Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава первая. Теоретические основы исследования музея как культурного феномена и его роли в туристской отрасли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. Согласно федеральному закону №54-ФЗ от 26.05.1996 г. «О музейном фонде в Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей – это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. С позиций туризма музеи являются частью туристско-рекреационного потенциала и важными объектами экскурсионного показа. Музеи относятся к категории познавательных туристских ресурсов, поскольку удовлетворяют такую потребность туриста, как приобретение новых знаний и расширение кругозора – знакомят с историей, культурой стран и отдельных местностей, жизнью и творчеством выдающихся личностей. Из этого следует, что музеи играют очень важную роль в развитии одного из наиболее популярных видов туризма – познавательного. Помимо музеев, к факторам привлечения туристов в рамках познавательного туризма будут относиться такие объекты, как памятники архитектуры и градостроительства, монастырские комплексы, археологические, инженерно-технические объекты, культурные учреждения и многое другое. Разумеется, чем больше и разнообразнее набор вышеперечисленных объектов, тем большей привлекательностью для любителей культурно-познавательного туризма обладает тот или иной регион. Чаще всего туристами посещаются не конкретные объекты, а целые города или группы городов, имеющие интересную историю, множество памятников историко-культурного наследия разных эпох, обширные музейные экспозиции разной тематики. Не все регионы России могут похвастаться таким обилием познавательных ресурсов, а потому в пределах страны уже давно сформировались основные дестинации познавательного туризма, т.е. регионы, которые на протяжении многих лет стабильно пользуются повышенным спросом у туристов и экскурсантов. Центральный федеральный округ Российской Федерации в значительной степени можно охарактеризовать как центр познавательного туризма. Именно здесь исторически происходило формирование и развитие русской государственности, вершились значимые политические события, жили и творили выдающиеся представители науки и культуры. Все это нашло свое отражение, в том числе, и в многочисленных музеях, открытых во всех 18 регионах, входящих в состав Центрального Федерального округа. Все они оказывают большее или меньшее влияние на туристскую привлекательность региона, или же наоборот, могут отражать общую картину развития туристской отрасли. Роль музея в туризме определяется его аттрактивной способностью. Она обычно определяется значимостью их коллекций, уровнем обслуживания посетителей, набором оказываемых туристских услуг, включая организацию различных фольклорных праздников, анимационных и развлекательных программ. Проведением последних активно занимаются так называемые инновационные музеи, которые скорее можно назвать «досуговыми центрами», чем хранилищами культурного наследия. Но такие музеи вызывают интерес у туристов, а, следовательно, обладают повышенной аттрактивностью. В ходе проведенного исследования требовалось выявить, насколько высокой аттрактивной способностью обладают музеи Центрального Федерального округа, как они влияют (и влияют ли) на формирование туристского образа региона, в котором находятся, и насколько сильны различия аттрактивности музеев в разных регионах ЦФО.
Цель работы: Оценка туристской привлекательности музейной сети Центрального Федерального округа Российской Федерации.
Задачи: • Выявление объекта исследования – музейной сети ЦФО; • Оценка всех музеев ЦФО с точки зрения их значимости для развития туризма в регионах; • Создание типологии музеев ЦФО по степени их туристской привлекательности; • Районирование территории ЦФО по качественным различиям музейных сетей для целей туризма.
Методика исследования: 1. Формирование списка музеев Центрального Федерального округа, по которым производилась оценка качества музейных сетей каждой области. Производилось на основании данных, представленных на официальном сайте «Все музеи России» (www.museum.ru), а также на официальных сайтах администраций регионов, входящих в состав ЦФО. 2. Всесторонняя оценка каждого музея, как объекта привлекательности в туризме. Разработан комплекс наиболее значимых показателей, по каждому из которых обозначены определенные градации для выделения трех типов музеев. Анализировалось семь количественных и качественных показателей. 1. Год основания музея. Данный показатель отражает историческую обоснованность создания музея. Считается, что чем раньше был основан музей, тем интереснее и насыщеннее история местности и тем большей ценностью обладает ее историко-культурное наследие. Градация по этому показателю производилась следующим образом: 1-й тип – до 1917 г.; 2-й тип – 1918 – 1991 гг.; 3-й тип – после 1991 г. 2. Тематический профиль. Он определяет содержание музейной экспозиции. По мнению большинства специалистов в туриндустрии и посетителей, наиболее интересными являются крупные музеи-заповедники, располагающие несколькими экспозиционными помещениями, интересными зданиями, достопримечательными объектами, обширной парковой зоной. Высокое значение также имеют краеведческие музеи в крупных городах. 