Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От эмоций, но самая что ни На естьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
НАСТОЯЩАЯ Почти любое нарушение работы организма эмоциональной, психологической или органической природы способно вызвать головную боль. Наиболее распространенные причины головной боли у детей — вирусная или бактериальная инфекции (локализованные где угодно), аллергии, нарушения обмена веществ, травмы, а также психологический или эмоциональный стресс. Сама по себе головная боль в лечении обычно не нуждается. Его, как правило, требуют болезнь или травма, которые эту боль вызывают. Когда ребенок жалуется на боль в голове, первым делом надо найти ее причину. В большинстве случаев у родителей это получается быстрее и эффективнее, чем у врачей. Врачи для обнаружения причин головной боли используют данные статистики. Сначала врач расспрашивает ребенка и родителей, пытаясь выяснить, не связанали боль с сильными переживаниями и волнениями. Если выявить эмоциональный источник болезненного состояния не удалось, а осмотр ничего не дал, врач назначает серию анализов для исключения и подтверждения других причин. Основываясь на статистике возможных причин головной боли, доктор будет исключать одну причину за другой, начиная с самой распространенной. Если и это не принесет результата, он, скорее всего, решит, что головная боль вызвана неким эмоциональным или психологическим стрессом, пропишет болеутоляющее средство вроде парацетамола (панадола) или аспирина и попросит родителей пронаблюдать, не появятся ли дополнительные симптомы. Мой опыт говорит, что в 85-90 процентах случаев причину головной боли ребенка можно обнаружить на основании анамнеза. Чтобы понять, нет ли у ребенка гриппа или простуды и не произошло ли с ним чего-то, что могло его расстроить непосредственно перед появлением боли, врач не нужен. Определить причину боли, как я уже говорил, лучше удастся вам, родителям. Только вы имеете возможность постоянного, круглосуточного наблюдения за поведением и реакциями ребенка. Вам, в первую очередь, известны события, способные привести ребенка к психологической или эмоциональной травме. Вы знаете, как обычно ведет себя ваш ребенок, и в большинстве случаев чувствуете, что именно его беспокоит. Короче говоря, у вас есть опыт и знания, необходимые для выявления психологических и эмоциональных причин головной боли, а у врача ничего этого нет. Все, что у него есть, — это минимальная информация, которую вы и ваш ребенок сообщили ему на приеме. Именно поэтому, заслышав жалобу на головную боль, не бегите к доктору, а внимательно понаблюдайте за ребенком. В случае с малышом учтите, что не всегда, когда вы слышите «у меня болит головка», речь идет о головной боли. Вы не представляете, сколько малышей приводили ко мне для лечения головной боли на основании детских жалоб, и оказывалось, что дети имели в виду лишь то, что во время игры в песочнице их стукнули по голове игрушкой! КАК НАЙТИ ПРИЧИНУ ГОЛОВНОЙ БОЛИ Поиски причины головной боли начните с ответа на следующие вопросы. 1. Нет ли у ребенка симптомов простуды или гриппа, описанных в 10-й главе? Если они есть, можете считать головную боль еще одним симптомом одной из этих болезней, не требующим никакого лечения. 2. Не было ли падения или удара головой перед жалобами на головную боль? Сопровождались ли эти события потерей сознания? Если сопровождались или присутствуют другие тревожные симптомы, такие, как головокружение и потеря ориентации, звоните врачу или, еще лучше, везите ребенка в больницу. Если травма произошла не на ваших глазах и вы не знаете, была ли потеря сознания, на всякий случай позвоните врачу. 3. Не было ли в последнее время в рационе ребенка новых продуктов, которые могли оказаться аллергенами? Не переехали ли вы в местность с другой растительностью, с которой ребенок прежде не соприкасался? 4. Когда головные боли у ребенка замечены впервые? Не предшествовали ли первому случаю головной боли неприятные, пугающие или травмирующие психику события? 5. Не появляются ли головные боли каждый день в одно и то же время? Нет ли связи между головной болью и ожиданием какого-либо события — занятий в школе, уроков музыки и так далее? 6. Нет ли в близком окружении ребенка человека, который говорит о головной боли, когда стремится избежать ответственности или хочет внимания и сочувствия? 