Европейский сентиментализм и предромантизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейский сентиментализм и предромантизм



Сентиментализм: акцент на изображении чувств, поиск универсальных ценностей, присущих человеческой природе, утверждение превосходства «сердца» над «умом», противопоставление чувствительности рассудочности. Выдвижение в центр нового героя – обычного человека из «среднего класса», чувствительного и скромного, которому противостоят отрицательные персонажи-аристократы. Введение в повествование эмоционально окрашенного пейзажа, лирических отступлений и т.д.

Предромантизм как выражение кризиса просветительства, оппозиция его идеологии и эстетике. Интерес к национальному прошлому, к фольклору, стремление сохранить памятники уходящей старины, собирание народных баллад и песен. Литературные мистификации (Чаттертон, Макферсон). Подмена логики здравого смысла иррациональной «логикой» кошмаров, эстетикой ужасного. Готический роман (Ратклиф, Уолпол).

Английский сентиментализм. Литературное новаторство Л. Стерна, критика просветительской веры во всесилие разума. «Тристрам Шенди» как полемика с жанром романа воспитания и просветительской идеологией, в целом. Пародирование традиционных форм повествования, ирония.

Поэзия сентиментализма, «кладбищенская лирика».

«Песни Оссиана» Макферсона их значение для развития европейской поэзии. Оссианизм.

Руссо и сентиментализм. Социально-политические взгляды Руссо, теория народовластия в «Общественном договоре». Эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» как сентименталистская энциклопедия чувств, прославление природы и добродетели и нравственного долга. Понятие руссоизма.

Немецкая литература «Бури и натиска». Гердер – идеолог штюрмерства. Историзм. Поэтика штюрмерства.

Периодизация творчества И.В. Гете. Штюрмерский период: лирика, историческая драма «Гец фон Берлихинген» и эпистолярный роман «Страдания юного Вертера». Соединение социального и сентиментально-психологического в романе. Критическая переоценка штюрмерских идей в романе.

Творчество Ф. Шиллера. Драматургия штюрмерского периода: «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь». Сочетание абстрактной патетики и изображения конкретных социальных условий современности. Условность характеров, положительный герой как рупор просветительских идей.

Учебник: История зарубежной литературы XVIIІ века / Под ред. З.И. Плавскина. – М.: Высш. шк., 1991.

  • Глава 5. Литература сентиментализма. Творчество Стерна. – С. 78-98
  • Глава 12. Руссо и руссоизм. – С. 173-177, 179-183.
  • Глава 20. Гердер и движение «Бури и натиска». – С. 273-285.
  • Глава 21-22. Раннее творчество Гете. Раннее творчество Шиллера. – С. 288-306.

Методическое пособие: Методическое пособие по курсу: «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков» (для студентов факультета иностранных языков и филологического факультета) – Донецк: ДонНУ, 2010.

  • Западноевропейский сентиментализм. – С. 45-47.
  • Французское Просвещение. – С. 30-45.

Художественные тексты:

в полном объеме

· Вольтер. Кандид

· Гете И.В. Фауст.

по хрестомтаии (Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия. В 2-х тт. / Под ред. Б.И. Пуришева. – Т. 1. – М., 1988)

· Юнг Э. Ночные думы. – С. 283-286.

· Грей Т. Элегия, написання на сельском кладбище. – С. 288-292.

· Макферсон Дж. Фингал. – С. 294-296.

· Бернс Р. Честная бедность. Джон Ячменное Зерно. Полевой мши, гнездо которой разорено моим плугом. Дерево свободы. Горной маргаритке, которую я смял своим плугом. Любовь. Дженни. Робин. Любовь и бедность. – С. 312-314, 316-320, 324-327, 328-329, 334-335.

по хрестоматии (Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия. В 2-х тт. / Под ред. Б.И. Пуришева. – Т. 2. – М., 1988)

  • Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – С. 158-165.
  • Лессинг Г.Э. Из «Писем о новейшей драматурги». – С. 229-232.
  • Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти. – С. 239-248.
  • Гердер И.Г. Шекспир. – С. 251-254.
  • Шиллер Ф. Разбойники. – С. 276-281.
  • Шиллер Ф. Боги Греции. Перчатка – С. 287-289, 290-291.

Методические рекомендации по организации СРС по дисциплине

Содержание самостоятельной работы по дисциплине

Как правило, практическое занятие проводится после того как прослушана лекция по соответствующей теме, чтобы студент смог воспользоваться тем теоретическим и/или историко-литературным материалом, с которым он познакомился в аудитории. Но практическое занятие может и опережать лекцию, и в этом случае предполагается самостоятельное изучение отдельных разделов учебной программы.

От практического занятия семинар отличается прежде всего тем, что на обсуждение выносится не одно художественное произведение, а два или три, при этом сопоставляется художественный язык нескольких авторов, выясняется сходство и отличия на уровне жанра, композиции, образов главных персонажей и т.д.

Для подготовки к практическому занятию или семинару необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней следует записывать имена персонажей, перечень ключевых моментов в сюжете изучаемых произведений, цитаты из художественных текстов, делать заметки в процессе работы над текстом и во время занятия в аудитории. Основное место отводится конспектам научной литературы по темам практических занятий.

