Особенности транспортировки и хранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности транспортировки и хранения



УДК 658.382.3:620.266

Б40

 

 

Р е ц е н з е н т – доцент В.В. Пузырев

 

 

Безопасность жизнедеятельности. Прогнозирование и оценка обстановки при авариях на химически опасных объектах и транспортировке аварийно-химически опасных веществ: метод. указания по выпол. практич. и лабор. работ для студ. специальности 280202 и др. спец. по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / сост. – В.И. Савинов. – 2-изд., доп. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2010. – 88 с.

 

 

Приводятся особенности аварий при транспортировке аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), а также на химически опасных объектах. Рассматриваются принципы локализации и ликвидации последствий аварий. Даны методики прогнозирования и оценки обстановки, а также примеры расчетов.

Для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Работа рекомендована к переизданию кафедрой охраны окружающей среды и производственной безопасности (протокол № 10 от 26.05.2009 г.).

 

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2010

Введение

 

Интенсивная химизация обусловила широкое применение химических веществ в промышленности, сельском хозяйстве и в быту. Среди химических веществ особое место занимают сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Согласно РД 52.04.253–90 СДЯВ – это химические вещества, применяемые в народном хозяйстве, которые при выливе или выбросе могут приводить к загрязнению воздуха на уровне поражающих концентраций.

В настоящее время к СДЯВ относятся: акрилонетрил, акролеин, аммиак, ацетонитрил, ацетонциингидрин, оксиды азота, бромистый водород, бромистый метил, диметиламин, метиламин, метилакрилат, метилмеркаптан, мышьяковистый водород, сероводород, сероуглерод, сернистый ангидрид, соляная кислота, синильная кислота, триметиламин, формальдегид, фосген, фосфор треххлористый, фосфора хлорокись, фтор, фтористый водород, хлор, хлорпикрин, хлористый водород, хлорциан, хлористый метил, этилмеркаптан, этиленимин, этиленсульфид и этилена окись.

В соответствии с новым государственным стандартом начался постепенный переход от СДЯВ к АХОВ [1].

Под аварийно-химически опасными веществами (АХОВ) следует понимать опасные химические вещества, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которых может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).

Количество АХОВ теперь уменьшилось и доведено до 21 наименования, тогда как СДЯВ было 34. Исключены вещества, редко встречающиеся или применяемые в малых количествах и при авариях не представляющие опасности.

Таким образом, аварийно-химически опасные вещества представляют серьезную опасность при их получении, перевозке и использовании не только для работающих с ними лиц, но и для окружающих, т.е. создают угрозу для общественной безопасности.

Соответственно, химически опасными являются объекты многих отраслей народного хозяйства, прежде всего промышленные предприятия.

Под химически опасными объектами (ХОО) понимаются объекты народного хозяйства, при авариях или разрушениях которых могут произойти массовые поражения людей, животных и растений.

По данным информационного центра ГО, на территории Российской Федерации с 1985-го по 1990-й гг. произошло 123 крупных аварии, связанные с производством, транспортировкой, хранением и применением ядовитых сильнодействующих веществ. В результате погибло или пострадало 1605 человек.

В связи с этим в данной работе рассматриваются особенности транспортировки и хранения аварийно-химически опасных веществ, действия населения при аварии на объектах, содержащих аварийно-химически опасные вещества, а также оказание первой медицинской помощи при их поражении. Приводится методика прогнозирования и оценка обстановки при авариях на объектах и транспортировке опасных грузов в любом агрегатном состоянии.

 

 

Особенности транспортировки и хранения

Аварийно-химически опасных веществ

 

На морском транспорте

 

Особенности транспортировки указанных выше веществ на морском транспорте регламентируются Правилами морской перевозки опасных грузов [2].

Аварийно-опасные химические вещества, допускаемые Международным комитетом морских перевозок опасных грузов (МК МОПОГ) к морской перевозке в цистернах приведены в табл. 1.

Там же указывается тип и параметры контейнеров-цистерн, максимальная степень наполнения для жидкостей и газов, а также специальные требования. В графе «Тип и параметры контейнеров-цистерн, автоцистерн» даны шифры типов и параметров упомянутых цистерн.