7. Каких неприятных или трудных обязанностей, пугающих событий или заданий ребенку удавалось избежать из-за головной боли? 8. Как «вознаграждались» предыдущие случаи головной боли? (Вспомните и о проявлениях повышенного внимания и заботы.) Более конкретные потенциальные причины головной боли помогут выявить дополнительные вопросы. • Не было ли в недавнее время событий, которые могли травмировать ребенка эмоционально? Например, смерть близкого человека, ссора родителей с угрозой развода. • Не могла ли спровоцировать головную боль неприятная или пугающая ситуация? Например: страх возможной драки с одноклассником или наказания в школе за несделанные уроки, боязнь предстоящей контрольной. • Не могли ли стать причиной головной боли недавние перемены образа и условий жизни или иные обстоятельства? Например: разлука с друзьями или родственниками, переезд в новый дом и связанное с этим расставание с приятелями, необходимость заводить новых друзей, болезнь во время отдыха, начало отопительного сезона. • Не вызвана ли головная боль желанием избежать ответственности? Не позаимствовал ли ребенок этот «симптом» у родственника или близкого человека, регулярно жалующегося на головную боль с целью избежать выполнения каких-либо обязанностей? Так, если ребенку пришлось мыть посуду одному, поскольку обычно помогающая ему в этом тетушка Мейбл пожаловалась в нужный момент на головную боль, он быстро сообразит что к чему! • Какие события совпадают по времени с началом и исчезновением головной боли? Например, если ребенок жалуется на головную боль за завтраком, но она проходит, как только ему разрешают пропустить школу, можно заподозрить, что у него проблемы в школе — с учителями или товарищами. ГОЛОВНЫЕ БОЛИ РЕАЛЬНЫ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫЗВАНЫ ЭМОЦИЯМИ Никогда не забывайте, что головная боль, вызванная эмоциональными, а не органическими причинами, не менее реальна. Обычная фраза взрослых: «У меня от тебя голова болит» часто более чем выражение раздражения. Поведение окружающих, беспокойство, страх, гнев — весь спектр человеческих эмоций — могут время от времени порождать у взрослых и детей самую настоящую, неподдельную головную боль. Если вам удалось обнаружить причину головной боли ребенка в его чувствах, врач не понадобится. Здесь требуется сознательное, сострадательное родителъство. Создайте вокруг ребенка атмосферу любви и понимания, будьте предельно заботливы и внимательны, поддерживайте его психологически и морально. Именно в этом он нуждается. Болеутоляющие таблетки вроде панадола не заменят необходимого ребенку эмоционального тепла. Во многих случаях терпеливое наблюдение и анализ предшествовавших событий позволят найти причину головной боли. Если этого не произойдет, продолжайте наблюдать за ребенком, чтобы вовремя заметить возможные дополнительные симптомы: температуру, рвоту, кашель, сыпь, нарушение зрения, потерю веса, хроническую усталость, вялость и любые другие, нехарактерные для нормального состояния. Важно и то, где головная боль локализована. Так, боли в передней части головы указывают на инфекцию в носовых пазухах. U ней же скажут желтые или зеленые выделения из носа. Эта болезнь обычно проходит сама, и лишь при нестерпимой головной боли можно дать ребенку ограниченное количество панадола. Не помешает включить увлажнитель воздуха: это позволит открыть носовые проходы, что облегчит дыхание. Обильное питье предотвратит обезвоживание. Если и после этого головная боль останется невыносимой, придется обратиться к врачу за более сильным болеутоляющим — кодеином. Я не люблю прописывать это лекарство: как любой другой наркотик, оно вызывает привыкание и имеет ряд побочных эффектов, некоторые из которых серьезны. Однако ограниченное использование кодеина для облегчения острой боли я считаю допустимым. Если приступы головной боли повторяются, на смену постоянному лечению должна прийти профилактика. Возможно, все дело в аллергии на продукты питания или элементы окружающей среды? Попытайтесь определить аллерген — сами или с помощью компетентного специалиста. Такого, например, как доктор Терон Рандольф из Чикаго, возглавляющий группу Лига действия за экологию человека, автор замечательной книги «Альтернативный подход к аллергии». У него, кстати, есть список хороших специалистов в этой области. Написать ему можно по адресу: P.O. Box 1369, Evanston, IL 60204, а позвонить — по телефону (312) 864-0995[8]. Учтите и то, что передние носовые пазухи не развиваются до шести лет, поэтому если на головную боль жалуется ребенок младше этого возраста, синусит вряд ли будет ее причиной. Еще одно предупреждение: не перевозите на самолете ребенка с проблемами носовых пазух, потому что они могут усилиться от перепадов давления. ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ Боль в затылке чаще всего вызывается эмоциональным напряжением. Если болит одна сторона головы, возможно, это мигрень, хотя у детей она бывает редко и практически никогда — до десяти лет. Мигрень — болезнь наследственная, ею обычно страдают несколько членов семьи. Приступы боли нередко сопровождаются рвотой и проходят после нее. Лекарств от этого состояния не существует, кроме анальгетиков. Исследовать надо и возможность аллергии. Если ваши наблюдения ни к чему не привели и причина головных болей, продолжающих ребенка мучить, не выявлена, пора обращаться за медицинской помощью. Не огорчайтесь, время и усилия потрачены не напрасно: врач получит ценную информацию, которая пригодится для установления диагноза. Помощь врача нужна и при появлении дополнительных симптомов, не характерных для простуды, гриппа или других обычных заболеваний. При встрече с врачом подробно расскажите о своих поисках и результатах — это необходимо для сбора анамнеза. Если врач не проявит к рассказу интереса или не пожелает вас выслушать, возможно, пришла пора с ним попрощаться. После беседы с вами врач должен тщательно осмотреть ребенка с головы до ног. Осмотр «по всем правилам» включает следующее. • Осмотр глазного дна с помощью офтальмоскопа для выяснения состояния сетчатки. Осматривая нервы и кровеносные сосуды глазного дна, врач может заметить признаки сосудистых заболеваний или повышенного внутричерепного давления — одного из симптомов опухоли мозга. Такие опухоли у детей — явление исключительно редкое и, если возникают, проявляют себя рвотой и слабостью (обычно ранним утром эти симптомы более выражены), обмороками, головокружением, нарушениями зрения и другими неврологическими проблемами. Опухоли мозга у детей настолько редки, что в списке возможных причин головных болей стоят в самом конце. • Осмотр барабанных перепонок и внешнего слухового канала отоскопом, позволяющий заметить разрыв барабанной перепонки, инфекцию и инородные тела. Маленькие дети часто засовывают в уши мелки, бобы, бусины и другие мелкие предметы, которые могут вызвать инфекцию и, следовательно, головную боль. • Измерение давления с использованием маленькой, подходящей ребенку, манжеты. Повышенное давление может указывать на проблемы почек, некоторые виды опухолей и сосудистые нарушения. • Тщательное неврологическое обследование, во время которого проверяются рефлексы (с помощью специального молоточка) и работа органов чувств (с помощью булавок, щеток и камертона). Сухожильные и остальные рефлексы в норме одинаковы на обеих конечностях. Отсутствие одинаковых рефлексов на обеих руках и ногах может указывать на нарушения со стороны центральной или периферической нервной системы, заболевания позвоночника, возможность опухоли мозга и другие неврологические проблемы. • Выслушивание стетоскопом сердца, легких и — немаловажно — пульса в разных частях тела. Оно может выжить болезни сердца, легких и сосудистые нарушения. • Тщательный визуальный осмотр, изучение всех (или многих) частей тела и проверка состояния печени, щитовидной железы и лимфатических узлов. Такой осмотр нужен каждому больному ребенку, но, к сожалению, не все дети его получают. Педиатры обычно записывают на прием так много пациентов, что вынуждены экономить время на всем, включая сбор анамнеза и осмотр. Собственно, многие врачи к осмотру относятся просто халатно. Впервые мне пришлось это наблюдать в период моей интернатуры в чикагской больнице Кука, где проходили обучение будущие специалисты. Частью экзамена кандидатов был осмотр лежачего больного, и часто они не обнаруживали, например, что у пациента деревянная нога, потому что не трудились откинуть одеяло, которым он был укрыт! А в отделении скорой помощи мне попался пациент с диагнозом «коронарный инфаркт», переведенный из другой больницы. Сняв с него куртку, я обнаружил ножевое ранение! НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ ВРАЧУ ВОПРОСЫ Итак, если осмотр проведен поверхностно, а ваш правомерный вопрос: «Почему?» вызвал у врача раздражение или ответ вас не удовлетворил, значит, пришла пора подыскать доктору замену. Вы вправе не давать