Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения



ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение делить слово на слоги, ставить ударение, показывать подвижность ударения и использовать это свойство при проверке написания безударных гласных в слове.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

• Учащиеся усовершенствуют свои умения делить слово на слоги, ставить ударение, использовать подвижность ударения при проверке написания безударных гласных в слове.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 29, упр. 61.

 

2. Актуализация знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 24, упр. 49.

— Составьте из слогов и запишите двусложные слова.

— Прочитайте слова, в которых первый слог ударный.

Прочитайте слова, в которых второй слог ударный.

Прочитайте слова, в которых знак ударения вы не поставили. Обоснуйте правильность своего ответа.

 

3. Целеполагание

— Тема нашего урока: «Ударение».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как определить ударный слог?)

 

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 69.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Что нового вы узнали?

 

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 63.

— Что обозначают выделенные слова? Поставьте знак ударения в выделенных словах. Выполните задания к упражнению.

Работа по учебнику. С. 69, упр. 104.

Выразительное чтение строк, ответы на вопросы к упражнению.

Словарная работа.

Работа над словарным словом капуста: выяснение его значения и происхождения. Нахождение в стихотворных строках однокоренного слова к слову капуста. Наблюдение над единообразным написанием корня в словах капуста, капустный. Запись этих слов с выделением непроверяемой гласной в первом слоге.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 64.

Повторение и закрепление орфографических навыков написания словарных слов. Определение ударного и безударного слогов в словах.

Работа по учебнику. С. 70, упр. 105.

Наблюдение над подвижностью русского ударения. Воспроизведение знаний детей о правописании безударной гласной в двусложных словах, проверочном и проверяемом словах. Выполнение заданий к упражнению.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!» (учебник, с. 70).

В каких случаях ударение может быть подвижным?

Работа по учебнику. С. 70, упр. 106.

Упражнение в определении места ударения в слове. Выполнение задания к упражнению. Проверка правильности выполнения задания — по орфоэпическому словарю (учебник, с. 134).

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

 

— Прочитайте слова. Найдите в каждой группе «лишнее» слово. Запишите слова, исключая «лишнее» слово.

Вариант 1

Лоб, снег, вода, лес.

Этаж, слеза, гора, грачи.

Вариант 2.

Тетрадь, класс, роща, пенал.

Москва, журавль, Волга, Жучка.

— Какие правила объединяют слова каждой группы?

 

6. Самостоятельная работа

Запись под диктовку предложений.

В траве блестят капли росы. Над цветами гудят пчёлы. Медведь любит ягоды.

Задание: Обозначьте в словах ударение, разделите слова на слоги вертикальными чёрточками.

 

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 58 на с. 28.

 

8. Подведение итогов урока

— Что означает выражение: «Ударение в русском языке подвижное»?

Когда используется на письме это свойство ударения?

Перенос слов по слогам

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания детей о переносе слов с одной строки на другую, познакомить с правилами переноса, совершенствовать навык написания слов на изученные правила письма.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся вспомнят правила о переносе слов с одной строки на другую, познакомятся с правилами переноса.

 

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 28, упр. 58.

— Прочитайте полученные предложения.

Объясните значение слов, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся.

 

2. Актуализация знаний

— Определите, о чём идёт речь. Запишите одним словом. Разделите слова на слоги вертикальной чертой (|). Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

• Столица нашей родины. (Москва.)

• Система знаков, звуков, сигналов, передающих информацию. (Язык.)

• Страна, в которой мы живём. (Россия.)

• Место, где мы родились и живём. (Родина.)

• Группа учащихся, обучающаяся по одной программе (Класс.)

 

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 71.

— Сформулируйте тему нашего урока («Перенос слов по слогам»).

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как переносить слова с одной строки на другую?)

 

4. Работа по теме урока

 

Работа по учебнику. С. 71, упр. 107.

Чтение рубрики «Сведения о языке». Ознакомление с правилами переноса слов с одной строки на другую. Воспроизведение правил и приведение своих примеров. Устные ответы на вопросы к упражнению.

Учебник. С. 71, упр. 108.

Воспроизведение знаний учащихся о переносе слов. Выполнение заданий к упражнению.

Работа по учебнику. С. 72, упр. 109.

— Прочитайте выразительно стихотворение В. Степанова.

Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении.

Выполните задание к упражнению.

Словарная работа.

Работа со словарным словом жёлтый.

— Объясните значение слова жёлтый. (Имеющий окраску цвета яичного желтка.)

Подберите к слову жёлтый синонимы. (Золотой, лимонный, янтарный, соломенный.)

Подберите однокоренные слова. (Жёлтый, жёлтенький, желтеть.)

Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах и заменой буквы ё на е.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 31, упр. 65.

Работа со словарными словами. Вписывание в слова букв, которые требуют запоминания. Деление слова на слоги. Определение слов, которые переносить нельзя.

Коллективная работа.

Работа по учебнику. С. 72, упр. 111.

 

Устное выполнение заданий к упражнению.

Работа по учебнику. С. 72, упр. 110.

—Составьте и запишите загадки из предложенных слов про музыкальные ноты. (Семь ребят на лесенке заиграли песенки. На пяти проводах отдыхает стая птах.)

 

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Запись на доске:

Платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

Задание. Разделите слова на две группы: в первую — с разделительным мягким знаком, во вторую — со смягчающим мягким знаком. (Задание можно выполнять по вариантам.)

 

6. Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 62.

—Обозначьте ударение в словах.

Способ проверки: самопроверка по орфоэпическому словарю (учебник, с. 134).

 

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 66 на с. 31, упр. 67 на с. 31.

 

8. Подведение итогов урока

— Расскажите, для чего нужно знать правила переноса слов?

Как надо переносить слова с одной строки на другую?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.027 с.)