XVII в. в мировом литературном развитии. Барокко и классицизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVII в. в мировом литературном развитии. Барокко и классицизм.



Переходный характер эпохи, сочетание стремительности и неравномерности исторического развития в разных странах Западной Европы XVII века. Две основные общественно-политические тенденции – централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. Контрреформация. XVII век – знаменательный этап и в эволюции западноевропейской научной мысли. Создание всеобъемлющих философских систем: Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц. Рационализм.

Изменения в мировоззрении человека XVII столетия, осознание непреодолимой противоречивости, антиномичности бытия. Трагический гуманизм.

Изменения в литературе XVII века:

· возникновение и сосуществование литературных направлений в подлинном значении этого слова (классицизм, барокко);

· непосредственный отклик на общественный события – появление периодики, расцвет публицистики;

· сдвиги в системе жанров: расцвет драматургии (классицистический театр (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Дж. Драйден), барочная драматургия (П. Кальдерон, А. Грифиус, У. Конгрив); возникновение новых жанровых разновидностей романа: аллегорический роман Дж. Беньяна, социально-бытовые романы Ш. Сореля и П. Скарона,,научно-фантастический роман С. де Бержерака, пасторальный роман О. д’Юрфе, галантно-героический роман М. де Скюдери, сатирико-дидактический роман М. Мошероша, барочный роман воспитания Г.Я.К. Гриммельсгаузена, плутовской роман Кеведо и Гевары.

Барокко. Происхождение термина. Трагизм мироощущения как основа барочного искусства. Идеи хаоса, изменчивости и иррациональности мира. Идеологические и социальные предпосылки возникновения и развития барочных тенденций в искусстве разных странах.

Классицизм. Происхождение термина. Социальные корни классицизма. Классицизм и абсолютизм. Французский классицизм как эталонное воплощение метода. Обобщение теоретических принципов классицизма в «Поэтическом искусство» Н. Буало.

Учебник: История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина. – М. Высш. шк.:, 1987.

  • Введение. XVII век – самостоятельный этап в истории зарубежных литератур. – С. 4-18.
  • Глава 11. Творчесто Никола Буало. – С. 134-143.

Методическое пособие: Методическое пособие по курсу: «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков» (для студентов факультета иностранных языков и филологического факультета) – Донецк: ДонНУ, 2010.

  • XVII век в мировом литературном развитии. – С. 9-11.
  • Барокко как художественное направление в западноевропейской литературе XVII века. – С. 11-16.
  • Классицизм. – С. 21-27.

Художественные тексты: по хрестоматии (Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII века / Сост. Б.И. Пуришев / Под ред. В. Лукова – М., 2002.)

  • Предисловие. – С. 5-6.
  • Грасиан Б. Из «Карманного оракула». – С. 226-228.
  • Драйден Дж. Из «Опыта о драматической поэзии». – С. 408-411.
  • Малерб Ф. Ода королю Генриху. – С. 444-447.
  • Паскаль Б. Из «Писем к провинциалу». – С. 538-543.
  • Буало Н. Из «Поэтического искусства». – С. 618-630.

 

Тема 17.

Европейский классицизм

Рационализм Декарта как основа картины мира в классицизме. Политика абсолютизма в области литературы и искусства, роль Ришелье. Значение творчества Ф. Малерба для формирования эстетических принципов классицизма. Этапы развития классицистической драматургии.

«Сид» П. Корнеля: трагическая коллизия и ее разрешение, система образов. «Сид» и классицистическая доктрина, влияние спора о «Сиде» на французский театр и на творчество Корнеля. Эволюция творчества Корнеля в годы обострения социально-политических противоречий во Франции. Три манеры.

Ж. Расин: периодизация творчества. Противоречия мировоззрения драматурга и их отражение в творчестве на разных этапах его развития. Классицистическая доктрина и форма трагедии Расина. Античные сюжеты и образы в произведениях Расина. Трагический конфликт «Федры» и его художественное решение. Образная структура трагедии и классицистический канон. Элементы галантного стиля в драматургии Расина. Отличие трактовки долга у Корнеля и Расина, различия в характере конфликта и образе героя. Уход Расина из театра.

Периодизация творчества Мольера. Жанровое многообразие драматургии Мольера и ее связь с традициями народного театра. Мольер – создатель жанра «высокой комедии». Жанровые признаки «высокой комедии». Эстетическое кредо Мольера и классицистическая доктрина. панорама французского общества, собирательные образы дворянина, буржуа, плебея в комедиях Мольера.

История создания и постановки комедии «Тартюф». Сочетание в ней элементов фарса и «высокой комедии». Тема лицемерия. Система образов, характер конфликта. Философская проблематика комедии «Дон Жуан» и ее преемственность по отношению к проблематике «Тартюфа», особенности художественного метода в комедии.

Деятельность Мольера как директора театра, режиссера и актера. Роль Мольера в дальнейшем развитии французской комедии.

Учебник: История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина. – М.: Высш. шк., 1987.

  • Глава 5. Общая характеристика. – С. 53-64.
  • Глава 7-8. Даматургия Пьера Корнеля. Трагедии Жана Расина. – С. 72-103.
  • Глава 9. Комедии Мольера. – С. 103-126.

Художественные тексты:

в полном объеме

  • Корнель П. Сид (любое издание)
  • Расин Ж. Федра (любое издание)
  • Мольер. Тартюф (любое издание)
  • Мольер. Дон Жуан (любое издание)

по хрестоматии (Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII века / Сост. Б.И. Пуришев / Под ред. В. Лукова – М., 2002.):

  • Ларошфуко Ф. де. Максимы. – С. 544-548.
  • Лафайет М.-М. де Из романа «Принцесса де Клев». – С. 549-557.
  • Лафонтен Ж. де. Басни. – С. 638-640.
  • Лабрюйер Ж. де. Из книги «Характеры, или Нравы нашего века». – С. 646-649.

 

Тема 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.005 с.)