никаких объяснений, но если все-таки захотите что-то пояснить, скажите, что следуете моим советам из этой книги. То-то он разозлится! Вернемся к основной теме нашего разговора. Не найдя причину головной боли на основе анамнеза и осмотра (и даже найдя), врач наверняка предложит сделать некоторые анализы. Это будут анализы мочи и крови на скрытые инфекции и такие расстройства обмена веществ, как диабет. Оба анализа я одобряю, если причины головной боли не найдены. В отличие от большинства других, их результаты достаточно точны. Однако по поводу остальных анализов и процедур у меня имеются большие сомнения. Например, рентгеновское исследование черепа, электроэнцефалография (ЭЭГ) и компьютерная томография вряд ли будут полезны в этом случае, хотя многие врачи слишком их любят и не могут удержаться от назначения. Большинство врачей считают, что делать надо все возможное. Я же придерживаюсь другой позиции и к рентгеновскому исследованию черепа и компьютерной томографии отношусь с осторожностью. Эти исследования показаны редко, и их следует избегать, как и любого ненужного облучения. Даже травма головы в анамнезе не является показанием к рентгеновскому исследованию черепа, если только она не сопровождалась потерей сознания, неукротимой рвотой или другими симптомами, например, потерей памяти или неспособностью фокусировать взгляд. То же относится и к ЭЭГ. Эта процедура полезна в обнаружении опухолей мозга, сгустков крови и при диагностике эпилепсии, но для большинства иных целей ненадежна. Обычно как инструмент диагностики ЭЭГ дает больше ложных результатов, чем истинных. Исследования обнаружили, что 20 процентов пациентов с серьезными и угрожающими жизни неврологическими проблемами имели нормальную энцефалограмму, а 20 процентов неврологически здоровых пациентов обнаруживали ненормальные показатели ЭЭГ. В одной из своих книг я привел в пример опыт одного исследователя, присоединившего датчики ЭЭГ к манекену с лаймовым желатином в голове. И что вы думаете? Машина объявила, что манекен жив и здоров! После завершения обследования врач, возможно, рекомендует лекарства. Если причина головной боли найдена, для облегчения состояния анальгетики (в ограниченном количестве) использовать допустимо, если же она остается неизвестной, их лучше избегать. Все же риск, связанный с приемом аспирина и парацетамола, достаточно высок. Не давайте ребенку и антигистамины, а также психотропные средства, если четкий диагноз не поставлен и врач не может оправдать их употребление. У вас есть полное право, хотя врачу это может и не понравиться, задавать любые вопросы об ожидаемой пользе любых прописанных лекарств и интересоваться, сравнима ли польза от них с возможным риском и побочными эффектами. Объясню, почему я против использования болеутоляющих средств от головной боли при невыясненной причине этого состояния. Боль является сигналом сбоя в работе организма. Прием анальгетиков может убрать боль, но не проблему. Ребенок не выздоровеет, но, поскольку боли ощущать не будет, у взрослых пропадет стимул к продолжению поиска причины болезни. Если вы все же решили использовать анальгетики, приготовьтесь к появлению дополнительных симптомов. Обычно они возникают до тех пор, пока боль не исчезнет сама собой без всяких лекарств или пока не будет обнаружена и устранена ее причина. *S Краткое руководство по головной боли Вот мои советы родителям, дети которых страдают от повторяющихся головных болей. 1. Не допускайте головных болей эмоционального характера — окружите ребенка любовью, заботой, теплом и пониманием, постарайтесь установить с ним доверительные отношения. Это поддержит его морально и в будущем, когда он окажется в трудных ситуациях. Не забывайте ни на минуту, что первоочередная родительская обязанность заключается в установлении глубокой душевной связи с ребенком и именно ее выполнение больше всего определяет его здоровье и развитие. 2. Не предъявляйте к ребенку слишком суровых требований: страх несоответствия вашим ожиданиям может повредить его здоровью. Дети не могут и не должны нести всей ответственности взрослых. Как кто-то однажды сказал, задача детей — играть и учиться. 3. Если ребенок жалуется на регулярные головные боли и других симптомов недомогания у него нет, постарайтесь найти причину самостоятельно. В первую очередь исключите эмоциональные причины и начало простуды или гриппа. 