. Многие из анализов требуют спе­циальной подготовки, например, очистки кишечника, которую удобнее проводить в условиях стационара. Это слишком высокая плата, и не только деньгами, за поиски, которые, скорее всего, ока­жутся бесплодными. Помимо опасностей самих анализов и рентге­новского облучения, есть вероятность, что госпитализация трав­мирует ребенка эмоционально. Кроме того, для здорового ребенка существует риск заразиться в больнице какой-нибудь болезнью.

Если у малыша помимо боли в животе есть другие симптомы, такие, как рвота, понос или кровь в стуле, это может означать одно из нескольких заболеваний, наиболее вероятным из которых явля­ется аппендицит.

ДИАГНОСТИКА АППЕНДИЦИТА

Аппендицит чаще всего встречается у лиц мужского пола в возрасте от пятнадцати до тридцати лет, однако он не исключен в любом возрасте, даже в первые несколько недель жизни; встреча­ется он и у женщин. Для маленьких детей это очень опасное забо­левание, поскольку его труднее всего диагностировать, и в боль­шинстве случаев разрыв аппендикса[9] происходит раньше, чем уда­ется поставить диагноз.

Аппендицит почти всегда сопровождается рвотой и температу­рой, однако рвота может быть эпизодической, а температура невы­сокой. На ранних стадиях боль обычно распространяется на весь живот, но уже через несколько часов локализуется в правом ниж­нем квадранте; надавливание на эту область весьма болезненно. Если происходит разрыв аппендикса, боль снова охватывает весь живот. Началу приступа почти всегда предшествует потеря ап­петита.

На приеме у педиатра по поводу аппендицита надо проследить, чтобы он тщательно записал историю болезни и обратил внимание на события, предшествовавшие боли. Осмотр ребенка должен быть очень тщательным. Чтобы обнаружить источник боли, врач попро­сит ребенка напрячь мышцы брюшного пресса и попытаться под­нять ноги из положения лежа на спине, а также понаблюдает за его походкой — из-за боли ребенок может щадить одну из сторон жи­вота. Необходимо провести анализ крови и мочи. На наличие ин­фекции укажет присутствие лейкоцитов в моче и определенное их количество в крови.

Если в результате обследования педиатр заподозрит аппенди­цит, скорее всего, он направит ребенка к хирургу, и если тот даст рекомендацию удалить аппендикс, настаивайте, чтобы педиатр высказал по этому поводу свое мнение и разделил с хирургом от­ветственность.

Работа хирургов — хирургия, и при малейшем подозрении на аппендицит они будут стремиться применить свои таланты. В ре­зультате ежегодно вырезаются тысячи абсолютно здоровых аппен­диксов. Это не просто болезненно и дорого, есть существенные ос­нования полагать, что аппендикс выполняет в организме полезные Функции, поэтому удалять его без необходимости неразумно. Кро­ме того, хотя аппендицит может привести к летальному исходу, особенно в случае разрыва аппендикса, операции по его удалению имеют свою статистику смертности, и она почти так же высока, как смертность от самого аппендицита. Поэтому прежде чем подвер­гать ребенка риску хирургического вмешательства, убедитесь, что и педиатр, и хирург согласны с диагнозом и что есть реальная опас­ность разрыва аппендикса.

Если согласие на операцию дано, следует настаивать на присут­ствии на ней лечащего врача. Он станет свидетелем происходяще­го в операционной, к тому же это послужит страховкой на случай, если что-либо в процессе операции пойдет не так. Мало кому из­вестно, что во время хирургических операций проводится множе­ство научных опытов и исследований, иногда без согласия и ведо­ма пациента или его родных. Присутствие на операции педиатра — гарантия того, что ребенок не станет невольным объектом подоб­ных исследований.

Регулярные боли в животе у ребенка способны довести родите­лей до отчаяния, как и любое хроническое заболевание, причиняю­щее малышу муки. Родители неизбежно страдают вместе с ребен­ком. К счастью, не нужно, по расхожему выражению медиков, «учиться с этим жить». Следуйте советам из этой главы и вы нау­читесь находить причины боли в животе у своего ребенка.

У? Краткое руководство по боли в животе

По большей части боль в животе у ребенка, не сопровождаемая другими симптомами, не требует медицинского вмешательства, но иногда оно все же необходимо. Вот некоторые советы, позволяющие отличить возможный аппендицит, непроходимость кишечника и иные состояния, требующие профессиональной помощи, от менее серьез­ных проблем, с которыми можно справиться самим.

1. Если боль в животе — единственный симптом, вы можете разо­браться с ее причиной лучше врача. Однако при наличии дополни­тельных симптомов — температура, рвота, боль при мочеиспускании или кровь в стуле — совет доктора обязателен.

2. Если дополнительных симптомов нет, восстановите события, предшествовавшие возникновению боли. Не слишком ли много ребе­нок съел? Не проглотил ли пищу не жуя? Не появилось ли в его рацио­не что-либо новое и непривычное? Не проглочено ли ядовитое веще­ство или посторонний предмет — бусина или булавка? Не давали ли ребенку новых лекарств? Не было ли эмоционально травмирующих событий — ссоры с товарищем, плохих оценок, суровых наказаний? Если боли в животе — явление регулярное, не возникают ли они непо­средственно перед одними и теми же событиями?


Не связана ли боль со стремлением избежать неприятного задания (например, мытья посуды) или нежелательного события (например, занятий в школе)? Скрупулезное исследование позволит исключить или подтвердить эмоциональные причины боли.

3. Если обратиться к врачу необходимо, внимательно следите за его действиями. Убедитесь, что он тщательно записал историю болез­ни, внимательно обследовал ребенка, сделал необходимые назначе­ния. Врач должен провести: внешний осмотр и определение локализа­ции боли (боль в нижнем правом квадранте может указывать на ап­пендицит); анализ крови для определения количества лейкоцитов (повышение их числа может указывать на инфекцию); анализ мочи на присутствие лейкоцитов, указывающее на инфекцию мочевыводящих путей.

4. При подозрении на аппендицит врач направит ребенка к хирур­гу. Если показана операция, необходимо, чтобы педиатр согласился с этой рекомендацией и разделил ответственность. Попросите его присутствовать на операции.

5. Не оставляйте ребенка одного в больнице до и после операции. Находитесь с ним (или попросите об этом родственников) до тех пор, пока он не пойдет на поправку. Постарайтесь, чтобы ребенка выписа­ли из больницы как можно раньше.

-д-


КАШЕЛЬ И НАСМОРК • • N 1

Ежегодно американцы тратят на отпускаемые без рецепта средства от кашля и простудных заболеваний больше денег, чем необходимо для содержания правительств Гватемалы, Гондураса и Сальвадора вместе взятых. Если добавить сюда расходы на анти­биотики, антигистамины и все остальное, что прописывают врачи, то хватит и на Коста-Рику с Эквадором. Сравнение вполне право­мерно. Правительства этих стран по большей части работают не­эффективно, равно как и лекарства от простуды.

Кашель, грипп и простуда происходят с каждым, но с детьми они приключаются чаще, и детей чаще в этих случаях пытаются ле­чить. Таблетки и микстуры могут облегчить некоторые симпто<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.027 с.)