По постановке заднеязычных звуков (Г,Х) у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По постановке заднеязычных звуков (Г,Х) у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи



КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

По постановке заднеязычных звуков (Г,Х) у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Прудникова Ольга Юрьевна

Пласт, 2018

Постановка заднеязычных Г, Х.

Структура занятий по постановке звуков.

1. Тема: «Звук…»

2. Цель: постановка звука …

3. Задачи:

4. Оборудование

5. Этапы НОД

- Организационный момент (положительный настрой)

- Объявление темы

- Пальчиковая гимнастика

- Упражнения по развитию речевого дыхания

- Артикуляционные упражнения (для губ, челюсти, языка)

- Упражнения по развитию мимики

- Голосовые упражнения и упражнения на интонацию

- Постановка звука (если звук получился, автоматизация звука в слогах)

- Анализ артикуляции звука, характеристика звука

- Физкультминутка

- Развитие фонематического слуха

- Игры на развитие внимания, памяти и мышления

- Итог занятия

- Оценка работы ребенка

- Домашнее задание

 

 

Конспекты (технологические карты) индивидуально-подгрупповой НОД по постановке звука Г

Звук Г - согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, звонкий, твердый.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г

1. Губы раскрыты, занимают нейтральное положение

2. Зубы разомкнуты;

3. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их,

4. Передняя и средняя часть спинки языка опущены,

5. Задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба),

6.  Боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

7. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

8. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

9. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.

 

 

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Г.

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’]

  1. Гортанный щелчок;
  2. Южнорусский звук Г, как бы звонкий звук Х;
  3. Гортанный, звонкий, фрикативный (украинский) звук Г

Парагаммацизм – замена звука Г другим звуком.

1. Замена звук Г на звук Д;

2. Замена звука Г на звук Х.

3. Оглушение звука Г, замена на звук К.

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Г у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Г» (Постановка звука Г от звука К при оглушении)

(Лексическая тема: «Грибы»)

Цель: Постановка звука Г

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Г;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки «ГРИБЫ»,

 

