Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие руки в истории человечества невозможно переоценить. Именно развитие руки, особенно движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой физиологи понимают «все формы движения, свойственные человеку - от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков» [16]. «Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук» [8]. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений – манипулирование мелкими предметами, застегивание пуговиц, письмо, рисование и т. д. Физиолог, доктор медицинских наук М.М. Кольцова отмечает, что мелкая моторика - это «двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза» [13]. Проекция кисти руки, с анатомо-физиологической точки зрения, «занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Она расположенная очень близко от речевой зоны» [17]. Именно поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием его мелкой моторики. Выдающийся психолог и врач-невропатолог А.Р. Лурия в своих трудах отмечал, что «кисть руки – это своеобразный орган речи, который может быть приравнен к артикуляционному аппарату. Следовательно, с этой точки зрения, мелкая моторика рук – это ещё одна речевая зона мозга» [17]. Логопед, педагог, автор книг и пособий по логопедии О.И. Крупенчук, когда рассматривает физиологию взаимосвязи мелкой моторики и речи, высказывает следующее мнение: «В правом полушарии мозга человека возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Это происходит благодаря «мостику» между правым и левым полушариями мозга. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти» [16].
Отечественный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными процессы, которые происходят при развитии рук и мышления. Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» [18]. Физиолог Л.В. Антакова-Фомина в своем докладе «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук», подготовленном к 24-му Всесоюзному совещанию по проблемам ВНД (высшей нервной деятельности) высказала следующее мнение: «систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [2]. Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук, т.е. мелкой моторикой. Развитие мелкой моторики - процесс накапливания и освоения различными движениями, которые совершаются пальцами рук, их постепенное качественное усовершенствование - от элементарных к более сложным. Еще в 1970-е годы физиологи Н.М. Щелованов и М.Ю. Кистяковская указали, что в результате такого развития происходит «овладение относительно тонкими действиями рук» [31]. Ими же доказано, что развитие мелкой моторики происходит в тесной связи с развитием зрения, осязания, кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. «Вид предмета служит определенным стимулом для движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган» [31]. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, М. М. Кольцова установила, что «если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, тo и рaзвитиe рeчи и навыков письма тoжe находятся в прeдeлaх нoрмы, eсли жe рaзвитиe мелкой моторики oтстaeт, то имеются нарушения и в речевом развитии и в развитии навыка письма» [13]. В следствии этого наблюдения ею же был сделан следующий вывод: «правильная oргaнизация рaзличных видов детской деятельности и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хoрoших рeзультaтoв в рaзвитии пaльцeвoй мoтoрики рук» [13].
Автор множества пособий по развитию мелкой моторики у дошкольников А.Е. Белая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений» [3]. Как отмечено во множестве трудов физиологов, психологов, педагогов - развитие мелкой моторики связано с речевым и познавательным развитием ребенка, начиная с раннего возраста. И это нашло свое отражение в примерных образовательных программах дошкольного образования. Авторы примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» придают большое значение развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Начиная с 5-ти и до 12-месячного возраста рекомендуется «развивать мелкую моторику рук и движения пальцев, предлагая детям расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д., организовывая игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.» [19]. В работе с детьми 3-4 лет ставятся задачи «совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности» [19]. Согласно данной программе, развитие мелкой моторики рук осуществляется на интегративной основе при овладении детьми содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие» на протяжении всего пребывания в дошкольной организации. В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» развитие мелкой моторики дошкольников предлагается осуществлять при овладении содержанием образовательной области «Художественное творчество». При этом акцентируется внимание, что «общеразвивающая направленность содержания этой области - развитие высших психических функций, мелкой моторики, воображения - является первичной по отношению к формированию специальных художественных способностей детей» [28]. Авторы этой программы указывают, что благодаря специальным играм и упражнениям, к 3-4 годам ребенок «способен активно и осознанно усваивать ручные движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными» [28]. Авторы комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» считают, что для развития мелкой моторики воспитанников целесообразно использовать интеграцию всех пяти образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Такая интеграция обеспечивает «использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики. Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих самостоятельность и творческую инициативу детей» [9].
В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» подчеркнуто значение предметно-орудийной деятельности детей, начиная с раннего возраста, для развития у них мелкой моторики. По мнению авторов этой программы, «начальная предметно-орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждый предмет или орудие, которое попадает в руки малышу, требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в этом поле, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату - развитию мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей» [20]. Таким образом, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая проблема, которая является актуальной и в настоящее время. Ее решение предполагает планомерную и глубокую работу педагога с детьми по развитию у них дифференцированных и сложноскоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Важно, что мелкая моторика взаимосвязана с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Доказано, что мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Анализ образовательных программ показал, что в каждой из них придается большое значение развитию мелкой моторики детей на протяжении всего дошкольного детства. Основные средства этого развития - игровая деятельность и интеграция содержания образовательных областей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.012 с.) |