Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
чел.; Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.2.2. Тематический профиль музеев Тематический профиль является одной из ключевых качественных характеристик музея. Он определяет характер деятельности музея и основное содержание музейной экспозиции. Как уже отмечалось в п. 1.1.3., профиль музея обычно обозначается в официальном названии музея, т.к. является его первой визитной карточкой. Также уже сказано, что по профильной принадлежности музеи разделяются на достаточно большое количество типов и подтипов. Музеи каждого профиля обладают разной аттрактивной способностью и широтой охвата документируемых сфер человеческой деятельности. Есть музеи, которые сочетают в себе сразу несколько тем – комплексные музеи. Они, разумеется, вызывают больший интерес у посетителей, поскольку, посетив их, можно почерпнуть новые факты из различных сфер знания. В отличие от узкоспециализированных, которые, скорее всего, будут более привлекательными для образовательных и научных целей, комплексные музеи призваны выполнять более «легкую» просветительскую и развлекательную функцию. В данной работе при выделении трех типов музеев кроме тематического профиля учитывался еще и способ документирования (коллекционный или ансамблевый тип с предпочтением последнего). Разумеется, музеи-заповедники, имеющие в своем распоряжении помимо выставочных площадей в зданиях еще и живописный культурный ландшафт, будут иметь более важное туристское значение как с точки зрения познавательного потенциала, так и в плане эстетического наслаждения и комфорта. Количество музеев каждого типа по тематическому профилю показано в таблице 4. Таблица 4. Тематический профиль музеев ЦФО. № Регион ЦФО Кол-во музеев 1-й тип (музеи ансамблевого типа) 2-й тип (комплексные) 3-й тип (узкоспециа-лизированные) Белгородская 3,7% 74,3% 22% Брянская 7,7% 61,6% 30,7% Владимирская 21,4% 57,2% 21,4% Воронежская 13,6% 45,6% 40,8% Ивановская 2,9% 51,4% 45,7% Калужская 2,9% 47,1% 50% Костромская 8,3% 79,2% 12,5% Курская -
43,2% 36,8% Липецкая 11,8% 64,6% 23,6% Московская 16,1% 41,4% 42,5% Орловская 6,3% 50% 43,7% Рязанская 10,5% 57,9% 31,6% Смоленская 5% 55% 40% Тамбовская 9% 45,5% 45,5% Тверская 4,6% 62,8% 32,6% Тульская 11,6% 34,9% 53,5% Ярославская 19,4% 41,8% 38,8% Всего 9,6 % 52,3 % 38,1 % Из данных таблицы видно, что около десятой части всех музеев ЦФО – это наиболее привлекательные для тризма музеи-заповедники. Как уже отмечалось, их привлекательность состоит в нескольких важных аспектах: - как правило, музеи заповедники совмещают в себе сразу несколько тематических профилей (природный, исторический, художественный, архитектурный, литературный и др.) - музеи-заповедники состоят из нескольких постоянных экспозиций и выставок, а значит, обладают большим познавательным туристским потенциалом - сочетание сразу нескольких рекреационных функций: познавательная, эколого-просветительская, оздоровительная, эстетическое наслаждение - располагая обширной природной территорией, музеи-заповедники имеют большие пространственные возможности для разработки и проведения различных анимационных программ, а также рекреационных занятий: прогулки, походы, пикники, туристские лагеря и пр. По числу таких музеев в ЦФО особенно выделяется Московская область (их 16). Это объясняется непосредственной близостью этого региона к мегаполису – Москве. В последнее время все больше возрастает спрос на кратковременные экскурсии из загрязненного крупного и шумного города в экологически чистые местности. При этом, большим спросом пользуются не выезды в дикую природу, а организованные поездки к сохранившимся и восстановленным культурным ландшафтам. Относительное большое количество музеев-заповедников расположено в Тульской и Ярославской областях. В большинстве регионов и от 1 до 3, отсутствуют только в Белгородской области. Важное значение для туризма могут иметь также крупные краеведческие