Буквенное обозначение цистерны:

И – цистерна с теплоизоляцией;

М – малотоннажная цистерна диаметром не более 1,5 м;

Н – неизолированная цистерна более 1,5 м без изоляции или солнечного экрана;

Э – экранированная цистерна диаметром более 1,5 м с солнечным экраном;

Цифровое обозначение цистерны:

– первая цифра:

1 – цистерна с верхним сливным устройством (нижнее сливное устройство запрещено);

2 – цистерна с нижними сливными устройствами, имеющими двойную защиту – внутренний запорный клапан и заглушка на внешнем конце патрубка;

3 – цистерна с нижними сливными устройствами, имеющими тройную защиту – внутренний запорный клапан, наружный клапан и заглушка на внешнем конце патрубка;

– вторая цифра:

1 – цистерна с предохранительным клапаном пружинного типа;

2 – цистерна с последовательно установленными разрывной мембраной и предохранительным клапаном пружинного типа;

3 – цистерна со специальной системой сброса давления;

– третья цифра – минимальная нормативная толщина стенки корпуса цистерны, изготовленной из стали с минимальным значением временного сопротивления sв = 370 МПа (37 кгс/мм-2) и относительного удлинения d = 27%. При применении других материалов расчет толщины стенки должен производиться в соответствии с требованиями раздела 13 Правил МОПОГ.

Если после цифры 6 в строке приведена цифра 5, это означает, что для цистерн диаметром не более 1800 мм нормативная толщина стенки составляет 5 мм.

Последнее трех- или четырехзначное число – максимальное испытательное давление в килопаскалях для неохлажденных, сжижаемых под давлением газов.

В графе «Вид» (вагоны-цистерны) – шифр вида вагона-цистерны согласно Правилам перевозки жидких грузов в вагонах-цистернах и бункерах-полувагонах (МПС).

В графе «Нижнее сливное устройство» (вагоны-цистерны) знак «+» означает, что нижнее сливное устройство допускается, знак «–» – запрещается.

Т а б л и ц а 1. Список опасных грузов, разрешенных к перевозке в контейнерах-цистернах, автоцистернах и вагонах-цистернах на морском транспорте

 

Серийный номер Наименование груза Тип и параметры контейнеров-цистерн, автоцистерн Вагоны-цистерны Максимальная степень наполнения для жидкостей (%), для газов, кг/л Пункты специальных требований
Вид Нижнее сливное устройство
                    Аммиак безводный сжиженный     Хлор   Водород фтористый, безводный Метиламин   Метилмеркаптан     Акролеин Сероуглерод Хлорпикрин Кислота синильная – водные растворы, содержащие не более 20% синильной кислоты Ацетонитрил Кислота соляная – раствор Окись азота охлажденная, жидкая Этилмеркаптан М32-6(5)-2900 Н32-6(5)-2570 Э32-6(5)-2200 И-32-6(5)-1970 М12 – (-) – 1900 Н-12-(-)-1700 И12-(-)-1500 Э12-(-)-1350 12-8-600   М31-6(5)-1080 Н31-6(5)-960 Э31-6(5)-780 И31-6(5)-700 М12-6(5)-700 Н12-6(5)-700 И12-6(5)-700 Э12-6(5)-700   12-6-400 12-6-400 12-6-400 12-6-400   31-6(5)-400 11-8-265     11-6(5)-600 7,2   7,2   7,2   7,2     7,2 7,2   7,3 7,4   – +   –   –   –   +     – –   –   – 0,53   1,25     0,58   0,78           –         3, 9 3, 9     8, 12

 

В графе «Пункты специальных требований» указаны номера пунктов следующих специальных предписаний.

3 – воздух в цистерне должен быть замещен азотом или другим инертным газом;

4 – расчетная величина толщины стенки контейнера-цистерны должна быть увеличена на 3 мм. По истечении половины срока между периодическими гидравлическими испытаниями корпус цистерны должен быть проверен неразрушающим методом контроля;

9 – вагоны-цистерны должны иметь одобренное органом технического надзора предохранительное устройство, включающее предохранительную пластину, предшествующую предохранительному клапану. Между предохранительной пластиной и клапаном должен быть установлен манометр или соответствующий контрольно-измерительный прибор;

12 – конструкция контейнера-цистерны должна соответствовать конструкции седьмого типа контейнеров-цистерн МК МОПОГ или отвечать требованиям Рекомендаций ООН и быть допущенной к эксплуатации органом технического надзора.