4. В отсутствие иных симптомов нет причины беспокоиться о том, что головная боль является признаком серьезных физических проблем. К врачу обращаться еще рано. 5. Если ваше беспокойство приводит к тому, что голова начинает болеть и у вас, покажите ребенка педиатру, но внимательно следите за тем, что врач будет с ним делать. 6. Если головная боль не проходит или периодически повторяется в течение нескольких дней, обратитесь к врачу, даже если нет других симптомов. Когда будете на приеме у врача, проследите, чтобы он тщательно выслушал и записал все, что вы ему расскажете о болезни, и провел осмотр по всем правилам. Ребенку необходимо тщательное обследование, и, если ваш доктор не в состоянии его обеспечить, обратитесь к другому врачу. 8. Задавайте врачу вопросы о целесообразности любых анализов, кроме общего анализа крови и мочи. Избегайте таких процедур, как рентгеновское исследование черепа и ЭЭГ, если нет дополнительных симптомов и не обнаружено ничего необычного при физическом и неврологическом осмотрах. Требуйте объяснения назначений любых других анализов, которые врач предложит. Если это вызовет у врача раздражение или он уйдет от ответов, подумайте, надо ли ему доверять здоровье ребенка. 9. Отказывайтесь от любых лекарств, кроме легких анальгетиков для кратковременного облегчения боли, если причина боли не обнаружена и нет специфических показаний именно к этим препаратам. Не допускайте приема лекарств «на всякий случай». В тоже время настаивайте на том, чтобы врач продолжал пристально следить за физическим и неврологическим состоянием ребенка, и будьте готовы к появлению дополнительных симптомов. Они помогают выявить причину головной боли. 10. Если вам известно, что головная боль вызвана травмой головы, сопровождавшейся потерей сознания, или если у ребенка головокружение, спутанность сознания или потеря координации движений, везите его в больницу. То же самое относится и к травмам, произошедшим не на ваших глазах, когда вам неизвестно, была ли у ребенка потеря сознания. «У МЕНЯ БОЛИТ ЖИВОТИК!» Боль в области живота, наряду с температурой и простудой, — ведущая причина бесполезных визитов к педиатру. Это распространенное среди детей состояние редко обусловлено органическими причинами и, следовательно, не является серьезным. Из моего опыта следует, что лишь один из десяти детей, попадающих на прием по поводу болей в животе, действительно нуждается в медицинской помощи. Если боль в животе не сопровождается другими симптомами, например, рвотой, поносом, потерей аппетита и снижением веса, беспокоиться не о чем. Самое разумное — заняться терпеливыми поисками причины дискомфорта. За болью в животе, как правило, ничего особенно серьезного не стоит. Чаще всего она объясняется трудностями пищеварения из-за того, что ребенок ест слишком много или слишком быстро. Причины боли могут быть психологического или эмоционального характера, ее также вызывают другие заболевания и аллергия на продукты питания, лекарства и химические добавки в пище. Психологические и эмоциональные причины работают точно так же, как и при головной боли. Например, ребенок регулярно страдает от боли в животе по утрам, когда пора идти в школу. Родителям не хочется, чтобы он пропускал уроки, но ребенку так плохо, что ему разрешают остаться дома. Когда родители заметят, что, едва школьный автобус скрывается из виду, боль внезапно исчезает, у них, возможно, появится намерение наказать ребенка за обман. Делать этого они не должны. Ребенок не обманывал. Боль была настоящая, но, стоило источнику стресса исчезнуть, она проходила — как и должно быть. Это состояние встречается у детей настолько часто, что имеет свое название — «боязнь (фобия) школы». От таких страхов врачи не спасут. Только родители в силах разобраться, что же такое происходит в школе, если от одной мысли о ней ребенок испытывает настоящую, живую боль. Откуда у ребенка страх посещения школьных занятий? Может быть, он терпит насмешки и издевательства? Или возникли проблемы с учителями по поводу дисциплины? А может быть, его беспокоит возможное наказание за несделанные уроки? Или он терпеть не может своего наставника? Или он просто еще очень маленький и ему тяжело находиться в непривычной, пугающей обстановке без близких людей? Если вам удастся найти и устранить причину стресса, вполне возможно, что вместе с этим исчезнет и боль. Как и в случае с головной болью, боль в животе может быть вызвана подсознательным желанием ребенка избежать неприятных заданий