Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полна загадок чудесница природы

Поиск

Суд над сигаретой

 

(ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА)

I.    Этапы работы:

• проект предстоящего мероприятия;

• список участников;

• распределение заданий;

• анкетирование;

• тестирование;

• проведение мероприятия;

• заключительная встреча с временной инициативной группой для оценки и самооценки работы.

II.   Группы, созданные ВИГом (временной инициативной группой):

• актеры,

• оформители;

• звуковая группа;

• методисты.

III.  Оформление

От входа в школу до класса (зала):

• приглашение на мероприятие «Курите, если хотите, но приходите к нам в час., и вы узнаете правду о курении»;

• плакаты «За здоровый образ жизни»;

• уголок юных пожарников;

• карта мира с указанием основных мест произрастания табака.

IV. Классы, непосредственно не участвующие в мероприятии, готовят:

• результаты анкетирования;

• поделки: сигаретные пачки с устрашающими названиями типа «Рак легких», «Туберкулез»;

• памятки «Как избавиться от курения».

По окончании вечера пачки раздаются курильщи­кам (и взрослым, и детям 5—6-х классов), памятки - ученикам 10—11-х классов, сценарии — класс­ным руководителям и гостям.

В перерыве заседания суда, когда судебная кол­легия удаляется на совещание, демонстрируется фильм «Никотиновая трагедия» (20 мин).

В зале стенд, на котором слова:

«Они тебе помогут избавиться от вредных при­вычек».

Адреса и телефоны врачей:

• нарколога;

• кабинета по профилактике СПИДа;

• Центра здоровья.

Дорогие друзья! Сегодня мы проведем с вами театрализованную игру, которая называется «Суд над папиросой».

Говоря о папиросе, мы подразумеваем все табач­ные изделия. Давайте путем открытого голосова­ния изберем председателя суда, двух присяжных заседателей и секретаря, которые будут вести про­цесс. Чтобы успешнее справиться со столь ответ­ственной и почетной обязанностью, помните: избран­ные люди должны быть серьезные, умудренные зна­ниями и опытом. Итак, кого вы желаете видеть за судейским столом?

(Избранные занимают места.)

Ведущий: В процессе необходимы обвинитель и защитник. Их, как известно, назначают. Поэтому я позволю себе назначить обвинителей по данному делу (называются фамилии). Защитником подсуди­мого буду я. Нет возражений?

(Защитник и подсудимый занимают свои места.)

Председатель: Введите подсудимую (вносят си­гарету, огромную, ставят ее на скамью подсуди­мых). Заседание общественного суда объявляю от­крытым. Слушается дело по обвинению в отравле­нии человеческого организма и в развитии вредных привычек. Есть ли у подсудимой вопросы к кому-либо из участников процесса?

Сигарета: Нет.

Председатель: Будут ли ходатайства у подсуди­мой?

Сигарета: Нет.

Председатель: А у представителей обвинения и защиты?

Защитник: Нет.

Председатель: Прошу огласить обвинение.

Секретарь суда: Курить человек начал давно. Еще греческий ученый Геродот, живший в V веке до н.э., писал, что древнейшие племена сжигали на огне какие-то растения и вдыхали образующий­ся при этом дым. Более подробные сведения о ку­рении связаны с открытием Америки (1492 г.). Там европейцы впервые увидели табак. Туземцы сво­рачивали в трубку листья дикорастущих растений, подсушивали их и курили до тех пор, пока не впа­дали в бессознательное состояние. Переняв эту при­вычку, моряки Колумба завезли табак в Испанию: курение с быстротой эпидемии распространилось по Европе. Правительства разных стран попыта­лись вести с ними борьбу. В Швейцарии куриль­щиков ставили к позорному столбу. В конце XVI века за употребление табака приговаривали к смер­тной казни. Отрубленные головы с трубками во рту выставляли на площадях и базарах. В Турции за курение сажали на кол. В России, куда в начале века был завезен табак из Англии, тоже началась борьба с «чертовым зельем». В царствование Ми­хаила Романова курильщиков казнили, их иму­щество отбирали в пользу государства. Царь Алек­сей Михайлович повелел всех, у кого будет найден табак, пытать и бить кнутом. Однако постепенно репрессии смягчились и наконец совсем прекра­тились. На смену трубке пришла папироса. Впер­вые она появилась в Турции, к концу XIX века распространилась по всей Европе. О том, что та­бак приносит вред человеческому организму, из­вестно давно: курение снижает аппетит, затрудня­ет дыхание, усиливает головные боли. Никотин нарушает деятельность нервной и сердечно-сосу­дистой систем и органов пищеварения. Исследова­ния последних лет показали, что заболевание ра­ком легких связано с курением. Дружба с папиро­сой никого до добра не доводит. Беспечность ку­рильщиков, бросающих где попало тлеющий оку­рок, нередко становится причиной пожара. На ос­новании изложенного и руководствуясь заботой о благе и здоровье граждан, обвиняемая 1492 года рождения, уроженка Центральной Америки, под­судимая многих стран мира, бесчисленное множе­ство раз осужденная и заклейменная, предается за вышеназванное преступление суду.

Председатель: Подсудимая, вам понятно, в чем вас обвиняют?

Сигарета: Понятно.

Председатель: Признаете ли вы себя виновной?

Сигарета: Нет, не признаю.

Председатель: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?

Сигарета: Никаких показаний я давать не наме­рена.

Председатель: В таком случае суд переходит к допросу свидетелей. Слово имеет врач (Ф. И. О.). Суд предупреждает вас, что свидетель должен гово­рить только правду, каковой является истина, на­учно доказанная медициной. Вам понятно?

Свидетель: Понятно. Отрадно видеть, как уве­личивается продолжительность жизни людей. Но есть факторы, которые отрицательно влияют на здо­ровье, и одним из них является курение. Недаром поговорка гласит «Курить — здоровью вредить». У курящего, если он выкуривает сигарету, наступает острое отравление организма. Человек испытывает тошноту, головокружение, дрожь в руках, усилен­ное сердцебиение. «Все это было со мной, - - ска­жет заядлый курильщик, — но я теперь привык». Это жестокая ошибка. Медицина установила, что приспосабливаются к действию сигареты лишь от­дельные органы, на кровеносные сосуды и эндо­кринную систему первая папироса оказывает такое же вредное воздействие, как и десятая. Так что ар­гумент курильщика несостоятелен. Хочешь жить долго — не прикасайся к сигарете. В ответ мы слы­шим: «Не могу». Это неправда. Некоторые пытаются отвыкнуть от табака, постепенно понижая день за днем число выкуренных сигарет. Нет, перестать лучше сразу. Лев Толстой бросил курить в 60 лет, причем сразу, с этого времени, по его словам, стал другим человеком: «Просиживал по 5 часов за ра­ботой, вставал совершенно усталый, чувствовал тош­ноту, головокружение, а сейчас, после того как бро­сил курить, чувствую себя совершенно свежим». Гете с 50 лет стал ярым противником табака. Ос­лабление умственной деятельности под влиянием никотина отмечал и русский шахматист Алехин. Поражение одного из крупнейших шахматистов на турнире 1929 года он объяснил тем, что тот много курил. Алехин писал: «Никотин ослабляет способ­ность мыслить, столь необходимую для шахматис­та. Я могу сказать, что и сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь то­гда, когда отучился от страсти к табаку». Думаю, что этих свидетельств достаточно. Вред курения несомненен. Поэтому я призываю отказаться всех от пагубной привычки и считаю подсудимую ви­новной.