музеи в областных столицах, которые очень часто выполняют функции туристских операторов. Особенно это касается головных структур музейных объединений (например, Тверской государственный объединенный музей включает в себя 34 филиала по всей области), где, как правило, существуют отделы или сектора, занимающиеся организацией приема туристов в своем регионе и проведением городских и выездных экскурсий и туров. Такие музеи представлены во всех областях ЦФО. В целом же комплексные музеи за редким исключением составляют большую долю музейной сети любого региона (к этой категории относится самый распространенный в России тип музеев – краеведческие, которые встречаются практически повсеместно). Высока доля узкоспециализированных музеев, но они очень часто не играют в туризме большой роли, если их деятельность не направлена непосредственно на организацию досуга и развлечение туристов. Высокое значение для туристской отрасли имеют те музеи, которые отражают уникальность своего региона, его отличие от других (музей «Тульские самовары», музей палехского искусства в Ивановской области, музей хрусталя в г. Гусь-Хрустальный, музей пастилы в Коломне и пр.) 2.2.3. Посещаемость музеев Посещаемость музея, пожалуй, является наиболее важным объективным количественным показателем, который отражает реальный интерес к нему граждан (в том числе туристов). Тематика и содержание экспозиции, ценность музейных коллекций, спектр экскурсионных, развлекательных и иных услуг – все это в совокупности формирует потенциал музея, как объекта туристского показа. Статистика посещаемости – это уже непосредственное отражение того, насколько высок аттрактивный потенциал музея. В вопросе оценки посещаемости музеев сложно определить точную градацию: какое количество посетителей считать большим, какое – не очень. В данной работе была предложена нестрогая классификация: До 10 тыс. человек в год – низкая посещаемость (3 тип); 10 – 100 тыс. человек – средняя (2 тип); Более 100 тыс. человек – высокая (1 тип). Одной из главных сложностей в оценке уровня посещаемости музеев ЦФО стал заметный недостаток данной информации: 177 музеев из 520 (более 1/3) не предоставляют в простой доступ свою статистику. Тем не менее, анализ имеющихся данных позволил сделать более или менее объективные выводы относительно массового интереса к тем или иным музеям. Таблица 5. Посещаемость музеев ЦФО
Всего (А и Б) (А и Б) (А и Б) Нет данных Средняя Максимальная ОБЛАСТЬ
кол-во % кол-во % кол-во % Кол-во и % Кол-во
Название музея и посещаемость Белгородская 6 (22%) 30 000 чел. 134 000 чел.; ГУК «Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» Брянская 2 (8%) 34 500 чел. 178 000 чел.; Брянский государственный краеведческий музей Владимирская 2 (14%) 146 100 чел. Воронежская - 9 (41%) 24 400 чел. 70 000 чел.; Воронежский областной краеведческий музей Ивановская 16 (46%) 24 300 чел. 121 500 чел.; Областное государственное учреждение «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Калужская - 26,5 26,5 16 (47%) 16 900 чел. 72 000 чел.; Областная картинная галерея «Образ» Костромская - 10 (42%) 10 500 чел. 55 400 чел; ГУК «Музей природы Костромской области» Курская - 7 (37%) 25 300 чел. 60 100 чел.; Курский государственный областной краеведческий музей Липецкая - 5 (29%) 9 300 чел. 40 000 чел.; Липецкий областной краеведческий музей Московская 36 (37%) 35 800 чел. 300 000 чел.; Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»; Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник Орловская 9 (56%) 30 600 чел. 120 000 чел.; Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» Рязанская 10,5 10,5 5 (26%) 39 300 чел. 216 000 чел.; Государственное автономное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина» Смоленская 2,5 17,5 28 (70%) 26 300 чел. 170 000 чел.; Смоленский государственный музей-заповедник Тамбовская - 4 (36%) 27 400 чел. 52 800 чел.; ГУК «Тамбовская областная картинная галерея» Тверская - 3 (7%) 13 600 чел. 72 000 чел.; ГУК «Тверская областная картинная галерея» Тульская 11 (26%) 29 500 чел. 165 000 чел.; ФГбУК «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» Ярославская 8 (26%) 54 800 чел. 390 000 чел.; Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей ВСЕГО: 5,2 28,5 32,3 177 (34%) 34 000 чел. % от известных данных
