Знакомство с учебником. Виды речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с учебником. Виды речи



Знакомство с учебником. Виды речи

ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести представления о речи и её значении в жизни человека; ввести в лексику определения понятий «устная речь», «письменная речь», «речь внутренняя».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся познакомятся с содержанием и структурой учебника русского языка, с понятием речи и её значением в жизни человека.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Алфавит)

— О каком секрете говорится в загадке?

Определите, какая буква стоит в указанном месте алфавита. Запишите буквы в соответствующие клеточки. Прочитайте тему нашего урока.

Первое слово:

Первая буква занимает третье место в алфавите.

Вторая буква находится на расстоянии семи шагов вперёд.

Вернитесь на пять шагов назад и вы узнаете третью букву в слове. Четвёртая буква слова занимает пятое место с конца алфавита.

Второе слово:

Первая буква второго слова стоит в алфавите между буквами П и С. Вторая буква занимает место за буквой Д.

Найдите в алфавите букву, которая предшествует букве Ш. Это третья буква второго слова.

Последняя буква слова занимает в алфавите десятое место.

Ключевые слова: виды речи.

2. Целеполагание

Работа по учебнику на с. 3-5.

— Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение).

Чтение обращения авторов к первоклассникам (с. 3).

Беседа.

Как называется новый учебник?

Чему будет учить вас этот учебник?

На странице 4 рассмотрите условные обозначения, которые помогут вам ориентироваться на страницах учебника.

Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем, чему будем учиться в этом разделе.)

Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь».

Учащиеся знакомятся с информацией на с. 5: Вспомним узнаем..., будем учиться...

Работа по учебнику (с. 6).

— Прочитайте тему нашего урока. («Виды речи».)

Определите учебно-познавательную задачу. (Какая бывает речь?)

3. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 6, упр. 1. Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме.

— Какая бывает речь?

Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь рассказать.

В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?

В каких случаях человек использует речь про себя?

Подумайте, кто может обладать речью? (Только человек обладает даром речи, даром слова; общаясь, человек выбирает из «кладовой» языка нужные слова, составляет из них предложения, для того чтобы правильно выразить свою мысль и быть понятым собеседником.)

Списывание с доски предложения.

Только человек обладает даром речи.

Работа по учебнику. С. 6, упр. 2.

— Прочитайте.

Что вы узнали о видах речи?

Вспомните, когда на уроке мы пользовались устной речью? Речью про себя? Письменной речью?

Что такое устная речь? письменная речь? внутренняя речь?

Выполнение заданий в рабочей тетради С. 3, упр. 1 —устно.

С. 3, упр. 2 — письменно.

4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Выполнение заданий к упражнению (устно).

Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложения» (учебник, с. 132).

Чтение рубрики «Обрати внимание!» (учебник, с. 7).

5. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Списывание высказывания Л. Успенского.

Способ проверки: самопроверка.

6. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 1 на с. 6.

7. Подведение итогов урока

— Для чего нужна речь в нашей жизни?

В чем особенности устной и письменной речи?

А что такое мысленная речь?

Часто ли мы пользуемся в жизни мысленной речью?

Какая речь возникла раньше — устная или письменная?

 

 


Наша речь

ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представления о речи, её особенностях, развивать умение употреблять в речи слова-приветствия, развивать умения списывать и проверять написанное.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся углубят знания о видах речи, будут упражняться в использовании слов-приветствий в своей речи.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения по учебнику упр. 1 на с. 6. Беседа с опорой на рисунки и схему.

— Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Что значит мысленная речь?

В каких жизненных ситуациях пользуются этими формами речи?

Какая речь (устная или письменная) возникла раньше? Обоснуйте свой ответ.

2. Актуализация знаний

На доске карточки со словами: слушание, говорение, речь про себя, чтение, письмо.

— Прочитайте слова на карточках. Дайте им общее название. (Виды речи.)

Наша речь

3. Целеполагание

Работа по учебнику на с. 8.

— Прочитайте тему нашего урока. («Виды речи».)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что можно узнать о человеке по его речи?)