Председатель: Благодарим вас, свидетель, вы свободны. Послушаем показания второго свидете­ля -- председателя пожарной дружины (Ф. И. О.).

Свидетель: Пожары, как правило, возникают по разным причинам. Иногда достаточно искры, что­бы сгорели огромные ценности. Какое же место сре­ди других причин в возникновении пожара зани­мает сигарета? Скажу прямо: одно из главных. Ос­тавленная без присмотра или брошенная в неполо­женном месте тлеющая сигарета приводит к пожа­рам.

(Примеры местного значения.)

Председатель: У вас все? Свидетель: Все.

Председатель: Садитесь. Показания дает двор­ник.

Свидетель: Я работаю дворником. Нужная эта должность или нет? Скажу так: нужная. Курящий не соблюдает чистоту. Он норовит окурок бросить в такое место, где его метлой не достать. Штрафовать таких нужно, вот что я вам скажу.

Председатель: Есть ли вопросы у сторон? Защитник: Разрешите задать вопрос свидетелю? Председатель: Пожалуйста. Защитник: А вы сами-то курите? Свидетель: Курю, конечно, как не курю. Защитник: А почему не бросаете?

Свидетель: Пытался, да ничего не выходит, — сыз­мальства этому занятию обучен.

Председатель: Свидетели по делу допрошены все, суд переходит к слушанию сторон. Слово обвините­лю.

Обвинитель: Уважаемый суд! Курение таба­ка — одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема не из легких, порой трудно убедить человека, что сигарета — далеко не безобидная вещь, какою кажется на первый взгляд. Руководствуясь за­ботой о благе каждого человека, я прошу суд сурово покарать подсудимую, публично предать сожжению на костре.

Председатель: Слово предоставляется защитни­ку.

Защитник: Уважаемый суд! Немало горьких уп­реков высказано в адрес моей подзащитной, и с боль­шинством из них я не согласен. Курение действи­тельно вредное увлечение. Правда и то, что сигаре­та при небрежном обращении с ней часто является причиной пожара, ведет к потере народного добра, но ведь все это по вине человека. Сигарета сама по себе безобидная, не она курит, а ее курят. Человек открыл табак, и поэтому надо о человеке говорить, а сигарету осуждать не надо.

Председатель: Вам, подсудимая, предоставляет­ся последнее слово.

Сигарета: Прошу меня оправдать.

Председатель: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

Музыкальная пауза, сценки из школьной жизни и т. д.

Председатель: Оглашается приговор.

Именем народного здравоохранения суд в соста­ве председательствующего, народных заседателей и секретаря, с участием свидетелей, обвинителя и защитника рассмотрел дело по обвинению сигаре­ты в отравлении человечества, в возникновении по­жаров на Земле, в засорении планеты Земля.

Подсудимая виновной в предъявленном ей об­винении себя не признала и просила ее оправдать. Проанализировав показания свидетелей, заслушав речь обвинителя и защитника, суд признал сигаре­ту виновной и приговорил ее к сожжению. Приго­вор суда окончательный, обжалованию не подлежит, приводится в исполнение немедленно.

Дружинники выносят сигарету во двор и сжигают.

Ведущий (обращается к присутствующим): В сегодняшнем процессе я выступил в роли защитни­ка -- это тяжелая и не всегда почетная работа. В меру своих сил и возможностей я пытался облег­чить участь подзащитной и даже просил ее оправ­дать. Суд же вынес суровый приговор, скрепя серд­це я соглашаюсь с этим приговором. Думаю, что сегодняшний процесс не прошел без пользы как для меня, так и для вас. Большое зло приносит куре­ние. Прислушаемся же к голосу правосудия и бла­горазумия. Бросим же в костер отраву, которая называется табачными изделиями.

Примерные вопросы анкетирования

старшеклассников по проблеме здорового

образа жизни

Найди правильный ответ на вопрос и зачеркни номера ответов в скобках.

1. Какое, по вашему мнению, отрицательное воз­действие оказывает алкоголь на молодой орга­низм?

1 — вредное влияние на организм в целом;

2 — способствует развитию умственной отстало­сти;

3 — ведет к развитию хронического алкоголиз­ма (болезненного пристрастия к спиртным напит­кам);

4 — вредно влияет на потомство;

5 — снижает спортивные результаты;

6 — не оказывает вредного воздействия;

7 — не знаю.

 


2. Что вы знаете о влиянии алкоголя на потомство?

1 - рождается мертвый ребенок;

2 - рождается ребенок с различными уродства­ми;

3 - рождается психически неполноценный ре­бенок;

4 - не знаю;

5 - рождаются вполне нормальные дети.

 

3. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя на ваш организм и на потомство?

1 -на уроках (природоведения, анатомии, хи­мии, истории и др.);

2 - дома;

3 - на лекциях и из бесед медицинских работ­ников;

4 - через телевидение и радио;

5 - через печать (из учебников, газет, журна­лов).

 

 

4. Проводилась ли с вами в школе разъяснитель­ная работа о вредном влиянии алкоголя на орга­низм?

1 - на уроках (природоведения, анатомии и физиологии, химии, истории, этики и психологии семейной жизни и др.);

2 - проводили беседы учителя во внеурочное время;

3 - проводили лекции и беседы медицинские работники;

4 - проводили диспуты, конференции, выпус­кались санбюллетени и оформлялись уголки здоро­вья.

 5 - работа не проводилась.

 

5. Считаете ли вы, что учащиеся и студенты не должны употреблять алкоголь?

1 — считаю, что не должны;

2 — так не считаю.

6. Какие напитки считаются алкогольными?

1 — пиво;

2 — квас;

3 — лимонад;

4 — кефир.

 

7. Когда в первый раз вы узнали вкус алкоголя (водки, вина, пива, самогона)?

1 — до школы;

2 — в 1—3-х классах;

3 — в 4—б-х классах;

4 — в 7—9-х классах;

5 — в 9—10-х классах;

6 — не знаю вкуса алкоголя.

 

8. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

1 — не употребляю;

2 — употребляю.

9. Испытывали ли вы при употреблении спирт­ных напитков чувство опьянения?

1 — испытывал(а);

2 — не испытывал(а).

10. Знают ли родители, что вы употребляете алко­гольные напитки?

1 - знают;

2 - не знают.

11. Как родители реагируют на то, что вы упо­требляете алкогольные напитки?

1 — никак;

2 — осуждают;

3 — пьют вместе со мной;

4 — поощряют.

 

12. Знают ли педагоги, что вы употребляете алко­гольные напитки?

1 — знают;

2 — не знают.

13. Как педагоги реагируют на то, что вы употреб­ляете алкогольные напитки?

1 - никак;

2 - осуждают;

3 - сообщают родителям.

 

14. Как вы проводите свободное время?

