Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы хранения и перевозки на другихСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Видах транспорта
Перевозка АХОВ в пределах города или района производится без разрешения органов милиции. В этих случаях яды транспортируются по дорожным свидетельствам, выданным руководителем сбытовой организации или отправителем груза. Перевозки ядов должны производиться с соблюдением всех мер предосторожности, личной и общественной безопасности, при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специального ответственного лица. Если грузы ядов могут быть доставлены по месту назначения за небольшой промежуток времени, категорически запрещается в этих случаях груз перевозить в ночное время, а также выдавать его для перевозки. Перед выходом в рейс автомобиль, предназначенный для перевозки ядов, должен быть осмотрен заведующим гаража или лицом, его заменяющим. При перевозке АХОВ запрещается останавливаться для отдыха в населенных пунктах. Место стоянки транспорта огораживается спереди и сзади предупредительными знаками, выставленными на расстоянии не меньше 200 метров от транспорта. Склады АХОВ разделяются на базисные, расходные и железнодорожные. Базисные склады предназначаются для длительного хранения больших количеств АХОВ и для отпуска их в расходные склады потребителям (табл. 7) [4]. Наземные резервуары могут располагаться группами или стоять отдельно. Для каждой группы резервуаров или отдельных больших хранилищ по периметру оборудуется замкнутое обвалование или ограждающие стенки (реже устраивается поддон). Они позволяют удержать разлившееся АХОВ на меньшем участке местности, т.е. сократить площадь испарения. Около 60% общего числа хранилищ защищается обваловкой из грунта. Объем, образуемый между откосами обвалования, должен быть рассчитан на прием полного объема жидкости из отдельно стоящего резервуара или из наибольшего резервуара, если их несколько. При этом расчетный уровень АХОВ в ограждении должен быть на 0,2 м ниже высоты земляного вала или стенки. Расходные склады предназначаются для хранения АХОВ в количествах, необходимых для производственных нужд предприятий. Стационарные цистерны для хранения жидких АХОВ на базисных и расходных складах должны быть оборудованы грязевыми выпусками для периодического освобождения их от накопившегося осадка. Т а б л и ц а 7. Способы и условия хранения АХОВ на ХОО
Все базисные и расходные склады АХОВ должны быть обеспечены средствами для обезвреживания (дегазации) ядов, средствами индивидуальной защиты работающих, а также медицинской аптечкой для оказания первой медицинской помощи и телефонной связью. Железнодорожные склады предназначаются для временного хранения АХОВ перед отгрузкой их на базисные или расходные склады. Хранение АХОВ на железнодорожных складах осуществляется, как правило, в специальных цистернах, располагаемых в тупиках не ближе 300 м от жилых и общественных зданий. Железнодорожный транспорт является основным способом перевозки АХОВ. По железным дорогам СНГ в совокупности ежегодно перевозится (находится «на колесах») свыше 700 тыс. т хлора, причем иногда в пути следования находится одновременно около 100 цистерн, содержащих до 5 000 т сжиженного хлора. На многих предприятиях железнодорожный транспорт остается важнейшим видом внутризаводских перевозок между складами и цехами. Трубопроводный транспорт в большинстве случаев используется на небольшие расстояния (между цехами, складами). Единственный крупный магистральный трубопровод – аммиакопровод Тольятти – Одесса имеет протяженность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т/год. В его системе имеются припортовые заводы, терминалы, оконечные пункты трубопровода и другие многочисленные стационарные объекты, в состав которых входят хранилища аммиака.
Особенности аварий, их локализация И ликвидация последствий
Аварийно-химически опасные вещества хранят в закрытых емкостях под давлением собственных газов (паров). После разрушения емкости давление над жидким веществом падает до атмосферного, АХОВ вскипает и выделяется в атмосферу в виде газа или пара. Облака газа (пара) АХОВ, образующегося в момент разрушения емкости, называется первичным облаком зараженного воздуха. Оставшаяся часть жидкости растекается и также испаряется. Пары (газы) поступают в атмосферу, образуя вторичное облако зараженного воздуха. Таким образом, территория, подвергшаяся воздействию АХОВ, включает место непосредственного его разлива (очаг химического заражения) и зону химического заражения, образовавшуюся в результате распространения паров. В зависимости от физико-химических свойств и агрегатного состояния АХОВ масштабы зон заражения определяются: – для сжиженных газов – по первичному и вторичному облаку; – для сжатых газов – по первичному облаку; – для жидкостей – по вторичному облаку. Первичное облако образуется при разрушении (повреждении) газгольдеров и емкостей, содержащих ядовитые вещества под давлением. Оно характеризуется высокими концентрациями, превышающими на несколько порядков смертельные дозы при кратковременной экспозиции. Продолжительность поражающего действия первичного облака на живой организм определяется временем его прохождения под воздействием ветра. Для первичного облака, образованного ядовитыми веществами, с плотностью, превышающей плотность воздуха, характерно его стелющееся движение, затекание в лощины, низины, овраги, подвалы, колодцы, погребы. Особенностью поражающего действия вторичного облака по сравнению с первичным является то, что концентрация в нем паров ядовитых веществ в 10–100 раз ниже. Продолжительность действия вторичного облака определяется временем сохранения устойчивого направления ветра. В свою очередь скорость испарения вещества зависит от его физических свойств (Приложение 1, табл. П. 1.), температуры окружающей