Выявление уровня развития мелкой моторики у                    дошкольников четвертого года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление уровня развития мелкой моторики у                    дошкольников четвертого года жизни



 

Цель: провести анализ педагогической работы, которая проводится в группах по развитию мелкой моторики детей; на основе обследования дошкольников определить уровни развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Для достижения поставленной цели были организованы следующие виды исследований:

 - анализ плана педагогической работы в группе;

 - беседа с воспитателями;

 - анализ условий группы;

 - обследование детей (с использованием теста Озерецкого и материалов методики Монтессори).

Для того чтобы выяснить, какая работа проводилась в группах по развитию мелкой моторики у детей, был проведен анализ плана педагогической работы воспитателей. Для анализа были взяты календарные планы за сентябрь-октябрь 2021 года.

Такой анализ показал, что в планировании за первые два месяца этого учебного года в рамках педагогической работы развитию мелкой моторики детей уделяется достаточное внимание. На занятиях по развитию речи, лепке, рисованию, конструированию предусмотрено отдельное место специальным упражнениям по развитию мелкой моторики дошкольников. Среди них упражнения «Пальчики здороваются», «У киски Царапки мягкие лапки», «Бегут человечки», «Липкие пальчики», «Капуста» и другие. На занятиях по художественной литературе используются различные виды театра - пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

В ДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики не только на занятия, но и в игровой деятельности, в режимные моменты. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп.

Из анализа плана можно сделать вывод о том, что в группах проводится работа по развитию мелкой моторики дошкольников, однако следует разнообразить подбор пальчиковых игр и упражнений согласно возрасту детей. Внедрять в работу нетрадиционные формы использования пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики дошкольников.

 Для того чтобы выяснить, какое значение придают воспитатели развитию мелкой моторики детей, была проведена беседа спедагогами групп (приложение 2). В разговоре было выяснено, что все четыре воспитателя групп ориентируются в том, что такое мелкая моторика и считают воспитательную работу по развитию мелкой моторики у дошкольников очень важной. Имеют понятие о различных методах и приемах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Знают о различных формах использования пальчиковой гимнастики. Все эти знания применяют в своей педагогической деятельности. Вся вышеописанная работа, отраженная в календарном плане, была проведена в действительности в полном объеме. Однако не все педагоги достаточно осведомлены о возрастных особенностях развития мелкой моторики у детей.

Из беседы с воспитателями можно сделать вывод о том, что в группе уделяется внимание работе по развитию мелкой моторики у дошкольников, однако знания воспитателей о возрастных особенностях развития мелкой моторики у детей требуют пополнения и углубления.

Был проведен анализ условий групп с целью выяснить, что в них есть для стимулирования развития мелкой моторики дошкольников.

Анализ показал, что у воспитателей в группах есть специальная методическая литература, в которой освещается теоретический аспект развития мелкой моторики дошкольников разных возрастов, а так же методические пособия по развитию мелкой моторики.

Достаточное количество методической литературы, оформленные папки с рекомендациями, передовым педагогическим опытом педагогов ДОУ по данной тематике, наглядные пособия находится в методическом кабинете и воспользоваться ими может, при необходимости каждый воспитатель детского сада. Эти книги, методические рекомендации, наглядные пособия помогают педагогу планировать и проводить с детьми соответствующую развивающую деятельность в группе.

В группах создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторки детей. Есть игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, ежики, шнуровки). Так же есть различных виды конструкторов - «Лего», пазлы, строительный материал. Весь материал аккуратно оформлен, в ярких коробках, что привлекает внимание детей.

В группе «Капитошки» организован специальный центр по изо-деятельности. Он оборудован таким образом, чтобы ребенок в любое время самостоятельно мог взять необходимые изо-материалы (карандаши, мелки, трафареты, бумага, раскраски) и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

Из анализа условий групп можно сделать вывод о том, что в них созданы необходимые условия для развития мелкой моторики дошкольников. В то же время требует пополнения предметно-развивающая среда материалами, играми и пособиями, которые бы способствовали развитию мелкой моторики воспитанников. Так же необходимо систематизировать игровой и дидактический материал по возрастам детей, так как не все пособия соответствуют возрастным особенностям детей четвертого года жизни.

С целью выяснения уровня развития мелкой моторики у дошкольников младших групп, было проведено их обследование(приложения 3-4).

При проведении диагностики были использованы две авторские методики: тест Н.И. Озерецкого и материалы методики Монтессори.