или получить внимание и заботу. Если бы больше родителей задумывалось над текстом прикрепляемых на бамперах машин наклеек: «Обняли ли вы сегодня своего ребенка?», многие дети перестали бы страдать от регулярных болей в животе. БОЛИ В ЖИВОТЕ ЧАСТО ВЫЗВАНЫ АЛЛЕРГИЕЙ Аллергия на продукты питания и химические вещества — еще одна частая причина боли в животе. Непереносимость лактозы — аллергия на коровье молоко — гораздо более распространена, чем думает большинство родителей. Помимо молока, аллергенами для детей и взрослых являются многие продукты питания. С помощью тщательно спланированной программы вы можете определить, не связана ли боль в животе с аллергией. Обнаружение аллергена потребует времени и усилий и может вызвать протест со стороны ребенка, но, если дело действительно в аллергии, это того стоит. Ваша задача — убирать из рациона ребенка один за другим пищевые продукты и в течение нескольких дней наблюдать, не исчезнет ли боль. Если таким образом вы выявите подозреваемый продукт, верните его в рацион и следите, не возникнет ли боль. Если она появится, причина найдена! Сложнее побороть боль при множественной пищевой аллергии, ведь устранение одного из аллергенов результата не даст. Выявление аллергенов организуйте так: сначала уберите из рациона все подозреваемые продукты, а затем по одному их возвращайте. Каждый раз, когда боль возобновится, это будет означать, что аллерген установлен. Устранив его из рациона, продолжайте возвращение остальных продуктов один за другим, пока таким образом не выявите все аллергены. В первом случае начинать следует с наиболее вероятных кандидатов в аллергены — продуктов с химическими добавками. Отказ от них означает исключение практически всех промышленно переработанных продуктов, включая хлеб, выпечку и даже макароны, и возврат к натуральной пище, приготовленной полностью самостоятельно. Покупая продукты, внимательно изучайте их состав. Из овощей, фруктов и ягод к возможным аллергенам относятся: помидоры, огурцы, апельсины, абрикосы, чернослив, персики, сливы, виноград и малина. Однако ребенок может проявить индивидуальную чувствительность и к любым другим продуктам. Хочу предупредить, что вас ожидает нечто неожиданное. Начав поиск натуральных продуктов повседневного употребления на прилавках магазинов, вы будете неприятно поражены количеством в них химикатов. Напечатанный мелким шрифтом текст на упаковках «натуральной» снеди испортит аппетит любому. Как может, например, понравиться суп, приготовленный из карбоната натрия, карбоната калия, триполифосфата натрия, альгината натрия, ди- натрийфосфата, динатрийинозината и динатрийгуанилата? Если бы вы знали, что предложенное вам угощенье содержит эти компоненты, то вряд ли решились его попробовать. И правильно бы сделали! Однако еда с такими добавками даже любима. Перечисленные добавки с невыговариваемыми названиями входят в состав китайских супов быстрого приготовления одной популярной марки! Все химические красители, консерванты, стабилизаторы и усилители вкуса — потенциальные аллергены, не говоря уже об их более вредном действии. Они — основная причина гиперактивности детей, о которой пойдет речь позже. Этих добавок не так просто избежать, но если у вас это получится, вы избавите своего ребенка не только от боли в животе! Запомните, пожалуйста: чем натуральнее питание в семье, тем здоровее в ней дети. Я призываю вас стать «пищевыми детективами» по двум причинам. Во-первых, ваш врач на это никогда не пойдет. Во-вторых, если удастся распознать и исключить из рациона продукт, причиняющий ребенку дискомфорт, вы освободите малыша от еще большего дискомфорта и других нежелательных последствий, какими грозит обращение к врачу. Если у ребенка постоянно болит живот, а в остальном он чувствует себя нормально и не имеет других болезненных симптомов, растет, набирает вес, выглядит здоровым, врач не нужен. Ведь боли в животе лекарствами не лечатся. Обеспечьте ребенку моральную поддержку и терпеливо ищите причину недуга в аллергии или эмоциональной сфере. НАДО ЛИ ЛЕЧИТЬ БОЛЬ В ЖИВОТЕ ЛЕКАРСТВАМИ Я не рекомендую использовать лекарства, когда ребенок жалуется «на животик». Некоторые родители дают детям бикарбонат натрия (пищевую соду) или какой-нибудь продаваемый в аптеке без рецепта антацид. Такая «помощь» неразумна по двум причинам. Во-первых, когда ребенок говорит, что у него «болит животик», боль может быть в брюшной полости где угодно — в