Робкая мама с трудным ребенком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Робкая мама с трудным ребенком



 

Энн не слишком преуспела, хотя она посещала все занятия. Частично трудность заключалась в том, что она была необыкновенно робкой и боязливой и совершенно не могла «отпустить поводья». Когда ее сын проявил какой-то признак агрессии, Энн просто всхлипнула. Когда это повторилось, она попыталась воспользоваться моей рекомендацией и сказала: «Скажи, за что ты на меня сердишься». Он ответил какую-то чепуху о том, что она не разрешает ему кушать все сладости,, которые ему хочется.

Я заметил, что тон, которым она сказала: «Скажи, за что ты на меня сердишься» — напомнил мне человека, кладущего голову на плаху, вручающего кому-то меч и просящего: «Ну, вперед; отруби мне голову». Энн просто излучала напряженность и чувство вины. Здесь честная коммуникация была противопоказана. Ребенка игровые занятия нисколько не волновали. Он их все время оттягивал, пока, наконец, они не прекратились совсем. Энн перестала приходить на родительские семинары, потому что ей неловко было передо мной за свои сообщения.

Надо отдать Энн должное: ее сын был очень сложным ребенком, который завел меня в тупик с диагностикой, хотя в школе мне не раз приходилось контактировать с ним. Налицо были органические нарушения — например, слабая визомоторная координация. Он выглядел в большей степени умственно отсталым, чем Джордж из главы «Мышонок», но тесты интеллекта указывали на нормальное развитие. В школе никто не мог понять, что он в самом деле знает, поскольку день не приходился на день, не говоря уж о том, как он учился.

Следует также честно признать, что Энн была искренна и старалась изо всех сил; поэтому некоторый результат все же имел место. (В конце концов, мать Фила, «заики», тоже была робкой; но она продиралась вперед и преуспела. Однако у нее были два преимущества: она смогла расслабиться и ее мальчик не был таким трудным.) Хотя я чувствовал, что перемены произошли небольшие, на последней встрече я увидел, что у Энн осталось хорошее впечатление от программы, когда она сказала, что ей кажется, что она могла бы попробовать начать игровые занятия с младшим ребенком.

 

ПРОВОКАТИВНАЯ МАТЬ

 

Казалось, что Пауле больше всего на свете интересно цапаться со мной. У нее в запасе был целый ряд уловок, которыми она «цепляла» своих детей; видимо, морочить людям голову было характерно для стиля ее жизни.

Когда на первом занятии я давал рекомендации по организации игрового занятия, Паула сказала, что она вообще не любит играть — пауза. Это было провокативное замечание номер один. Его нельзя было принять за чистую монету, поскольку она знала из информационного письма и из предварительного телефонного разговора общий характер программы. Замечание было сделано для того, чтобы задеть меня. Более того, оно не соответствовало действительности. Когда позже она представила свое первое сообщение, было видно, что она играла с ребенком с большим энтузиазмом.

Когда разбирали эпизод с куклой, побившей куклу-маму на игровом занятии, Паула спросила, можно ли это перенести в реальную жизнь — но она задала этот вопрос уже после того, как я объяснил, что разыгрывание роли помогает облегчить бремя чувств, в то время, как реальность остается реальностью. Я подозреваю, что она пыталась разозлить меня. Когда я начал объяснять, что можно иногда смеяться над чувствами, Паула сказала: «Когда я сдерживаю гнев, я того и гляди взорвусь». Она намеренно искажала мои слова, рассчитывая разозлить меня.

На одном из занятий Паула высказала следующее соображение (цитируется по магнитофонной записи).

Паула: Однажды они с сестрой подрались из-за чего-то, и он поднимался по ступенькам ужасно злой, и я сказала: «Ну, хватит, хватит. Что происходит?»

Тогда он размахнулся и ударил меня. Что ж, я резко его отчитала и несколько раз шлепнула. Он отправился в свою комнату, и в следующую секунду я подумала: ой, не надо мне было этого делать. Мне надо было сказать, что все в порядке, что драться можно.

Это было двойное искажение! Во-первых, в этот момент они были не на игровом занятии, а во-вторых, я никогда не говорил, что кому-то можно драться с кем бы то ни было — она будто и не знала об этом. Когда Паула искажала мое объяснение, я воздерживался от комментариев. Как это должно было обескураживать ее — я ни разу не вступил с ней в перепалку!

(Один из тонких моментов в ее рассказе состоял в том, что она втянула ребенка в конфликт своей попыткой укротить его. Когда сын сердился, она прыгнула прямо в центр ситуации со словами: «Ну, хватит, хватит!» Естественно, что он на нее набросился. Он был слишком разъярен, чтобы думать в тот момент. Она выиграла на этом — но с ним, а не со мной.)

Короче говоря, искажая инструкции и переделывая собственные рассказы, расставляя незаметные соблазны и открыто возражая, Паула старалась всеми силами втянуть меня во что-то, хотя бы во что-нибудь. Это была ее манера соблазнять, флиртовать — окольный, но весьма эффективный стиль. Несколько раз она употребляла такие выражения, как «мужская работа» или «мужчины такими и должны быть» — выставляя на первый план отношения между мужчиной и женщиной. Однако поскольку это были не занятия по групповой терапии, а дидактические занятия: класс, где ученики (родители) должны были усвоить новый материал — я упрямо отказывался заглотить наживку. (Если бы это была групповая терапия, я бы тоже не заглотил наживку, но предложил бы открыто обсудить, что она делает.) Я не реагировал на ее уловки, но просто еще раз объяснял в тех случаях, когда она не понимала инструкций — хотя я знал, что она играет в свою игру и получает от этого удовольствие. В конечном итоге Паула не слишком мешала мне вести группу — что было для меня важно — но она и не слишком преуспела (если вообще можно говорить о каких-то результатах) со своим ребенком — да она особенно и не пыталась. Вот и все, что можно сказать о дебетной стороне нашего гроссбуха.


