Античность – Средневековье - Возрождение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античность – Средневековье - Возрождение»



Античность – Средневековье - Возрождение»

Тема 1.

Античная литература. Мифология

Понятие «античный». Античная литература как наиболее древняя в европейской истории культура. Греция и Рим – два разноязычных варианта единой античной культуры. Хронологические и географические границы, историческое своеобразие. Древнегреческая мифология как система представлений о мире и как фундамент античной литературы. Три важнейших этапа эволюции мифологии. Основные циклы мифов. Главные аспекты античного мировосприятия. Космологизм античной культуры. Идея времени (идея вечного возвращения). Антропоцентризм античной культуры как проявление космологизма. Своеобразие богов древнегреческого пантеона. Представление о судьбе, роке (мойра, ананке, дикэ, тихэ).

 

Тема 2.

Архаический период

Архаический период древнегреческой литературы. Военно-героический и сказочно-приключенческий эпос Гомера как «энциклопедия древности». Отражение в архаическом эпосе этического кодекса общины. «Гомеровский вопрос». Концепция героя, эпический идеал. Дидактический и генеалогический эпос Гесиода. Упадок эпоса после Гесиода (комический эпос «Батрахомиомахия»). Возникновение лирики в обстановке кризиса родового уклада: декламационная лирика и мелика. Основные жанры декламационной поэзии (ямб, элегия). Хоровая мелика, её связь с культом, обрядом, коллективными празднествами. Основные жанры и представители хоровой мелики. Выражение личных чувств в сольной мелике. Основные жанры и представители.

 

Тема 3.

Классический период древнегреческой литературы

Утверждение культа Диониса, общенародные празднества в честь бога и появление в Древней Греции театра. Устройство античного театра, 5 век до н.э. – век расцвета греческой драмы. Эволюция трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Структурные особенности греческой трагедии, опора на мифы. Возникновение греческой комедии, связь с культом плодородия. Аристофан как выдающийся представитель древнеаттической комедии. Трактовка настоящего в комедиях Аристофана. Возникновение древнегреческой прозы (историография, риторика, философская проза).

 

Тема 4.

Эллинизм и римско-эллинистический период древнегреческой литературы.

Эллинистический период греческой истории. Новые исторические условия бытования греческой культуры (военно-бюрократическая монархия). Александрийская школа поэтов (Каллимах). Жанр идиллии (Феокрит). «Учёный эпос» Аполлония Родосского. Новоаттическая комедия (Менандр). Древнегреческая литература периода римского владычества. Историография (Плутарх). Сатирический пафос творчества Лукиана. Любовно-буколический роман Лонга.

 

Тема 5.

Римская литература эпохи Республики

Историческая роль Рима. Своеобразие римской литературы. Индивидуализм, интенсивность внутренних переживаний. Роль эпикуреизма, стоицизма и скептицизма в истории римской культуры. Влияние греческой культуры на Древний Рим. Периодизация римской литературы. Ранняя литература Древнего Рима. Своеобразие театра в Риме. Особенности римской комедии, её основные жанры (паллиата, тогата) Римская литература периода гражданских войн. Проза Цезаря, Цицерона. Школа неотериков. Лирика Катулла. Лукреций и его философская поэма «О природе вещей».

Тема 6-7.

Римская литература эпохи Империи

Римская литература в период перехода от республики к империи. «Золотой век» римской литературы. Роль Гая Цильния Мецената в возвышении литературы как главного носителя идей Августа. Жизнь и творчество Вергилия. Мифология и история в поэме «Энеида». Система персонажей. Этический идеал в поэме Вергилия. Жизнь и творчество Горация. Философские и политические воззрения, их эволюция. Гораций как теоретик литературы; эстетическая программа в «Науке поэзии» («Послание Писонам»). Жизнь и творчество Овидия. Особенности композиции, переосмысление мифологических образов в поэме «Метаморфозы». Общая характеристика римской литературы «серебряного века». Луций Анней Сенека и его время. Своеобразие «драмы для чтения». Расцвет сатиры в творчестве Ювенала и Марциала.Художественные особенности римского романа («Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея). Римская басня, влияние Эзопа на Федра. «Эзопов язык». Значение римской литературы.

 

Тема 8.

Литература Средневековья. Германо-скандинавская мифология.