7,9
43,1
По данным таблицы 5 лишь 27 музеев Центрального федерального округа (около 8 %) по показателю посещаемости относятся к первому типу, при этом восемь из них располагаются в пределах одного региона – Московской области. Высокие позиции занимает также Ярославская область (5 музеев имеет в год более 100 000 чел). В то же время, в ряде регионов таковые музеи отсутствуют вовсе: Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Тверская области. Количество музеев второго и третьего типа в целом по федеральному округу примерно одинаково, но все-таки с небольшим преобладанием музеев с низкой посещаемостью: она преобладает в пяти регионах. У четырех регионов наиболее значительна средняя прослойка, в остальных – большая часть музеев данных о посещаемости широкой общественности не предоставляет. На основании средней посещаемости музеев региона вся территория ЦФО была разделена на пять зон: С очень высокой посещаемостью (более 100 тыс.чел): Владимирская область; С высокой посещаемостью (50 – 100 тыс.чел.): Ярославская область; Со средней посещаемостью (30 – 50 тыс.чел): Брянская, Московская, Орловская, Рязанская области С низкой посещаемостью (10 – 30 тыс. чел.): Белгородская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская области; С очень низкой посещаемостью (до 10 тыс. чел.): Липецкая область. Эта типология представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Посещаемость музеев ЦФО. Средняя посещаемость музеев ЦФО составила около 34 000 человек в год. Отмечается большой разброс показателей внутри региона. Так 12 областей из 17 этой цифры не достигают, а абсолютным лидером в ЦФО является Владимирская область, где средняя посещаемость музеев (146 000 чел.) выше средней по округу почти в 4,5раза. Правда при этом следует отметить, что внутрирегиональные различия во Владимирской области весьма существенны. Столь высокая средняя посещаемость обеспечивается за счет Владимиро-Суздальского музея заповедника, принимающего в год более 1,2 млн посетителей. Что не удивительно, ведь в этот заповедник включены все экспозиции городов Владимира, Суздаля и Гусь-Хрустального, которые входят в «Золотое кольцо России» и являются важнейшими дестинациями познавательного туризма в России. Кстати, подобный разброс характерен не только для Владимирской области. Музейные сети большинства регионов ЦФО (например, Ивановской, Калужской, Рязанской, Орловской областей) отличаются тем, что в их составе есть явные лидеры, обеспечивающие региону более или менее благоприятный культурно-туристский образ. Более выгодные позиции занимают те регионы, где колебания качества музеев менее заметны. Например, в Тульской области есть несколько музеев, имеющих стабильно высокую посещаемость: Тульский кремль, «Ясная Поляна», «Куликово Поле», Музей самоваров. В Ярославской области сравнимые показатели посещаемости имеют музеи-заповедники в Ярославле, Переславле-Залесском, Рыбинске, Угличе, а также некоммерческое учреждение «Музей Мыши». Есть также ряд областей, в музеях которых отмечается достаточно ровная, не очень высокая посещаемость. Наиболее типичный пример – Тамбовская область, где по три музея имеют около 40-50 тыс. и 15-20 тыс. посетителей в год. Схожая с этой картина наблюдается и в Курской области. Наиболее сбалансирована посещаемость музеев Московской области: восемь лидеров, вносящих наибольший вклад в формирование вполне приличного среднего показателя посещаемости, большая группа музеев с низкой посещаемостью и внушительная прослойка музеев второго типа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.008 с.) |