Особенности внешнеторговой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности внешнеторговой деятельности.



ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТД- это ПД в области междун-ого обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

В РФв целях стимулирования роста национальной экономики Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ согласно законодательству способствуют развитию ВТД, в т. ч. через осуществление Федеральных и региональных программ развития ВТД. Федеральная программа развития ВТД ежегодно разрабатывается Правительством РФ и представляется на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета. Указанная программа содержит: 1) прогноз торгового баланса как составную часть платежного баланса РФ; 2) оценку современного состояния и проблем торгово-экономических отношений РФ с иностранными государствами; 3) план внешних заимствований РФ с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов; 4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использованием средств Федерального бюджета или под гарантии Правительства РФ; 5) план обслуживания внешнего долга РФ; 6) план поступлений от обслуживания долгов иностранных государств перед РФ; 7) перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, ставки пошлин таможенного тарифа и пределы их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, меры по защите внутреннего рынка; 8) перечень мер стимулирования промышленного, экспорта на соответствующий год; 9) реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых и намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов РФ. Основным видом договоров, опосредующих реализа­цию товаров во внешнеторговых отношениях, является договор купли-продажи Инкоте́рмс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли


2.Понятие доминирующего положения на товарном рынке.

Монопол деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимо законо-вом, иные действия, признанные в соответствии с ФЗ монопол-ой деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, д ающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам («О защите конкуренции»). Не мб признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность - доминирующее положение на рынке приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением мб признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антим орган при нарушении антим законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующее положение на товарном рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Признаки доминирующего положения:

1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся ПД, а также ИП.

2. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар - это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

4. Качественным признаком доминирующего положения - исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5. Количественный признак дом. положения определяется той долей, которую хозяйс-щий субъект занимает на рынке опред-ного товара:

а) если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, то есть не соответствует качественному признаку доминирующего положения;

б) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение МБ признано доминирующим. Такое положение не презюмируется, а ДБ установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган руководствуется при этом стабильностью доли субъекта на рынке, соотношением его доли с долями конкурентов, возможностью доступа на рынок других конкурентов и иными критериями;

в) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.

6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке ДБ установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

БИЛЕТ 22

Реализационные договоры.

Особой разновидностью договора - коммерческий договор. Особенность коммерческого договора - такой договор:

1) имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (коммерческой) деят-ью; 2) имеет специальную цель – установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере торговли или содействия торговле.Все коммдоговоры классифицир: 1) реализационные; 2) посреднические; 3) договоры, содействующие торговле; 4) организационные. Реализ догИ регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предприн-ких и хозяйств-ых нужд. Относят:

1) оптовой купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ);

2) поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий ПД, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506ГКРФ);

3) мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;

4) товарного кредита, по которому предусмотрена обязанность одной стороны предоставить другой вещи, определенные родовым признаками;

5) контрактации с/хпродукции, по которому производитель с/х продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им с/х продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГКРФ).


2.Базисные условия поставки.
По договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий ПД, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в ПД или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Договор поставки - разновидностей договора К-П. К признакам относятся:

1) цель приобретения товара (имеет принципиальное значение: товар покупается в целях ПД);

2) особый правовой статус продавца и покупателя, которые выступают в качестве субъекта предпринимательства;

3) поставка товара, которая осуществляется поставщиком путем отгрузки товара покупателю, являющемуся стороной договора, или лицу, указанному в договоре в качестве покупателя.

Чтобы договор поставки вступил в силу, необязательно, чтобы товар был передан покупателю. В момент заключения договора покупатель получает право требования получить от поставщика товар, а поставщик его передать. Договор поставки носит возмездный характер. Особенностью договора - передача товара возможна как единовременно, так и отдельными партиями в течение какого-либо периода.

Срок или сроки поставки являются важными условиями договора. Договор предусматривает оптовую продажу товара. Срок поставки товара определяется указанием конкретной даты или периодов поставки в течение срока действия договора. В случае когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т. п.). Досрочная поставка может производиться с согласия покупателя. Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товара покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором, и на определенных в договоре условиях. Договором мб предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки. Покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить.

Ассортимент товаров, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется по соглашению сторон договора, а при отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка.

Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров и о выявленных несоответствиях или недостатках незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Когда покупатель (получатель) отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар. Прочая тара, а также упаковка товара подлежит возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе:

1) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; 2) потребовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) потребовать возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; 4) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; 5) потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона к комплектности, вправе:

1) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; 2) потребовать доукомплектования товара в разумный срок;

3) потребовать замены некомплектного товара на комплектный; 4) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Если поставщик не поставил необходимое количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки.

Односторонний отказ от исполнения договора поставки или одностороннее его изменение допускаются в случаях: 1) поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены с приемлемый для покупателя срок; 2) неоднократного нарушения сроков поставки товаров; 3) неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; 4) неоднократной невыборки товаров.

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Важнейшим условием эффективного функционирования торгового рынка является гарантирование прав наименее защищенного субъекта – потребителя. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением ПД.

Результатом торговой революции 60-х гг. XX в. стало усиление защиты прав потребителей, в том числе законодательной и судебной защиты. Усиление защиты прав потребителей привело:1) к слому диктата пр оизводителей;2) к ослаблению монополизма и развитию конкуренции;3) к развитию производства;4) к улучшению качества товаров;5) к увеличению объема продаж.

Основными правами потребителей в РФ являются:1) право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей;2) право потребителя на безопасность товара (работы, услуги);3) право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах;4) право на качество товара (работы, услуги);5) право на судебную защиту;6) право на компенсацию морального вреда;

7) право на безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;8) право на соразмерное уменьшение покупной цены при продаже ему товара ненадлежащего качества;9) право на замен на товар аналогичной марки (модели, артикула);10) право на замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;11) право на расторжение договора купли-продажи и другие права.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иным правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Условиями договора, ущемляющими права потребителей, являются:

1) установление нормы, ограничивающей права потребителя;2) обусловливание приобретения одних товаров обязательным приобретением других товаров. В этом случае, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме;3) выполнение продавцом без согласия потребителя дополнительных работ, услуг за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме.

Содержание прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Право на безопасность товаров (работ, услуг) заключается в том, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, если изготовитель не установил на товар срок службы, или в течение установленного срока службы либо срока годности товара. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителей.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товаров (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (название) своей организации, ее место нахождение (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

1) обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания – сведения о составе, о весе и объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

3) цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

4) гарантийный срок, если он установлен;

5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

6) срок службы или срок годности товаров (работ);

7) место нахождение, фирменное наименование изготовителя и место нахождение организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

8) информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

9) информацию о правилах продажи товаров;

10) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Право потребителя на качество приобретаемого товара заключается в следующем:

1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обязательным требованиям, если законами предусмотрены такие требования к качеству товаров;

2) продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту причинения вреда. Освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав:

1) потребители;

2) группы потребителей;

3) неопределенный круг потребителей. Освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, предъявляемым в интересах потребителя:

1) федеральный антимонопольный орган;

2) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

3) органы местного самоуправления;

4) общественные объединения потребителей.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.052 с.)