Исторические условия перехода Европы от античности к Средневековью. Картина мира, влияние на неё христианства. Роль молодых варварских народов в формировании средневековой литературы. Три фактора, оказавших воздействие на средневековую культуру: традиции народного творчества, опирающиеся на языческую мифологию новых народов, воздействие античного мира и христианства. Периодизация средневековой литературы. Латинская литература как единственная письменная литература Раннего Средневековья. Клерикальные и светские тенденции, основные жанры и представители. Народная поэзия, мифы и предания Раннего Средневековья. Кельтский эпос, основные мотивы и образы, своеобразие художественной формы. Исландская эпическая традиция. Сага как синтез правды и вымысла; эпический синкретизм. Герой в саге. Понятие «сага». «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона как памятники древнеисландской культуры. Основные жанры, мотивы и образы в «Старшей Эдде». Представление о герое и героическом, особенности изображения богов и великанов в «Старшей Эдде». Особенности скальдической поэзии.

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987. – Раздел I.

  • Введение. – С. 8-16.
  • Глава 1-2-3. – С. 17-42.

Методическое пособие: Постовая Н.С., Рижкова Л.А. Методическое пособие к курсу «История зарубежной литературы: Средневековье – Возрождение» – Донецк: ДонНУ, 2010.

  • Эпоха Средневековья. – С. 10-15.
  • Раннее Средневековье и литература (III-IV – X вв.). – С. 19-20.

Художественные тексты: Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004.

  • Бой Кухулина с Фердиадом. – С. 92-103.
  • Прорицание вёльвы. – С. 114-121.

Справочная литература: Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. –Т. 1 – А.-М. / Под ред. Токарева С.А. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

  • Кельтская мифология. – С. 633-637.
  • Германо-скандинавская мифология. – С. 284-292.

Тема 9.

Героический эпос Высокого Средневековья. Рыцарская литература

Завершение процесса формирования феодальных отношений. Основные сословия: духовенство, король и рыцарство, крестьянство, иерархичность социальных отношений. Формирование литературы на романских и германских языках. Основные литературные пласты: духовная литература на латинском языке, куртуазная и городская литература на языках новых народов. Героический эпос Зрелого Средневековья, отличия от эпоса Раннего Средневековья. Предания о старине как основа нового эпоса. Разнообразие нового эпоса. Верность родной земле, всему коллективу, целому, вассальной этике. Художественное своеобразие нового эпоса (замена ассонанса или аллитерации на рифму, стилевая гибкость и др.). Своеобразие куртуазной (придворной) или рыцарской литературы. Отражение в куртуазной литературе светской идеологии феодального мира (честь, верность рыцаря христианству, своему сюзерену и своей избраннице). Любовная лирика трубадуров, труверов и миннезингеров. Культ Прекрасной Дамы в куртуазной лирике. Основные жанры (альба, кансона, тенсона, баллада и др.). Куртуазный/рыцарский роман и его тяготение к вымыслу, фантастике, экзотике, к частной судьбе героев. Хронотоп дороги и его своеобразие. Роман «Тристан и Изольда» как эталон жанра.

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987. – Раздел II, III.

• Глава 5. – С. 45-50.

• Глава 6-7-8. – С. 64-94.

• Глава 9. – С. 74-84

• Глава 10. – С. 84-90 (миннезанг, Вальтер фон дер Фогельвейде); 91-92 (Тангейзер, Генрих фон Офтердинген).

• Глава 11. – С. 92-100 (рыцарский роман, Кретьен де Труа); 102 (Вольфрам фон Эшенбах).

• Глава 12. – С. 105-108.

• Глава 14. – С. 121-122 (ваганты)

Методическое пособие: Постовая Н.С., Рижкова Л.А. Методическое пособие к курсу «История зарубежной литературы: Средневековье – Возрождение» – Донецк: ДонНУ, 2010.

• Раннее Средневековье и литература (III-IV – X вв.). – С. 16-18.

• Зрелое Средневековье и литература (XI – XIII вв.) – С. 21-24, 27-28.

· Зрелое Средневековье и литература (XI-XIII вв.). – С. 28-30.

• Позднее Средневековье и литература XIV-XV вв. – С. 30-33.