4. Работа по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 4, упр. 4. Ответы на вопросы. Составление из слов и сочетаний слов предложения и его запись. Каждый народ пользуется своим письмом так же, как и своим языком (немецким, английским, итальянским, татарским, литовским и др.). Каждый грамотный человек должен владеть, помимо родного языка, другими языками. Не случайно в каждой школе изучаются иностранные языки.

Работа по учебнику. С. 8, упр. 4.

Чтение стихотворения. Выполнение заданий. Обобщение: по речи можно узнать профессию или род занятий человека, речь должна быть уважительной, вежливой.

Словарная работа. Работа со словом здравствуйте: соотнесение произношения и написания этого слова, знакомство с его этимологией (слово- приветствие здравствуйте родилось из выражения я здравствую тебя, т.е. желаю тебе здоровья).

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 4, упр. 5. Проговаривание слов-приветствий по слогам, выполнение заданий к упражнению. Написание слова здравствуйте предлагается запомнить.

Чтение рубрики «Обрати внимание!» (учебник, упр. 9).

Работа по учебнику. С. 8, упр. 5. Выполнение заданий к упражнению.

Работа в парах. Разыгрывание в лицах любой сценки из упражнений.

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1

Задание. Укажи галочкой (√) вид речи, который относится к письменной.

[ ] слушание [ ] говорение  [ ] речь про себя  [ ] чтение [ ] письмо

Карточка 2

Задание. Укажи галочкой (√) вид речи, который относится к устной.

[ ] слушание  [ ] говорение [ ] речь про себя [ ] чтение [ ] письмо

6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 3 на с. 4.

7. Домашнее задание

Подготовиться рассказать эпизод знакомой сказки, в котором герои разговаривают. Дать характеристику их речи.

8. Подведение итогов урока

— Почему говорят: «Вся жизнь человека неразрывно связана с языком»?

Что можно узнать о человеке по его речи? Какой должна быть речь?


Диалог и монолог

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с диалогической и монологической речью, правилами оформления диалога на письме, учить выразительно читать предложения в соответствии со смыслом и знаками препинания в конце.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся познакомятся с диалогической и монологической речью, научатся правильно оформлять диалог на письме.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Дети по очереди рассказывают эпизод из сказки, в котором герои разговаривают, дают характеристику их речи.

 

2. Актуализация знаний

— Прочитайте слова, двигаясь по стрелочкам, и вы узнаете тему нашего урока.

 

 

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 10.

— Прочитайте тему нашего урока. («Диалог».)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как отличить диалог от монолога?)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 10.

— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Расскажите, что вы узнали о диалоге.

Что такое монолог?

Работа по учебнику. С. 10, упр. 6.

— Прочитайте отрывок из сказки.

 

Вспомните название сказки. Назовите героев сказки.

Что вы прочитали: диалог или монолог? Обоснуйте свой ответ. Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Что называется репликой?

Работа в парах.

— Подготовьтесь читать по ролям диалог мухи-горюхи и блохи-попрыгухи.

Выскажите своё мнение, какую роль играет знак тире (-) в диалоговой речи.

Спишите диалог.

Упражнение на распознавание диалога и монолога в устной речи. Текст читает учитель.

Пример диалога из сказки Н. Сладкова «Сорока и Медведь»:

— Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.

— На какой вопрос, Стрекотуха?

— А почему тебя медведем зовут? Глухаря — понятно: он весной глухой. Зайца-беляка — понятно: он зимой белый, а вот медведь — не понятно!

— Хе-хе! Бестолковая ты птица: медведь — значит «мёд ведающий». Знаю, стало быть, где мёд спрятан.

Пример монолога из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»:

...Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

 

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат...

Работа по учебнику. С. 12, упр. 8.

Выразительное чтение монолога из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Выполнение заданий.

Словарная работа.

— Выпишите из текста «вежливое» слово.

Когда употребляется слово прощай в нашей речи (При расставании на долгий срок или навсегда).

Выполнение в рабочей тетради упр. б на с. 5.

Выразительное чтение текстов. Определение диалога и монолога.