1 - занимаюсь в спортивной секции;

2 - читаю книги;

3 - хожу на дискотеку;

4 - занимаюсь в кружке художественной само­деятельности, технического творчества и др.;

5 - посещаю театр, кино;

6 - встречаюсь с друзьями.

7 - встречаюсь с девушкой (юношей);

8 - смотрю телепередачи;

9 - нет определенных занятий.

 

15. Как вы смотрите на дружбу с юношей, девуш­кой, употребляющими алкогольные напитки?

1 -- отрицательно;

2 — положительно.

 

 

16. Если употребляете алкоголь, то отметьте моти­вы употребления:

1     - - самоутверждение (мне нравится, приятно быть немного пьяным, мне скучно);

2 — символическое участие (пьют родители, дав­ление со стороны товарищей, мои друзья тоже пьют, чтобы не считали меня «мокрой курицей», боль­шинство взрослых тоже пьют);

3 — снятие психологического напряжения (при­дать себе смелости и уверенности в себе, чтобы быть спокойнее, чтобы было легче разговаривать с людь­ми).

 

 


 

Парад рыжих, конопатых

 

СЦЕНАРИЙ ПЕРВОАПРЕЛЬСКОГО ПРАЗДНИКА

На праздник рыжих и конопатых дети приходят или в рыжих париках, или с нарисованными на лицах веснуш­ками. Парики можно изготовить из полоски оранжевой бумаги. Дети с восторгом расписывают лица, готовят маскарадные костюмы.

По сцене из разных углов пятясь идут пестро одетые герои нашей комедии. Это Рыжий в кепке и коротких брючках и Конопатый в ярком колпа­ке.

В середине сцены они сталкиваются спинами, удивленно смотрят друг на друга и заливаются смехом.

Конопатый: Ба! Рыжего встретил. К пожару, что ли?

Рыжий: Ба! Конопатый! Не иначе, к дождю!

Конопатый: А я вовсе не конопатый! Я в веснуш­ках. От солнца.

Рыжий: Я тоже от солнца рыжий. Выходит, мы одного поля ягодки? Можно сказать, родствен­ники. Про нас даже песню сложили: «Рыжий, рыжий, конопатый...»

Конопатый (подхватывает): А я дедушку не бил, а я дедушку любил...

Рыжий: Слушай, Конопатый, а мы ведь не поздо­ровались со зрителями!

Конопатый: Веснушкин я! А здороваться не обяза­тельно!

Рыжий: Веснушкин, Кукушкин, Конопушкин... А здороваться все равно нужно. Если говоришь «Здравствуй!», значит, ты желаешь человеку здо­ровья. Если говоришь «доброе утро», значит, же­лаешь, чтобы утро было добрым. Если спешишь, можно сказать просто «привет!» Вот так посту­пают культурные, вежливые люди. А мы ведь такие?

Конопатый: Не знаю, не задумывался.

Рыжий: А сейчас громко скажем нашим зрителям: «Здравствуйте!» Вот видишь, ребятам понрави­лось. (Конопатый тоже говорит «Здравствуй­те» и долго трясет руку Рыжему.)

Рыжий: Ты исправляешься на моих глазах. С каж­дой минутой становишься все вежливей и воспитанней. Плюшкин, Финтифлюшкин! Молодец!

Конопатый: Да Веснушкин я! А ты с каждой ми­нутой становишься все грубее и невежливей. Об­зываешься!

Рыжий: Извини, я ради смеха. (Пожимает Коно­патому руку в знак примирения, тот сперва отнекивается, потом мирится.)

Рыжий: А знаешь ли ты, Коно... прости, нечаянно вырвалось.

Конопатый: Ради смеха?

Рыжий: Ради него, окаянного! А знаешь ли ты, по­чему обмениваются рукопожатием?

Конопатый: Нет.

Рыжий: Древнейший обычай. В первобытные вре­мена люди так показывали, что пришли с доб­рыми намерениями, без оружия, и готовы дру­жить.

Конопатый: Международный жест доброй воли?

Рыжий: Соображаешь! Но лучше людей приветство­вать на их родном языке. Все языки, конечно, выучить невозможно, но из дипломатических со­ображений желательно.

.Конопатый: А я знаю по-американски: «Хеллоу».

Рыжий: Ха-ха, американцы говорят по-американ­ски?

Конопатый: А на каком же языке им говорить? Американцы по-американски, швейцарцы — по-швейцарски, индийцы -- по-индийски...

Рыжий: Стоп, стоп! Птицу по полету сразу видно, сплошные нелепости. Таких языков вообще нет.

Конопатый: Ха! Так я и поверил! Как же так? На­ции есть, государства есть, а языков нет?

Рыжий:, Если не веришь мне, то давай спросим у ребят: на каком языке говорят жители Швейца­рии?

(С помощью зрителей Рыжий объясняет Конопатому, что в некоторых странах государственным языком является английский. В Индии основные языки — хин­ди, урду, бенгали, английский. Кубинцы, аргентинцы, чилийцы и другие народы Латинской Америки пользу­ются испанским, бразильцы — португальским. У жителей Африки множество языков, из которых наиболее распространены арабский (Египет, Алжир, Марокко), английский (Гана, Либерия, Южно-Африканская Респуб­лика), французский (Конго, Камерун), португальский (Ангола), а также в ходу языки африканских племен.)

 

Рыжий: Это еще что. Сейчас мы тебе урок иност­ранных языков дадим.

(Рыжий декламирует, а ребята переводят.)

— Здоровеньки булы — по-украински.

— Гуд монинг — по-английски.

— Добер ден -- по-болгарски.

— Гутен таг — по-немецки.

— Бонжур -- по-французски.

— Буэнос диас — добрый день по-испански.

— Буна зиуа — добрый день по-румынски.

Конопатый: Ух, здорово! Ребята все знают! Способ­ные! Но и я тоже силен в иностранном... Я тоже могу поприветствовать их и даже без слов. Вот угадай, кто приветствует вот так? (Шаркает ножкой.)

Рыжий: Мне-то эти штучки давно знакомы. (Кари­катурно повторяет движения Конопатого.) А вот знают ли наши уважаемые зрители, что это приветствие в традиции Западной Европы?

(Конопатый складывает ладошки лодочкой и с покло­ном приседает, демонстрируя индийский обычай. По­том склоняется в глубоком поясном поклоне с чисто русским опусканием правой руки от сердца к полу... На сцену под плавную русскую музыку выходят пары в народных костюмах. Танец сопровождается поклонами. Музыка убыстряется, танец переходит в искрометный перепляс. Пляшут все. Конопатый снимает свой кол­пак и обмахивается, как веером.)

Конопатый: Уф, в жар бросило! Ни словечка, а всем все понятно: мы пришли с добром, мы полны сил и здоровья, давайте веселиться.

Рыжий: Согласен, согласен, во всех странах танцо­ров из России понимают с полуслова, встречают с восторгом, по себе знаю.

Конопатый: Слушай, артист, а почему ты никогда не снимаешь свою кепку?

Рыжий: Снимаю. Когда кланяюсь после оваций. Дорога она мне. От Олега Попова получена.

(Снимает кепку, любовно поглаживает.) Конопатый: Как она к тебе попала? Рыжий: Внук я ему. Любимый.