среды, площади разлива и скорости приземного ветра. От скорости ветра в значительной мере зависят также формы и размеры зоны заражения. При скорости ветра от 0 до 0,5 м/с зона заражения будет представлять круг, от 0,6 до 1,0 м/с – полукруг, от 1,1 до 2,0 м/с – сектор с углом в 90°, более 2,0 м/с – сектор с углом в 45°. Зона химического заражения делится на две части: зону заражения парами со смертельными концентрациями, в пределах которых возможны массовые поражения людей, и зону заражения парами с поражающими концентрациями, при которых люди временно теряют трудоспособность. Размеры очага химического заражения зависят от количества ядовитого вещества, поступающего в приземный слой атмосферы в единицу времени, его токсичности, скорости ветра в приземном слое воздуха, вертикальной устойчивости атмосферы и рельефа местности. Основной характеристикой зоны распространения химического заражения является глубина распространения зараженного АХОВ воздуха. Эта глубина зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра. Значительное увеличение скорости ветра (5–7 м/с и более) способствует более быстрому рассеиванию облака. Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет испарение АХОВ, а следовательно, увеличивает концентрацию его на зараженной местности. На глубину распространения АХОВ и величину его концентрации в воздухе в значительной степени влияют вертикальные потоки воздуха. Их направление характеризуется степенью вертикальной устойчивости атмосферы. Различают три степени вертикальной устойчивости атмосферы (СВУА): инверсию, изотермию, конвекцию. И н в е р с и я– это повышение температуры воздуха по мере увеличениявысоты. Толщина приземных инверсий составляет десятки-сотни метров. Инверсионный слой является задерживающим слоем в атмосфере. Он препятствует развитию вертикальных движений воздуха, вследствие чего под ним накапливаются водяной пар, пыль. Инверсия препятствует рассеиванию по высоте и создает наиболее благоприятные условия для сохранения и распространения высоких концентраций АХОВ. В этом случае отсутствуют восходящие потоки, температура поверхности почвы меньше температуры воздуха (обычно ночью при ясной погоде и слабом ветре). И з о т е р м и я характеризуется стабильным равновесием воздуха. Это промежуточное состояние, при котором восходящие потоки развиты слабо, температура почвы примерно равна температуре воздуха (при пасмурной погоде, а также в утренние и вечерние часы или ветре более 4 м/с). Изотермия, так же как и инверсия, способствует длительному застою паров АХОВ на местности, в лесу, в жилых кварталах городов и населенных пунктах. К о н в е к ц и я – это вертикальные перемещения воздуха с одних высот на другие. Теплый воздух поднимается вверх, холодный – опускается вниз. В этом случае сильно развиты восходящие потоки, температура почвы выше температуры воздуха (летом при ясной погоде и слабом ветре). При конвекции восходящие потоки воздуха рассеивают зараженное облако, что препятствует распространению АХОВ. Одной из особенностей аварии на ХОО является стойкость заражения, которая определяет продолжительность существования химического очага. На стойкость очага химического заражения, возникающего на территории населенного пункта, воздействует ряд особых факторов. Ветер на закрытой местности играет меньшую роль, чем на открытой. АХОВ проникают во дворы, подвальные помещения и создают повышенную опасность заражения населения, так как в городах и населенных пунктах (вследствие нагревания домов) наблюдается распространение облака по магистральным улицам от периферии к центру. Стойкость АХОВ в населенных пунктах выше, чем на открытой местности. Некоторые АХОВ имеют особенности: взрывоопасны (аммиак, окислы азота), пожароопасны (хлор, фосген). При пожарах также возникают токсические вещества: при горении серы выделяется сернистый ангидрид, полиуретана – синильная кислота, герметика – фосген, окись углерода и т.д. Таким образом, авария на ХОО может носить комплексный характер и сопровождаться пожарами, взрывами и химическим заражением местности и воздуха. В результате аварий на химически опасных объектах народного хозяйства и транспорте возможны выбросы АХОВ в окружающую среду (воздух, вода, почва), которая может служить источником поражения населения, персонала промышленных предприятий и транспорта. В целях исключения или уменьшения заражения окружающей среды и потерь среди населения принимаются меры по приостановке и ограничению выбросов (утечке) АХОВ, локализации и обеззараживанию источника химического заражения, как составной части спасательных и других неотложных работ, которые осуществляются в ходе ликвидации последствий производственных и транспортных аварий. Приостановка и ограничение выбросов (утечки) осуществляется перекрытием кранов и задвижек на магистралях подачи АХОВ, заделкой отверстий на магистралях и емкостях, перекачкой жидкости из аварийной емкости в запасную и другие мероприятия. Локализовать источник химического заражения можно обваловкой разлившегося вещества, созданием препятствий на пути растекания, сбором АХОВ в естественные специально оборудованные углубления, разбавлением растворами нейтральных веществ. Обеззараживание (нейтрализация) выбросов АХОВ достигается: разрушением, связыванием (поглощением), разложением, разбавлением жидкой фазы АХОВ. Разрушение основано на реакции между АХОВ и реагентом, химически активным по отношению к нему. Связывание (поглощение) достигается применением адсорбционных материалов (грунт, песок, шлак и т.п.). Разложение происходит в результате воздействия высоких температур при горении. Разбавление жидкой фазы АХОВ проводится водой или растворами нейтральных веществ (табл. 8). Например: Основной способ нейтрализации хлора – гидролиз и взаимодействие со щелочными растворами:
Cl2 + H2O D HCl + HO Cl.
