Глава 1. Психолого-педагогические основы      развития мелкой моторики в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психолого-педагогические основы      развития мелкой моторики в дошкольном возрасте



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ     РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ..   7
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного  возраста…………………………………………………………………..     7
1.2. Значение и особенности развития мелкой моторики             дошкольников четвертого года жизни………………………………….   12
ГЛАВА 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ         ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………….     18
2.1. Общая характеристика понятия пальчиковая гимнастика……….. 18
2.2. Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни…………………….   19
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ…………………………………………   25
3.1. Выявление уровней развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни…………………………………………………...   26
3.2. Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе использования пальчиковой гимнастики……………………………….   31
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня развития мелкой моторики………………………………………………   38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 52

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важным условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики и координации движения пальцев является важным психомоторным навыком, успешное и своевременное формирование которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней движений. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание ребенка. А развитие тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: физиологическом, педагогическом, психологическом.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [10], Д.Б. Эльконина [32], психолога, врача-невропатолога, одного из основателей нейропсихологии А.Р. Лурия [17]. Об анатомическом развитии уровней построения движений и связи развития руки и мозга писали физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев [5], И.М. Сеченов, М.М.; исследователь детской речи физиолог – М.М. Кольцова [10]; педагоги – М. Монтессори [8], В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова. Разработкой пальчиковых игр и дидактических игр с предметами для развития мелкой моторики у дошкольников занимались такие педагоги как М. Воронцова, И. Н. Светлова, Л. Павлова, В.В. Цвынтарный, А.Е. Белая и др.

Проблематикой влияния движений пальцев рук на развитие речи детей занимались сотрудники Московского института физиологии детей и подростков М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина.

Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности развития мелкой моторики ребенка сохранят не только физическое и психическое здоровье, но и будет способствовать своевременному развитию речи ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить эффективность влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

3. Раскрыть понятие пальчиковой гимнастики и рассмотреть методику ее использования в развитии мелкой моторики дошкольников.

4. Теоретически осветить и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

5. На основе полученных результатов экспериментальной деятельности сформулировать выводы и рекомендации к педагогической работе по использованию пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

Предмет исследования: пальчиковая гимнастика как средства развития мелкой моторики рук у дошкольников четвертого года жизни.

Гипотеза исследования: использование пальчиковой гимнастики в воспитательно-образовательном процессе будет эффективно влиять на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ планов педагогической работы воспитателей, анализ условий групп.

-Экспериментальные методы: педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, беседа с педагогами, педагогический эксперимент.

- Метод математической обработки данных.

Теоретическое значение выпускной квалификационной работы:

В процессе написания курсовой работы был обобщен и систематизирован теоретический материал по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование пальчиковой гимнастики. Рассмотрены особенности развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни. Определено понятие «пальчиковая гимнастика» и методика ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Материал курсовой работы может быть использован педагогами дошкольных учреждений в своей работе с детьми на занятиях и вне образовательной деятельности. Педагогам-психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, будет полезен данный материал при проведении коррекционно-развивающей работы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы:

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе дошкольного учреждения при проведении работы по развитию мелкой моторики дошкольников младших групп и использовании, при работе в данном направлении, пальчиковой гимнастики.

База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа — Детский Сад № 37» города Симферополя Республики Крым.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной частей, заключения, списка использованных источников, приложений.

Вывод к первой главе

 

Таким образом, можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Возраст четырех лет благоприятен в этом плане в связи с тем, что дошкольник становится более активен, самостоятелен, проявляет интерес к занятиям со взрослым, формируется и развивается много новых умений недоступных ребенку ранее. Развитие моторики пальцев рук положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

 

Вывод по второй главе

      

В завершении второй главы можно сделать следующие выводы: для развития мелкой моторики ребенка разработано множество интересных методов и приемов. Один из таких методов – использование пальчиковой гимнастики, эффективен при работе с детьми дошкольного возраста в данном направлении. Современные авторы условно делят пальчиковые упражнения на три группы: упражнения для кистей рук, упражнения для пальцев рук условно статические, упражнения для пальцев рук динамические. Формы работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики могут быть традиционными и нетрадиционными.