Конопатый (изображает крайнее удивление): Зна­чит, ты тоже клоун? А что ты умеешь?

Рыжий: Все, чему учили (демонстрирует жеста­ми): жонглировать, балансировать на канате...

Конопатый: Покажи, а!.. Рыжий: Бесплатно? Ну, не-ет...

Конопатый: Не думал я, что внук великого клоуна всех времен и народов бесплатно шага ступить не может.

Рыжий: Так ведь делать деньги -- это и есть мой коронный номер. Это номер на обогащение. (На­певает мелодию «Мани-мани».) Я уже большой. Мне деньги во как нужны. Ладно, в порядке ис­ключения дам сценку моего деда «Солнечный клоун».

(Рыжий взбирается на стол и, блаженно улыбаясь, ук­ладывается отдыхать. В зале гаснет свет. Кто-то с помощью фонарика направляет луч света на стол, по­степенно луч падает на лицо спящего Рыжего. Сначала тот пытается отмахнуться от луча, отодвигается, затем старается поймать его и т. д. Номер можно за­кончить комичным бегством под смех и аплодисменты.)

Рыжий: Теперь ты поверил, что я внук Попова? Конопатый: А ведь не похож ни капельки!

Рыжий: Сейчас увидишь, что я в дедушку!

(Встает на табуретку и изящно откидывает ножку.) Перед вами внук маэстро, чтоб провалиться мне на этом месте!

(Неосторожное движение. Рыжий валится на Конопа­того.)

Рыжий: Ты, наверное, уже весь мир объехал?

Рыжий: Вдоль и поперек. Поперек всех меридиа­нов и вдоль всех параллелей.

Конопатый: А какая параллель тебе запомнилась больше всего?

Рыжий: На Северном полюсе. Это самая фантасти­ческая параллель в жизни.

Конопатый: Что же ты молчал?

Рыжий: Еще спрашиваешь! Рассказывай вам бес­платно. Полюс-то ведь это макушка Земли. Вста­ли мы на один из меридианов и видим, что кру­тимся вокруг земной оси. Был конец июля, бы­стро наступила ночь. Зрелище фантастическое, появилось северное сияние...

Конопатый: Стой. Не ври.

Рыжий: Не перебивай! Я все это своими глазами видел.

Конопатый: Мели, Емеля, твоя неделя!

Рыжий: Выступали утром на льдине. Штормит. Успех колоссальный, океан аплодисментов. На торосах сидят медведи: белые, бурые, черно-бе­лые, гималайские смеются. Вдруг вижу: проби­рается стайка пингвинов: грудки белые, кры­лышки черные. Эх, думаю, где наша не пропа­дала! И показал им, как танцуют «летку-енку». Успех неописуемый!

Конопатый: Аи да выдумщик! Ты случайно не внук Мюнхгаузена?

Рыжий: А тебе завидно. Сам просил рассказать, а сейчас придираешься.

Конопатый (зрителям): Ребята, а вы и поверили? В его рассказе я насчитал кучу ошибок. Давайте проверим. Скоро выясняется, что:

1. На полюсе нет земной оси. Это воображаемая линия, проходящая через центр Земли.

2. На полюсе, как и повсюду на Земле, нет ме­ридианов, они видны лишь на карте.

3. Рыжий не мог наблюдать, как вертится Зем­ля.

4. В июне на Северном полюсе день, а не поляр­ная ночь.

5. Если нет ночи, значит, не может быть и по­лярного сияния.

6. В Арктике водятся только белые медведи.

7. В Арктике нет пингвинов, они жители Ан­тарктики.

Конопатый: Ну, что скажешь, Рыжий?

Рыжий: Не согласен, не согласен! Земля, как гово­рит Галилей, все-таки вертится! И земная ось есть! Помните песню из фильма «Кавказская пленница»: «...Трутся спиной медведи о земную ось». О земную ось! Трутся! Своими глазами ви­дел! А насчет пингвинов мы еще поговорим!

Конопатый: Споры-споры, как они надоели! Да­вай лучше играть. Образуем две команды. Одна - «Рыжие», другая -- «Веснушчатые».

Рыжий: Веснушки-пампушки-погремушки! Вот рыжие — это да. Сейчас отберу самых умных!

(«Рыжие» группируются вокруг своего капитана.)

Рыжий: Назовите литературные произведения о рыжих.

(Первый кандидат в рыжие пожимает плечами.)

Рыжий: Молодец! Голова, не обремененная знания­ми. Беру. А ты что скажешь?

Второй мальчик: «Союз рыжих» Конан Дойля. Рыжий: Книголюб! Беру, следующий! Кандидат: «Вождь краснокожих» ОГенри.

Рыжий: Эрудит! Беру! Видите, иностранные авто­ры о нас пишут! А вам, веснушкам, и похвас­таться нечем? Молчат о вас иностранцы.

Конопатый: Да, голодранцы о нас молчат. Зато мы сами с усами. Мы смех и юмор любим. Мы бе­рем тех, кто анекдоты знает!

Анекдоты от «Веснушчатых»

1.    Корреспондент спрашивает у боксера Тайсона:

—   Майкл, а зачем вам такие бицепсы?

- Э...Э...

- Ну, наверное, для того, чтобы был сильный удар? — подсказывает корреспондент.

—   У-гу...

- Майкл, а для чего в боксе нужна голова?

—   Э... Э...

- Ну, наверное, для того, чтобы рассчитать УДар?

—   А еще я в нее ем.

2.    Юноша сидит на скамейке, под ней огромная собака.

Подходит мужчина и спрашивает:

- Ваша собака не кусается?

- Моя? Нет!

Мужчина хочет сесть на лавку, но собака кусает его за ногу.

Мужчина кричит:

— Вы говорили, что ваша собака не кусается...

— А кто вам сказал, что это моя собака?

1. В переполненном автобусе едет Шварценеггер.

2. Девушка спрашивает:

— Вы сейчас выходите?

— -Да!

— А впереди вас кто-нибудь выходит?

— Да, но они об этом еще не знают.

4.    Учитель спрашивает школьника:

- Что станет с железом, если его оставить на ночь во дворе, под дождем?

—   Оно исчезнет.

5.    Сторож поймал мальчишку, который воровал яблоки.

- Ах ты, негодник! Сейчас я тебе покажу, как воровать.

- Вот и хорошо! — отвечает мальчик. — А то в газетах про воровство пишут, а как это делается, не объясняют...

6. Директор школы сказал:

—   Вовочка, покрась окна на первом этаже. Через три часа приходит Вовочка и говорит:

—   Анатолий Иванович, окна я покрасил, а рамы красить надо?

Игры, забавы

Если праздник проводится в спортзале, можно использовать некоторые спортивные снаряды.

— Турник. Все желающие по очереди подтягиваются на турнике под счет присутствующих. Кто
подтянется больше, тот и чемпион.

— «Бег с подносом». Игроки обеих команд ставят пластмассовые чашки с водой на подносы и несколько раз обегают свою команду. Кто меньше расплескал воды, тот самый ловкий.