 «Тесты оценки моторики» Озерецкого объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты представлены как ориентир для диагностического исследования психомоторного развития в соответствии с возрастными нормами. На основе данных проб разработаны карты сенсомоторного развития для детей различных возрастов, в частности карта сенсомоторного развития для детей четырех лет (приложение 3).

Важнейшим элементом методики раннего развития Монтессори является создание в группе развивающей среды с использованием рамок вкладышей, игровых стендов с замочками, шнурками, пуговицами, липучками, развивающих столов с пирамидками, втулками и т.п.

На основе вышеизложенных методик была разработана батарея заданий для диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни (приложение 4). Диагностика предполагает выявление трех уровней развития мелкой моторики: высокого, среднего и низкого.

В результате обследования был определен уровень развития мелкой моторики каждого ребенка (приложения 5,6) и построены диаграммы уровней развития мелкой моторики детей экспериментальной и контрольной группы.

Рис. 3.1.3. Уровни развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 3.1.4. Уровни развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Рис. 3.1.5. Уровни развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, и в экспериментальной, и в контрольной группах отсутствуют дети с высоким уровнем развития мелкой моторики. Низкий уровень развития мелкой моторики показали 19 детей (38%), средний уровень развития мелкой моторики продемонстрировали 31 ребенок (62%).

Вывод по констатирующему этапу экспериментальной работы.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей обладают средним и низким уровнем развития мелкой моторики развитие мелкой моторики. Это связано с несколькими факторами:

- во-первых, работа, направленная на развитие мелкой моторики, не организуется целенаправленно в семьях воспитанников;

 - во-вторых, у педагогов недостаточно знаний о возрастных особенностях развития мелкой моторики дошкольников;

- в-третьих, педагогами групп недостаточно широко применяются нетрадиционные формы работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики воспитанников.

 

 

 3.2. Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе использования пальчиковой гимнастики

Цель: разработать систему работы педагога по развитию мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни через пальчиковую гимнастику.

Исходя из результатов констатирующего этапа в обучающем были поставлены следующие задачи:

- разработать и реализовать систему мероприятий по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;

- создать развивающую среду группы, способствующую развитию мелкой моторики дошкольников вне непосредственной образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;

- взаимодействовать с семьями воспитанников через привлечение их к совместной деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников через различные виды деятельности, в том числе пальчиковую гимнастику;

- поддержать профессиональное развитие педагогов через вовлечение их в систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников с использованием пальчиковой гимнастики.

Для достижения поставленных цели и задач была спланирована следующая система работы:

1. Серия занятий с детьми младшей группы по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики (приложение 7-9).

№ занятия Тематика занятия Перечень игр и упражнений
Занятие 1 «Семья» - Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»; - Поиск овощей и фруктов в сухом бассейне «Что купила мама?»; - Упражнение «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»; - Упражнение «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
Занятие 2 «Игрушки» - Самомассаж пальчиков; - Дидактическая игра «Прищепки»; - Пальчиковая гимнастика «Аты-Баты»; - Дидактическая игра «Волшебный мешочек» - определи на ощупь (какая игрушка спряталась); - Пластилинография «Котенок с клубочком»;
Занятие 3 Сказка «Курочка ряба» - Пальчиковая гимнастика «Семья»; - Чтение сказки «Курочка ряба»; - Инсценировка сказки с использованием перчаточного театра.
Занятие 4 «Обувь» - Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»; - Упражнение «Шнуровки» (обучение вкладыванию шнурка в дырочку); - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением обуви «Что это?».
Занятие 5 «Продукты питания» - Пальчиковая гимнастика «Апельсин»; - Конструирование из счетных палочек конфет; - Сортировка белой фасоли и темной; - Лепка из пластилина (баранки, колобки, колбаски) «Готовим угощение».
Занятие 6 «Посуда» - Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»; - «Догадайся, что спрятано в комочке» (разглаживание смятых комочков бумаги с контурным изображением посуды); - Упражнение «Склеим чашку» (складывание картинки чашки из 4-х частей); - Пласилинография «Красивая чашка в горох» (украсить чашку горошинами пластилина).
Занятие 7 «Домашние животные» - Пальчиковая гимнастика «Два барана»; - Упражнение «Кто где живет?» (называние и выкладывание из счетных палочек домиков животных (конура, сарай); - Лепка из пластилина «Угощение для животных» (морковка, яблоко, косточка).
Занятие 8 «Дикие животные» - Пластилинография «Подарок для лисички»; - Упражнение «У ежика иголки» (втыкание зубочисток пластилиновый комочек); - Пальчиковая гимнастика «Мышка»; - Игра «Запасы для белочки».
Занятие 9 «Транспорт» - Пальчиковая гимнастика «Мы в автобусе сидим»; - Разглаживание скомканных комочков бумаги с контурным изображением транспорта «Что у кого?»; - Игра «Грузим камушки на грузовик» (собираем камушки рассыпанные по ковру); - Рисование на песке «Проехала машина».
Занятие 10 «Овощи и фрукты» - Пальчиковая гимнастика «Капуста»; - Упражнение «Чудесный мешочек» (определение овощей и фруктов на ощупь и дифференциация их); - Упражнение «Волшебный песок» (рисование фруктов и овоще на песке пальцами); - Выкладывание фруктов и овощей из цветной мозаики «Картинки из цветной мозаики».