 

Вывод к третьей главе

 

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что разработанная и реализованная в экспериментальной группе воспитанников система мероприятий по развитию мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни через пальчиковую гимнастику дала значительные видимые результаты. Комплекс мероприятий формирующего этапа предполагал работу с воспитанниками, родителями воспитанников, педагогами дошкольного учреждения и создание предметно-развивающей среды группы детского сада. В ходе сравнительного анализа уровней развития мелкой моторики детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента выяснено, что повысили уровень развития мелкой моторики в экспериментальной группе 88% воспитанников, а в контрольной группе – 36% соответственно, что свидетельствует о положительной динамике развития мелкой моторики у воспитанников экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. Эти показатели наглядно демонстрируют эффективность разработанного комплекса мероприятий по использованию пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью выпускной квалификационной работы было изучить эффективность влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

В процессе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

3. Раскрыть понятие пальчиковой гимнастики и рассмотреть методику ее использования в развитии мелкой моторики дошкольников.

4. Теоретически осветить и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

5. На основе полученных результатов экспериментальной деятельности сформулировать выводы и рекомендации к педагогической работе по использованию пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность исследования обуславливается тем, что развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей полноценного психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах - в связи с развитием познавательных способностей, в связи с развитием речи, развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Возраст четырех лет благоприятен в этом плане в связи с тем, что дошкольник становится более активен, самостоятелен, проявляет интерес к занятиям со взрослым, формируется и развивается много новых умений недоступных ребенку ранее.

Пальчиковая гимнастика (игры направленные на развитие мелкой моторики у ребенка) – эффективный метод, который способствует правильному и полноценному развитию крепких мышц кисти и рук ребенка. Современные авторы условно делят пальчиковые упражнения на три группы: упражнения для кистей рук, упражнения для пальцев рук условно статические, упражнения для пальцев рук динамические. Формы работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики могут быть традиционными и нетрадиционными.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [10], Д.Б. Эльконина [32], психолог, врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии А.Р. Лурия [17]. Об анатомическом развитии уровней построения движений и связи развития руки и мозга писали физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев [5], И.М. Сеченов, М.М.; исследователь детской речи физиолог – М.М. Кольцова [14]; педагоги – М. Монтессори [8], В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова. Разработкой пальчиковых игр и дидактических игр с предметами для развития мелкой моторики у дошкольников занимались такие педагоги М.С. Воронцова, И. Н. Светлова, Л. Павлова, В.В. Цвынтарный, А.Е. Белая и др.

Целью проведенного эксперимента является проверка эффективности использования пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

В ходе эксперимента была разработана и реализована система мероприятий с детьми младшей группы, родителями воспитанников, педагогами ДОУ направленная на развитие мелкой моторики воспитанников с использованием различных видов пальчиковой гимнастики. Для достижения поставленной цели эксперимента так же было предусмотрено оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.

После реализации системы мероприятий было проведено исследование, направленное на анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Полученные количественные и качественные результаты подтверждают эффективность реализации разработанной системы мероприятий и позволяют сделать вывод что использование пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики дошкольников.

Выдвинутая гипотеза подтверждена результатами констатирующего этапа эксперимента – пальчиковая гимнастика является эффективным методом развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Вопросы беседы с воспитателями

1. Что Вы понимаете под понятием «мелкая моторика»?

2. Проводится ли в группе диагностика по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей?

3. Если, да, то кто проводит такую диагностику: воспитатель или психолог?

4. Какие результаты она показывает? Как много в группе детей с низким уровнем развития мелкой моторики?

5. С чем Вы это связываете?

6. Какие методы и приемы работы с дошкольниками по развитию мелкой моторики Вам известны? Какие из них Вы применяете в работе?

7. Какими источниками вы пользуетесь при подборе игр и упражнения для развития мелкой моторки детей вашей группы?

8. Все ли виды педагогической работы, которая указана в календарно-тематическом плане, были проведены?

9. Какие из них не удалось реализовать? Почему?

10. Как Вы считаете, актуальна ли данная тема исследования? Почему?

 

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Имя ребенка

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Ульяна А.

 

+

 

2

Олег А.

+

 

 

3

Дмитрий Б.

 

+

 

4

Алексей Г.

 

+

 

5

Александра Д.

 

+

 

6

Риана Д.

 

+

 

7

Егор З.

+

 

 

8

Кериме И.

+

 

 

9

Эмин К.

 

+

 

10

Анна К.

 

+

 

11

Екатерина К.

 

+

 

12

Ульяна К.

 

+

 

13

Анна О.

+

 

 

14

Никита П.

+

 

 

15

Матвей П.