Глава 7
ОСНОВЫ ТРЕНИНГА

 

В конце первой встречи каждая мама получает папку с расписанием наших встреч (обычно их десять) и нижеследующим материалом. Здесь он поможет нам суммировать рекомендации по проведению игрового занятия, которые содержатся в этой главе.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

 

Идея игровых занятий заключается в том, что раз в неделю родитель проводит с ребенком наедине полчаса; при этом никто и ничто не должно мешать им. Ребенку разрешается говорить все, что угодно. Родитель старается сосредоточить все свое внимание на ребенке и реагировать с одобрением на действительные желания и чувства ребенка. Родитель должен принимать любое предложение ребенка, «не нарушающее границ», и стараться избегать того, чтобы побуждать ребенка к деятельности и разговорам, которые являются, скорее, выбором родителя, а не ребенка. Оснащение игрового занятия, перечисляемое ниже, тщательно выбирается и является одним из способов сказать ребенку: «Эти полчаса — совершенно особенное время». Именно поэтому не рекомендуется играть с этими же игрушками в другое время. На еженедельных встречах каждый родитель будет кратко докладывать о занятии, проведенном с ребенком на минувшей неделе.

 

ОСНАЩЕНИЕ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

 

Ни один из упомянутых ниже предметов не является непременным. Однако, поскольку игра является естественным средством экспрессии для ребенка, наличие игрового оборудования способствует созданию свободной атмосферы и позволяет чем-то заняться. Опыт показывает, что могут быть полезны следующие материалы:

глина

бумага

бутылочка с соской

кукольная семейка

машина

оловянные солдатики

куклы би-ба-бо (люди и животные, самодельные или покупные)

Бобо (кусающаяся игрушка)

маленькая картонная коробка с прорезанными на сторонах дверями и окнами (служит как кукольным домиком, так и ящиком для игрушек)

цветные карандаши

тупые ножницы

резиновый нож

солдатики

маска Одинокого Рыцаря

докторский чемоданчик

пластырь

игрушечные деньги

веревка

прозрачная пленка

серсо

игрушечный телефон

дротики

 

ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

 

Цель этой программы — способствовать росту и развитию ребенка. Мы работаем в этом направлении, помогая родителям понять своего ребенка, а также смысл интеракций между родителями и детьми. Мы надеемся, что в конечном счете родители будут получать настоящее удовольствие от воспитания детей!

Теперь поговорим о деталях.

 

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Чтобы добиться большего понимания родителями своих детей, мы используем те приемы, которыми пользуется игровой терапевт на своих занятиях с детьми. Родителям предстоит проводить еженедельно тридцатиминутное занятие с одним из детей в семье. Обычно таким «идентифицированным ребенком» становится тот из детей, кто больше всех нуждается в помощи, или тот, с кем родителю труднее всего справляться — родители определяют его как «ребенка, с которым у меня нелады». Возраст детей — между двумя и десятью годами. Часто родителям хочется проводить занятия сразу со всеми детьми, но, хотя я не сомневаюсь в их добрых намерениях, мой опыт показывает, что не удается оставаться состоятельным, когда еженедельно проводишь тридцатиминутные занятия с несколькими детьми.

Понятно, что родители не могут внезапно обрести все уменья профессионала, но они будут получать помощь двумя путями. На первых двух семинарах они будут упражняться в базовых навыках по рефлективному слушанию, эмпатическому пониманию, пермиссивности, принятию, обычно используемых в игровой терапии, центрированной на ребенке; они также будут учиться сообщать о своем понимании. Такое обучение осуществляется посредством обсуждения принципов, просмотра некоторых моих видеозаписей с занятиями с детьми, а также путем разделения родителей на пары и упражнения в процессе ролевой игры, когда один из родителей становится ребенком, а другой — родителем.

После такого базового тренинга общая структура каждого семинара состоит из докладов родителей о игровых занятиях на этой неделе и анализа отдельных фрагментов видеозаписи, которую сделала одна из матерей на своем занятии. Если это невозможно, то родитель приводит ребенка и проводит с ним занятие в присутствии группы. Это позволяет консультанту обеспечить прямую консультацию и убедиться, что родитель усвоил навыки и вышел на торную дорогу. Другие родители в группе получают возможность попрактиковаться в оказании поддержки, которая очень важна для родителя, демонстрирующего свои занятия. Этот аспект отсутствует в других формах обучения родителей. Остаток времени на семинаре посвящается продолжению специального обучения каждому из пяти основных элементов игровой терапии, центрированной на ребенке и разыгрыванию ситуаций.

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРЫ

 

Более важным, чем учебные разъяснения и краткие обзоры, является основная часть семинара, когда родители докладывают о своих занятиях с детьми. Основное время на таких семинарах отводится сообщениям матерей о том, что происходило на занятиях, которые они проводили на этой неделе, и о чувствах, которые они испытывали. Мы помогаем родителям увидеть то, что скрывается за поверхностью вещей, понять значение «посланий» ребенка в игре, и выработать способность вникать в реальные потребности и чувства ребенка. Мы надеемся, что каждый родитель научится быть объективным и проницательным, и, таким образом, станет терапевтическим агентом для собственного ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.036 с.)