Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок установления налогов и сборов

Поиск

ОТВЕТ: Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ налог или сбор могут быть установлены только законом, налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»[8].

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные,

- региональные;

- местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Перечень данных видов налогов установлен статьей 13 Налогового кодекса РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и в пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Перечень данных видов налогов установлен статьей 14 Налогового кодекса РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов РФ о налогах и сборах, обязательны к уплате на территории этих субъектов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, особенности установления региональных и местных налогов (сборов) следующие:

- субъекты Федерации и муниципальные образования могут устанавливать только те налоги и сборы, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ в качестве региональных или местных;

- установление региональных местных налогов и сборов должно осуществляться в рамках, определенных федеральным законодательством;

- вторичное (производное) установление региональных и местных налогов и сборов оформляется законом субъекта Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые должны содержать все необходимые элементы налогообложения;

- субъекты Федерации и муниципальные образования могут конкретизировать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 

ВОПРОС 29

Юридический состав налога (общие условия установления налогов и сборов)

ОТВЕТ: Налог, как комплексное экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Как справедливо отмечает С. Пепеляев, «налог должен быть точно определен… Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые налоговых формул - элементы закона о налоге - имеют универсальное значение»[9].

Выделение самостоятельных элементов налогообложения и их императивное закрепление обусловлено особой важностью отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков.

Это положение закреплено в п.1 ст.17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения; 

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога».

Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы один из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт 6 статьи 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Объектами налогообложения (ст. 38 НК РФ) могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база (ст. 53 НК РФ) представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.

Под налоговым периодом (ст. 55 НК РФ) понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность налогового периода по конкретному налогу устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому налогу.

Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Выделяются ставки твердые и процентные. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.

Порядок исчисления налога (ст. 52, ст. 54 НК РФ) представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ, в наличной или безналичной форме.

При уплате налог или сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Порядок уплаты федеральных налогов и сборов определяется Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам (ст. 56 НК РФ) признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Статья 17 НК РФ не упоминает льготы в числе обязательных элементов юридического состава налога.

Однако, будучи установленной, льгота становится неотъемлемым элементом юридического состава налога. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

 

ВОПРОС 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.007 с.)