- «Испорченный телефон». Все играющие садятся в кружок. Ведущий поворачивается к соседу и сообщает какую-нибудь фразу шепотом. Тот передает дальше. Последний, принявший сообщение, должен встать и громко произнести его.

—   «Рифмы». Играют по двое: один называет какое-нибудь слово, второй подбирает рифму: багаж, мираж, массаж и т. п.

Загадки

Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы, язык.)

У двух матерей по пять сыновей, все на одно лицо. (Руки, пальцы.)

Вокруг озера - камыши. (Ресницы.)

У меня два камушка. Куда ни кину — везде до­стаю. (Глаза.)

Без огня горит, без крыльев летает, без ног ша­гает. (Солнце.)

Полна печь ватрушек, в середине один калач. (Небо, звезды, месяц.)

Голубой платок, алый клубок по платку катает­ся, людям улыбается. (Небо, солнце.)

Летит орлица по синему небу, крылья расплас­тала, солнышко застлала. (Туча.)

Конь стальной, хвост льняной. (Игла, нитка.)

Скороговорки

Труднопроизносимые слова вначале произносят­ся медленно, потом темп убыстряется. Это не толь­ко весело, это упражнение полезно для дикции.

У осы не усы, не усища, а усики.

Враль клал в ларь, а враля брала из ларя.

От топота копыт пыль по полю летит.

Осип осип, а Архип охрип.

Стоит копна с тремя подприкопенками.

Течет речка, печет печка, печет печка, течет реч­ка.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.


 

Праздник цветов

 

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Звучит Вальс цветов П. И. Чайковского

Ведущий: Не только отдельные люди, но и целые народы имеют любимые цветы. У древних гре­ков и римлян такими цветами были лилии и гиацинты. Греки посвящали гиацинт богу солн­ца — Аполлону. Каждый год весной они устраи­вали трехдневные праздник Гиацинтин. Вероят­но, гиацинт впервые стали разводить в Персии, потому что в ботанике название «гиацинт» со­провождается словом «ориенталис» - - «восточ­ный».

У французов лилии также в большом почете. На гербе Франции изображены три лилии. Кроме ли­лий во Франции очень популярны и любимы лан­дыши и красные гвоздики. В Болгарии наиболь­шей любовью пользуется роза. Ежегодно во время сбора розовых лепестков отмечают праздник розы. В Англии очень популярен мак. В день памяти погибших солдат маками устилают подножья памят­ников, окна домов, прикалывают маки к одежде.

В Японии самой большой любовью пользуется хризантема. Она изображена и на гербе, и на госу­дарственной печати. Высшей наградой в стране счи­тается орден Хризантемы. Октябрь (по старому лунному календарю) называют там месяцем хризантем. Есть в Японии съедобные хризантемы, имеющие по 250 сочных лепестков, из которых японцы готовят салаты.

Тюльпаны

(Рассказывает ученик в костюме тюльпана.)

Они цветут весной. Цветы их напоминают бокаль­чики красного, желтого, темно-коричневого, лило­вого и почти черного цвета. Родом они из Ирана.

Когда из Турции в Голландию были завезены тюльпаны, они быстро покорили голландцев своей красотой. Началась настоящая погоня за тюльпа­нами. Торговцы бросали свою основную торговлю и начинали торговать тюльпанами. Богачи платили по 3—4 тысячи гульденов за луковицу. Один чудак отдал за редкую луковицу двадцать четыре четвер­ти пшеницы, восемь четвертей ржи, четырех жир­ных быков, шесть свиней, двенадцать овец, две боч­ки вина, две бочки масла, четыре пуда сыра, связ­ку платьев и серебряный кубок. За луковицы тюль­панов покупали даже дома. За то, что один плот­ник чуть не съел луковицу тюльпана, судья приго­ворил его к четырем месяцам тюрьмы. В 1673 году в городе Гаарлеме состоялся большой праздник в честь одного-единственного цветка. Был объявлен конкурс на выведение черного тюльпана, за кото­рый была обещана награда в 100 тысяч золотых гульденов.

Награду за новый цветок вручал глава государ­ства Вильгельм Оранский. Черный тюльпан был вы­ращен, а обладатель его получил высокую награду.

Интерес к голландским тюльпанам возрос и в других странах Европы. Голландия стала страной цветоводства. Цветоводы Голландии ищут тайны но­вых сортов. Каждую весну из Голландии во многие страны на самолетах, кораблях и поездах отправ­ляются цветы и луковицы тюльпанов. Цветы из Голландии можно увидеть и в Москве. У нас в стране тоже любят этот весенний радостный цветок и всю­ду разводят.

Гвоздика

(Рассказывает ученица в костюме гвоздики.) В XIII веке французский король Людовик IX объ­явил восьмой крестовый поход. Крестоносцы напра­вились в Тунис. Осада Туниса затянулась, кресто­носцев постигла беда. Войско заболело чумой. На­чалась паника. Король решил спасти положение. Кто первый обратил внимание на темно-красной цветок, неизвестно, только король приказал поить заболевших отваром дикой гвоздики. Чума начала стихать, но самому королю ничего не помогло, он заболел и умер. Так бесславно закончился этот кре­стовый поход. Из Туниса во Францию крестоносцы привезли невиданный здесь цветок. Будто кровь разлилась по его лепесткам, будто волшебные духи окропили чашечку гвоздики необыкновенным аро­матом.

По вкусу пришлась чужестранке французская земля, французы полюбили гвоздику.

В Англии гвоздика появилась только через три столетия. Тон задала королева Елизавета, которая явилась на придворный бал в платье, украшенном неизвестными цветами. На гвоздику возник боль­шой спрос. Цветоводы начали выводить новые сорта. Позднее во Франции гвоздика стала символом борьбы и революции. Парижские рабочие умирали с гвоздикой на баррикадах, а солдаты, вдев крас­ный цветок в петлицу, шли в бой, всем сердцем веруя, что смерть не тронет их.

В Австрии рабочие Вены во время мартовских демонстраций в память борцов за свободу 1848 года с гвоздиками в петлицах и руках через весь город шли к кладбищу, где находился прах героев-рево­люционеров.

В Петербурге на митинге рабочих 8 марта 1913 го­да в честь Международного женского дня участни­ки его моментально раскупили гвоздики (втридо­рога платили за них), зная, что их деньги пойдут на помощь политическим заключенным.

В ликующей Москве, узнавшей в феврале 1917 го­да о свержении царского самодержавия, на груди у рабочих алели гвоздики. Не беда, что они были ис­кусственными, важно, что они говорили о револю­ции.

Так гвоздика стала цветком революции и сейчас она тоже имеет это значение.

На кладбище, недалеко от Афин, мраморная плита над прахом греческого героя Николоса Бело-яниса всегда усыпана свежими алыми гвоздиками.

Греки рассказывали такую легенду о гвоздике. Однажды богиня охоты Диана, возвращаясь после неудачной охоты, увидела маленького пастушка. Он весело играл на свирели. Возмущенная Диана крик­нула ничего не подозревавшему мальчику: «Это ты распугал всех моих зверей и разогнал зверей и птиц!» Напрасно оправдывался маленький пастух, напрасно просил прощения. Богиня Диана броси­лась к нему и вырвала у него оба глаза. А когда поняла, что была очень жестока, было уже поздно. Глаза мальчика покатились по траве и в тот же миг превратились в цветы. Своей окраской они напо­минали невинно пролитую кровь, а желтым пят­нышком в середине чашечки — человеческий зра­чок. Это была гвоздика.

