Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава первая. Теоретические основы исследования музея как культурного феномена и его роли в туристской отрасли.

Поиск

Введение

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. Согласно федеральному закону №54-ФЗ от 26.05.1996 г. «О музейном фонде в Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей – это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

С позиций туризма музеи являются частью туристско-рекреационного потенциала и важными объектами экскурсионного показа. Музеи относятся к категории познавательных туристских ресурсов, поскольку удовлетворяют такую потребность туриста, как приобретение новых знаний и расширение кругозора – знакомят с историей, культурой стран и отдельных местностей, жизнью и творчеством выдающихся личностей. Из этого следует, что музеи играют очень важную роль в развитии одного из наиболее популярных видов туризма – познавательного. Помимо музеев, к факторам привлечения туристов в рамках познавательного туризма будут относиться такие объекты, как памятники архитектуры и градостроительства, монастырские комплексы, археологические, инженерно-технические объекты, культурные учреждения и многое другое. Разумеется, чем больше и разнообразнее набор вышеперечисленных объектов, тем большей привлекательностью для любителей культурно-познавательного туризма обладает тот или иной регион. Чаще всего туристами посещаются не конкретные объекты, а целые города или группы городов, имеющие интересную историю, множество памятников историко-культурного наследия разных эпох, обширные музейные экспозиции разной тематики. Не все регионы России могут похвастаться таким обилием познавательных ресурсов, а потому в пределах страны уже давно сформировались основные дестинации познавательного туризма, т.е. регионы, которые на протяжении многих лет стабильно пользуются повышенным спросом у туристов и экскурсантов.

Центральный федеральный округ Российской Федерации в значительной степени можно охарактеризовать как центр познавательного туризма. Именно здесь исторически происходило формирование и развитие русской государственности, вершились значимые политические события, жили и творили выдающиеся представители науки и культуры. Все это нашло свое отражение, в том числе, и в многочисленных музеях, открытых во всех 18 регионах, входящих в состав Центрального Федерального округа. Все они оказывают большее или меньшее влияние на туристскую привлекательность региона, или же наоборот, могут отражать общую картину развития туристской отрасли. Роль музея в туризме определяется его аттрактивной способностью. Она обычно определяется значимостью их коллекций, уровнем обслуживания посетителей, набором оказываемых туристских услуг, включая организацию различных фольклорных праздников, анимационных и развлекательных программ. Проведением последних активно занимаются так называемые инновационные музеи, которые скорее можно назвать «досуговыми центрами», чем хранилищами культурного наследия. Но такие музеи вызывают интерес у туристов, а, следовательно, обладают повышенной аттрактивностью.

В ходе проведенного исследования требовалось выявить, насколько высокой аттрактивной способностью обладают музеи Центрального Федерального округа, как они влияют (и влияют ли) на формирование туристского образа региона, в котором находятся, и насколько сильны различия аттрактивности музеев в разных регионах ЦФО.

 

 

Цель работы:

Оценка туристской привлекательности музейной сети Центрального Федерального округа Российской Федерации.

 

Задачи:

• Выявление объекта исследования – музейной сети ЦФО;

• Оценка всех музеев ЦФО с точки зрения их значимости для развития туризма в регионах;

• Создание типологии музеев ЦФО по степени их туристской привлекательности;

• Районирование территории ЦФО по качественным различиям музейных сетей для целей туризма.

 

 

Методика исследования:

    1. Формирование списка музеев Центрального Федерального округа, по которым производилась оценка качества музейных сетей каждой области. Производилось на основании данных, представленных на официальном сайте «Все музеи России» (www.museum.ru), а также на официальных сайтах администраций регионов, входящих в состав ЦФО.

    2. Всесторонняя оценка каждого музея, как объекта привлекательности в туризме. Разработан комплекс наиболее значимых показателей, по каждому из которых обозначены определенные градации для выделения трех типов музеев.

Анализировалось семь количественных и качественных показателей.

1. Год основания музея. Данный показатель отражает историческую обоснованность создания музея. Считается, что чем раньше был основан музей, тем интереснее и насыщеннее история местности и тем большей ценностью обладает ее историко-культурное наследие. Градация по этому показателю производилась следующим образом:

1-й тип – до 1917 г.;

2-й тип – 1918 – 1991 гг.;

3-й тип – после 1991 г.

2. Тематический профиль. Он определяет содержание музейной экспозиции. По мнению большинства специалистов в туриндустрии и посетителей, наиболее интересными являются крупные музеи-заповедники, располагающие несколькими экспозиционными помещениями, интересными зданиями,  достопримечательными объектами, обширной парковой зоной. Высокое значение также имеют краеведческие музеи в крупных городах.

1-й тип: музеи ансамблевого типа (музеи-заповедники, музеи под открытым небом, сочетающие экспозиционные площади и культурный ландшафт)

2-й тип: комплексные, краеведческие и тематические музеи широкого профиля (художественные, литературные, исторические)

3-й тип: узкоспециализированные музеи (монографические, историко-революционные, естественнонаучные и т.п.)