 

 

На речном транспорте

 

Согласно Правилам перевозки грузов [3] и в соответствии с ГОСТ 19433–88 речным транспортом перевозятся из аварийно-химически опасных веществ грузы класса 2 (газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением); класса 3 (легковоспламеняющиеся жидкости); класса 6 (ядовитые и инфекционные вещества) и класса 8 (едкие и (или) коррозионные вещества). Перечень этих грузов и вид транспортной тары приведен в табл. 2.

В свою очередь по каждому классу опасные грузы разделяются на подклассы, категории и группы. Последовательная совокупность цифр, соответствующих классу, подклассу, категории и группе, к которым отнесено вещество, образует классификационный шифр группы опасных грузов, состоящий из четырехзначного числа.

Класс и подкласс опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с приоритетом видов опасности по ГОСТ 19433–88. Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.

В аварийных ситуациях следует руководствоваться предписаниями грузоотправителя, а также указаниями ближайших служб по организации безопасности транспортирования и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами министерств грузовладельцев.

 

Т а б л и ц а 2. Перечень опасных грузов, допущенных к перевозке речным транспортом

 

Груз Номер НТД Классификационный шифр Штемпель на документах Вид транспортной тары
Аммиак жидкий технический ГОСТ 6221–82   Ядовитый сжиженный газ. Воспламеняется 1. Баллоны стальные по ГОСТ 949–73 среднего объема до 50 дм3 2. Контейнеры специализированные металлические со стальными баллонами среднего объема по ГОСТ 949–73
Ацетонитрил технический ТУ 6-01-667–78   Легковоспламеняющаяся жидкость. Яд Бочки металлические вместимостью до 200 дм3
Диметиламин, водный раствор ТУ 6-09-1426–76   Легковоспламеняющаяся жидкость Ящики деревянные по ГОСТ 18573-86 с упакованными стеклянными склянками типа 3–1 или 3–5 по ГОСТ 3885–73
Метиламин ТУ 6-09-2088–84   Ядовитый сжиженный газ. Воспламеняется 1. Бочки стальные по ГОСТ 17366–80 вместимостью 110–275 дм3 2. Баллоны стальные по ГОСТ 9731–61
Метил бромистый ГОСТ 22707–77   Ядовитый сжиженный газ Контейнеры с баллонами по ГОСТ 15860–70 вместимостью 12,27 и 50 дм3
Триметиламин, 25%-й раствор ТУ 6-09-2817–79   Легковоспламеняющаяся жидкость. Слабоядовитое Ящики деревянные по ГОСТ 18573–86 с упакованными стеклянными склянками или бутылями, имеющими притертую пробку по ГОСТ 3885–73, тип 3–1,8–1
Хлористый водород сжиженный ТУ 6-01-1059–86   Ядовитый сжиженный газ. Окислитель Баллоны стальные по ГОСТ 949–73 вместимостью до 50 дм3. На поддонах по ГОСТ 9557–73 или в контейнерах универсальных

Окончание табл. 2

Груз Номер НТД Классификационный шифр Штемпель на документах Вид транспортной тары
Фтористый водород безводный ГОСТ 14022–78   Едкое/кор- розийное. Яд 1. Баллоны стальные по ГОСТ 949–73 вместимостью до 50 дм3 типа 100 и 150 2. Контейнеры специализированные металлические со стальными баллонами
Хлор жидкий ГОСТ 6718–86   Ядовитый сжиженный газ. Окислитель. Едкое/коррозийное 1. Баллоны стальные по ГОСТ 949–73 вместимостью до 50 дм3 2. Ящики дощатые типа I-II или Ш по ГОСТ 2991–85 с упакованными стальными баллонами по ГОСТ 949–73 среднего объема 40 дм3 общей массой не более 65 кг
Метилакрилат ОСТ 6-01-41–84   Легковоспламеняющаяся жидкость 1. Бочки алюминиевые типа 1 по ГОСТ 21029–75 вместимостью до 275 дм3 2. Бочки алюминиевые типа 1 по ГОСТ 6247–79 и ГОСТ 13950–84 вместимостью 200 дм3 или ГОСТ 17366–80 вместимостью 275 дм3
Хлорпикрин ГОСТ 12263–77   Яд Бочки стальные вместимостью 25,50 или 100 дм3
Этилмеркаптан ТУ 6-09-13-311–74   Легковоспламеняющаяся жидкость. Яд 1. Бочки стальные вместимостью до 275 дм3 2. Ящики деревянные по ГОСТ 18573–86 с упакованными стеклянными бутылями вместимостью до 5 дм3

