Понятие и значение финансового контроля, его правовые основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение финансового контроля, его правовые основы



 

ОТВЕТ: Финансовая, как и любая иная деятельность основана на законности. Важнейшим способом обеспечения законности служит контроль, составной частью или специальной отраслью которого является финансовый контроль.

Существование финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуща не только распределительная, но и контрольная функция, а также государственным устройством страны. Государственный финансовый контроль, выполняя превентивную функцию, способствует не только принятию оптимальных решений в сфере управления финансами, но и является одним из условий своевременной корректировки тактики и стратегии финансовой деятельности государственных органов, поскольку представляет собой основную форму обратной связи в экономике. В целом в системе управления контрольные функции государства всегда были в числе наиболее важных, во многом определяющих успешную реализацию государственной внутренней и внешней политики. Поэтому эффективный и действенный государственный контроль - необходимое условие сильной власти, фактор результативности государственного механизма. 

Финансовый контроль – это урегулированная нормами финансового права деятельность компетентных органов (как государственных, так и негосударственных) по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций.

Цель – содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль проводится как на макро- так и на микроуровнях.

Требование соблюдения законных в финансовой деятельности государства и муниципальных образований имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ).

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы,на которых она строится и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма выражается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст.71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, к современному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст.72 Конституции РФ).

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства основывается на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах (Федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда, смена бюджетной организации, баланс доходов и расходов производственных организаций).

Наряду с общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Эти принципы разработаны мировым сообществом и изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

а) финансовой самостоятельностью контрольного органа.

б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля.

в) закреплением в Конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

- результативность;

- четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

- неподкупность субъектов контроля;

- обоснованность и доказательность информации приведенной в актах проверок и ревизий;

- превентивность (предупреждающий, предохранительный, опережающий противоправные действия);

- согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство должно ориентироваться на эти принципы.

Основными направлениями финансового контроля являются:

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

- проверка и ревизия целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов;

- контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- проверка и ревизия целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

- проверка правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

- контроль за организацией денежного обращения и использованием кредитных ресурсов;

- контроль за состоянием государственного долга;

- контроль эффективности использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам;

- ревизия финансово-хозяйственной деятельности организаций и др;

- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Объектом финансового контроля являются не только денежные средства, но и различные материальные ресурсы, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляется в денежной форме.

Непосредственным предметом проверок являются финансово-стоимостные показатели – прибыль, доходы, налоги, себестоимость, отчисления на различные цели и фонды. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Финансовый контроль осуществляется на основании бухгалтерской отчетности, балансов, смет, и др. документов.

Правовые основы государственного финансового контроля составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Правовые основы государственного финансового контроля субъектов Федерации составляет также законодательство субъектов Федерации о государственном финансовом контроле, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, принятых в соответствии с федеральным законодательством, конституциями и уставами субъектов Федерации.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (звеньям). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленных соответствующим законодательством (Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О Центральном банке (Банке России)», Бюджетный кодекс РФ и др.).

С юридической точки зрения государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой финансово-правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Институт государственного и муниципального контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов (нормы бюджетного права, налоговые права, валютное регулирование).

 

ВОПРОС 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.007 с.)