 

2. Серия пальчиковых игр и упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики дошкольников, используемых вне непосредственной образовательной деятельности (приложение 9).

- Пальчиковый театр «Репка», «Теремок».

Театрализация хорошо знакомых детям сказок, с использованием пальчикового театра, на первом этапе проводится при ведущей роли воспитателя, который демонстрирует движения пальцев с персонажами, их действий в соответствии со словами сказки. Далее в инсценировку включаются несколько детей, каждый из которых играет роль отдельного персонажа. В последствии воспитанники могут самостоятельно инсценировать сказку при помощи педагога-чтеца или выбрать для чтения сказки одного из детей.

- Моделирование из счетных палочек, спичек, коктейльных трубочек.

- Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.

- Работа с сыпучими материалами (рисование на песке, гречке, манке и др. материалах). Благодаря данной работе дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.

 - Игры с бусинками: «Разноцветные бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с еще более меньшим отверстием и леска.

- Игры с прищепками – «Солнышко», «Елочка», «Морковка», «Цветочки», «Ежик» - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

3. Организация развивающей среды группы способствующей развитию мелкой моторики воспитанников с учетом их возрастных особенностей (приложение 10).

Понятие «развивающая среда»означает создание необходимых условий в группе для развития ребенка. Каждый предмет может стать развивающим. В ходе формирующего эксперимента мы постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда учитывающая возрастные особенности детей четвертого года жизни, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, часть из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

Сенсорный дидактический стол стал частью центра развивающих игр. Стол оборудован пирамидками, горкой для прокатывания шариков, разноцветными счетами, рамками-вкладышами. Работа за дидактическим столом осуществлялась с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдая за их действиями педагог, при необходимости, оказывает помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Определенную ценность в достижении поставленной цели представляет приобретение планшета для песочной анимации. Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

Закуплены конструкторы из деталей различной конфигурации и различного материала.

Так же было пополнено количество игрушек развивающего характера, дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики: пирамидки, вкладыши различного типа.

4. Работа с родителями.

- Консультация для родителей воспитанников младшей группы «Пальчики помогают говорить» (приложение 11).

Цель: познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики, а также объяснить ее значимость.

- Конкурс творческих семейных работ из нетрадиционных материалов (приложение 12).

Цель: поддержка совместного детско-родительского семейного творчества.

Изначально конкурс семейных творческих работ задумывался как конкурс среди семей младшей группы «Светлячок». Но в период проведения им заинтересовались, увлеклись и приняли участие все группы детского сада. В итоге провели большую выставку работ в музыкальном зале – ее посетили воспитанники ДОУ с воспитателями и родители. Победителей определить не удалось, поэтому все участники получили грамоты от детского сада.

- Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» (приложение 13).

Памятка для родителей была размещена в родительском уголке группы и была доступна для ознакомления родителей в течении месяца.

5. Работа с педагогами.

- Участие в семинаре-практикуме для педагогов ДОУ на тему «Развитие дошкольников посредством использования различных видов конструирования в ДОУ» с выступлением «Конструирование из различных видов конструктора как метод развития мелкой моторики дошкольников» (приложение 14).

Цель выступления: расширение знаний педагогов по вопросу использования различных видов конструктора как метода развития мелкой моторики дошкольников.

 

Вывод по формирующему этапу экспериментальной работы.

Формирующий этап эксперимента состоял в реализации серии занятий с детьми младшей группы по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики, оснащении предметно-пространственной среды, просветительской работы с родителями и педагогами детского сада. Весь этот комплекс мероприятий способствовал достижению цели и выполнению поставленных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.037 с.)