Работа с учебником. С. 11. Рубрика «Страничка для любознательных».

Чтение текста «О происхождении слов». Объяснение значения этих слов с опорой на их этимологию.

Работа по учебнику. С. 13, упр. 10.

Составление диалога и монолога по рисункам.

Работа по учебнику. С. 14, упр. 11.

Работа в парах.

Составление диалога на тему «Разговор по телефону» или монолога «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Письмо по памяти.

Запись на доске:

Жизнь дана на добрые дела.

— Прочитайте пословицу.

Постарайтесь объяснить смысл пословицы.

Какие орфограммы встречаются в написании слов?

Повторите пословицу.

Запишите пословицу по памяти.

Способ проверки: самопроверка, сверка с образцом.

 

6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 10, упр. 6.

— Обратите внимание, что в письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

Спишите диалог.

 

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 7 на с. 5. Составить устно диалог.

 

8. Подведение итогов урока

— Что такое диалог?

Что такое монолог?

Ответьте на вопрос 4 из рубрики «Проверь себя» на странице 14 учебника.

 

 

Текст. Что такое текст

ЦЕЛИ УРОКА: учить отличать текст от других записей по его признакам, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, выбирать из набора предложений те, что могут составить текст на заданную тему, составлять текст из деформированных предложений.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

• Учащиеся научатся отличать текст от других записей, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, составлять текст из деформированных предложений.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Рабочая тетрадь, с. 5, упр. 7.

Заслушивание диалогов, составленных по рисункам. Инсценирование диалогов.

 

2. Актуализация знаний

— Слово рассыпалось. Помогите восстановить слово: определите место каждой буквы.

Прочитайте слово.

 

Ключевое слово: текст.

— Попробуйте объяснить значение этого слова.

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 15.

— Прочитайте название раздела (Текст).

Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся, изучая раздел «Текст».

Учащиеся знакомятся с информацией на с. 15: Вспомним..., узнаем..., будем учиться....

Работа по учебнику. С. 16.

 

— Определите учебно-познавательную задачу. (Что такое текст?) Сегодня на уроке вы будете учиться отличать текст от других записей, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, составлять текст из деформированных предложений.

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 16, упр. 12.

— Прочитайте записи.

Постарайтесь определить, где записан текст, а где — предложения? Подумайте, что объединяет предложения в тексте.

Прочитайте рубрику «Сведения о языке». Что вы узнали из прочитанного? (Высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, называют текстом.) Работа по учебнику. С. 16, упр. 12. Выполнение письменного задания.

— Прочитайте текст.

О ком этот текст?

Кто такие свиристели?

Посчитайте количество предложений в тексте.

Спишите первое предложения текста.

На доске запись предложений:

Мой брат научил меня плавать.

Я гостил в деревне.

Было лето.

Там есть река.

— Расположите предложения так, чтобы получился текст.

 

Запишите текст в тетрадь. (Было лето. Я гостил в деревне. Там есть река. Мой брат научил меня плавать.)

Учитель демонстрирует картину ранней осени.

— Рассмотрите картинку.

Прочитайте сочетания слов.

Ранняя осень, золотой наряд, жёлтые листья, интересная книга, перелётные птицы, добрый дедушка.

— Постарайтесь определить, какие сочетания слов помогут описать картинку. Запишите эти слова в тетрадь. (Ранняя осень, золотой наряд, жёлтые листья, перелётные птицы.)

Устно составьте рассказ по картинке, используя эти сочетания слов.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа в парах. Работа по карточкам.

— Разделите текст на предложения.

Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко

Вариант 1. Записать третье предложение.

Вариант 2. Записать первое предложение.

— Какие знаки препинания вы поставили в конце выписанных предложений?

 

6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 10 на с. 7.

— Составьте из предложений текст — укажите последовательность предложений цифрами.

Способ проверки: фронтальный опрос.

 

7. Домашнее задание

Выполнить упр. 10 на с. 7 в рабочей тетради.

Записать первые два предложения из составленного текста. Устно составить продолжение сказки.

