Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Высшей квалификационной категории
Прудникова Ольга Юрьевна
Пласт, 2018
Постановка заднеязычных Г, Х.
Структура занятий по постановке звуков.
1. Тема: «Звук…»
2. Цель: постановка звука …
3. Задачи:
4. Оборудование
5. Этапы НОД
- Организационный момент (положительный настрой)
- Объявление темы
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнения по развитию речевого дыхания
- Артикуляционные упражнения (для губ, челюсти, языка)
- Упражнения по развитию мимики
- Голосовые упражнения и упражнения на интонацию
- Постановка звука (если звук получился, автоматизация звука в слогах)
- Анализ артикуляции звука, характеристика звука
- Физкультминутка
- Развитие фонематического слуха
- Игры на развитие внимания, памяти и мышления
- Итог занятия
- Оценка работы ребенка
- Домашнее задание
Конспекты (технологические карты) индивидуально-подгрупповой НОД по постановке звука Г
Звук Г - согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, звонкий, твердый.
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г
1. Губы раскрыты, занимают нейтральное положение
2. Зубы разомкнуты;
3. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их,
4. Передняя и средняя часть спинки языка опущены,
5. Задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба),
6. Боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
7. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
8. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
9. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Г.
Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’]
- Гортанный щелчок;
- Южнорусский звук Г, как бы звонкий звук Х;
- Гортанный, звонкий, фрикативный (украинский) звук Г
Парагаммацизм – замена звука Г другим звуком.
1. Замена звук Г на звук Д;
2. Замена звука Г на звук Х.
3. Оглушение звука Г, замена на звук К.
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Г у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Г» (Постановка звука Г от звука К при оглушении)
(Лексическая тема: «Грибы»)
Цель: Постановка звука Г
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук Г;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки «ГРИБЫ»,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Организационный момент
Логопед: Малыш, доброе утро. Отгадай загадку.
Весь Антошка - Шляпка да ножка. Дождь пойдёт - Он подрастёт.
Ответ: Гриб.
Логопед: Молодец, правильно. А какие грибы ты знаешь? (ответы ребенка). Сегодня мы поговорим о грибах. Где мы можем найти грибы? (в лесу). Давай отправимся в лес за грибами. (выставляется картинка «Лес»)
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру «За грибами»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(загибать пальчики на каждое название гриба).
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, а как кричат в лесу грибники?
(АУ)
Грибники в лесу кричат:
АУ! АУ!
Заблудиться не хотят!
АУ! АУ!
(многократно произносить АУ! АУ! то громче, то тише. (на выдохе).
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вот мы идем, и грибочки собираем (собирают картонные грибочки, на обратной стороне приклеены артикуляционные упражнения) и гимнастику для язычка делаем.
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Посмотри в корзинку. Сколько грибов мы нашли. Ты рад? Покажи! (РАДОСТЬ). А это что за гриб? Удивись! (УДИВЛЕНИЕ). Это мухомор, он не съедобный, ядовитый! Его брать не нужно! (ОГОРЧЕНИЕ). Отнесем грибы маме – вот она обрадуется (РАДОСТЬ).
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Давай скажем и запомним такую фразу: МУХОМОР – ЯДОВИТ!
Скажи громко, тихо, быстро, медленно, шепотом, восклицательно, вопросительно и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Г
Логопед: Малыш, послушай слово ГГГРИБЫ.
В этом слове первый звук ГГГ.
Давай потренируемся его произносить.
Постановка звука /Г/ по подражанию от звука /К/.
Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и, «включив» голос, произносить звук /К/. Послушать, что получилось. Если звук К поставлен, и нет общего оглушения звуков, то звук Г ставится без труда.
Если идет оглушение всех звонких согласных, тогда:
Сказка «Домик для голоса»
У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Г
Логопед:
При артикуляции звука [ Г ]
1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
5. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Г и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Г.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Г
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что вместо звука К у нас получился звук Г, когда горлышко заработало.
Логопед: Какой звук Г?
Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай поиграем в мяч.
Игра называется «Скажи наоборот»
У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика … (ТОНКАЯ)
У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора … (ШЕРШАВАЯ)
У лисички шляпка вогнутая, а у опят - … (ВЫПУКЛАЯ).
У подосиновика шляпка яркая, а у поганок -... (БЛЕКЛАЯ).
Дерево высокое, а гриб … (НИЗКИЙ)
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: Малыш, отгадай загадку:
Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растет сосновом. Рады бабушка и дед: – Будет праздничный обед! Ой, схватили белки вмиг Этот белый… (ГРИБ)
Логопед: Правильно, самый главный, самый вкусный – это БЕЛЫЙ ГРИБ. Или ГРИБ БОРОВИК.
Давай соберем разрезную картинку. (См. ниже)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты должен посчитать грибы, о которых в нем говориться:
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла.
Две лисички, боровик.
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов? (пять).
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Малыш, здорово! Ты молодец! Нам пора возвращаться в детский сад. Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Чему ты научился?
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Логопед: Раскрасить только съедобные грибы. (см. ниже)
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|