Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Конспекты (технологические карты) индивидуально-подгрупповой нод по постановке звука Х
Звук Х - согласный, ротовой, заднеязычный, глухой, твердый.
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Х
1. Губы раскрыты, занимают нейтральное положение
2. Зубы разомкнуты;
3. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их,
4. Передняя и средняя часть спинки языка опущены,
5. задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба;
6. Боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
7. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
8. Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
9. Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Х.
Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’]. Выражается как ослабленный гортанный звук.
Парахитизм – замена звука Х другими звуками. Чаще всего встречается замена Х на Т.
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Х у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Х» (Постановка звука Х по подражанию)
(Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы и развлечения».)
Цель: Постановка звука Х
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Х;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Х, схема характеристики звука, мяч, картинки «Зимние забавы и развлечения», картинка «ЗИМА, ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ», картинка «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА», картинка «Найди 2 одинаковых снеговиков»,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| 1. Организационный момент
Логопед: Малыш, отгадай загадку:
Снег на полях,
лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой).
Логопед: Правильно! Это бывает зимой. Давай вспомним зимние месяцы! (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ).
Сегодня мы поговорим с тобой о зиме и зимних забавах.
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
НА коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
(поочередно соединяются большой палец с остальными).
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Какие осадки выпадают зимой? (СНЕГ). А что такое снег, из чего он состоит? (из отдельных снежинок). Давай устроим хоровод снежинок – подуем на них – пусть они закружатся, полетят.
(можно сдувать снежинки, вырезанные из бумаги, с ладошек, либо дуть на снежинки, привязанные на нитку).
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: А еще зимой мы празднуем самый любимый праздник детворы. Догадался, какой? (НОВЫЙ ГОД). Правильно. Давай будем украшать нашу елочку игрушками. Если ты правильно сделаешь упражнение, которое прикреплено к игрушке, ты можешь ее повесить на елку. Посмотрим, насколько красивой будет твоя лесная красавица.
(на большом листе нарисована елочка, отдельно из картона вырезаны игрушки с артикуляционными упражнениями).
Гимнастика для звуков К,Г,Х.
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Вот мы и украсили елочку! Давай покажем, как мы рады! (РАДОСТЬ).
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Давай скажем фразу:
АХ, КАК ЕЛКА ХОРОША!!!
Быстро, медленно, весело, грустно, восклицательно, выразительно, тихо, громко и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Х
Логопед: Малыш, а расскажи мне, какая погода зимой? Тепло или холодно? А какую одежду ты одеваешь на улицу зимой? (ответы детей). А если ты забыл варежки, что случится? (ЗАМЕРЗНУТ РУЧКИ). Давай представим, что у тебя замерзли ручки на улице зимой!
Постановка звука Х по подражанию.
Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Х
Логопед:
При артикуляции звука [ Х ]
- Губы раскрыты,
- Зубы разомкнуты;
- Кончик языка лежит у нижних зубов
- Язычок горочкой,
- Голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
- Воздушная струя свободно выходит через ротовую полость.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Х и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Х.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Х
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что то, как мы грели ручки – это и есть звук Х.
Логопед: Какой звук Х?
Звук Х– согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в игру «Скажи ласково»
СНЕГ - … снежок
ВЕТЕР -.. ветерок
ЗИМА - … зимушка
ЛЕД - … ледок
СУГРОБ - … сугробик
СНЕГОВИК - … снеговичок
МОРОЗ - … морозец
ШУБА - … шубка
ЕЛКА - … елочка
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: А какие зимние забавы и развлечения ты знаешь? (ответы детей). Одно из развлечений – лепить снеговика. Вот посмотри, сколько снеговиков. Задание «Найди 2 одинаковых снеговиков».
(см. ниже)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Давай сыграем еще в одну игру, она называется «Звук потерялся»
Логопед произносит слова, пропуская один из звуков. Ребенок должен назвать сначала слово правильно, целиком, а затем звук, который потерялся.
СЛОВА: снег, сугроб, шуба, вьюга, сосулька, декабрь, елка, холод, метель.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии? Чему учились? Что у тебя получается лучше всего? Что тебе понравилось? Ты молодец.
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Логопед: Нарисовать Зимний пейзаж или Новогоднюю открытку.
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|