Коллоквиум по античной мифологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллоквиум по античной мифологии



1. Значение слов «миф», «мифология».

2. Космогония.

3. Теогония. Титаномахия.

4. Олимпийская додекада.

5. Мойры, музы, хариты.

6. Астральные мифы.

7. Прометей и антропогония.

8. Пять веков.

9. Катаклизм. Девкалион и Пирра.

10. Царство Аида.

11. Посейдон и божества моря. Протей и понятие «протеизм».

12. Календарные мифы. Деметра. Смена времен года.

13. Культ Диониса.

14. Гибристические мифы (Тантал, Ниоба, Сизиф, Арахна, Марсий).

15. Герои-эвергеты (Персей, Геракл, Тесей).

16. Мифы о Дедале, Орфее, Пигмалионе, Асклепии.

17. Мифы о перевоплощениях (метаморфозах).

18. Мифы об аргонавтах.

19. Фиванский цикл мифов.

20. Троянский цикл мифов. Одиссея.

21. Агамемнон и сын его Орест.

22. Мифологическая трактовка географических названий (Эллада, Пелопоннес, Эгейское море, Геллеспонт, Европа).

23. Миксантропические существа в мифологии (кентавр, сфинкс, сатир, тритон).

24. Объяснить фразеологизмы (в первоначальном и в современном значении):

авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Оссу на Пелион.

 

Практическое занятие №2

Софокл «Царь Эдип»

1. Происхождение и развитие древнегреческой трагедии. Свидетельства Аристотеля об эволюции основных видов драмы.

2. «Век Перикла» и творчество Софокла в контексте эпохи.

3. Фиванский цикл мифов, своеобразие его преломления в трагедии.

4. Композиционные особенности трагедии. Функции хора.

5. Образ Эдипа. Концепция трагического героя.

6. Своеобразие понимания трагического в пьесе. Особенности решения проблемы рока.

 

Литература

1. Софокл «Цаь Эдип» // Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

2. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность – М.: Наука, 1972.

3. Боннар А. Греческая цивилизация: от «Илиады» до Парфенона. – М.: Искусство, 1995.

4. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла// Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

5. Мифологический словарь.. – М.: Сов. Энциклопедия.

6.Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск: Наука, 1990.

 

Практическое занятие №3

Героический эпос: Гомер, «Илиада» и «Одиссея», Вергилий, «Энеида»

1. «Гомеровский вопрос». Современное состояние «гомеровского вопроса» и проблемы авторства.

2. Время и место создания поэм. Споры о возникновении поэм: главные теории.

3. Отражение в поэмах истории и мифологии. Миф о Троянской войне: как отзывается он в «Илиаде»? Историческая основа «Илиады» и «Одиссеи». В чем значение научного подвига Г. Шлимана?

4. Жанровое и композиционное своеобразие «Илиады» и «Одиссеи». Два плана повествования. «Закон хронологической несовместимости». Как проявляются линейное развитие действия и двуплановость композиции «Илиады»? Как проявляется прием ретроспекции в «Одиссее»?

5. Система образов: герои (греки и троянцы) и боги. Концепция эпического героя.

6. «Илиада» и «Одиссея»: различия в содержании и композиции поэм.

7. Женские образы поэм (Андромаха, Пенелопа, Прекрасная Елена), своеобразие каждой из них

8. Своеобразие эпического стиля: стихотворный размер, постоянные

9. эпитеты, повторы, сравнения и т.д. Художественные средства поэмы как система.

10.  Гомеровская Греция. Реалии греческого образа жизни в поэмах. «Илиада» как «энциклопедия греческой древности» / Н.Гнедич/. Воплощение в поэме этического идеала древних греков.

11. Влияние гомеровского эпоса на дальнейшее развитие литературы.

«Илиада»

12. Мифологические источники «Энеиды».

13. Продолжение традиций Гомера и новаторство Вергилия в «Энеиде».

Сюжет и композиция поэмы Вергилия.

Система образов; персонажи мифологические и исторические.

«Энеида» как поэма об исторической миссии Рима. Социальное звучание и политическая тенденция поэмы.

Переосмысление творчества Вергилия в последующей европейской литературе.

Литература

1. Гомер «Илиада», «Одиссея» (любое издание).

2. Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М.: Худож. лит., 1971 (или другое издание).

3. Боннар А. Греческая цивилизация: от «Илиады» до Парфенона. – М.: Искусство, 1995.

4. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.1 – М.: Наука, 1983.

5. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М.: Наука, 1983.

6. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. – М.: Наука, 1991.

7. Лосев А.Ф. Гомер. – М.: Соратник, 1996.

8. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. – М.: Худож. лит. 1976.

9. Нейхард А. Предисловие. // Гомер «Илиада». – М.: Правда, 1985.

10. Маркиш С.П. Гомер и го поэмы. – М.: Гослитиздат, 1962.

11. Полонская К.П. Поэмы Гомера. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1961.

12. Шервинский С.В. Вергилий и его произведение // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М.: Худож. лит., 1971.

13. Гаспаров М.Л. Вергилий, или поэт будущего // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. – Спб.: Азбука, 2000. – С.110-147.

14. Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Иностранная литература. – № 8, 1982.

15. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. – М.: Наука, 1966.

 

Практическое занятие № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.009 с.)