Колокольчик

(Рассказывает ученик в костюме колокольчика.)

Цветоводы колокольчик полюбили за его пре­красный лазоревый наряд. А сколько стихов и пе­сен сложено про колокольчики! Это милые луговые цветы. Колокольчики разнообразны как в дикой природе, так и на цветочных клумбах. Интересно, что некоторые наши колокольчики можно исполь­зовать даже в салате во время туристических похо­дов. Рецепт приготовления такого салата очень прост. Их нужно вымыть, мелко нарезать, запра­вить растительным маслом и уксусом. Какой аппе­тит вызовет у вас это блюдо! Ученые подтвердили, что колокольчик можно использовать как лекар­ство при заболевании горла, а из его молодых лис­тьев можно приготовить аппетитные щи.

Колокольчик растет на лугах, но он может кон­курировать с красотой других цветов и на наших клумбах. В народе колокольчик называют «приточ­ной травой», от слова «приток» — болезнь, недуг. Приточную траву использовали от головной боли, от хрипоты и сиплоты. А лесная мошкара исполь­зует колокольчики как «гостиницы» 1-го класса. В своих «номерах» шестиногие жители не мокнут и не мерзнут. Ведь внутри голубой «гостиницы» значительно теплее, чем под открытым звездным не­бом.

Группа крупных разноцветных колокольчиков-компанула напоминает нам об изобретении колоко­лов. Колокола появились в 1500 году в Италии. Во время прогулки епископ Паулиний обратил внима­ние на красоту колокольчиков. Он долго ими любо­вался и ему казалось, что качаясь от ветерка, они издают мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой цветок из меди. Это и был первый колокол. В Италии колокольни называются «компанильи».

И в самом деле, мелодичный шелест колоколь­чиков не прекращается и после захода солнца.

Ночь нема как дух бесплотный, Теплый воздух онемел; Но как будто мимолетный Колокольчик прозвенел.

Тот ли это, что мешает Вдалеке лесному сну И, качаясь, набегает На ночную тишину?

Или этот чуть заметный В цветнике моем и днем, Узкодонный, разноцветный, На тычинке под окном.

А. Фет

Лилии

(Выступает девочка в костюме лилии.) Кого не поражала красота прекрасных лилий. В садах распространены лилии с красно-желтыми цветами в крапинках (эту лилию называют «цар­ские кудри», по-латыни — лидиум мартагон), ле­пестки ее отогнуты назад, как локоны. По римско­му преданию, из этой лилии вырос Марс, бог вой­ны, отчего и лилия названа мартагоном («Марса ро­дившая»). Называли эту лилию и железной, так как алхимики пытались получить из нее золото, ведь лепестки у ней золотисто-желтые. Сортов ли­лий много. Особенно прекрасны белые лилии.

Известно ли вам, что Франция раньше называ­лась даже королевством лилий. Король франков Хлодвиг в V веке одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Вдохновленные побе­дой войска украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор на знамена и в герб Франции вошли три лилии. Триста лет назад были вычека­нены монеты в виде «золотых» и «серебряных» лилий. В Париже у Лувра стоит, блистая золотом, статуя девушки в рыцарских"доспехах, она держит в руках копье со знаменем. Это героиня Франции Жанна д'Арк. За ее ратные подвиги при защите родины ей посмертно присвоена фамилия Дю Ли -Лилейная. В знаменитом музее Франции Лувре на­ходится древний саркофаг с мумией молодой егип­тянки, на груди которой сохранилась засохшая лилия. Этой лилии несколько тысяч лет.

В 1898 году Мичурин начал выводить свою зна­менитую фиалковую лилию. Родители этого чудес­ного цветка были восточно-азиатская лилия Тун-берга темно-оранжевой окраски и ее желтая сестра с Кавказа. Первое время новое растение напомина­ло свою мать — кавказскую лилию. Шесть лет оно не давало семян, но позднее ее капризы оправда­лись.

Лилия получилась необыкновенной по окрас­ке — желтая в середине и фиолетовая по краям. Из самого центра чашечки торчало шесть черных пыльников. И лепестков было столько же. Мичу­рин назвал эту красавицу фиалковой лилией.

Нельзя и назвать их усталыми -В жаре изнывают кусты, Они же, склоняясь бокалами, Все так же свежи и чисты.

Немало на вскопанном круге их Весной посадить мы могли, И тянут их стебли упругие Прохладные соки земли.

А возле,кружа эскадрильями, Жужжащий ведя хоровод, Над белыми, алыми лилиями Пчелиное племя снует.

В. Рождественский

В лесах растут чудесные фиолетовые лилии. Перенесите их к себе на клумбы, и они вознаградят вас за работу.

Календула (ноготок)

(Выступает ученица в костюме календулы.)

Кто из вас не знает золотистый цветок-ноготок. Он известен вам еще по детскому саду. Словом «ка-лендас» древние римляне называли первые и по­следние числа месяца. От этого слова и происходит название «календарь». Называют это растение так потому, что цветет оно долго из месяца в месяц. Семена его, изогнутые лунками, напоминают под­стриженные ногти. Особенно много разводили но­готков в XV веке во Франции. Ноготки были люби­мым цветком королевы Баварской — Маргариты Данца.

В Париже, в Люксембургском саду, до сих пор стоит статуя с цветком ноготка в руках. Ноготок обладает и лекарственными свойствами.

Сейчас мы недооцениваем простую красоту это­го цветка, а зря; особенно красивы они в массе на длинной узкой рабатке, по зеленому бархату газо­на.

Хризантема

(Выступает ученица в костюме хризантемы.)

В Европу хризантему привезли в 1676 году. Цве­товоды не сразу принялись за ее разведение. Лишь в 1789 году они обратили внимание на послушные и податливые лепестки.

В 1889 году в Париже открылась специальная выставка. Она подвела итоги столетней культуре хризантем в Европе. Особенно запомнили посетите­ли выставки огромную хризантему Валис размером с тарелку.

В Японии хризантему знают не только как вест­ницу осени, но и как символ науки, государствен­ной печати, герба и высшей награды — ордена Хри­зантемы. Высокое уважение японцев к хризантеме как к растению-символу не помешало им найти и более простое ее применение — в пище. Для салата из хризантем стали выращивать сорта, где большое значение имели количество лепестков, их вкус и толщина.

Но самое главное, Япония подарила миру поэти­ческий праздник хризантем. Его отмечают поздней осенью, когда с деревьев опадают листья и природа погружается в сладкий сон. Хризантемы появля­ются не только в садах, но и на национальной одежде японок — кимоно. Таков уж обычай. Во время цве­тения вишни японские женщины надевают шелко­вые кимоно, расписанные цветами вишни, к празд­нику лотоса готовят одежду, разрисованную лото­сом. Хризантемы прекрасны не только в Японии. Не меньше их полюбили в Китае, где они олицетво­ряют верность. Еще в 1100 году искусные цветово­ды имели 35 сортов хризантемы.

