Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

чел.; Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Поиск

2.2.2. Тематический профиль музеев

Тематический профиль является одной из ключевых качественных характеристик музея. Он определяет характер деятельности музея и основное содержание музейной экспозиции. Как уже отмечалось в п. 1.1.3., профиль музея обычно обозначается в официальном названии музея, т.к. является его первой визитной карточкой. Также уже сказано, что по профильной принадлежности музеи разделяются на достаточно большое количество типов и подтипов. Музеи каждого профиля обладают разной аттрактивной способностью и широтой охвата документируемых сфер человеческой деятельности. Есть музеи, которые сочетают в себе сразу несколько тем – комплексные музеи. Они, разумеется, вызывают больший интерес у посетителей, поскольку, посетив их, можно почерпнуть новые факты из различных сфер знания. В отличие от узкоспециализированных, которые, скорее всего, будут более привлекательными для образовательных и научных целей, комплексные музеи призваны выполнять более «легкую» просветительскую и развлекательную функцию.

В данной работе при выделении трех типов музеев кроме тематического профиля учитывался еще и способ документирования (коллекционный или ансамблевый тип с предпочтением последнего). Разумеется, музеи-заповедники, имеющие в своем распоряжении помимо выставочных площадей в зданиях еще и живописный культурный ландшафт, будут иметь более важное туристское значение как с точки зрения познавательного потенциала, так и в плане эстетического наслаждения и комфорта.

Количество музеев каждого типа по тематическому профилю показано в таблице 4.

Таблица 4. Тематический профиль музеев ЦФО.

Регион ЦФО

Кол-во музеев

1-й тип (музеи ансамблевого типа)

2-й тип (комплексные)

3-й тип (узкоспециа-лизированные)

Белгородская

3,7%

74,3%

22%

Брянская

7,7%

61,6%

30,7%

Владимирская

21,4%

57,2%

21,4%

Воронежская

13,6%

45,6%

40,8%

Ивановская

2,9%

51,4%

45,7%

Калужская

2,9%

47,1%

50%

Костромская

8,3%

79,2%

12,5%

Курская

-

 

43,2%

36,8%

Липецкая

11,8%

64,6%

23,6%

Московская

16,1%

41,4%

42,5%

Орловская

6,3%

50%

43,7%

Рязанская

10,5%

57,9%

31,6%

Смоленская

5%

55%

40%

Тамбовская

9%

45,5%

45,5%

Тверская

4,6%

62,8%

32,6%

Тульская

11,6%

34,9%

53,5%

Ярославская

19,4%

41,8%

38,8%

Всего

9,6 %

52,3 %

38,1 %

Из данных таблицы видно, что около десятой части всех музеев ЦФО – это наиболее привлекательные для тризма музеи-заповедники. Как уже отмечалось, их привлекательность состоит в нескольких важных аспектах:

- как правило, музеи заповедники совмещают в себе сразу несколько тематических профилей (природный, исторический, художественный, архитектурный, литературный и др.)

- музеи-заповедники состоят из нескольких постоянных экспозиций и выставок, а значит, обладают большим познавательным туристским потенциалом

- сочетание сразу нескольких рекреационных функций: познавательная, эколого-просветительская, оздоровительная, эстетическое наслаждение

- располагая обширной природной территорией, музеи-заповедники имеют большие пространственные возможности для разработки и проведения различных анимационных программ, а также рекреационных занятий: прогулки, походы, пикники, туристские лагеря и пр.

    По числу таких музеев в ЦФО особенно выделяется Московская область (их 16). Это объясняется непосредственной близостью этого региона к мегаполису – Москве. В последнее время все больше возрастает спрос на кратковременные экскурсии из загрязненного крупного и шумного города в экологически чистые местности. При этом, большим спросом пользуются не выезды в дикую природу, а организованные поездки к сохранившимся и восстановленным культурным ландшафтам. Относительное большое количество музеев-заповедников расположено в Тульской и Ярославской областях. В большинстве регионов и от 1 до 3, отсутствуют только в Белгородской области.

