Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музей как элемент привлекательности и фактор формирования туристской дестинацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.1.3. Классификация музеев Каждый из музеев неповторим и уникален по-своему, но все-таки их можно объединять в группы по целому ряду признаков. Классификация музеев – одна из приоритетных задач современного музееведения – определяется как их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение выделяет несколько классификаций музеев. 1. По масштабам деятельности и значимости музейных собраний. В соответствии с этим признаком выделяют центральные, региональные и местные музеи. 2. По форме собственности (юридическому положению): 2.1. Государственные музеи – являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета, находятся в ведении Министерства культуры РФ. 2.2. Ведомственные музеи – особая разновидность государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. 2.3. Общественные музеи – созданы по инициативе общественности и действуют на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируются теми учреждениями, при которых они созданы. Обычно это органы культуры, школы, учреждения, организации, предприятия. 2.4. Частные музеи, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. Самый молодой тип музеев в Российской Федерации (первый частный музей был зарегистрирован в 1993 г.). 3. По административно-территориальному признаку музеи бывают республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п. 4. Типологическое деление по признаку общественного назначения музея. 4.1. Научно-исследовательские музеи – чаще всего создаются при научных учреждениях (НИИ, Академии наук) и обычно входят в их состав в качестве структурных подразделений. Такие музеи нуждаются, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы главным образом на специалистов. Такие музеи могут и вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций и не проводить выставок. 4.2. Учебные – как правило, создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД и т.п., где есть необходимость выработки у сотрудников особых навыков). Нацелены прежде всего на выполнение образовательной функции. Их задача – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко применяют специфические формы и методы работы: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований, копирование произведений изобразительного искусства и т.д. Учебные музеи могут относиться к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей. 4.3. Научно-просветительские (массовые) - ориентированы на посетителей всех возрастов и социальных групп, являются самым распространенным типом музеев. Они тоже занимаются исследовательской работой, но главное в их деятельности – организация работы с посетителями (через экспозиции, организацию доступа к коллекциям музея, проведение рекреационной работы, проведение выставок и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным). Они же и используются в процессе обслуживания туристов в качестве объектов экскурсионного показа. Типология по признаку общественного назначения носит весьма условный характер и жесткой грани между вышеназванными типами, как правило, не существует. Так научно-просветительские музеи широко используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. В то же время многие научные и учебные музеи свободно посещаются широкой публикой. 5. Типологическое деление по способу осуществления музеем функции документирования. 5.1. Музеи коллекционного типа. Они стоят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных и изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Функция документирования осуществляется путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. 5.2. Музеи ансамблевого типа. В основе их деятельности лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функция документирования осуществляется путем сохранения или воссоздания недвижимых памятников и присущего им окружения (музеи под открытым небом, дома-музеи, музеи-квартиры и т.п.). 6. По профилю – важнейшая категория классификации музеев. Профиль музея (специализация) – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Принадлежность музея к той или иной группе в соответствии с классификацией по профилю определяет характер музейной деятельности данного учреждения, объекты исследования, содержание музейной экспозиции. Обычно профиль музея проговаривается в его официальном названии. Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены на более узкие подгруппы. На данный момент принято разделять следующие категории: 1. Исторические музеи документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. 1.1. Общеисторические музеи – широкого профиля (всей истории человечества, национальной истории, региональной истории). 1.2. Узкоспециализированные исторические музеи (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические, политической истории, историко-революционные, истории религии, историко-бытовые (воссоздают или сохраняют картину быта различных слоев населения), монографические (посвящены конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу). 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): 2.1. Художественные музеи – хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного, декоративно-прикладного, народного искусства. Существуют и монографические художественные музеи, посвященные конкретным представителям вышеперечисленных искусств. Призваны удовлетворять эстетические потребности человека. 2.2. Литературные музеи документируют историю литературы. Могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей. 2.3. Музыкальные музеи документируют историю музыкальной культуры. Эта профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур, отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п.. 2.4. Театральные музеи документируют историю театра и театрального искусства. Музеи данной профильной группы могут быть посвящены истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, выдающимся театральным деятелям. 2.5. Музеи физкультуры и спорта документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. 3. Педагогические музеи документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. 4. Естественнонаучные музеи – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. К ним относят музеи-заповедники, музеи-аквариумы, музеи-террариумы, музеи-дендрарии, ботанические сады, зоопарки, памятники природы и т.п. Сюда же включены и мемориальные музеи выдающихся ученых, музеи-лаборатории, музеи, посвященные выдающимся теориям и учениям. Естественнонаучные музеи подразделяются на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, минералогические, геологические, географические и т.п. 5. Промышленные музеи документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского) или отдельных предприятий. - музеи торговли, промышленности и ремесел; - музеи техники (музеи отдельных отраслей) документируют историю развития техники и технологий; - музеи отдельных предприятий. 6. Сельскохозяйственные музеи документируют и отражают историю и современное состояние сельскохозяйственного производства, его отдельных отраслей, историю сельского быта. 7. Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных, так и только гуманитарных или только естественнонаучных дисциплин. Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Он сочетает как минимум историческую и естественнонаучную специализации (собрания документируют не только историю, но и природу края). Нередко в краеведческих музеях создают художественные и литературные отделы, что еще больше усложняет профиль. Комплексным профилем обладает и еще один хорошо известный вид музеев – так называемый музей-ансамбль, созданный на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории. В зависимости от характера ансамбля, эти музеем могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, архитектурно-этнографическими и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.006 с.) |