Художественные тексты:

в полном объеме:

  • «Песнь о нибелунгах» (текст в полном объеме, любое издание или http://www.fbit.ru/free/myth/texty/pnibelun/home.htm)

по хрестоматии (Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004):

• Саксон Грамматик. Деяния датчан. Сага о Гамлете. – С. 70-80.

• Поэзия вагантов. – С. 43-54.

• Песнь о Роланде. – С. 194-248.

· по хрестоматии (Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004):

• Лирика трубадуров. – С. 170-186.

• Мария Французская. О жимолости. – С. 266-268.

• Кретьен де Труа. Роман о Тристане. – 309-319.

• Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль. – С. 472-476.

• Готфрид Страсбургский. Тристан и Изольда. – С.476-481.

Тема 10.

Литература позднего Средневековья

Формирование городской литературы. Отказ от возвышенной идеализации феодального мира, сатирическая и дидактическая направленность городской литературы. Основные жанры городской литературы: фаблио/шванк, «животный эпос», дидактическая и аллегорическая поэзия («Роман о Розе»). Возникновение средневекового театра. Влияние церкви на средневековую драматургию. Основные жанры (мистерия, моралите, миракль). Комические пьесы (фарс, фастнахтшпили, соти). Поэзия мейстерзингеров в Германии. Творчество величайшего французского поэта Средневековья Франсуа Вийона. Вклад литературы Средневековья в мировую культуру.

Проторенессанс/Предвозрождение как уникальный этап развития в итальянской литературе. «Божественная комедия» Данте как произведение последнего поэта Средневековья и первого поэта Возрождения. Символика, аллегоризм поэмы, магия чисел, трёхчастное построение, обращение к средневековому жанру видения и в то же время новые акценты в картине мира, особенности в понимании человека и его места. Эпоха Возрождения в Италии. 

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987. – Раздел IV, V, IX.

· Глава 14. – С. 125-127 (Вийон).

· Глава 17. – С. 148-163 (Данте).

· Глава 39. – С. 327-332 (Чосер).

Методическое пособие: Постовая Н.С., Рижкова Л.А. Методическое пособие к курсу «История зарубежной литературы: Средневековье – Возрождение» – Донецк: ДонНУ, 2010.

· Заключение. – С. 33-37.     

· О крестовых походах (время креста). – С. 37-38.

Художественные тексты:

в полном объеме:

• Данте. Божественная комедия («Ад») (текст в полном объеме, любое издание или http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt).

по хрестоматии (Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004):

· Вийон. – С. 393-400.

· Чосер. Из «Кентерберийских рассказов». – С. 687-713.

 

Тема 11.

Тема 12.

Художественные тексты:

по хрестоматии (Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. – Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1962. – 548 с.):

· Томас Мор. Из «Утопии». – С. 6-18.

· Бэкон. Из «Новой Атлантиды». – С. 91-100.

· Марло. Из «Трагической истории доктора Фауста». – С. 148-159.

по хрестоматии (Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. – Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1962. – 548 с.):

· Себастьян Брант. Из «Корабля дураков». – С. 247-250.

· Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. – С. 258-271.

· Народная книга о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике. – С. 334-340.

 

Тема 13.

Творчество Шекспира

Творчество У. Шекспира. «Шекспировский вопрос» и «шекспировский канон». Периодизация творчества. Гуманизм, прославление человеческих чувств, активной деятельности в комедиях Шекспира 90-х годов. Историческая и политическая концеция драматурга национальной истории в хрониках. Проблема власти, правителя, тирании, роли народа. Особенности трагедий Шекспира: противостояние героя враждебному миру и новому, психологический конфликт, диалектика страстей в душах персонажей, разрушение ренессансной гармонии личности в трагедиях, осмысление времени и места человека в мире и вечности, противостояние добра и зла. «Гамлет» и «трагический гуманизм» Позднего Возрождения. Понятие «гамлетизм». Воплощение античной метафоры «мир-театр» в творчестве Шекспира. Своеобразие сонетов У. Шекспира.

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987.

· Глава 44. – С. 364-386.

Художественные тексты:

в полном объеме:

· Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет.. Сон в летнюю ночь (любое издание).

 

Тема 14.

Художественные тексты:

в полном объеме:

· Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (любое издание) (1-2-3 кн. + главы из хрестоматии)

по хрестоматии (Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. 3-е издание, стереотипное, М.: Альянс, 2011. – 639 с.):

· Маргарита Наваррская. Из «Гептамерона». – С. 468-470.