кишечнике, почках, других органах, и совсем не обязательно именно в желудке. Антацид в этом случае помочь не может. Во-вторых, если боль действительно вызвана избыточной кислотностью желудка, что нехарактерно для детей, сода может принести кратковременное облегчение, но из-за своего нейтрализующего действия вызовет эффект маятника. Желудок ребенка перейдет на режим повышенной выработки кислоты, чтобы компенсировать нейтрализованное, и, возможно, кислотность возрастет еще больше. Единственно разумным лечением является щедрая доза любви, сочувствия, утешения и отвлекающие внимание меры. Если боль имеет эмоциональное происхождение, этого будет достаточно для ее прекращения. Я не хочу сказать, что боль в животе никогда не означает ничего Серьезного. Это один из симптомов более пятидесяти болезней, некоторые из которых даже смертельны. Однако в случае любой из них присутствуют также иные симптомы. Если вы обратитесь к педиатру только по поводу боли в животе, есть опасность, что он проигнорирует возможность пищевого или эмоционального происхождения боли и, основываясь на единственном симптоме, втянет ребенка в бесконечный и неоправданный диагностический процесс. Поскольку боль в животе — симптом очень многих болезней, врач может навязать поистине неограниченное количество всевозможных анализов. Многие из них имеют весьма сомнительную надежность, что чревато ошибочным диагнозом, многие же — болезненны и травматичны для ребенка и, следовательно, для вас. Практически все анализы небезопасны, а некоторые имеют свою статистику смертности. И самое главное: в отсутствие дополнительных симптомов ни один из них не нужен. Следует опасаться и риска госпитализации ребенка для проведения исследований и анализов. Многие из анализов требуют специальной подготовки, например, очистки кишечника, которую удобнее проводить в условиях стационара. Это слишком высокая плата, и не только деньгами, за поиски, которые, скорее всего, окажутся бесплодными. Помимо опасностей самих анализов и рентгеновского облучения, есть вероятность, что госпитализация травмирует ребенка эмоционально. Кроме того, для здорового ребенка существует риск заразиться в больнице какой-нибудь болезнью. Если у малыша помимо боли в животе есть другие симптомы, такие, как рвота, понос или кровь в стуле, это может означать одно из нескольких заболеваний, наиболее вероятным из которых является аппендицит. ДИАГНОСТИКА АППЕНДИЦИТА Аппендицит чаще всего встречается у лиц мужского пола в возрасте от пятнадцати до тридцати лет, однако он не исключен в любом возрасте, даже в первые несколько недель жизни; встречается он и у женщин. Для маленьких детей это очень опасное заболевание, поскольку его труднее всего диагностировать, и в большинстве случаев разрыв аппендикса[9] происходит раньше, чем удается поставить диагноз. Аппендицит почти всегда сопровождается рвотой и температурой, однако рвота может быть эпизодической, а температура невысокой. На ранних стадиях боль обычно распространяется на весь живот, но уже через несколько часов локализуется в правом нижнем квадранте; надавливание на эту область весьма болезненно. Если происходит разрыв аппендикса, боль снова охватывает весь живот. Началу приступа почти всегда предшествует потеря аппетита. На приеме у педиатра по поводу аппендицита надо проследить, чтобы он тщательно записал историю болезни и обратил внимание на события, предшествовавшие боли. Осмотр ребенка должен быть очень тщательным. Чтобы обнаружить источник боли, врач попросит ребенка напрячь мышцы брюшного пресса и попытаться поднять ноги из положения лежа на спине, а также понаблюдает за его походкой — из-за боли ребенок может щадить одну из сторон живота. Необходимо провести анализ крови и мочи. На наличие инфекции укажет присутствие лейкоцитов в моче и определенное их количество в крови. Если в результате обследования педиатр заподозрит аппендицит, скорее всего, он направит ребенка к хирургу, и если тот даст рекомендацию удалить аппендикс, настаивайте, чтобы педиатр высказал по этому поводу свое мнение и разделил с хирургом ответственность. Работа хирургов — хирургия, и при малейшем подозрении на аппендицит они будут стремиться применить свои таланты. В результате ежегодно вырезаются тысячи абсолютно здоровых аппендиксов. Это не просто болезненно и дорого, есть существенные основания полагать, что аппендикс выполняет в организме полезные Функции, поэтому удалять его без