1-й тип: музеи ансамблевого типа (музеи-заповедники, музеи под открытым небом, сочетающие экспозиционные площади и культурный ландшафт) 2-й тип: комплексные, краеведческие и тематические музеи широкого профиля (художественные, литературные, исторические) 3-й тип: узкоспециализированные музеи (монографические, историко-революционные, естественнонаучные и т.п.) 3. Количество посетителей – основной объективный показатель, отражающий общественный интерес к рассматриваемому музею. В современном музееведении «гроссмейстерской» цифрой считается посещаемость музея более 100 тысяч человек в год. Есть и уникальные музеи, годовая посещаемость которых превышает 1 млн человек. 1-й тип – свыше 100 тыс чел. в год, 2-й тип – от 10 до 100 тыс чел. в год, 3-й тип – до 10 тыс чел. в год. 4. Информационная деятельность музея (доступность, актуальность и достоверность информации о музее в различных СМИ). В эпоху высокой компьютеризации и внедрения высоких технологий, наиболее значимым источником практически любой информации стала глобальная сеть Интернет. Для музея стало престижным иметь свой собственный сайт, или же регулярно обновлять свою информацию в электронном каталоге российских музеев. 1-й тип: музей располагает собственным сайтом, информация на портале «Все музеи России» от 2009 года и позднее. 2-й тип: музей имеет собственный сайт, но информация на портале неактуальна, или собственного сайта у музея нет, но информация на портале дана в 2011-2012 гг. 3-й тип: музей не имеет собственного сайта и не обновляет информацию на портале. 5. Туристско-экскурсионные услуги, оказываемые музеями. Условно можно выделить три уровня таких услуг: внутримузейные экскурсии; обзорные и тематические пешеходные и автобусные городские экскурсии; организация и проведение выездных экскурсий и экскурсионных туров. Дополнительный плюс для музея – факт оказания туристам таких услуг, как организация размещения и питания. 1-й тип: оказание туристско-экскурсионных услуг всех трех уровней. 2-й тип: предоставление только внутримузейных и городских туристско-экскурсионных услуг. 3-й тип: оказание только внутримузейных экскурсионных услуг. 6. Организация досуга и развлечения. В любой туристской поездке такой элемент, как развлекательная составляющая для туристов играет ничуть не меньшую роль, чем экскурсионное обслуживание. Часто в музеях для гостей проводятся различные интерактивные мероприятия, в которых обычно упор делается на знакомство с самобытной культурой местности в игровой форме и неформальной обстановке. Некоторые музеи-заповедники, располагающие необходимой на то природной территорией, организуют для посетителей пешие, водные, конные прогулки, походы и пикники. Оказывая такие услуги, музей, бесспорно, повышает свою туристскую привлекательность. 1-й тип: широкий спектр туристской и музейной анимации: проведение тематических вечеров, развлекательных мероприятий, праздничных народных гуляний, программ этнографического характера с музыкой, танцами и мастер-классами народных промыслов; конкурсы и фестивали; прогулки и походы; угощения – чаепитие в традиционном стиле, шашлык, деревенский стол, дегустация блюд местной кухни и пр. 2-й тип: разнообразная музейная анимация: в основном ориентировано на школьные группы – детские музейные занятия, интерактивные экскурсии, детские мастер-классы; единично – различные виды туристской анимации. 3-й тип: анимационная деятельность в музее отсутствует или нет достоверной информации о ее наличии. 7. Частота включения музея в туристские программы. Этот показатель в значительной степени непосредственно отражает ту роль, которую играет музей в туристской отрасли – насколько часто туристские операторы делают его объектом туристского показа и элементом программы пребывания в дестинации. 1-й тип. Музеи активно включаются в предложения ведущих туроператоров, сосредоточивших свою деятельность в основных центрах формирования туристского спроса (главным образом, из Москвы): Орфей, Магазин путешествий, Дельфин и др., а также включаемых и в программы местных туроператоров. 2-й тип. Музеи, которые задействованы только во внутреннем туризме, т.е. используются туроператорами, формирующими туристский поток в региональном центре, редко из соседних областей. 3-й тип. Музеи, практически невовлеченные и невовлеченные в туристский процесс. После оценки музея по всем девяти параметрам, он был отнесен к тому типу, который оказывался преобладающим. При возникновении спорных ситуаций внимание обращалось на наиболее важные «туристские» характеристики музея: спектр туристско-экскурсионных услуг, анимационно-досуговая деятельность музея, частота и уровень включения в туристские программы. По результатам оценки каждого из рассматриваемых музеев можно было составить общую картину качества музейных сетей регионов ЦФО. Для этого было посчитано количество (абсолютное и долевое) музеев каждого типа для каждого региона, причем особое внимание уделялось количеству музеев первого типа – наиболее значимых для развития туризма. Это позволило сравнить регионы ЦФО друг с другом и разделить их на пять групп по уровню развития и качеству музейной сети для развития туризма. По итогам такого районирования вся территория ЦФО оказалась разделена на две большие зоны: «красная» зона, музейная сеть которой обладает высокой значимостью в туристской сфере и «синяя» зона, где музеи такой высокой роли в туризме не играют.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.011 с.) |