Сама подготовка к практическому занятию/семинару предполагает ряд этапов.

На первом этапе подготовки нужно внимательно прочитать текст, разобраться в соотношении фабулы или сюжета. Чем более вдумчиво прочитано художественное произведение, тем легче будет его проанализировать, определить авторскую сверхзадачу (концепцию), по достоинству оценить его художественный язык. Устный ответ значительно выиграет, если на практическом студент процитирует наизусть отрывок текста, а если это лирическое произведение, то продекламирует целиком.

Обязательный элемент подготовки к практическому занятию/семинару – чтение художественного произведения В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Второй этап подготовки предполагает ознакомление с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Планы практических занятий к соответствующим курсам содержатся в методических пособиях к соответствующим курсам, в разделе ПРАКТИКУМ КУРСА. Они состоят из 5-6 вопросов, касающихся наиболее актуальных проблем изучаемого произведения. Очень важно также усвоение новой терминологии, встречающейся в плане практического занятия. Краткое определение терминов дано в разделе ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КУРСА методических пособий.

Третий этап подготовки включает в себя составление конспекта научных источников, их список прилагается к плану практического занятия и насчитывает 5-10 позиций. Из этого списка необходимо выбрать и законспектировать две-три научные работы. Составление конспекта предполагает и его правильное оформление:

1. Имя (отчество), фамилия исследователя, например: С.С. Аверинцев, Михаил Бахтин и т.п.

2. Полное название источника (статьи, раздела, книги, монографии).

3. Выходные данные, т.е. где и когда была издана научная работа, общее количество страниц.

Составление конспекта требует определенных навыков. Не следует излагать в нем, то, о чем можно прочитать в любом учебнике: биографические данные, творческий путь художника, банальные фразы и клише наподобие – «выдающийся поэт», «великий художник» и пр. Главное внимание необходимо уделять анализу художественного текста, выяснению таких, например, вопросов как особенности жанра, конфликта, повествования, своеобразие художественного языка и пр.

Идеальный конспект – это изложение квинтэссенции (сущности) научного исследования, небольшой по объему текст, в который включены основные положения источника (не больше 1/8 от первоначального текста). Также в конспект можно включить наиболее глубокие по смыслу и яркие по форме высказывания цитируемого литературоведа.

Независимо от того, цитируется первоисточник дословно или тезисно передается основные положения работы, необходимо указывать номера законспектированных страниц.

Существует два подхода к конспектированию материалов по теме практического занятия – по вопросам плана и отдельно по статьям/монографиям. Второй подход предпочтительнее, так как он позволяет сохранить логику рассуждений автора и его концепцию. С другой стороны, конспектирование по вопросам позволяет быстрее сориентироваться в процессе ответа на практическом занятии. В зависимости от того, какую форму конспектирования выбирает студент, необходимо соблюдать следующие правила:

· при конспектировании по вопросам на полях следует указывать выходные данные каждого источника и номер страницы;

· при конспектировании источника целиком следует на полях указывать номер страницы, откуда взят тот или иной фрагмент текста, а также вопрос семинара, к которому относится данный материал.

В процессе подготовки к занятию могут быть использованы не только печатные издания (книги, журналы), но и материалы из Internet. Их также необходимо конспектировать от руки, чтобы к процессу усвоения и осмысления информации подключалась также и моторная память, способствующая запоминанию. В качестве дополнительных материалов на практическом занятии можно использовать распечатки, но только в том случае, если они проработаны, т.е. в них выделены ключевые идеи, на полях сделаны пометки о том, к какому вопросу семинара относится тот или иной абзац.

Накануне семинара следует обязательно перечитать конспект, сделать необходимые пометки, продумать ответы на вопросы плана. Наличие конспекта на практическом занятии/семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО, в противном случае, оно не будет зачтено. Конспект, написанный после даты проведения занятия, никакой практической ценности не имеет.

1. Шекспир «Ромео и Джульетта»

2. Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»

3. Поэзия барокко

4. Трагедия французского классицизма

5. Дефо, «Робинзон Крузо»

6. Немецкая просветительская драматургия: Лессинг, «Эмилия Галотти», Шиллер, «Коварство и любовь»

 

Практическое занятие №1

Древнегреческая мифология

1. Древнегреческая мифология как способ античного мировидения. Значение слов «миф», «мифология». Роль судьбы, рока (мойра, ананке, дике, тихе). Понятия «миксантропизм», «метаморфоза».

2. Космологические представления древних (идея вечного возвращения).

3. Основные циклы мифов (космогонические, антропогонические, астральные, календарные, гибристические и пр.).

4. Олимпийский пантеон. Особенности изображения богов. Боги и люди.

5. Понятие «герой». Герои-эвергеты.

5. Первоначальное и современное значение мифологических фразеологизмов, трактовки географических названий.

 

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

2.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия.

3. Мифологический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия.

4. Словарь античности. Перев. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

5. История всемирной литературы: В 9-ти т. Т.1– М.: Наука, 1983.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. – М.: Прогресс, 1992.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957.

8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

9. Тахо-Годи А.А, Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.013 с.)