 

+

 

16

Ева Р.

+

 

 

17

Ильяс С.

 

+

 

18

Александр С.

 

+

 

19

Ева С.

+

 

 

20

Иван Х.

 

+

 

21

Мемет Ш.

 

+

 

22

Адам Э.

+

 

 

23

Ферузе Ю.

+

 

 

24

Полина Я.

 

+

 

25

Анна Я.

+

 

 
                 

 

Низкий уровень развития мелкой моторики – 10 детей;

Средний уровень развития мелкой моторики – 15 детей.

Приложение 6

Приложение 7

Дружная семейка

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)

Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться? (разогнуть мизинец)

2. Тема «Игрушки»

Аты-баты

Аты-баты, Аты-баты, мы отважные солдаты. (пальчики шагают по столу)

А теперь, ребятки, встанем по порядку. (постукивание кулаком по столу)

Каждого мы знаем, всех пересчитаем. (ладошки на столе переворачиваем)

Первый, второй….. десятый. (поднимаем каждый пальчик)

Все ребята молодцы, настоящие бойцы! (палец вверх)

3. Сказка «Репка»

Семья

Этот пальчик – дедушка. (показать большой палец)

Этот пальчик – бабушка. (показать указательный)

Этот пальчик – папочка. (средний палец)

Этот пальчик – мамочка. (безымянный палец)

А этот пальчик – Я! (показать мизинец)

Вместе – дружная семья! (показать всю ладошку).

4. Тема «Обувь»

Две сороконожки

Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами).

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали. (две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли. (руки в замке рассоединяются)

5. Тема «Продукты питания»

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один. (пальцы соединены широко, как будто держат мяч)

Эта долька для ежа. (соединить мизинцы)

Эта долька для чижа. (безымянные)

Эта долька для утят. (средние)

Эта долька для котят. (указательные)

Эта долька для бобра. (большие)

А для волка кожура. (запястья соединить, пальцы врозь)

Он сердит на нас, беда! (зубы из пальцев)

Разбегайтесь кто куда! (руки прижали к ушам)

6. Тема «Посуда»

Мы посуду перемыли

Раз, два, три, четыре –мы посуду перемыли:

(пальчики одно руки по очереди прикладываются к ладони другой руки)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку. (то же самое другой рукой)

Мы посуду перемыли:

Чашку даже не разбили, («моем ладошки»)

Ковшик тоже не сломался

(пальчики одно руки по очереди прикладываются к ладони другой руки)

Нос у чайника остался. (то же самое другой рукой)

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело. («моем» ладошки)

7. Тема «Домашние животные»

Два барана

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

(ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны)

Выставив рога свои,

(указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням)

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

(бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки)

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

8. Тема «Дикие животные»

Мышка

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали -
Зубы сразу же сломали! (большой и указательный палец соединяются в «колечко» и переплетаются с «колечком» другой руки)

9. Тема «Транспорт»

Автобус

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)

10. Тема «Овощи и фрукты»

Капуста

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга)

Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой)

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками)

Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Перетерли, (Трут ладони друг об друга)

Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой)

И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками)

 

 

Приложение 8

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Без них нам трудно жить на свете:

Не сможем шить, носить, держать.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать? (Пальчики)

 

Воспитатель:- Верно, эти помощники — наши пальчики, дружные и послушные. На каждой руке живут пять пальчиков. У каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

Самомассаж

Дети массируют каждый пальчик.

Это большой пальчик – он как толстый мальчик.

Десять порций каши съел, от того и растолстел.

Этот пальчик указательный – он самый внимательный.

Все увидит, но не скажет, только сторону укажет.

Средний пальчик – это тот, что в середочке живет.

Следующему пальчику имени не дали,

Вот так безымянным его и прозвали.

А этот пальчик маленький – мизинчик называется,

На нем рука кончается!

Кто-то стучится. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.

- Слышите, к нам кто-то пришел. (Воспитатель вносит игрушку котенка). Это – котенок Тимошка. Здравствуй, Тимошка! (Дети здороваются). Ребята, Тимошка принес с собой волшебный мешочек.

Что же в этом мешочке лежит?

Не пора ли нам его открыть? (Пытается развязать мешочек, не получается).

Что же это получается?

Мешочек не открывается!

Тимоша на ушко воспитателю что-то шепчет.