В наше время эта цифра увеличилась до 1000, причем наибольшую известность получили сорта с перьевидными, махровыми и лучистыми лепестка­ми. По лунному календарю октябрь считается ме­сяцем хризантем.

Хризантема — осенний цветок. Дитя осени, она холодна и бесстрастна, но красотою природа не об­делила хризантему. Лепестки ее нежны. Белый цвет придает им задумчивость, розовый — улыбку, жел­тый — увядающую красоту. Но не всегда хризанте­ма была так великолепна, ее предки были похожи на простую ромашку. Под умелыми руками цвето­водов простушка-хризантема превратилась в холод­ную красавицу.

 

Роза

(Рассказывает ученица в костюме розы.) Царицей цветов зовут благородную красавицу розу. В садах и парках нашей страны выращиваются самой разнообразной окраски и формы лепест­ков розы — белые, желтые, розовые, красные. А на Гавайских островах растут черные и голубые ди­кие розы. Разведением роз занимаются с древних времен. Розу любят все народы, и о ней сложили немало легенд.

В древней индийской легенде говорится о том, что богиня любви, красоты и плодородия Лакшми появилась из лепестков розы.

Греческая легенда рассказывает о пиршестве богов, где было пролито несколько капель нектара, из которых появилась белые розы. Другая легенда рассказывает тайну красной розы. Белые розы по­краснели от крови богини любви Афродиты, кото­рая уколола шипами палец.

Разные поэты всех времен посвятили розе много стихов и поэм.

В XIII веке во Франции в честь розы устраивали праздник. Королевой праздника роз выбираем са­мую красивую девушку. На голове у нее был венок из цветов, источающих аромат.

В Германии самым ловким и смелым рыцарям на рыцарских турнирах дарили розы. В Англии под знаменем Алой и Белой розы немало было пролито крови за 30 лет междоусобной войны. Шекспир эти события описывает в пьесе «Генрих VI». Из Анг­лии роза попала в Америку.

У нас в России роза появилась сравнительно поздно, в конце XVII века. Ее привез в подарок русскому царю немецкий посол. Прошло много лет, пока роза широко распространилась в России.

В Главном ботаническом саду Москвы есть чу­десный розарий, где собрана целая коллекция раз­личных сортов роз.

 

Ландыш

(Выступает ученик в костюме ландыша.)

Человек заметил скромную красоту задумчиво­го ландыша и перенес его к себе в сад из леса. Ниж­няя малютка-звездочка уже распустилась, а верх­няя еще собрана в тугой бутончик.

Очень любил ландыш Петр Ильич Чайковский. Путешествуя по Флоренции и любуясь прекрасны­ми цветами, он мечтал о далеком родном ландыше. Этому цветку он посвятил даже стихи:

Когда в конце весны в последний раз срываю Любимые цветы, -- тоска мне давит грудь, И к будущему я молитвенно взываю: Хоть раз еще на ландыши взглянуть...

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней, И ярче краски в них, и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей

И счастлив я, пока цветешь ты,

ландыш скромный.

От скуки зимних дней давно пропал и след, И нет гнетущих дум, и сердце в неге томной Приветствует с тобой забвенье зол и бед.

Кто знает, если бы Чайковский написал музыку об этом цветке, возможно, она была бы лучше зна­менитого Вальса цветов из балета «Щелкунчик» или фортепьянной пьесы «Подснежник» из цикла «Вре­мена года». Как знать?

Во Франции еще в начале XX века устраивался праздник ландышей. Начинался он после обеда в субботу и продолжался все воскресенье - первое воскресенье мая. Это был радостный весенний праз­дник с песнями, музыкой и танцами.

Гиацинт

(Выступает ученик в костюме гиацинта.) О происхождении гиацинта рассказывает древ­неримский писатель Овидий в книге «Метаморфо­зы». В Древней Греции гиацинт называли цветком весенних дождей и печали. Он был посвящен богу солнца — Аполлону. В честь гиацинта ежегодно весной устраивали трехдневный праздник Гиацин-тий.

Древнее предание говорит о том, что этот цветок вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во вре­мя спортивных состязаний с богом Фебом. Феб пер­вым бросил диск. Он взвился до облаков и упал на другом конце поля. Гиацинт поспешил подобрать диск.

... Но вдруг содрогнулся

Воздух, и с крепкой земли диск прянул

в лицо тебе прямо.

О, Гиацинт! Побледнели они, одинаково оба — Отрок и бог. Он в объятия взял

ослабевшее тело.

Он согревает его, осушает печальные раны, Душу, бегущую прочь, оживляет,

травой прикрывая.

Все понапрасну: была нецелимою отрока рана. Так в орошаемом саду и фиалки, и мак, и лилия, Ежели их надломить, на стебле

пожелтевшем оставшись, Вянут и к долу свои отягченные головы клонят;

Прямо держаться нет сил, и глядят они

маковкой в землю.

Кровь между тем, что разлившись вокруг,

мураву запятнала,

Кровью уже не была: блистательней

раковин терских

Вырос цветок. У него — вид лилий, если бы только

Не был багров у него лепесток,

а у лилий — серебрян.

Ведущий: А теперь проведем викторину. За каж­дый ответ игрок получает жетон.

Викторина

1.    Назовите не менее 8 видов однолетних цве­точных растений.

- Астра, левкой, гвоздика, вербена, мак, космея, календула, настурция, душистый горошек.

2.    Назовите не менее 5 видов многолетних цветов.

- Флокс, пион, георгин, гладиолус, люпин, ак­вилегия, дельфиниум, гайлардия.

3.    Какие цветы можно вырастить посевом семян в грунт весной?

—   Все однолетники.

4.    Назовите цветы, которые цветут на второй год после посева.

—   Турецкая гвоздика, анютины глазки, коло­кольчики, маргаритки, мальва.

5.    Какие цветы пахнут медом?

—   Алиссум.

6.    Весной или летом цветет сирень?

—   Весной. Лето считается со времени отцветания сирени.

7.    Знаете ли вы, какие цветы используются в медицине для приготовления лекарства?

—   Ландыш., наперстянка, календула.

8.    Какое цветочное растение применяется как удобрение?

—   Люпин.

9.    Назовите луковичные растения, растущие в наших цветниках.

—   Лилии, нарциссы, тюльпаны, гиацинты, сциллы.

10.  Знаете ли вы бордюрные растения?

—   Алиссум, пиретрум, лобелия, маргаритка, кохия.

11. У каких цветочно-декоративных растений самые крупные семена?

—   Садовые бобы.

12.  Знаете ли вы субтропические и тропические растения, у которых одновременно бывают бутоны, цветы и плоды?

—   Лимон, апельсин, мандарин, хлебное дерево, дынное дерево.

13.  Алые цветы колючего кустарника возвеща­ют о начале лета. Как он называется?

—   Шиповник.

14.  Почему цветы, распускающиеся ночью, име­ют белую окраску?

—   Они лучше заметны для насекомых-опыли­телей.

15.  Что в хлебе родится, а есть не годится?

—   Василек.

16.  Название какого цветка связано со звоном?

—   Колокольчик.