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, доброе утро. Отгадай загадку. Весь Антошка - Шляпка да ножка. Дождь пойдёт - Он подрастёт. Ответ: Гриб. Логопед: Молодец, правильно. А какие грибы ты знаешь? (ответы ребенка). Сегодня мы поговорим о грибах. Где мы можем найти грибы? (в лесу). Давай отправимся в лес за грибами. (выставляется картинка «Лес»)
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед:  Давай сыграем в пальчиковую игру «За грибами»   Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. (загибать пальчики на каждое название гриба).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, а как кричат в лесу грибники? (АУ)   Грибники в лесу кричат: АУ! АУ! Заблудиться не хотят! АУ! АУ! (многократно произносить АУ! АУ! то громче, то тише. (на выдохе).
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вот мы идем, и грибочки собираем (собирают картонные грибочки, на обратной стороне приклеены артикуляционные упражнения) и гимнастику для язычка делаем.   Гимнастика для звуков К,Г,Х.   1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Горка» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Горку построим — горку разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с горки» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
 Логопед: Посмотри в корзинку. Сколько грибов мы нашли. Ты рад? Покажи! (РАДОСТЬ). А это что за гриб? Удивись! (УДИВЛЕНИЕ). Это мухомор, он не съедобный, ядовитый! Его брать не нужно! (ОГОРЧЕНИЕ). Отнесем грибы маме – вот она обрадуется (РАДОСТЬ).
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Давай скажем и запомним такую фразу: МУХОМОР – ЯДОВИТ! Скажи громко, тихо, быстро, медленно, шепотом, восклицательно, вопросительно и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Г Логопед: Малыш, послушай слово ГГГРИБЫ. В этом слове первый звук ГГГ. Давай потренируемся его произносить. Постановка звука /Г/ по подражанию от звука /К/. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и, «включив» голос, произносить звук /К/. Послушать, что получилось. Если звук К поставлен, и нет общего оглушения звуков, то звук Г ставится без труда. Если идет оглушение всех звонких согласных, тогда: Сказка «Домик для голоса» У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Г
Логопед:   При артикуляции звука [ Г ] 1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены. 2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного. 3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. 4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. 5. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Г  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Г.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Г
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что вместо звука К у нас получился звук Г, когда горлышко заработало.   Логопед: Какой звук Г?  Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей  фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай поиграем в мяч. Игра называется «Скажи наоборот» У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика … (ТОНКАЯ) У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора … (ШЕРШАВАЯ) У лисички шляпка вогнутая, а у опят - … (ВЫПУКЛАЯ). У подосиновика шляпка яркая, а у поганок -... (БЛЕКЛАЯ). Дерево высокое, а гриб … (НИЗКИЙ)
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Малыш, отгадай загадку: Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растет сосновом. Рады бабушка и дед: – Будет праздничный обед! Ой, схватили белки вмиг Этот белый… (ГРИБ) Логопед: Правильно, самый главный, самый вкусный – это БЕЛЫЙ ГРИБ. Или ГРИБ БОРОВИК. Давай соберем разрезную картинку. (См. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты должен посчитать грибы, о которых в нем говориться: Только я в кусты зашла – Подосиновик нашла.  Две лисички, боровик. И зеленый моховик. Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов? (пять).
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: Малыш, здорово! Ты молодец! Нам пора возвращаться в детский сад. Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Чему ты научился?
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Логопед: Раскрасить только съедобные грибы. (см. ниже)
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент  Логопед: Малыш, отгадай загадку. С длинной шеей, Белый, белый, С красным клювом. Хоть я смелый - Он шипит, и я боюсь Кто же это? Это... (Гусь) В. Бычок Логопед: Правильно, это ГУСЬ. К нам на занятие сегодня заглянул ГУСЬ ГОГА! (выставляется игрушка или картинка). Гусь ГОГА очень любит гоготать: ГА-ГА-ГА и научит тебя. А гусь – это кто? (домашняя птица). Правильно. Сегодня мы поговорим о домашних птицах.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про домашних птиц. Гуси, куры и индюшки, Наклевалися петрушки, Закусили лебедой, Побежали за водой.   (в такт стихотворения соединять большой палец с остальными по порядку на обеих руках).
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, а гуси умеют летать? (Конечно, они же птицы). Да, дикие гуси – очень хорошо летают, они каждую осень улетают в теплые края, а вот наш ДОМАШНИЙ ГУСЬ ГОГА летает не очень хорошо. Давай покажем ему, как летают дикие гуси. Игра «Подуй на гуся!» Ребенок дует на гуся, вырезанного из картона и подвешенного на ниточку. Логопед: Малыш, а ты боишься гусей? Они могут укусить - клюнуть. (выставляется картинка «Мальчик убегает от гуся»). Давай представим, что гусь ГОГА клюнул тебя за пальчик. Подуй на больное место (продолжительный выдохе через рот), произнеси на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», «Ай-ай-ай-ай!».