 

Опасные грузы предъявляются к перевозке на специализированных причалах необщего пользования с погрузкой их средствами грузоотправителя.

В пункте назначения грузополучатель не имеет права отказаться от приема опасного груза, прибывшего в его адрес, и обязан в установленный срок вывезти его из порта. Немедленно вывозятся легковоспламеняющиеся жидкости подклассов 3.1 и 3.2, радиоактивные вещества и ядерные материалы.

В течение 5 ч должен быть обеспечен вывоз опасных грузов подклассов 2.2, 2.3, 2.4, 5.2 и 6.1; в течение 12 ч – грузов класса 4 и всех остальных опасных грузов в срок не более 24 часов с момента их прибытия. При отсутствии в порту надлежащих условий для временного хранения груз должен быть принят получателем непосредственно из судна и вывезен немедленно.

 

Класс 2. Газы

 

Опасные грузы класса 2 разделяются на четыре подкласса и, в свою очередь, на категории и группы (табл. 3).

 

Т а б л и ц а 3. Состав подклассов, категорий и групп грузов класса 2

Номер подкласса Номер категории Наименование подклассов и категорий Классификационный шифр группы
2.1       Невоспламеняющиеся неядовитые газы Без дополнительного вида опасности     Окисляющие   2111, 2112, 2113, 2114, 2115, 2116     2121, 2125
2.2             Ядовитые газы Без дополнительного вида опасности     Окисляющие   Едкие и (или) коррозионный   Окисляющие, едкие и (или) коррозионные     2212, 2213, 2214, 2216   2221, 2223   2232, 2233    
2.3     Воспламеняющиеся (горючие) газы Без дополнительного вида опасности   Едкие и (или) коррозионные   2311, 2312, 2313, 2314, 2315, 2316  
2.4   Ядовитые и воспламеняющиеся газы Без дополнительного вида опасности   2411, 2412, 2413, 2414

 

Последняя цифра в классификационном шифре группы обозначает агрегатное состояние газов и их физические свойства:

1 – сжатые, критическая температура которых менее –10°С;

2 – сжиженные, критическая температура которых не менее 10, но менее 70°С;

3 – сжиженные, критическая температура которых не менее 70°С;

4 – растворенные под давлением;

5 – сжиженные охлажденные, транспортируемые под давлением, близким к атмосферному;

6 – вещества в аэрозольной упаковке вместимостью не менее 1000 см3, находящиеся под давлением не более 1 МПа (10 кгс/см2).

Партии опасных грузов класса 2, принимаемых к перевозке по одному документу, а также общее количество их, перевозимых на одном судне, не должны превышать: подклассов 2.2–2.4 – 500 баллонов или бочек с газами или 50 т общей массы брутто; подкласса 2.1 – 1000 баллонов или бочек с газами или 100 т общей массы брутто.

Так, например, по аммиаку жидкому техническому, в алфавитном перечне опасных грузов (см. табл. 2) в третьей графе указан классификационный шифр 2413, что означает отнесение данного груза к классу 2 (газ), подклассу 2.4 (ядовитые и воспламеняющиеся газы), категория 2.4.1 (без дополнительного вида опасности), и 3-й группе газов сжиженных, критическая температура которых не менее 70°С.

 

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости

 

К грузам данного класса относятся жидкости, смеси жидкостей, растворы горючих газов в жидкостях, суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары с температурой вспышки не более 61°С в закрытом тигле.

