Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической нод по постановке звука Х у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Х» (Постановка звука Х с механической помощью)
(Лексическая тема: «Делаем запасы с хомяком ХОМОЙ»)
Цель: Постановка звука Х
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Х;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ХОМЯЧОК ХОМА, картинки овощей и фруктов (или игрушки),
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| 1. Организационный момент
Логопед: Привет, Малыш! Сегодня у нас в гостях ХОМЯЧОК ХОМА. (выставляется картинка или игрушка).
ХОМА очень любит звук Х (и букву Х) и хочет научить тебя его правильно и чисто произносить. Он приготовил для тебя много игр и заданий. Будем играть с ХОМОЙ?
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним игру про ХОМУ:
Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок,
(трут бока руками). Хома раненько встает,
(потягиваются) Щечки моет, (тереть щеки руками) Лапки трет. (движения мытья рук) Подметает Хома хатку,
(метут воображаемыми метлами) И выходит на зарядку. (маршируют) Раз, (руки вперед) Два, (руки вверх) Три, (руки в стороны) Четыре, пять, (трясут кистями рук) Хомка хочет сильным стать.
(руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Наш ХОМКА сейчас запасается овощами и фруктами на зиму, собирает урожай. Давай вместе с ним поиграем в игру «Сбор урожая»
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: На у теперь ХОМКА предлагает тебе размять язычок, чтобы было легче выговаривать звук Х.
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Малыш, тебе нравится наш ХОМКА? Покажи, что ты рад ему? (РАДОСТЬ). Покажи, как тебе грустно будет с ним расставаться? (ГРУСТЬ). Не расстраивайся, ХОМКА еще не раз заглянет к тебе в гости, и ты снова обрадуешься! (РАДОСТЬ).
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, а ты что больше любишь? Овощи или фрукты? Давай скажем фразу:
Я ЛЮБЛЮ ФРУКТЫ (ОВОЩИ)! Быстро, медленно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно, радостно, грустно!
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Х
Логопед: А ХОМКА больше всего любит ХЛЕБ и ХЛЕБНЫЕ ЗЕРНЫШКИ ПШЕНИЦЫ, РЖИ.
В словах ХОМА, ХОМЯЧОК, ХЛЕБ спрятался звук Х. Давай потренируемся его произносить.
Постановка звука /Х/ с механической помощью.
Если по подражанию вызвать звук Х не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Х
Логопед: Сейчас ХОМА напомнит тебе, как мы произносим звук Х:
При артикуляции звука [ Х ]
- Губы раскрыты,
- Зубы разомкнуты;
- Кончик языка лежит у нижних зубов
- Язычок горочкой,
- Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
- Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился.
Логопед: Какой звук Х?
Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай поиграем с мячом.
Игра называется «ОДИН – МНОГО»
Хомка называет тебе предметы со словом ОДИН, а ты со словом МНОГО.
ОДИН ОГУРЕЦ – … много огурцов
ОДНА ГРУША - … много груш
ОДНО ЗЕРНО - …много зёрен
ОДИН ПОМИДОР - …много помидоров
ОДНО ЯБЛОКО - …много яблок
ОДНА МОРКОВЬ - … много моркови
ОДИН ПЕРЕЦ - …много перцев и др.
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: ХОМА-хомячок – очень умный. Ему нравится игра «Четвертый лишний», давай в нее сыграем:
ХЛЕБ, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА
ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, АПЕЛЬСИН, СВЕКЛА
ЗЕМЛЯНИКА, БАНАН, КЛЮКВА, БРУСНИКА
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Благодаря ХОМЕ ты научился говорить звук Х. Теперь давай научимся слышать это звук в словах. Игра называется «Где звук спрятался?»
Найди место звука Х в словах: ХАТА, ЯХТА, СТРАХ, ХОЗЯИН, ОХОТНИК, МОХ и др.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: ХОМКА говорит, что ты молодец. Выполнил все его нелегкие задания. За это он дарит тебе раскраску.
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Логопед: Раскраска (картинки на звук Х)
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|