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того чтобы научиться гоготать, как ГУСЬ ГОГА нужно размять язычок.   Гимнастика для звуков К,Г,Х.   1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Горка» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Горку построим — горку разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с горки» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
 Логопед: Давай покажем ГОГЕ, что ты обиделся на него за то, что он тебя клюнул! (ОБИДА, ГРУСТЬ). Погрози ему пальчиком, покажи, как ты сердит! (ГНЕВ). ГОГА обещает больше не клеваться, он добрый и веселый гусь! Покажи, как ты рад! (РАДОСТЬ).
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, давай еще раз напомним ГОГЕ, что клеваться нельзя: Скажи фразу: «Ай-ай-ай, нельзя клеваться!» на одном дыхании быстро, медленно, тихо, громко, восклицательно, выразительно, со злостью, со смехом и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Г Логопед: Ну, а теперь давай потренируется гоготать, как ГУСЬ ГОГА! Постановка звука /Г/ с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Г
Логопед:   При артикуляции звука [ Г ]
  1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. 4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. 5. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Г  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Г.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Г
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что гоготание гуся  – это и есть звук Г. Логопед: Какой звук Г?  Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей  фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай поиграем в игру «Посчитай домашних птиц». Будем бросать друг другу мяч и считать: ОДНА УТКА – ДВЕ УТКИ – ТРИ УТКИ – ЧЕТЫРЕ УТКИ – ПЯТЬ УТОК. ОДНА КУРИЦА – ДВЕ КУРИЦЫ – ТРИ КУРИЦЫ – ЧЕТЫРЕ КУРИЦЫ – ПЯТЬ КУРИЦ ОДИН ПЕТУХ – ДВА ПЕТУХА – ТРИ ПЕТУХА – ЧЕТЫРЕ ПЕТУХА – ПЯТЬ ПЕТУХОВ. И др.  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Малыш, а какую сказку ты знаешь про гусей? (ГУСИ- ЛЕБЕДИ) Правильно. Вот картинка из этой сказки. Игра называется «Найди отличия» (см. ниже).
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 9. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Давай поиграем в игру «Подели слова на слоги» или «Прохлопай слова»: ИНДЮК, ЦЫПЛЕНОК, КУРИЦА, УТКА, ГУСЬ, ПЕТУХ, ИНДЮШОНОК, и др.  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: Молодец, малыш! ТЫ очень хорошо потрудился сегодня на занятии. Ты научился произносить звук Г. Давай потренируемся еще раз.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Логопед: Раскрасить картинку «Найди отличия» по сказке «Гуси-лебеди».
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент  Логопед: Малыш, отгадай загадку: Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой). Логопед: Правильно! Это бывает зимой. Давай вспомним зимние месяцы! (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ). Сегодня мы поговорим с тобой о зиме и зимних забавах.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Зимние забавы»   Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, НА коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (поочередно соединяются большой палец с остальными).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Какие осадки выпадают зимой? (СНЕГ). А что такое снег, из чего он состоит? (из отдельных снежинок). Давай устроим хоровод снежинок – подуем на них – пусть они закружатся, полетят. (можно сдувать снежинки, вырезанные из бумаги, с ладошек, либо дуть на снежинки, привязанные на нитку).
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: А еще зимой мы празднуем самый любимый праздник детворы. Догадался, какой? (НОВЫЙ ГОД). Правильно. Давай будем украшать нашу елочку игрушками. Если ты правильно сделаешь упражнение, которое прикреплено к игрушке, ты можешь ее повесить на елку. Посмотрим, насколько красивой будет твоя лесная красавица.   (на большом листе нарисована елочка, отдельно из картона вырезаны игрушки с артикуляционными упражнениями).   Гимнастика для звуков К,Г,Х.   1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Горка» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Горку построим — горку разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с горки» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
 Логопед: Вот мы и украсили елочку! Давай покажем, как мы рады! (РАДОСТЬ).
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Давай скажем фразу: АХ, КАК ЕЛКА ХОРОША!!! Быстро, медленно, весело, грустно, восклицательно, выразительно, тихо, громко и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Х Логопед: Малыш, а расскажи мне, какая погода зимой? Тепло или холодно? А какую одежду ты одеваешь на улицу зимой? (ответы детей). А если ты забыл варежки, что случится? (ЗАМЕРЗНУТ РУЧКИ). Давай представим, что у тебя замерзли ручки на улице зимой! Постановка звука Х по подражанию. Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Х
Логопед:   При артикуляции звука [ Х ]
  1. Губы раскрыты,
  2. Зубы разомкнуты;
  3. Кончик языка лежит у нижних зубов
  4. Язычок горочкой,
  5. Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