 

8. Подведение итогов урока

— Что вы вспомнили сегодня на уроке?

Чем отличается текст от предложения?

Что такое текст?

 

 

Текст. Главная мысль текста

ЦЕЛИ УРОКА: учить определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст, определять, что отражено в заголовке: тема или главная мысль текста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

• Учащиеся научатся определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста, соотносить заголовок и текст.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задание из рабочей тетради, с. 7, упр. 10.

— Прочитайте предложения, которые вы выписали.

Расскажите продолжение сказки.

 

2. Актуализация знаний

Работа в группах.

Игра «Живые слова».

Условия игры: учитель раздаёт каждой группе набор слов на карточках. Учащиеся должны составить предложения из этих слов и выстроиться у доски по порядку, согласно порядку слов в предложении.

Цель игры: восстановить деформированные предложения, определить тему текста.

1 группа

Слова для составления первого предложения: дома, около, сад, дедушки, фрукты.

2 группа

Слова для составления второго предложения: деревья, в, растут, какие, саду.

3 группа

Слова для составления третьего предложения: сливы, рядом, яблони, и, растут.

4 группа

 

Слова для составления четвёртого предложения: ароматная, здесь, крупная, и, малина.

— Выскажите своё мнение, можно ли назвать текстом эти предложения? Обоснуйте свой ответ.

Кто понял, о чём шла речь в тексте?

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 17.

— Сформулируйте тему нашего урока. («Текст»).

Определите учебно-познавательную задачу (Что такое тема и главная мысль текста?)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 17, упр. 13.

— Прочитайте отрывок из рассказа К. Ушинского.

Что вы прочитали: текст или набор предложений?

Ответьте на вопросы упражнения.

Предложите свой вариант заголовка текста.

Что сделал ястреб? Запишите ответ. (Ястреб схватил крикуна и унёс к себе на ужин.)

Запись ответа на вопрос сопровождается комментированием.

Работа по учебнику. С. 18.

— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Как определить тему текста? (Определить тему текста — это значит ответить на вопрос: о ком или о чем говорится в тексте?)

 

Как определить главную мысль текста? (Определить главную мысль — это значит ответить на вопрос: о чём самом главном хотел сказать автор?)

Работа по учебнику. С. 18, упр. 15.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

Зрительно-комментированный словарный диктант.

На доске записаны слова: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.

Учитель читает лексическое значение слова. Учащиеся находят слово и записывают его в тетрадь с комментированием.

Класс. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу.

Учительница. Женщина, которая занимается преподаванием какого- либо предмета в школе.

Ребята. Девочки и мальчики в раннем возрасте.

Здравствуйте. Слово-приветствие.

Русский язык. Предмет, изучаемый в школе.

— Какое слово осталось в списке? (Сентябрь.)

Объясните значение этого слова.

Что надо помнить при составлении рассказа?

Составьте устный рассказ из данных слов.

Учащиеся составляют устный рассказ со словами: русский язык, ребята, учительница, здравствуйте, класс, сентябрь.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Выполнение в рабочей тетради упр. 16 на с. 7.

— Прочитайте текст.

Определите тему и главную мысль текста.

Постарайтесь доказать, что заголовок отражает главную мысль.

Спишите предложение, в котором говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

 

6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 9 на с. 6.

— Впишите в предложения пропущенные слова.

 

7. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 14 на с. 18. Выучить правописание словарного слова сентябрь.

 

8. Подведение итогов урока

— Что значит тема текста?

Что значит главная мысль текста?

 

 

Текст. Части текста

ЦЕЛИ УРОКА: учить определять тему текста, структурные части текста; учить создавать текст на тему, подбирать к тексту заголовок; формировать навык грамотного списывания текста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся закрепят умение определять тему текста, научатся выделять структурные части текста, подбирать к тексту заголовок.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Упр. 14 на с. 18 учебника.

— Прочитайте предложения, которые могут составлять текст. (Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.)

Назовите тему текста.

Какая главная мысль текста?

Предложите свой заголовок к этому тексту.

