Однокоренные слова. Корень слова (обобщение, систематизация знаний) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однокоренные слова. Корень слова (обобщение, систематизация знаний)



ЦЕЛИ УРОКА: формировать умение отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов, обобщить представления детей об однокоренных словах, проверить их умение находить в тексте однокоренные слова, выделять в них корень, совершенствовать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся находить в тексте однокоренные слова, выделять в них корень.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 25, упр. 51.

— Назовите «лишнее» слово в каждой строчке. Обоснуйте свой ответ.

Прочитайте однокоренные слова к словам вода, лиса, горка.

 

2. Актуализация знаний

Упражнения в подборе однокоренных слов, в различении однокоренных и внешне сходных с ними слов.

Учитель называет пары слов, а дети обосновывают, какие пары слов следует считать однокоренными и почему.

дождь — дожди

дождь — дождинка

рисунок — рис

горе — горка

гора — горняк

грустный — печальный

печаль — печальный

лес — лиса

 

 

3. Целеполагание

— Тема нашего урока: «Однокоренные слова».

Сегодня на уроке вы будете упражняться в нахождении среди группы слов, в тексте однокоренных слов, выделять в них корень.

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 63, упр. 89.

Письменное выполнение заданий упражнения.

Работа по учебнику. С. 64, упр. 93.

Наблюдение над словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными, наблюдение над словами, близкими по значению (синонимами), но не являющимися однокоренными, наблюдение над формами одного и того же слова. Выписывание пары однокоренных слов. Обозначение корня в однокоренных словах.

— Объясните, что значит подобрать к слову однокоренные слова?

Как по-другому называют однокоренные слова?

Творческий предупредительный диктант.

Учитель называет слово, дети подбирают к нему однокоренное, объясняют написание и записывают его. (Примерные слова: сахар, гриб, море, рыбак, берёза, осина, лес, ягода).

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Предупредительно-комментированный диктант.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок.

Задание

Найти и подчеркнуть в предложениях однокоренные слова. Выделить в них корень.

 

6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 53, 54 на с. 26.

 

7. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

Что интересного мы узнали об однокоренных (родственных) словах?

Слог

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания детей о слоге, слогообразующей роли гласной в слоге, совершенствовать умение определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся вспомнят ранее полученные знания о выделении слогов в слове.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 26, упр. 53, 54.

— Прочитайте «лишнюю» группу слов.

Назовите корни в однокоренных словах.

Какие слова были пропущены в стихотворении С. Козлова? Прочитайте стихотворение.

 

2. Актуализация знаний

— Что такое слог? Как узнать, сколько в слове слогов? Что такое ударение? Как определить в слове ударный слог?

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 65.

— Прочитайте тему нашего урока. (Слог. Ударение. Перенос слова.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Какие бывают слоги!)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 65, упр. 95.

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.

Найдите в стихотворении слова из одного слога.

Ответьте на вопросы учебника. Выполните письменно задания учебника. Прочитайте рубрику «Вспомните!» на странице 66 учебника.

 

Как определить количество слогов в слове?

Работа по учебнику. С. 66, упр. 96.

— Прочитайте пословицы. Постарайтесь объяснить смысл каждой пословицы. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Работа по учебнику. С. 66, упр. 97.

Дети выполняют упражнение в определении слогов в произносимом и написанном слове, наблюдают над слогообразующей ролью гласных. Выполняют задания учебника.

Коллективная работа.

— Прочитайте, вставляя слова грачиное, грачата, грачонка.

Запись на доске:

[ ] Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос.

[ ] Там пищали....

[ ] Кот так и свалился на землю.

[ ] Залез кот на дерево и хотел схватить....

[ ] Кот увидел на дереве... гнездо.

— Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Предложите заголовок текста.

Найдите в тексте однокоренные слова.

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Карточка 1

Запиши только корни данной группы однокоренных слов.

Наварить, отвар, варенье:

Постарел, старик, старость:

Приносить, поднос, носилки:

Зародился, родина, порода, родной:

Лётчик, улетел, полёт, перелётный:

Карточка 2

Запиши, как называют человека, который:

строит дом — _______________

убирает двор — _______________

кладёт печи — _______________

работает на тракторе — _______________

 

6. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 55 на с. 27.

 

7. Подведение итогов урока

— Расскажите, как определить в слове количество слогов? Может ли быть слог без гласной и почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.008 с.)