  6. Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что то, как мы грели ручки  – это и есть звук Х. Логопед: Какой звук Х?  Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей  фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в игру «Скажи ласково» СНЕГ - … снежок ВЕТЕР -.. ветерок ЗИМА - … зимушка ЛЕД - … ледок СУГРОБ - … сугробик СНЕГОВИК - … снеговичок МОРОЗ - … морозец ШУБА - … шубка ЕЛКА - … елочка  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: А какие зимние забавы и развлечения ты знаешь? (ответы детей). Одно из развлечений – лепить снеговика. Вот посмотри, сколько снеговиков. Задание «Найди 2 одинаковых снеговиков». (см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Давай сыграем еще в одну игру, она называется «Звук потерялся» Логопед произносит слова, пропуская один из звуков. Ребенок должен назвать сначала слово правильно, целиком, а затем звук, который потерялся. СЛОВА: снег, сугроб, шуба, вьюга, сосулька, декабрь, елка, холод, метель.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии? Чему учились? Что у тебя получается лучше всего? Что тебе понравилось? Ты молодец.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Логопед: Нарисовать Зимний пейзаж или Новогоднюю открытку.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент  Логопед: Малыш, хочешь узнать, кто пришел к нам в гости сегодня? Тогда отгадай загадку. В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен, Занят разными делами, Лишь учиться ему лень. Он – художник знаменитый, Он – известный всем поэт, Замечательно воспитан, Очень модно он одет. Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?.. (Незнайка) Логопед: Правильно, это Незнайка. (выставляется игрушка или картинк а). Незнайка – очень веселый парень. Он любит играть, петь, рисовать и веселиться. Будем играть вместе с Незнайкой? (ДА) Но сегодня он очень грустный, знаешь почему? Он не умеет выговаривать звук Х, поможем ему? (ДА).
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Малыш, а ты помнишь название города, в котором живет Незнайка? (Цветочный город). А почему он так называется? (В нем много цветов). Давай вспомним пальчиковую игру про цветы.   «Мак» Только солнышко взойдет, Мак на грядке расцветет (сжимают и разжимают пальцы) Бабочка-капустница На цветок опустится. (соединяют большие пальцы, остальными пальцами машут) Поглядишь, а у цветка Больше на два лепестка. (сжимают и разжимают пальцы).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Посмотри, какие красивые цветы у меня на полянке, а на них сидят бабочки (бабочки на ниточках). Давай подуем на бабочек, пусть полетают.   Вдох носом, и сильный, плавный выдох ртом. (струя воздуха сильная, теплая).
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Молодец, малыш! И Незнайка молодец! Для того чтобы научиться говорить звук Х и другие звуки, наши язычки должны быть подвижны. Давай сделаем артикуляционную гимнастику – а упражнения спрятались под цветами.   Гимнастика для звуков К,Г,Х.   1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Горка» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Горку построим — горку разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с горки» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
 Логопед: Малыш, помнишь, какой грустный пришел к нам Незнайка? Покажи? (ГРУСТЬ). Но мы пообещали ему, что научим его красиво и правильно говорить, и он снова повеселел. Покажи? (РАДОСТЬ). Честно сказать, мы очень удивлены, Незнайка, что ты до сих пор не умеешь говорить звук Х, ведь ты же такой большой. Давай покажем Незнайке, как мы удивлены? (УДИВЛЕНИЕ). Но мы очень рады с тобой поиграть, Незнайка! (РАДОСТЬ).
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, как ты думаешь, Незнайка прав, что не хочет и не любит учиться? (НЕТ). Давай скажем Незнайке: НЕЗНАЙКА, ДАВАЙ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ! Быстро, медленно, громко, тихо, весело, грустно и др. Логопед: Молодец, малыш! Думаю, теперь Незнайка не будет лениться, и научится красиво и правильно говорить.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Х Логопед: Посмотри, малыш. Незнайка принес нам свою смешную фотографию и расскажет сейчас нам эту веселую историю о том, как он хотел быть художником. (см. ниже) Логопед: Посмотри, какой смешной портрет Пончика он нарисовал? Похож? (НЕТ) Давай посмеемся над Незнайкой! Постановка Х по подражанию от смеха. Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Х
Логопед:  Вот мы и научились сами, и научили Незнайку произносить звук Х – он оказывается, такой же веселый, как и сам Незнайка – постоянно смеется. Как мы произносим звук Х? При артикуляции звука [ Х ]
  1. Губы раскрыты,
  2. Зубы разомкнуты;
  3. Кончик языка лежит у нижних зубов
  4. Язычок горочкой,
  5. Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
  6. Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что наш смех  – это и есть звук Х. Логопед: Какой звук Х?  Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей  фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Посмотри, малыш, как повеселел Незнайка, когда научился проговаривать звук Х. Теперь он хочет немного отдохнуть и сыграть с тобой в мяч. Игра называется «ОДИН - МНОГО» - ведь он живет в Цветочном городе и знает очень много названий цветов, он называет один цветок, а ты – когда этих цветов много. РОЗА - …розы РОМАШКА - …ромашки ПИОН - …пионы ПОДСНЕЖНИК - …подснежники МАК - …маки ВАСИЛЕК - …васильки ЛИЛИЯ - …лилии ТЮЛЬПАН - …тюльпаны и др.  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Незнайка очень любит лабиринты. Помоги ему пройти лабиринт. (См. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Незнайка, ты должен не только красиво и правильно говорить звук Х, но и слышать его среди других звуков, в слогах и словах. Давай сыграем в игру «Поймай звук» Хлопай на звук Х: Среди других звуков: Х, Г, С, Х, К, З, Т, Х, Д, Х и др. В слогах: ХА, ТА, ОХ, УК, ГО, ХО, и др. В словах: КОТ, ХАТА, КАТЕР, ХОМА, ПОХОД, ГУСЬ, ПОКУПКА, ЯХТА и др.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: Ну, вот и подошло к концу наше занятие с Незнайкой. Что мы сегодня делали? Чему научили Незнайку? Чему научились сами? Ты молодец!
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Логопед: Раскрасить картинки, в названии которых есть звук Х.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 

 

Этапы НОД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.05 с.)