Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Познавательные способностив связи с развитием движений рук, наиболее активно развиваются в младенческом и раннем возрасте. Это обусловлено тем, что движения руки, которая обследует различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин) [32]. С развитием мелкой моторики неразрывно с развитием речи ребенка. Это связано с тем, что около трети всей площади двигательной проекции в головном мозге занимает проекция кисти руки, расположенная близко от зоны речи. Тренировка мелкой моторики оказывает существенное влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования и наблюдения проведенные М.М. Кольцовой [13] подтвердили, что уровень развития движений пальцев рук ребенка совпадает с уровнем развития у него активной речи. Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий возможно рассмотреть только при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе. Согласно теории Н.А. Бернштейна: развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения. «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему» - писал Н.А. Бернштейн [4]. Например, донести ложку до рта, означает не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их до минимума, который необходим в данном конкретном случае. Так ребенок, учась действовать с ложкой, учится ограничивать подвижность суставов. В своих работах Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений. Каждый уровень имеет особые, специфичные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления - этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений [4].
Уровень А – этот уровень работает уже с первых недель жизни ребенка – обеспечивает, например, удержание тела в равновесии. Принятие и удержание определенной позы, ритмично-вибрационные движения, дрожь и т.п. – все это движения, где данный уровень выступает в роли ведущего. При этом большая часть подобных движений выполняется непроизвольно и неосознанно. Уровень В – начинает функционировать на втором году жизни ребенка и обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов и обеспечивает согласованность работы больших групп мышц. Уровни А и В хоть и не ведут непосредственно движения, но обеспечивают согласование работающего органа со всем телом. Уровень С – уровень пространственного поля. Он отвечает за точное построение движений, приспособленных к пространственным особенностям объектов - к их форме, массе и т.д. Среди этих движений и находится тонкая моторика рук. В функционировании этого уровня вместе с подкорковыми структурами принимает участие кора головного мозга, поэтому его созревание, начинаясь очень рано (на первом году жизни) и продолжается на протяжении всего детства и даже юности. Уровень D – это уровень действий. Он функционирует при обязательном участии коры головного мозга и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и ручных манипуляций. Отличительная особенность движений этого уровня - в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. И это уже не просто движения, но в большей степени - цепочки движений (шнуровка, завязывание узелков, застегивание пуговиц и т.д.). Уровень Е – наивысший уровень организации движения, смысловой координации. Выполняет работу артикуляционного аппарата при речи, движения при письме [6]. Естественный онтогенез складывается из двух разновременных фаз. Первая фаза – анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций. Запускается к моменту рождения и завершает свое созревание к 2-2,5 годам [4].
Вторая – фаза окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. Затягивается, в некоторых случаях, далеко за возраст полового созревания. Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения. Бернштейн подчеркивал, что решающим для эффективного развития мелкой моторики оказываются условия целенаправленного обучения и воспитания, способствующие развитию движения рук ребенка. Практические тренировки ребенка в решении двигательных задач, которые перед ним ставит взрослый, – необходимое условие развития соответствующих уровней построения движений. Например, различные двигательные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук ребенка. Внимание развитию мелкой моторики уделяется с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов обращал особое внимание на то, что навыки движения руки человека наследственно не предопредены, а возникают в процессе тренировок, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. А.М. Фонарева отдает ведущую роль в развитии движения руки зрительному анализатору. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью точной аппаратуры показали, что развитие органов чувств малыша, в частности осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Такая функция зрения как отражение объектов делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения. И, как показал И.С. Сеченов, через восприятие движения происходит отражение пространственно-временных характеристик реального мира. У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами первого года жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету. Именно с ощупывания начинается интенсивное развитие движений руки ребенка. К 5 месяцам у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету и его ощупывание. К 6 месяцам ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее. Это позволяет ребенку следить глазами за движением рук с предметом. В 7 месяцев происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным. На протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения - сначала появляется похлопывание - ребенок ударяет по предмету чем-либо, затем перекладывание предмета из руки в другую руку, возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим. В это же время, в процессе формирования у ребенка повторных и цепных движений, складываются представления о свойствах предметов и возможном действии с этими предметами. В дальнейшем ребенок учится манипулировать двумя предметами одновременно, у него появляются первые функциональные действия с этими предметами.
К концу первого года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками те действия, которые показывают им взрослые. Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия. В младшем дошкольном возрасте моторные навыки, по сравнению с двумя-тремя годами, становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Развитие мелкой моторики у детей четырех лет характеризуется следующими особенностями: - К 3 годам, движения пальцев детей становятся уже очень похожи на движения взрослого человека; - Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, развиваются и совершенствуются. - Дошкольники учатся класть предметы в определённое место. - До 3 лет малыш захватывал и держал предметы преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы. - Дошкольники 4 лет уже активно пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Эти сложные навыки уже становятся им по силам. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Дошкольник начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения. Вывод к первой главе
Таким образом, можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Возраст четырех лет благоприятен в этом плане в связи с тем, что дошкольник становится более активен, самостоятелен, проявляет интерес к занятиям со взрослым, формируется и развивается много новых умений недоступных ребенку ранее. Развитие моторики пальцев рук положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.44 (0.009 с.) |