 

2. Актуализация знаний

Комментированный словарный диктант: здравствуйте, заяц, девочка, колобок, медведь, волк, дед, лиса.

— Назовите слова, которые могут встретиться в одной сказке. Вспомните название этой сказки.

Определите тему сказки.

Постарайтесь определить главную мысль сказки.

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С 20.

— Прочитайте тему нашего урока. («Части текста».) Определите учебно-познавательную задачу урока. (Какие части можно выделить в тексте?)

 

4. Работа по теме урока

 

Работа по учебнику. С. 20, упр. 18.

Чтение текста. Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части: начало, основная часть, концовка.

— Распределите названия частей текста по порядку.

 

— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

О чём говорится в начале текста?

В какой части текста говорится о главном?

Какую роль играет концовка в тексте?

Какие правила оформления при написании текста надо соблюдать? Работа по учебнику. С. 21, упр. 19.

Составление текста по рисункам, данному началу и опорным словам.

— Подумайте, на какую тему можно составить текст по рисункам?

Что и кого изобразил художник?

Что делают дети?

Используя слова для справок, дополните начало и основную часть текста своими предложениями.

Подберите заголовок к составленному тексту.

 

5. Самостоятельная работа

Списывание заключительной части текста (с. 21, упр. 19.) Способ проверки: самопроверка.

 

6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 12 на с. 8.

 

7. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

Что называется текстом?

Какие части в тексте можно выделить?

Как определить тему текста?

Как определить главную мысль текста?

 

 

Связь слов в предложении

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить главные члены предложения, учить восстанавливать деформированные предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные умения устанавливать связь слов в предложении, расширят свои знания и умения в восстановлении деформированного текста.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задания по учебнику. С. 36, упр. 42.

— Прочитайте предложения.

Объясните, каким членом предложения будет являться вставленное вами слово.

Распространите предложения второстепенными членами.

 

2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка: запись слов с последующим объяснением их написания.

Девочка, чаща, яблоня, стрижи, дуб, река, ветер, яблонька, яблочко, деревня, яблоко.

— Прочитайте слова, написание которых надо запомнить.

Подчеркните родственные слова.

Связь слов в предложении

Постарайтесь объяснить, когда в речи используют слово яблоня, а когда — яблонька, яблочко, яблоко.

Выяснение значений этих слов (яблоня — плодовое дерево, яблоко — плод яблони) и значений слов яблонька, яблочко, сравнение произношения и написания слов, выделение безударной гласной о во втором слоге, установка на запоминание написания гласной о в словах яблоко, яблочко, яблоня, яблонька.)

— Составьте с этими словами нераспространённые предложения.

Запись составленных детьми нераспространённых предложений с комментированием на доске. Выделение грамматической основы в предложениях.

 

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 37.

— Тема нашего урока: «Члены предложения».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как установить связь слов в предложении?)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 37, упр. 43.

Установление связи слов в предложении. Чтение рубрики «Обрати внимание».

Далее дети делают вывод, что слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается по вопросам, которые мы задаём от слова к слову.

Работа по учебнику. С. 37, упр. 44.

Установление связи слов в предложении. Выделение грамматической основы предложения. Запись словосочетаний. (Дуб (какой?) могучий; стоял (где?) на краю; стоял (как?) одиноко; на краю (чего?) леса.)

Работа по учебнику. С. 39, упр. 46.

Проговаривание скороговорки. Определение главной мысли скороговорки. Установление связи слов в скороговорках. Запись скороговорки с комментированием. (Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.)

— Подчеркните грамматическую основу предложения.

Выпишите из предложения словосочетания, подходящие к схемам.

(Листья жёлтые; под ногами шуршат.)

Работа по учебнику. С. 38, упр. 45.

 

Составление из группы слов предложений. Выделение грамматической основы. Запись 1-2 удачно составленных предложений с комментированием.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Скажи наоборот».

Учитель раздаёт ученикам карточки (жёлтые и голубые) с напечатанными словами.

На жёлтом фоне слова: глубокий, дальний, расставание, белый, вредный.

На голубом фоне слова: полезный, встреча, мелкий, близкий, чёрный.