    Важное значение для туризма могут иметь также крупные краеведческие музеи в областных столицах, которые очень часто выполняют функции туристских операторов. Особенно это касается головных структур музейных объединений (например, Тверской государственный объединенный музей включает в себя 34 филиала по всей области), где, как правило, существуют отделы или сектора, занимающиеся организацией приема туристов в своем регионе и проведением городских и выездных экскурсий и туров. Такие музеи представлены во всех областях ЦФО. В целом же комплексные музеи за редким исключением составляют большую долю музейной сети любого региона (к этой категории относится самый распространенный в России тип музеев – краеведческие, которые встречаются практически повсеместно).

    Высока доля узкоспециализированных музеев, но они очень часто не играют в туризме большой роли, если их деятельность не направлена непосредственно на организацию досуга и развлечение туристов. Высокое значение для туристской отрасли имеют те музеи, которые отражают уникальность своего региона, его отличие от других (музей «Тульские самовары», музей палехского искусства в Ивановской области, музей хрусталя в г. Гусь-Хрустальный, музей пастилы в Коломне и пр.)

2.2.3. Посещаемость музеев

Посещаемость музея, пожалуй, является наиболее важным объективным количественным показателем, который отражает реальный интерес к нему граждан (в том числе туристов). Тематика и содержание экспозиции, ценность музейных коллекций, спектр экскурсионных, развлекательных и иных услуг – все это в совокупности формирует потенциал музея, как объекта туристского показа. Статистика посещаемости – это уже непосредственное отражение того, насколько высок аттрактивный потенциал музея.

    В вопросе оценки посещаемости музеев сложно определить точную градацию: какое количество посетителей считать большим, какое – не очень. В данной работе была предложена нестрогая классификация:

До 10 тыс. человек в год – низкая посещаемость (3 тип);

10 – 100 тыс. человек – средняя (2 тип);

Более 100 тыс. человек – высокая (1 тип).

    Одной из главных сложностей в оценке уровня посещаемости музеев ЦФО стал заметный недостаток данной информации: 177 музеев из 520 (более 1/3) не предоставляют в простой доступ свою статистику. Тем не менее, анализ имеющихся данных позволил сделать более или менее объективные выводы относительно массового интереса к тем или иным музеям.

Таблица 5. Посещаемость музеев ЦФО

 

Всего

(А и Б)

(А и Б)

(А и Б)

Нет данных

Средняя

Максимальная

ОБЛАСТЬ

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во и %

Кол-во

 

Название музея и посещаемость

Белгородская

6 (22%)

30 000 чел.

134 000 чел.; ГУК «Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»

Брянская

2 (8%)

34 500 чел.

178 000 чел.; Брянский государственный краеведческий музей

Владимирская

2 (14%)

146 100 чел.

Воронежская

-

9 (41%)

24 400 чел.

70 000 чел.; Воронежский областной краеведческий музей

Ивановская

16 (46%)

24 300 чел.

121 500 чел.; Областное государственное учреждение «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

Калужская

-

26,5

26,5

16 (47%)

16 900 чел.

72 000 чел.; Областная картинная галерея «Образ»

Костромская

-

10 (42%)

10 500 чел.

55 400 чел; ГУК «Музей природы Костромской области»

Курская

-

7 (37%)

25 300 чел.

60 100 чел.; Курский государственный областной краеведческий музей

Липецкая

-

5 (29%)

9 300 чел.

40 000 чел.; Липецкий областной краеведческий музей

Московская

36 (37%)

35 800 чел.

300 000 чел.;

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»; Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Орловская

9 (56%)

30 600 чел.

120 000 чел.; Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Рязанская

10,5

10,5

5 (26%)

39 300 чел.

216 000 чел.; Государственное автономное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина»

Смоленская

2,5

17,5

28 (70%)

26 300 чел.

170 000 чел.; Смоленский государственный музей-заповедник

Тамбовская

-

4 (36%)

27 400 чел.

