Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической нод по постановке звука Х у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Х» (Постановка звука Х от мягкого Хь)
(Лексическая тема: «Дикие животные»)
Цель: Постановка звука Х
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Х;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| 1. Организационный момент
Логопед: Малыш, сегодня в гости к нам пришел ОХОТНИК ХАРИТОН. Он не простой охотник. Он охотится на диких зверей, только не с ружьем, а с фотоаппаратом. Он их фотографирует. Хочешь посмотреть его фотографии? (ДА) тогда выполни все его задания, и он подарит тебе книгу с фотографиями диких животных, которые он сделал.
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Посмотри, какую красивую фотографию БЕЛОЧКИ сделал ОХОТНИК ХАРИТОН. Давай вспомним пальчиковую игру про БЕЛОЧКУ.
Белочка Сидит белка на тележке, (хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно) Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – (загибают по одному пальцы, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Посмотри, как много фотографий у ХАРИТОНА.
Он хочет, чтобы ты назвал всех этих животных, а он посмотрит, знаешь ли ты их?
Назвать как можно больше животных на одном выдохе.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: Посмотри на фотографию ЗАЙЦА, какие у него белые ровные красивые зубки. Давай и мы покажем в зеркало свои зубки и язычок, и выполним артикуляционную гимнастику.
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давай будем рассматривать фотографии: какая эмоция будет у животного, такую эмоцию будешь показывать и ты: РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, СТРАХ, ЗЛОСТЬ. (см.ниже)
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Харитон очень любит животных. Поэтому он их никогда не убивает, а охотится на них только с фотоаппаратом.
Давай скажем фразу:
Я ЛЮБЛЮ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ!
Быстро, медленно, радостно, грустно, тихо, громко и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Х
Логопед: ОХОТНИК ХАРИТОН очень любит звук Х, ведь с этого звука начинается его имя. И в слове ОХОТНИК тоже спрятался звук Х (в середине слова). Давай сделаем ХАРИТОНУ приятное – научимся правильно произносить его любимый звук.
Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь.»
Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».
1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
2. Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х'я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х'] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Х
Логопед: Ты молодец! Очень старался! ХАРИТОН, расскажи нам, как правильно произносить звук Х:
При артикуляции звука [ Х ]
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился.
Логопед: Какой звук Х?
Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: ОХОТНИК ХАРИТОН предлагает тебе немного размяться и сыграть в мяч.
Игра называется «Чей, Чья, Чье»
БЕРЛОГА МЕДВЕДЯ - …медвежья берлога
НОРА ЛИСЫ - …лисья нора
ДУПЛО БЕЛКИ - …беличье дупло
ЛОГОВО ВОЛКА - …волчье логово
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: Посмотри, ХАРИТОН сфотографировал двух белочек-сестренок. Они очень похожи друг на друга, но все таки на фотографиях есть небольшие отличия. Найди их.
Игра «Найди отличия» (см. ниже)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: ОХОТНИК ХАРИТОН предлагает тебе еще раз посмотреть на фотографии диких животных. Назови их. А теперь подели эти слова на слоги.
Игра «Прохлопай слова»: БЕЛКА, ВОЛК, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЕЖ, КАБАН.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Малыш, ты молодец. Ты выполнил все задания ОХОТНИКА ХАРИТОНА. ЗА это он дарит тебе свой фотоальбом с фотографиями диких животных, возьми его, отнеси ребятам в группу. Будете в группе рассматривать фотографии зверей.
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Логопед: РАСКРАСКА «Четвертый лишний»
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|