Учащиеся должны составить пары слов, противоположные по значению.

— Запишите парами слова, противоположные по значению.

 

6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 40, рубрика «Проверь себя», вопрос 4. Работа по вариантам.

Вариант 1. Составить и записать предложение о пчёлах. Подчеркнуть главные члены предложения. (Над цветами жужжат пчёлы.)

Вариант 2. Составить и записать предложение о кузнечиках. Подчеркнуть главные члены предложения. (В траве стрекочут кузнечики.)

 

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 25 на с. 13.

 

8. Подведение итогов урока

— Расскажите, как различить распространённые и нераспространённые предложения.

Как установить связь слов в предложении?

Как связаны слова в предложениях?

Слово и его значение

ЦЕЛИ УРОКА: формировать общее представление о лексическом значении слова, показать ёмкость и выразительность поэтического слова, учить задумываться над значением слова, познакомить учащихся с толковым словарём.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

• Учащиеся получат представления о лексическом значении слова, познакомятся с толковым словарём.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задание по рабочей тетради на с. 14, упр. 26.

— Прочитайте предложения. Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

 

2. Актуализация знаний

Работа по карточкам. Словарная работа.

— Разгадайте кроссворд. Прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему нашего урока.

(Учитель читает толкование слов из толкового словаря, учащиеся заполняют кроссворд индивидуально.)

1. Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу, или комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. (Класс.)

2. Главное светило на небосводе, дающее свет, тепло и жизнь. (Солнце.)

3. Плод, который употребляется в пищу в свежем виде. (Яблоко.)

4. Слово-приветствие, которое говорят люди при встрече. (Здравствуй.)

5. Фруктовое дерево, приносящее яблоки. (Яблоня.)

 

 

Ключевое слово: слово.

 

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 41, 42.

— Мы начинаем изучение нового раздела «Слова, слова, слова». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Прочитайте тему нашего урока. (Слово и его значение.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое лексическое значение слова?)

 

4. Работа по теме урока

— Что вы записывали в кроссворд? (Слова.) Верно. И каждое слово имело своё значение. Вспомните, что называло каждое слово.

Работа по учебнику. С. 42, рубрика «Обрати внимание».

Учебник. С. 43, упр. 50.

Сопоставление предмета, слова, называющего этот предмет, и толкования слова.

Общее представление о лексическом значении слова, чтение сведений о нём.

— Постарайтесь объяснить, что значит определить лексическое значение слова? (То есть объяснить, что обозначает данное слово.)

Работа со словарным словом берёза (берёзонька, берёзка), уяснение значения, произношения, написания слова, ознакомление с его этимологией.

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

Под б..рёзой растёт гриб подберёзовик.

Работа по учебнику. С. 44, рубрика «Страничка для любознательных». Чтение этимологической справки о слове лопата.

Учебник. С. 44, упр. 51.

 

— Определите по толковому словарю в учебнике на с. 138-140 значение слова шоссе.

Работа по учебнику. С. 44, упр. 52.

Определение слова по его лексическому значению. Запись 3-4 предложений по выбору учащихся.

Работа по учебнику. С. 42, упр. 48.

— Рассмотрите рисунок.

Что художник изобразил на рисунке?

Какие стоят деревья?

Что лежит на земле?

Куда летят журавли?

Кто стоит на пригорке?

С кем они прощаются?

Примерный рассказ по картинке.

На рисунке художник изобразил осень. Деревья стоят в золотой листве. Земля голая. По небу плывут серые облака. Летят на юг журавли. Ребята стоят на пригорке. Они прощаются с птицами, машут им руками.

Запись 1-2 предложений с комментированием.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Задание 1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.

Вариант 1

Звери: __________________

 

Насекомые: __________________

Птицы: __________________

Вариант 2

Времена года: __________________

Месяцы: __________________

Явления природы: __________________

Задание 2. Найти «лишнее» слово.

Вариант 1

Тополь, ель, роза, берёза.

Опята, оса, груздь, сыроежка.

Вариант 2

Журавль, жук, соловей, жаворонок.