Основной транспортной опасностью ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости) является способность их к образованию воспламеняющихся (взрывоопасных) смесей паров с воздухом при испарении через неплотности укупорки тары, места ее повреждений, со свободной поверхности разлившегося груза.

Пары ЛВЖ обладают также наркотическим действием и продолжительное вдыхание их может привести к потере сознания и даже к смерти.

Опасные грузы класса 3 разделяются на 3 подкласса.

Подкласс 3.1 – легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее –18°С в закрытом тигле.

Подкласс 3.2 – легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее –18°С, но менее 23°С в закрытом тигле.

Подкласс 3.3 – легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее 23°С, но не более 61°С в закрытом тигле.

В зависимости от наличия дополнительных видов опасности грузы класса 3 в каждом подклассе разделяются на категории, и в зависимости от степени опасности – на группы.

В табл. 4 приведен полный состав групп грузов класса 3. Последняя цифра в классификационном шифре группы отражает степень опасности (1 – высокую, 2 – среднюю, 3 – низкую).

Так, например, этилмеркаптан по алфавитному списку опасных грузов (см. табл. 2) имеет классификационный шифр 3121, что означает отнесение данного опасного груза к классу веществ с температурой вспышки менее –18°С (1), категории ядовитых веществ (2) и обладающих высокой степенью опасности (1).

ЛВЖ завозятся грузоотправителями в порт непосредственно к борту судна и вывозятся из порта немедленно по мере выгрузки из судна. Краткосрочное хранение в порту сроком до 24 часов допускается только ЛВЖ подкласса 3.3.

 

Т а б л и ц а 4. Классификационная таблица опасных грузов класса 3

 

Номер и наименование категории Номера подклассов и классификационные шифры групп
3.1 3.2 3.3
Без дополнительного вида опасности   3111, 3112   3211, 3212  
Ядовитые 3121, 3122 3221, 3222
Ядовитые и едкие и (или) коррозионные   –     –
Едкие и (или) коррозионные   3241, 3242
Слабоядовитые 3151, 3152    

 

Кратковременное хранение ЛВЖ подкласса 3.3, производство погрузки и выгрузки допускается только на огражденных и оборудованных в пожаробезопасном отношении специальных складах, причалах, удаленных на расстояние не менее 100 м от жилых, служебных и промышленных строений, грузовых складов, стоянок судов и других плавучих средств.

Перевозка ЛВЖ в таре и наливом производится с соблюдением требований Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах.

 

Класс 6. Ядовитые вещества и инфекционные вещества

 

Опасные грузы класса 6 разделяются на два подкласса.

Подкласс 6.1 – ядовитые вещества (табл. 5).

Подкласс 6.2 – инфекционные вещества.

К ядовитым грузам подкласса 6.1 относятся вещества, способные вызвать отравление при вдыхании паров или пыли, попадании вещества внутрь и (или) при контакте с кожей.

 

Т а б л и ц а 5. Классификационная таблица опасных грузов подкласса 6.1

 

Номер и наименование категории Классификационный шифр группы
Летучие ядовитые вещества: – без дополнительных видов опасности   – легковоспламеняющиеся с температурой вспышки не более 23°С   – легковоспламеняющиеся с температурой вспышки более 23°С, но не более 61°С   – едкие и (или) коррозионные     – ядовитые вещества едкие и (или) коррозионные легковоспламеняющиеся с температурой вспышки более 23°С, но не более 61°С Нелетучие ядовитые вещества: – без дополнительных видов опасности   – едкие и (или) коррозионные   – легковоспламеняющиеся твердые   6111, 6112, 6113     6121, 6122     6131, 6132   6141, 6142     6151, 6152   6161, 6162, 6163   6171, 6172  

 

Так, например, по хлорпикрину в алфавитном перечне опасных грузов (см. табл. 2) в группе 3 указан классификационный шифр 6112, что означает отнесение его к летучим веществам без дополнительных видов опасности.

 

Класс 8. Едкие и (или) коррозионные вещества

 

Основной опасностью грузов данного класса является способность повреждать живую ткань и разрушающе действовать на различные материалы; некоторые из них способны разрушать стекло и керамику, вызвать особо серьезные повреждения живой ткани, ожоги кожных покровов и слизистых оболочек. Пары могут вызвать отравление.

