Распространённые и нераспространённые предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространённые и нераспространённые предложения



ЦЕЛИ УРОКА: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

• Учащиеся научатся различать распространённые и нераспространённые предложения, находить в них грамматическую основу.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Учебник с. 32, 33, прочитать рубрику «Сведения о языке».

— Какие члены предложения составляют основу слова? Расскажите о подлежащем. Расскажите о сказуемом.

 

2. Актуализация знаний

Запись на доске:

Дует ветер.

Дует сильный ветер.

Кружатся листья.

Кружатся золотые листья.

— Прочитайте и сравните предложения.

Назовите главные члены каждого предложения.

Соотнесите предложения со схемой.

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 35.

— Тема нашего урока: «Члены предложения».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое распространённые и нераспространённые предложения?)

 

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 35, упр. 39.

Чтение предложений. Распределение предложений на две группы. Списывание предложений, состоящих только из главных членов, — нераспространённых предложений.

Чтение рубрики «Сведения о языке» на с. 35.

— Как называются предложения, которые состоят только из главных членов?

Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов?

Работа по учебнику. С. 35, упр. 40.

Составление из группы слов предложений: распространённого и нераспространённого. Выполнение заданий.

Работа по учебнику. С. 36, упр. 41.

Сравнение нераспространённых предложений, различающихся порядком слов: сходство и различие. Чтение рубрики «Обрати внимание!» (с. 36). Дополнение предложений второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым. Запись распространённого предложения с комментированием.

Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 13, упр. 24.

Уточнение значения словосочетаний: распространённое предложение, нераспространённое предложение. Составление нераспространённых предложений по данному подлежащему и данному сказуемому (письменно). Распространение предложений второстепенными членами (устно).

Творческий диктант.

Задание: вписать в предложения одно и то же слово.

Учитель первый раз читает текст полностью. Учащиеся определяют, каким словом можно дополнить каждое предложение.

Ученик... (идёт) в школу. На улице... (идёт) сильный дождь. Весна... (идёт).

 

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Словарный диктант.

— Определите, о ком идёт речь. Запишите названия животных.

• Бурый, лохматый... (медведь)

• Серый трусливый... (заяц)

• Большая, рогатая... (корова)

• Маленький, шустрый... (воробей)

— Подчеркните слово, которое может быть «лишним» в этом списке. Обоснуйте свой выбор. («Лишнее» слово воробей, так как оно называет птиц, а все остальные слова — зверей.)

 

6. Самостоятельная работа

Запись на доске:

 

Вариант 1 Вариант 2
белочка пролетела
в в
рыжая стая
прячется небе
дупло журавлиная

 

— Составьте предложения из группы слов.

(Вариант 1. Рыжая белочка прячется в дупло. Вариант 2. В небе пролетала журавлиная стая.)

 

7. Домашнее задание

Выполнить упр. 42 на с. 36 по учебнику.

 

8. Подведение итогов урока

— Объясните, почему одни предложения называются распространёнными, а другие — нераспространёнными. Приведите пример нераспространённого предложения.

Что нужно сделать, чтобы оно стало распространённым?

 

Связь слов в предложении

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить главные члены предложения, учить восстанавливать деформированные предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные умения устанавливать связь слов в предложении, расширят свои знания и умения в восстановлении деформированного текста.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задания по учебнику. С. 36, упр. 42.

— Прочитайте предложения.

Объясните, каким членом предложения будет являться вставленное вами слово.

Распространите предложения второстепенными членами.

 

2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка: запись слов с последующим объяснением их написания.

Девочка, чаща, яблоня, стрижи, дуб, река, ветер, яблонька, яблочко, деревня, яблоко.

— Прочитайте слова, написание которых надо запомнить.

Подчеркните родственные слова.

Связь слов в предложении

Постарайтесь объяснить, когда в речи используют слово яблоня, а когда — яблонька, яблочко, яблоко.

Выяснение значений этих слов (яблоня — плодовое дерево, яблоко — плод яблони) и значений слов яблонька, яблочко, сравнение произношения и написания слов, выделение безударной гласной о во втором слоге, установка на запоминание написания гласной о в словах яблоко, яблочко, яблоня, яблонька.)

— Составьте с этими словами нераспространённые предложения.

Запись составленных детьми нераспространённых предложений с комментированием на доске. Выделение грамматической основы в предложениях.

 

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 37.

— Тема нашего урока: «Члены предложения».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как установить связь слов в предложении?)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 37, упр. 43.

Установление связи слов в предложении. Чтение рубрики «Обрати внимание».

Далее дети делают вывод, что слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается по вопросам, которые мы задаём от слова к слову.

Работа по учебнику. С. 37, упр. 44.

Установление связи слов в предложении. Выделение грамматической основы предложения. Запись словосочетаний. (Дуб (какой?) могучий; стоял (где?) на краю; стоял (как?) одиноко; на краю (чего?) леса.)

Работа по учебнику. С. 39, упр. 46.

Проговаривание скороговорки. Определение главной мысли скороговорки. Установление связи слов в скороговорках. Запись скороговорки с комментированием. (Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.)

— Подчеркните грамматическую основу предложения.

Выпишите из предложения словосочетания, подходящие к схемам.

(Листья жёлтые; под ногами шуршат.)

Работа по учебнику. С. 38, упр. 45.

 

Составление из группы слов предложений. Выделение грамматической основы. Запись 1-2 удачно составленных предложений с комментированием.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Скажи наоборот».

Учитель раздаёт ученикам карточки (жёлтые и голубые) с напечатанными словами.

На жёлтом фоне слова: глубокий, дальний, расставание, белый, вредный.

На голубом фоне слова: полезный, встреча, мелкий, близкий, чёрный.

Учащиеся должны составить пары слов, противоположные по значению.

— Запишите парами слова, противоположные по значению.

 

6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 40, рубрика «Проверь себя», вопрос 4. Работа по вариантам.

Вариант 1. Составить и записать предложение о пчёлах. Подчеркнуть главные члены предложения. (Над цветами жужжат пчёлы.)

Вариант 2. Составить и записать предложение о кузнечиках. Подчеркнуть главные члены предложения. (В траве стрекочут кузнечики.)

 

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 25 на с. 13.

 

8. Подведение итогов урока

— Расскажите, как различить распространённые и нераспространённые предложения.

Как установить связь слов в предложении?

Как связаны слова в предложениях?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.018 с.)