17.  Какой цветок является самым большим?

- Самым большим цветком является рафлезия орнолъда, растущая в лесах Суматры. Цветок имеет в поперечнике 1 м и весит 10 кг.

18.  У какого цветка в мире цветов самая корот­кая жизнь?

- Самая короткая в мире цветов жизнь у ама­зонского лотоса. Его нежные желтые цветы распускаются на рассвете, но через полчаса уже увя­дают.

19.  Какой цветок живет самое продолжительное время?

- Самое продолжительное время — 80 дней — живет цветок орхидеи.

20.  В каких цветах во время цветения возника­ет высокая температура?

—   В цветках многих тропических растений во время цветения возникает высокая температура.
Например, в середине цветка травянистого расте­ния арума температура достигает 40—44°С. Такое
явление наблюдается и у цветков известного тро­пического растения Виктории Регии. При дыхании
выделяется много тепла.

21.  Как называется комнатное растение, стеб­ли которого, свисая вниз, очень сильно переплета­ются?

—   Традесканция, аспарагус.

22.  Какое комнатное растение хорошо растет в воде и его можно выращивать в аквариуме?

—   Традесканция.

23.  Какого цвета листья бегонии?

—   Красные.

24.  Родина — Южный Китай, Япония. Расте­ние не вянет, цветет зимой, цветы желтые у кор­ня. Среди этих растений прячутся змеи. Это рас­тение имеет два названия. Как оно называется?

- Аспидистра, дружная семейка.

25.  О каком дереве арабы говорят: «Царица оази­са купает ноги свои в воде, прекрасную голову — в огне солнечных лучей».

—   Финиковая пальма.

26.  Какой комнатный цветок имеет название «журавлиный нос» и за что?

- Пеларгония, так как после опыления стол­бик у цветка разрастается в длинный клювик, по­хожий на клюв журавля.

27.  Назовите фамилию селекционера, выведше­го 180 сортов сирени.

—   77. А. Колесников.

28.  Из каких цветов приготовляют эфирные мас­ла?

—   Роза, жасмин, ландыш, фиалка и др.

29.  Какие комнатные растения уничтожают моль?

- Плектрантус-крапивка.

30.  Как размножаются георгины?

—   Черенками, семенами, делением корнеклубней.

Загадки

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Мак)

Посреди двора — золотая голова.

Вырос в поле дом, полон зерен он.

(Подсолнечник)

Меня называют царицей цветов,

За цвет и за запах моих лепестков,

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто ж не простит мне колючих шипов?

(Роза)

В моей белой чашке для всех ароматы

И пыль золотая для пчелки мохнатой.

Хоть стебель мой строен, головка красива

И листик мой длинен, но я не спесива.

(Лилия)

Знакома с детства каждому

Их белая рубашка

С срединой ярко-желтою.

Что это за цветок?

(Ромашка)

Ручьями очищается и хвоя и валежник

И первым появляется в проталине...

(Подснежник)

Прекрасная красавица боится лишь мороза,

В букете всем нам нравится, такой цветочек...

(Роза)

 


 

 

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ НА ЗНАНИЕ РАСТЕНИЙ

Для участия в игре класс разделяется на несколько

команд. Игра проводится в форме чередующихся

игр-конкурсов.

Ведущий или классный руководитель: На лесной полянке в маленькой избушке жил-поживал лесовичок Листик. Много чудес умел делать Лис­тик -- ведь он был волшебником, — но больше всего на свете он любил ухаживать за растения­ми, животными, поддерживать порядок в лесу, охранять свои владения от непрошеных гостей. И за это матушка-природа делала Листику по­дарки. Его избушку украшали картины из сухих цветов, а пол был покрыт красивым ковром из разноцветных листьев. А звери и птицы помога­ли ему по хозяйству, радовали Листика расска­зами о лесной жизни. И, конечно, именно лесовичок Листик, который знает самые разные тайны жизни чудесницы-природы, проведет нашу игру.

Появляется Листик.

Листик: Здравствуйте, уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами попробуем разгадать за­гадки, выполнить задания, которые придумала природа. Это очень интересно, но и очень трудно. Но я уверен, что вы справитесь. И первый наш кон­курс — «Превращения». Сейчас я покажу вам кар­точки, где написаны слова. Вы должны изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева.

Зуб                           (дуб)

Лупа                        (липа)

Клин                        (клен)

Осень                       (ясень)

Тур                          (туя)

Ольга                       (ольха)

Слава                       (слива)

Кафтан                     (каштан)

Кадр                        (кедр)

Лиман                      (лимон)

(Побеждает та команда, которая даст больше пра­вильных ответов быстрее всех.)

Листик: Следующая игра называется «Грибное лу­кошко». Я буду загадывать вам загадки, а вы должны выбрать из лукошка тот гриб, о кото­ром идет речь и отгадать его название. (Грибы вырезаются из бумаги и кладутся в лукошко для каждой команды.)

1. У меня нарядный вид,

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе –

Брать не надо меня в руки.

Яркий, будто светофор,

Называюсь ...

(Мухомор)

2. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички

Золотистые ...

(Лисички)

3. В лесу на лужочке

Гнилые пенечки,

А на каждом из них

Много братьев лихих.

(Опята)

3. Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке шерстинки,

Вокруг ворота -

Пораспорото;

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется.

(Бледная поганка)

4. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я -- ...

(Подосиновик)

 

Листик: Следующая игра — «Овощная гряд­ка». Каждая команда получает карточки, где за­писаны по два слова. Нужно так переставить бук­вы, чтобы получились названия овощей. Побе­дит та команда, которая справится быстрее.

тур + пешка =^петрушка) рот + кафель = (картофель) лак + сев = (свекла) клан + жаба = (баклажан) наст + репка = (пастернак)

Листик: А сейчас мы проверим, как вы знаете фрук­ты, игра называется -- «Десерт». Сейчас каждая команда получит листы со строч­ками из загадок. Задание - - найти продолжение загадки, отгадать ее.

1. Меня дети обожают,

Обезьяны уплетают,

Из далеких жарких стран К вам приехал я — ...

(Банан)

2. Вкусны — оближешь пальчики —Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю, А неизменно их съедаю.

(Апельсины, мандарины)

3. Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок.

Но не рви его до срока -От него не будет прока

А когда наступит срок, Раскуси -- и брызнет сок. Видно очень далеко Наливное ...

(Яблоко)

4. Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот.

(Черника)

5. Я красна, я кисла, На болоте я росла,

Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Вот ягодки, смотри, Как наперстки малые. Все они под цвет зари: Алые-преалые.

Есть для ягоды корзинка, Полезай в нее..

(Малинка)

Листик: Ну что же, вы хорошо знаете овощи, фрук­ты, грибы. Пришло время проверить ваши зна­ния о самых важных растениях — деревьях, ку­старниках, травах. Последний наш конкурс на­зывается «Ботаническое лото». Я буду подходить к каждой команде с мешочком, из которого иг­рок сможет достать бочонок. Зеленый — загад­ка о деревьях, синий — о кустарниках, красный - о травах. Если команда не отвечает на вопрос, на него могут ответить другие. Ясны правила?

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.149 (0.031 с.)