Опасные грузы класса 8 разделяются на три подкласса.

Подкласс 8.1 – едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами; они коррозионны в основном для большинства металлов; разъедают и раздражают кожу и слизистые оболочки.

Подкласс 8.2 – едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными (щелочными) свойствами; они коррозионны в основном для алюминия, цинка, олова, разъедают и раздражают слизистые оболочки.

Подкласс 8.3 – разные едкие и (или) коррозионные вещества, проявляющие коррозионное действие только при взаимодействии с водой и могут действовать на металл по кислотному и щелочному механизму, разъедают и (или) раздражают кожу и слизистые оболочки.

Наименование подклассов, категорий и классификационные шифры грузов класса 8 приведены в табл. 6.

Так, например, если фтористый водород имеет классификационный шифр 8161, то по табл. 6 можно установить, что он является ядовитым едким веществом, оказывающим коррозионное воздействие по кислотному механизму для большинства металлов.

 

 

Т а б л и ц а 6. Классификационная таблица опасных грузов класса 8

 

Номер категории Наименование категории Классификационный шифр
8.1 8.2 8.3
                  Без дополнительных видов опасности     Ядовитые и окисляющие   Легковоспламеняющиеся с температурой вспышки не более 23°С   Легковоспламеняющиеся с температурой вспышки более 23°С, но не более 61°С   Окисляющие     Ядовитые     Слабоядовитые   Слабые окислители     –               –   –       –                       –        

 

 

Видах транспорта

 

Перевозка АХОВ в пределах города или района производится без разрешения органов милиции. В этих случаях яды транспортируются по дорожным свидетельствам, выданным руководителем сбытовой организации или отправителем груза.

Перевозки ядов должны производиться с соблюдением всех мер предосторожности, личной и общественной безопасности, при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специального ответственного лица.

Если грузы ядов могут быть доставлены по месту назначения за небольшой промежуток времени, категорически запрещается в этих случаях груз перевозить в ночное время, а также выдавать его для перевозки.

Перед выходом в рейс автомобиль, предназначенный для перевозки ядов, должен быть осмотрен заведующим гаража или лицом, его заменяющим.

При перевозке АХОВ запрещается останавливаться для отдыха в населенных пунктах.

Место стоянки транспорта огораживается спереди и сзади предупредительными знаками, выставленными на расстоянии не меньше 200 метров от транспорта.

Склады АХОВ разделяются на базисные, расходные и железнодорожные.

Базисные склады предназначаются для длительного хранения больших количеств АХОВ и для отпуска их в расходные склады потребителям (табл. 7) [4].

Наземные резервуары могут располагаться группами или стоять отдельно. Для каждой группы резервуаров или отдельных больших хранилищ по периметру оборудуется замкнутое обвалование или ограждающие стенки (реже устраивается поддон). Они позволяют удержать разлившееся АХОВ на меньшем участке местности, т.е. сократить площадь испарения. Около 60% общего числа хранилищ защищается обваловкой из грунта.

Объем, образуемый между откосами обвалования, должен быть рассчитан на прием полного объема жидкости из отдельно стоящего резервуара или из наибольшего резервуара, если их несколько. При этом расчетный уровень АХОВ в ограждении должен быть на 0,2 м ниже высоты земляного вала или стенки.

Расходные склады предназначаются для хранения АХОВ в количествах, необходимых для производственных нужд предприятий.

Стационарные цистерны для хранения жидких АХОВ на базисных и расходных складах должны быть оборудованы грязевыми выпусками для периодического освобождения их от накопившегося осадка.

Т а б л и ц а 7. Способы и условия хранения АХОВ на ХОО

 