52 800 чел.; ГУК «Тамбовская областная картинная галерея»

Тверская

-

3 (7%)

13 600 чел.

72 000 чел.; ГУК «Тверская областная картинная галерея»

Тульская

11 (26%)

29 500 чел.

165 000 чел.; ФГбУК «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»

Ярославская

8 (26%)

54 800 чел.

390 000 чел.;

Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

ВСЕГО:

5,2

28,5

32,3

177 (34%)

34 000 чел.

% от известных данных

 

7,9

 

43,1

 

 

 

 

По данным таблицы 5 лишь 27 музеев Центрального федерального округа (около 8 %) по показателю посещаемости относятся к первому типу, при этом восемь из них располагаются в пределах одного региона – Московской области. Высокие позиции занимает также Ярославская область (5 музеев имеет в год более 100 000 чел). В то же время, в ряде регионов таковые музеи отсутствуют вовсе: Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Тверская области.

Количество музеев второго и третьего типа в целом по федеральному округу примерно одинаково, но все-таки с небольшим преобладанием музеев с низкой посещаемостью: она преобладает в пяти регионах. У четырех регионов наиболее значительна средняя прослойка, в остальных – большая часть музеев данных о посещаемости широкой общественности не предоставляет.

На основании средней посещаемости музеев региона вся территория ЦФО была разделена на пять зон:

С очень высокой посещаемостью (более 100 тыс.чел): Владимирская область;

С высокой посещаемостью (50 – 100 тыс.чел.): Ярославская область;

Со средней посещаемостью (30 – 50 тыс.чел): Брянская, Московская, Орловская, Рязанская области

С низкой посещаемостью (10 – 30 тыс. чел.): Белгородская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская области;

С очень низкой посещаемостью (до 10 тыс. чел.): Липецкая область.

Эта типология представлена на рисунке 4.

 

 

Рис. 4. Посещаемость музеев ЦФО.

Средняя посещаемость музеев ЦФО составила около 34 000 человек в год. Отмечается большой разброс показателей внутри региона. Так 12 областей из 17 этой цифры не достигают, а абсолютным лидером в ЦФО является Владимирская область, где средняя посещаемость музеев (146 000 чел.) выше средней по округу почти в 4,5раза. Правда при этом следует отметить, что внутрирегиональные различия во Владимирской области весьма существенны. Столь высокая средняя посещаемость обеспечивается за счет Владимиро-Суздальского музея заповедника, принимающего в год более 1,2 млн посетителей. Что не удивительно, ведь в этот заповедник включены все экспозиции городов Владимира, Суздаля и Гусь-Хрустального, которые входят в «Золотое кольцо России» и являются важнейшими дестинациями познавательного туризма в России. Кстати, подобный разброс характерен не только для Владимирской области. Музейные сети большинства регионов ЦФО (например, Ивановской, Калужской, Рязанской, Орловской областей) отличаются тем, что в их составе есть явные лидеры, обеспечивающие региону более или менее благоприятный культурно-туристский образ. Более выгодные позиции занимают те регионы, где колебания качества музеев менее заметны. Например, в Тульской области есть несколько музеев, имеющих стабильно высокую посещаемость: Тульский кремль, «Ясная Поляна», «Куликово Поле», Музей самоваров. В Ярославской области сравнимые показатели посещаемости имеют музеи-заповедники в Ярославле, Переславле-Залесском, Рыбинске, Угличе, а также некоммерческое учреждение «Музей Мыши». Есть также ряд областей, в музеях которых отмечается достаточно ровная, не очень высокая посещаемость. Наиболее типичный пример – Тамбовская область, где по три музея имеют около 40-50 тыс. и 15-20 тыс. посетителей в год. Схожая с этой картина наблюдается и в Курской области. Наиболее сбалансирована посещаемость музеев Московской области: восемь лидеров, вносящих наибольший вклад в формирование вполне приличного среднего показателя посещаемости, большая группа музеев с низкой посещаемостью и внушительная прослойка музеев второго типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.66.30 (0.009 с.)