Конспекты (технологические карты) индивидуально-подгрупповой нод по постановке звука Х 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты (технологические карты) индивидуально-подгрупповой нод по постановке звука Х



Звук Х - согласный, ротовой, заднеязычный, глухой, твердый.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Х

1. Губы раскрыты, занимают нейтральное положение

2. Зубы разомкнуты;

3. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их,

4. Передняя и средняя часть спинки языка опущены,

5. задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба;

6.  Боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;

7. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

8. Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;

9. Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.

 

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Х.

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’]. Выражается как ослабленный гортанный звук.

Парахитизм – замена звука Х другими звуками. Чаще всего встречается замена Х на Т.

 

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Х у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Х» (Постановка звука Х по подражанию)

(Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы и развлечения».)

Цель: Постановка звука Х

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Х;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Х, схема характеристики звука, мяч, картинки «Зимние забавы и развлечения», картинка «ЗИМА, ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ», картинка «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА», картинка «Найди 2 одинаковых снеговиков»,

 

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент  Логопед: Малыш, отгадай загадку: Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой). Логопед: Правильно! Это бывает зимой. Давай вспомним зимние месяцы! (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ). Сегодня мы поговорим с тобой о зиме и зимних забавах.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Зимние забавы»   Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, НА коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (поочередно соединяются большой палец с остальными).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Какие осадки выпадают зимой? (СНЕГ). А что такое снег, из чего он состоит? (из отдельных снежинок). Давай устроим хоровод снежинок – подуем на них – пусть они закружатся, полетят. (можно сдувать снежинки, вырезанные из бумаги, с ладошек, либо дуть на снежинки, привязанные на нитку).
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: А еще зимой мы празднуем самый любимый праздник детворы. Догадался, какой? (НОВЫЙ ГОД). Правильно. Давай будем украшать нашу елочку игрушками. Если ты правильно сделаешь упражнение, которое прикреплено к игрушке, ты можешь ее повесить на елку. Посмотрим, насколько красивой будет твоя лесная красавица.   (на большом листе нарисована елочка, отдельно из картона вырезаны игрушки с артикуляционными упражнениями).   Гимнастика для звуков К,Г,Х.   1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 2. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2) 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. 4. «Горка» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. 5. «Горку построим — горку разрушим» • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения. 6. «Ветерок дует с горки» • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
 Логопед: Вот мы и украсили елочку! Давай покажем, как мы рады! (РАДОСТЬ).
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Давай скажем фразу: АХ, КАК ЕЛКА ХОРОША!!! Быстро, медленно, весело, грустно, восклицательно, выразительно, тихо, громко и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Х Логопед: Малыш, а расскажи мне, какая погода зимой? Тепло или холодно? А какую одежду ты одеваешь на улицу зимой? (ответы детей). А если ты забыл варежки, что случится? (ЗАМЕРЗНУТ РУЧКИ). Давай представим, что у тебя замерзли ручки на улице зимой! Постановка звука Х по подражанию. Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Х
Логопед:   При артикуляции звука [ Х ]
  1. Губы раскрыты,
  2. Зубы разомкнуты;
  3. Кончик языка лежит у нижних зубов
  4. Язычок горочкой,
  5. Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
  6. Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что то, как мы грели ручки  – это и есть звук Х. Логопед: Какой звук Х?  Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей  фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в игру «Скажи ласково» СНЕГ - … снежок ВЕТЕР -.. ветерок ЗИМА - … зимушка ЛЕД - … ледок СУГРОБ - … сугробик СНЕГОВИК - … снеговичок МОРОЗ - … морозец ШУБА - … шубка ЕЛКА - … елочка  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: А какие зимние забавы и развлечения ты знаешь? (ответы детей). Одно из развлечений – лепить снеговика. Вот посмотри, сколько снеговиков. Задание «Найди 2 одинаковых снеговиков». (см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Давай сыграем еще в одну игру, она называется «Звук потерялся» Логопед произносит слова, пропуская один из звуков. Ребенок должен назвать сначала слово правильно, целиком, а затем звук, который потерялся. СЛОВА: снег, сугроб, шуба, вьюга, сосулька, декабрь, елка, холод, метель.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии? Чему учились? Что у тебя получается лучше всего? Что тебе понравилось? Ты молодец.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Логопед: Нарисовать Зимний пейзаж или Новогоднюю открытку.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.)