Агрегатное состояние АХОВ Условия хранения Способы хранения Характеристика резервуаров АХОВ
Вид (форма) Типовые объемы, м3 Нормативный коэффициент наполнения
Сжиженные газы При температуре окружающей среды под давлением собственных паров 6–18 кгс/см2 Изотермическое хранение Наземное заглубленное     Наземное   Наземное Цилиндрические горизонтальные (аммиак, хлор, сернистый ангидрид, фосген) Шаровые (для аммиака, хлора)   Вертикальные цилиндрические (для аммиака) 10, 25 40, 50 100, 125 160, 200         0,8–0,855   0,83   0,835
Сжатые газы При температуре окружающей среды и давлении 6,86– 294,0 Па/см2 Наземное Сферические газогольдеры (для аммиака, сероводорода) 300, 400 600,800 900,1200     –
Жидкости При атмосферном давлении и температуре окружающей среды Наземное     Наземное, реже заглубленное Вертикальные цилиндрические (для крилонитрила, метилакрилата и др.)   Горизонтальные цилиндрические (для хлорпикрина, фтористого водорода и др.) 50, 100, 200, 300, 400, 700, 1000, 2000 3000, 5000     5,10,25, 50,70, 0,9–0,95     0,9

 

Все базисные и расходные склады АХОВ должны быть обеспечены средствами для обезвреживания (дегазации) ядов, средствами индивидуальной защиты работающих, а также медицинской аптечкой для оказания первой медицинской помощи и телефонной связью.

Железнодорожные склады предназначаются для временного хранения АХОВ перед отгрузкой их на базисные или расходные склады.

Хранение АХОВ на железнодорожных складах осуществляется, как правило, в специальных цистернах, располагаемых в тупиках не ближе 300 м от жилых и общественных зданий.

Железнодорожный транспорт является основным способом перевозки АХОВ. По железным дорогам СНГ в совокупности ежегодно перевозится (находится «на колесах») свыше 700 тыс. т хлора, причем иногда в пути следования находится одновременно около 100 цистерн, содержащих до 5 000 т сжиженного хлора. На многих предприятиях железнодорожный транспорт остается важнейшим видом внутризаводских перевозок между складами и цехами.

Трубопроводный транспорт в большинстве случаев используется на небольшие расстояния (между цехами, складами). Единственный крупный магистральный трубопровод – аммиакопровод Тольятти – Одесса имеет протяженность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т/год. В его системе имеются припортовые заводы, терминалы, оконечные пункты трубопровода и другие многочисленные стационарные объекты, в состав которых входят хранилища аммиака.

 

 

И ликвидация последствий

 

Аварийно-химически опасные вещества хранят в закрытых емкостях под давлением собственных газов (паров). После разрушения емкости давление над жидким веществом падает до атмосферного, АХОВ вскипает и выделяется в атмосферу в виде газа или пара. Облака газа (пара) АХОВ, образующегося в момент разрушения емкости, называется первичным облаком зараженного воздуха.

Оставшаяся часть жидкости растекается и также испаряется. Пары (газы) поступают в атмосферу, образуя вторичное облако зараженного воздуха. Таким образом, территория, подвергшаяся воздействию АХОВ, включает место непосредственного его разлива (очаг химического заражения) и зону химического заражения, образовавшуюся в результате распространения паров.

В зависимости от физико-химических свойств и агрегатного состояния АХОВ масштабы зон заражения определяются:

– для сжиженных газов – по первичному и вторичному облаку;

– для сжатых газов – по первичному облаку;

– для жидкостей – по вторичному облаку.

Первичное облако образуется при разрушении (повреждении) газгольдеров и емкостей, содержащих ядовитые вещества под давлением. Оно характеризуется высокими концентрациями, превышающими на несколько порядков смертельные дозы при кратковременной экспозиции. Продолжительность поражающего действия первичного облака на живой организм определяется временем его прохождения под воздействием ветра. Для первичного облака, образованного ядовитыми веществами, с плотностью, превышающей плотность воздуха, характерно его стелющееся движение, затекание в лощины, низины, овраги, подвалы, колодцы, погребы.

Особенностью поражающего действия вторичного облака по сравнению с первичным является то, что концентрация в нем паров ядовитых веществ в 10–100 раз ниже. Продолжительность действия вторичного облака определяется временем сохранения устойчивого направления ветра. В свою очередь скорость испарения вещества зависит от его физических свойств (Приложение 1, табл. П. 1.), температуры окружающей среды, площади разлива и скорости приземного ветра.

От скорости ветра в значительной мере зависят также формы и размеры зоны заражения. При скорости ветра от 0 до 0,5 м/с зона заражения будет представлять круг, от 0,6 до 1,0 м/с – полукруг, от 1,1 до 2,0 м/с – сектор с углом в 90°, более 2,0 м/с – сектор с углом в 45°.