Воспитатель: - Тимошка сказал, что мешочек можно открыть только послушными пальчиками. Давайте покажем котенку, какие послушные у нас пальчики, что умеют.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня утром, то я увидела у себя на столе эту открытку-приглашение. Нас приглашают в гости на день рождение. Вы хотите узнать, кто нас приглашает. Тогда отгадайте загадку.

Хвост пушистый,

мех золотистый,

в лесу живет,

в деревне кур крадет.

Дети: лиса.

Воспитатель: Правильно, это лисичка. Так вот нас лисичка приглашает к себе в гости на день рождение. А с чем ходят на дни рождения?

Дети: С подарками.

Воспитатель: А что мы можем подарить лисичке?

Чему бы она обрадовалась?

Дети предлагают различные варианты – сладости, цветы, украшения и т.д.

Воспитатель: Лисичка такая модница, красавица, любит наряжаться. А давайте мы сделаем ей подарок бусы.

Дети подходят к столам, на столах лежат заготовки для пластилинографии и пластилин двух цветов (у каждого ребенка свое сочетание цветов).

Упражнение «У ежика иголки»

Воспитатель: как вы думаете из чего можно сделать иголки ежику?

Дети: из палочек, спичек, зубочисток.

Воспитатель: правильно, берите палочки и делайте иголки ежику.

Воспитатель держит в руках пластилинового ежика, а дети делают иголки.

Воспитатель: ну вот ежик готов. Он получился колючий, потрогайте его ладошками. Теперь ему не страшен никакой опасный зверь. Ребята, а может мы его возьмем с собой на День Рождения.

Дети: да.

Воспитатель: Ребята, я слышу пищит мышка (показывает игрушку мышки). Она несет сушки для своих мышат. А мы знаем стихотворение про мышек и сушки – давайте расскажем и покажем мышке.

Игра: «Запасы для белочки»

Дети объединяются в две команды. По очереди берут из корзин грибочки и орешки двумя ладонями (как можно больше) и переносят белочке.

Воспитатель: Теперь мы готовы все вместе идти на праздник к лисичке.

Дети с воспитателем подходят к домику лисички.

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли к лисичке. Здравствуй, лисичка, мы поздравляем тебя с днем рождения.

Дети дарят лисичке (мягкая игрушка) подарки и водят хоровод. А лисичка приглашает детей попить чай с настоящими конфетами.

 

Приложение 9

Пальчиковая гимнастика

   

Шнуровка

Пластилинография

       

Игры с прищепками

 

Пазлы

Приложение 10

Сенсорный стол

Планшет для песочной анимации

    

Приложение 11

Консультация для родителей

"Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет"

Цель: познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики, а также объяснить ее значимость

Задачи:

- ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,

- показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,

- дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников,

- познакомить с содержанием игр и упражнений.

Педагог: Как часто мы слышим выражение « мелкая моторика ». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук. Добиться качественного выполнения таких движений помогают скоординированные действия мышечной, костной и нервной систем человеческого организма.

Развитие мелкой моторики — естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Ребенок осваивает простые хватательные жесты, затем учится перекладывать предметы из рук в руку, постепенно осваивает «пинцетный захват». К двум годам ребенок уже способен самостоятельно и правильно пользоваться ложкой, держать карандаш, проявляет интерес к рисованию.

Начиная с самого раннего возраста, важно помогать естественному развитию мелкой моторики. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, делая тем самым примитивную пальчиковую гимнастику, которая положительно воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга и влечет активацию речевого развития. В младшем дошкольном возрасте пальчиковую гимнастику можно сопровождать стихотворными текстами, которые в свою очередь помогают поддерживать интерес ребенка к выполнению упражнений, стимулируют развитие памяти и воображения. Взрослый должен терпеливо поощрять стремление ребенка освоить простые навыки самообслуживания: застегивать пуговицы перед выходом на прогулку, завязывать шнурки, ведь это является развитием мелкой моторики в бытовых моментах.

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

1. Пальчиковая гимнастика;

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

3. Отработка графических навыков.

Пальчиковая гимнастика.

Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики с проговариванием стишков и потешек.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Этот пальчик крепко спит

И тебе он спать велит.

Помимо развития мелкой моторики, это еще и радость от общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимает, когда она трогает его ладошку, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Ритм и рифма в пальчиковых играх вызывают интерес ребенка, легко запоминаются, надолго оставаясь в памяти. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас — а он — один

Эта долька — для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька — для чижа

Эта долька — для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

Лепка.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.25 с.)