необходимости неразумно. Кроме того, хотя аппендицит может привести к летальному исходу, особенно в случае разрыва аппендикса, операции по его удалению имеют свою статистику смертности, и она почти так же высока, как смертность от самого аппендицита. Поэтому прежде чем подвергать ребенка риску хирургического вмешательства, убедитесь, что и педиатр, и хирург согласны с диагнозом и что есть реальная опасность разрыва аппендикса. Если согласие на операцию дано, следует настаивать на присутствии на ней лечащего врача. Он станет свидетелем происходящего в операционной, к тому же это послужит страховкой на случай, если что-либо в процессе операции пойдет не так. Мало кому известно, что во время хирургических операций проводится множество научных опытов и исследований, иногда без согласия и ведома пациента или его родных. Присутствие на операции педиатра — гарантия того, что ребенок не станет невольным объектом подобных исследований. Регулярные боли в животе у ребенка способны довести родителей до отчаяния, как и любое хроническое заболевание, причиняющее малышу муки. Родители неизбежно страдают вместе с ребенком. К счастью, не нужно, по расхожему выражению медиков, «учиться с этим жить». Следуйте советам из этой главы и вы научитесь находить причины боли в животе у своего ребенка. У? Краткое руководство по боли в животе По большей части боль в животе у ребенка, не сопровождаемая другими симптомами, не требует медицинского вмешательства, но иногда оно все же необходимо. Вот некоторые советы, позволяющие отличить возможный аппендицит, непроходимость кишечника и иные состояния, требующие профессиональной помощи, от менее серьезных проблем, с которыми можно справиться самим. 1. Если боль в животе — единственный симптом, вы можете разобраться с ее причиной лучше врача. Однако при наличии дополнительных симптомов — температура, рвота, боль при мочеиспускании или кровь в стуле — совет доктора обязателен. 2. Если дополнительных симптомов нет, восстановите события, предшествовавшие возникновению боли. Не слишком ли много ребенок съел? Не проглотил ли пищу не жуя? Не появилось ли в его рационе что-либо новое и непривычное? Не проглочено ли ядовитое вещество или посторонний предмет — бусина или булавка? Не давали ли ребенку новых лекарств? Не было ли эмоционально травмирующих событий — ссоры с товарищем, плохих оценок, суровых наказаний? Если боли в животе — явление регулярное, не возникают ли они непосредственно перед одними и теми же событиями? Не связана ли боль со стремлением избежать неприятного задания (например, мытья посуды) или нежелательного события (например, занятий в школе)? Скрупулезное исследование позволит исключить или подтвердить эмоциональные причины боли. 3. Если обратиться к врачу необходимо, внимательно следите за его действиями. Убедитесь, что он тщательно записал историю болезни, внимательно обследовал ребенка, сделал необходимые назначения. Врач должен провести: внешний осмотр и определение локализации боли (боль в нижнем правом квадранте может указывать на аппендицит); анализ крови для определения количества лейкоцитов (повышение их числа может указывать на инфекцию); анализ мочи на присутствие лейкоцитов, указывающее на инфекцию мочевыводящих путей. 4. При подозрении на аппендицит врач направит ребенка к хирургу. Если показана операция, необходимо, чтобы педиатр согласился с этой рекомендацией и разделил ответственность. Попросите его присутствовать на операции. 5. Не оставляйте ребенка одного в больнице до и после операции. Находитесь с ним (или попросите об этом родственников) до тех пор, пока он не пойдет на поправку. Постарайтесь, чтобы ребенка выписали из больницы как можно раньше. -д- КАШЕЛЬ И НАСМОРК • • N 1 Ежегодно американцы тратят на отпускаемые без рецепта средства от кашля и простудных заболеваний больше денег, чем необходимо для содержания правительств Гватемалы, Гондураса и Сальвадора вместе взятых. Если добавить сюда расходы на антибиотики, антигистамины и все остальное, что прописывают врачи, то хватит и на Коста-Рику с Эквадором. Сравнение вполне правомерно. Правительства этих стран по большей части работают неэффективно, равно как и лекарства от простуды. Кашель, грипп и простуда происходят с каждым, но с детьми они приключаются чаще, и детей чаще в этих случаях пытаются лечить. Таблетки и микстуры могут облегчить некоторые симпто<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.027 с.) |