3. Количество посетителей – основной объективный показатель, отражающий общественный интерес к рассматриваемому музею. В современном музееведении «гроссмейстерской» цифрой считается посещаемость музея более 100 тысяч человек в год. Есть и уникальные музеи, годовая посещаемость которых превышает 1 млн человек.

1-й тип – свыше 100 тыс чел. в год,

2-й тип – от 10 до 100 тыс чел. в год,

3-й тип – до 10 тыс чел. в год.

4. Информационная деятельность музея (доступность, актуальность и достоверность информации о музее в различных СМИ). В эпоху высокой компьютеризации и внедрения высоких технологий, наиболее значимым источником практически любой информации стала глобальная сеть Интернет. Для музея стало престижным иметь свой собственный сайт, или же регулярно обновлять свою информацию в электронном каталоге российских музеев.

1-й тип: музей располагает собственным сайтом, информация на портале «Все музеи России» от 2009 года и позднее.

2-й тип: музей имеет собственный сайт, но информация на портале неактуальна, или собственного сайта у музея нет, но информация на портале дана в 2011-2012 гг.

3-й тип: музей не имеет собственного сайта и не обновляет информацию на портале.

5. Туристско-экскурсионные услуги, оказываемые музеями. Условно можно выделить три уровня таких услуг: внутримузейные экскурсии; обзорные и тематические пешеходные и автобусные городские экскурсии; организация и проведение выездных экскурсий и экскурсионных туров. Дополнительный плюс для музея – факт оказания туристам таких услуг, как организация размещения и питания.

1-й тип: оказание туристско-экскурсионных услуг всех трех уровней.

2-й тип: предоставление только внутримузейных и городских туристско-экскурсионных услуг.

3-й тип: оказание только внутримузейных экскурсионных услуг.

6. Организация досуга и развлечения. В любой туристской поездке такой элемент, как развлекательная составляющая для туристов играет ничуть не меньшую роль, чем экскурсионное обслуживание. Часто в музеях для гостей проводятся различные интерактивные мероприятия, в которых обычно упор делается на знакомство с самобытной культурой местности в игровой форме и неформальной обстановке. Некоторые музеи-заповедники, располагающие необходимой на то природной территорией, организуют для посетителей пешие, водные, конные прогулки, походы и пикники. Оказывая такие услуги, музей, бесспорно, повышает свою туристскую привлекательность.

    1-й тип: широкий спектр туристской и музейной анимации: проведение тематических вечеров, развлекательных мероприятий, праздничных народных гуляний,  программ этнографического характера с музыкой, танцами и мастер-классами народных промыслов; конкурсы и фестивали; прогулки и походы; угощения – чаепитие в традиционном стиле, шашлык, деревенский стол, дегустация блюд местной кухни и пр.

    2-й тип: разнообразная музейная анимация: в основном ориентировано на школьные группы – детские музейные занятия, интерактивные экскурсии, детские мастер-классы; единично – различные виды туристской анимации.

    3-й тип: анимационная деятельность в музее отсутствует или нет достоверной информации о ее наличии.

7.  Частота включения музея в туристские программы. Этот показатель в значительной степени непосредственно отражает ту роль, которую играет музей в туристской отрасли – насколько часто туристские операторы делают его объектом туристского показа и элементом программы пребывания в дестинации.

1-й тип. Музеи активно включаются в предложения ведущих туроператоров, сосредоточивших свою деятельность в основных центрах формирования туристского спроса (главным образом, из Москвы): Орфей, Магазин путешествий, Дельфин и др., а также включаемых и в программы местных туроператоров.

2-й тип. Музеи, которые задействованы только во внутреннем туризме, т.е. используются туроператорами, формирующими туристский поток в региональном центре, редко из соседних областей.

3-й тип. Музеи, практически невовлеченные и невовлеченные в туристский процесс.

После оценки музея по всем девяти параметрам, он был отнесен к тому типу, который оказывался преобладающим. При возникновении спорных ситуаций внимание обращалось на наиболее важные «туристские» характеристики музея: спектр туристско-экскурсионных услуг, анимационно-досуговая деятельность музея, частота и уровень включения в туристские программы.

По результатам оценки каждого из рассматриваемых музеев можно было составить общую картину качества музейных сетей регионов ЦФО. Для этого было посчитано количество (абсолютное и долевое) музеев каждого типа для каждого региона, причем особое внимание уделялось количеству музеев первого типа – наиболее значимых для развития туризма. Это позволило сравнить регионы ЦФО друг с другом и разделить их на пять групп по уровню развития и качеству музейной сети для развития туризма.

По итогам такого районирования вся территория ЦФО оказалась разделена на две большие зоны: «красная» зона, музейная сеть которой обладает высокой значимостью в туристской сфере и «синяя» зона, где музеи такой высокой роли в туризме не играют.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.011 с.)