Молоток, портфель, пила, топор.

 

6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 30 на с. 16.

Способ проверки: фронтальный опрос.

 

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 29 на с. 15.

 

8. Подведение итогов урока

— Что значит определить лексическое значение слова? Где узнать, что обозначает незнакомое слово?

Слог

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания детей о слоге, слогообразующей роли гласной в слоге, совершенствовать умение определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся вспомнят ранее полученные знания о выделении слогов в слове.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 26, упр. 53, 54.

— Прочитайте «лишнюю» группу слов.

Назовите корни в однокоренных словах.

Какие слова были пропущены в стихотворении С. Козлова? Прочитайте стихотворение.

 

2. Актуализация знаний

— Что такое слог? Как узнать, сколько в слове слогов? Что такое ударение? Как определить в слове ударный слог?

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 65.

— Прочитайте тему нашего урока. (Слог. Ударение. Перенос слова.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Какие бывают слоги!)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 65, упр. 95.

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.

Найдите в стихотворении слова из одного слога.

Ответьте на вопросы учебника. Выполните письменно задания учебника. Прочитайте рубрику «Вспомните!» на странице 66 учебника.

 

Как определить количество слогов в слове?

Работа по учебнику. С. 66, упр. 96.

— Прочитайте пословицы. Постарайтесь объяснить смысл каждой пословицы. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Работа по учебнику. С. 66, упр. 97.

Дети выполняют упражнение в определении слогов в произносимом и написанном слове, наблюдают над слогообразующей ролью гласных. Выполняют задания учебника.

Коллективная работа.

— Прочитайте, вставляя слова грачиное, грачата, грачонка.

Запись на доске:

[ ] Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос.

[ ] Там пищали....

[ ] Кот так и свалился на землю.

[ ] Залез кот на дерево и хотел схватить....

[ ] Кот увидел на дереве... гнездо.

— Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Предложите заголовок текста.

Найдите в тексте однокоренные слова.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Карточка 1

Запиши только корни данной группы однокоренных слов.

Наварить, отвар, варенье:

Постарел, старик, старость:

Приносить, поднос, носилки:

Зародился, родина, порода, родной:

Лётчик, улетел, полёт, перелётный:

Карточка 2

Запиши, как называют человека, который:

строит дом — _______________

убирает двор — _______________

кладёт печи — _______________

работает на тракторе — _______________

 

6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 55 на с. 27.

 

7. Подведение итогов урока

— Расскажите, как определить в слове количество слогов? Может ли быть слог без гласной и почему?

Перенос слов по слогам

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания детей о переносе слов с одной строки на другую, познакомить с правилами переноса, совершенствовать навык написания слов на изученные правила письма.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся вспомнят правила о переносе слов с одной строки на другую, познакомятся с правилами переноса.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 28, упр. 58.

— Прочитайте полученные предложения.

Объясните значение слов, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся.

 

2. Актуализация знаний

— Определите, о чём идёт речь. Запишите одним словом. Разделите слова на слоги вертикальной чертой (|). Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

• Столица нашей родины. (Москва.)

• Система знаков, звуков, сигналов, передающих информацию. (Язык.)

• Страна, в которой мы живём. (Россия.)

• Место, где мы родились и живём. (Родина.)

• Группа учащихся, обучающаяся по одной программе (Класс.)

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 71.

— Сформулируйте тему нашего урока («Перенос слов по слогам»).

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как переносить слова с одной строки на другую?)

 

4. Работа по теме урока

 

Работа по учебнику. С. 71, упр. 107.

Чтение рубрики «Сведения о языке». Ознакомление с правилами переноса слов с одной строки на другую. Воспроизведение правил и приведение своих примеров. Устные ответы на вопросы к упражнению.

Учебник. С. 71, упр. 108.

Воспроизведение знаний учащихся о переносе слов. Выполнение заданий к упражнению.

Работа по учебнику. С. 72, упр. 109.

— Прочитайте выразительно стихотворение В. Степанова.

Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении.

Выполните задание к упражнению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.435 с.)