Зона химического заражения делится на две части: зону заражения парами со смертельными концентрациями, в пределах которых возможны массовые поражения людей, и зону заражения парами с поражающими концентрациями, при которых люди временно теряют трудоспособность.

Размеры очага химического заражения зависят от количества ядовитого вещества, поступающего в приземный слой атмосферы в единицу времени, его токсичности, скорости ветра в приземном слое воздуха, вертикальной устойчивости атмосферы и рельефа местности. Основной характеристикой зоны распространения химического заражения является глубина распространения зараженного АХОВ воздуха.

Эта глубина зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра. Значительное увеличение скорости ветра (5–7 м/с и более) способствует более быстрому рассеиванию облака. Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет испарение АХОВ, а следовательно, увеличивает концентрацию его на зараженной местности.

На глубину распространения АХОВ и величину его концентрации в воздухе в значительной степени влияют вертикальные потоки воздуха. Их направление характеризуется степенью вертикальной устойчивости атмосферы. Различают три степени вертикальной устойчивости атмосферы (СВУА): инверсию, изотермию, конвекцию.

И н в е р с и я– это повышение температуры воздуха по мере увеличениявысоты. Толщина приземных инверсий составляет десятки-сотни метров.

Инверсионный слой является задерживающим слоем в атмосфере. Он препятствует развитию вертикальных движений воздуха, вследствие чего под ним накапливаются водяной пар, пыль. Инверсия препятствует рассеиванию по высоте и создает наиболее благоприятные условия для сохранения и распространения высоких концентраций АХОВ.

В этом случае отсутствуют восходящие потоки, температура поверхности почвы меньше температуры воздуха (обычно ночью при ясной погоде и слабом ветре).

И з о т е р м и я характеризуется стабильным равновесием воздуха. Это промежуточное состояние, при котором восходящие потоки развиты слабо, температура почвы примерно равна температуре воздуха (при пасмурной погоде, а также в утренние и вечерние часы или ветре более 4 м/с).

Изотермия, так же как и инверсия, способствует длительному застою паров АХОВ на местности, в лесу, в жилых кварталах городов и населенных пунктах.

К о н в е к ц и я – это вертикальные перемещения воздуха с одних высот на другие. Теплый воздух поднимается вверх, холодный – опускается вниз. В этом случае сильно развиты восходящие потоки, температура почвы выше температуры воздуха (летом при ясной погоде и слабом ветре).

При конвекции восходящие потоки воздуха рассеивают зараженное облако, что препятствует распространению АХОВ.

Одной из особенностей аварии на ХОО является стойкость заражения, которая определяет продолжительность существования химического очага. На стойкость очага химического заражения, возникающего на территории населенного пункта, воздействует ряд особых факторов. Ветер на закрытой местности играет меньшую роль, чем на открытой. АХОВ проникают во дворы, подвальные помещения и создают повышенную опасность заражения населения, так как в городах и населенных пунктах (вследствие нагревания домов) наблюдается распространение облака по магистральным улицам от периферии к центру. Стойкость АХОВ в населенных пунктах выше, чем на открытой местности.

Некоторые АХОВ имеют особенности: взрывоопасны (аммиак, окислы азота), пожароопасны (хлор, фосген). При пожарах также возникают токсические вещества: при горении серы выделяется сернистый ангидрид, полиуретана – синильная кислота, герметика – фосген, окись углерода и т.д.

Таким образом, авария на ХОО может носить комплексный характер и сопровождаться пожарами, взрывами и химическим заражением местности и воздуха.

В результате аварий на химически опасных объектах народного хозяйства и транспорте возможны выбросы АХОВ в окружающую среду (воздух, вода, почва), которая может служить источником поражения населения, персонала промышленных предприятий и транспорта.

В целях исключения или уменьшения заражения окружающей среды и потерь среди населения принимаются меры по приостановке и ограничению выбросов (утечке) АХОВ, локализации и обеззараживанию источника химического заражения, как составной части спасательных и других неотложных работ, которые осуществляются в ходе ликвидации последствий производственных и транспортных аварий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.113 с.)