Хлорноватистая кислота очень нестойкая и на свету происходит разложение на хлористый водород и кислород:
2 HO Cl ® 2 HCl + Q2.
В случае обеззараживания 1 т хлора 5%-м водным раствором едкого натра (каустической содой) его потребуется около 23 т:
Cl2 + 2Na OH ® Na Cl + NaO Cl + H2O.
Основной способ нейтрализации аммиака – гидролиз и взаимодействие с растворами минеральных кислот.
NH3 + H2O D NH4OH;
NH3 + HCl ® NH4Cl;
NH3 + H2SO4 ® (NH4)2 SO4.
С помощью минеральных кислот способ нейтрализации предпочтительнее, т.к. в случае нейтрализации водой в воздухе могут образоваться высокие концентрации аммиака, что небезопасно, т.к. смесь 16–28%-го аммиака с воздухом взрывоопасна. Т а б л и ц а 8. Средства обеззараживания АХОВ
П р и м е ч а н и е. Для обеззараживания АХОВ N*N* 1,2,3,5,6,7,8 могут применяться отходы производства, содержащие вещества щелочного характера; N*N* 5 – отходы производств, содержащие вещества окислительно-хлорирующего действия.
При перевозке морским транспортом в случае повреждения тары, разлива, россыпи опасных грузов работы немедленно прекращаются, а портовые рабочие в средствах индивидуальной защиты срочно покидают аварийное место (трюм, вагон, грузовую площадку). Аварийная партия грузового района порта в средствах защиты (в зависимости от степени опасности грузов) убирает поврежденную тару, собирает остатки опасных грузов, место пролива или россыпи нейтрализует соответствующими нейтрализаторами и засыпает песком, опилками или пропитывает ветошью, которые затем собирают и сдают в безопасное место в специальной таре в соответствии с рекомендациями санэпидстанции. Аварийная партия после ликвидации аварийной ситуации производит активную вентиляцию грузового помещения, затем предъявляется представителям санэпидстанции и службы техники безопасности, с разрешения которых и возобновляются грузовые работы с опасными грузами. Рабочие и члены экипажей судов, у которых обнаружены признаки отравления, профзаболевания или аллергические проявления, должны немедленно отстраняться от работы с опасными грузами и переводиться на другую работу до полного выздоровления. О каждом таком случае лечащий врач обязан послать инспектору по охране труда, а судовой врач заместителю главного врача по флоту срочное извещение о профессиональном заболевании в установленном порядке. В зависимости от характера перевозимого на судах и перерабатываемого в портах опасного груза, в судовых амбулаториях (на здравпунктах портов) должны быть оборудованы и укомплектованы посты первой помощи на случай острых и хронических отравлений с обязательным наличием противоядий и лекарственных препаратов.
Общие принципы ликвидации очагов поражения При ликвидации очагов поражения необходимо выполнить следующие меры предосторожности: 1) оповестить об опасности руководящий состав; 2) выставить охранение зоны аварии; 3) не допускать в опасную зону посторонних, а работающих – без средств защиты; 4) около зоны необходимо держаться с наветренной стороны и избегать низких (высоких) мест; 5) пострадавшим оказать первую медицинскую помощь; 6) не прикасаться к разлитому веществу; 7) удалить из зоны разлива горючие вещества; 8) устранить течь, если это не вызывает опасности, или перекачать содержимое в исправную емкость с соблюдением мер безопасности; 9) при интенсивной утечке АХОВ для охлаждения газа использовать распыленную воду (водяная завеса с помощью пожарных машин); 10) вызвать на место аварии газоспасательную службу; 11) не допускать попадания АХОВ в водоемы, а в случае попадания – вызвать работников СЭС; 12) место разлива залить водой, известковым молоком, раствором соды (каустика); 13) произвести дегазацию транспортных средств; 14) при интенсивной утечке произвести ограждение разлившейся жидкости земляным валом; 15) дегазацию на местности не проводят ввиду высокой летучести; 16) если пролилось большое количество – применять песок, опилки или другой впитывающий материал, который затем обработать дегазирующими растворами (20% раствор хлорного железа), а после растворами щелочей; 17) в зону аварии входить только в защитном костюме и противогазе (респираторе) (см. раздел 6); 18) надеть полную защитную одежду; 19) удалить горючие вещества; 20) разлитое вещество нейтрализовать (cм. табл. 8).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.009 с.) |