· Дю Белле. Из «Защиты и восхваления французского языка». – С. 548-553.

· Ронсар. – С. 555-558.

· Монтень. Из «Опытов». – С. 610-615.

Тема 15.

Тема 16.

Тема 17.

Европейский классицизм

Рационализм Декарта как основа картины мира в классицизме. Политика абсолютизма в области литературы и искусства, роль Ришелье. Значение творчества Ф. Малерба для формирования эстетических принципов классицизма. Этапы развития классицистической драматургии.

«Сид» П. Корнеля: трагическая коллизия и ее разрешение, система образов. «Сид» и классицистическая доктрина, влияние спора о «Сиде» на французский театр и на творчество Корнеля. Эволюция творчества Корнеля в годы обострения социально-политических противоречий во Франции. Три манеры.

Ж. Расин: периодизация творчества. Противоречия мировоззрения драматурга и их отражение в творчестве на разных этапах его развития. Классицистическая доктрина и форма трагедии Расина. Античные сюжеты и образы в произведениях Расина. Трагический конфликт «Федры» и его художественное решение. Образная структура трагедии и классицистический канон. Элементы галантного стиля в драматургии Расина. Отличие трактовки долга у Корнеля и Расина, различия в характере конфликта и образе героя. Уход Расина из театра.

Периодизация творчества Мольера. Жанровое многообразие драматургии Мольера и ее связь с традициями народного театра. Мольер – создатель жанра «высокой комедии». Жанровые признаки «высокой комедии». Эстетическое кредо Мольера и классицистическая доктрина. панорама французского общества, собирательные образы дворянина, буржуа, плебея в комедиях Мольера.

История создания и постановки комедии «Тартюф». Сочетание в ней элементов фарса и «высокой комедии». Тема лицемерия. Система образов, характер конфликта. Философская проблематика комедии «Дон Жуан» и ее преемственность по отношению к проблематике «Тартюфа», особенности художественного метода в комедии.

Деятельность Мольера как директора театра, режиссера и актера. Роль Мольера в дальнейшем развитии французской комедии.

Учебник: История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина. – М.: Высш. шк., 1987.

  • Глава 5. Общая характеристика. – С. 53-64.
  • Глава 7-8. Даматургия Пьера Корнеля. Трагедии Жана Расина. – С. 72-103.
  • Глава 9. Комедии Мольера. – С. 103-126.

Художественные тексты:

в полном объеме

  • Корнель П. Сид (любое издание)
  • Расин Ж. Федра (любое издание)
  • Мольер. Тартюф (любое издание)
  • Мольер. Дон Жуан (любое издание)

по хрестоматии (Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII века / Сост. Б.И. Пуришев / Под ред. В. Лукова – М., 2002.):

  • Ларошфуко Ф. де. Максимы. – С. 544-548.
  • Лафайет М.-М. де Из романа «Принцесса де Клев». – С. 549-557.
  • Лафонтен Ж. де. Басни. – С. 638-640.
  • Лабрюйер Ж. де. Из книги «Характеры, или Нравы нашего века». – С. 646-649.

 

Тема 18.

Тема 19

Древнегреческая мифология

1. Древнегреческая мифология как способ античного мировидения. Значение слов «миф», «мифология». Роль судьбы, рока (мойра, ананке, дике, тихе). Понятия «миксантропизм», «метаморфоза».

2. Космологические представления древних (идея вечного возвращения).

3. Основные циклы мифов (космогонические, антропогонические, астральные, календарные, гибристические и пр.).

4. Олимпийский пантеон. Особенности изображения богов. Боги и люди.

5. Понятие «герой». Герои-эвергеты.

5. Первоначальное и современное значение мифологических фразеологизмов, трактовки географических названий.

 

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

2.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия.

3. Мифологический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия.

4. Словарь античности. Перев. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

5. История всемирной литературы: В 9-ти т. Т.1– М.: Наука, 1983.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. – М.: Прогресс, 1992.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957.

8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

9. Тахо-Годи А.А, Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989.

 

Софокл «Царь Эдип»

1. Происхождение и развитие древнегреческой трагедии. Свидетельства Аристотеля об эволюции основных видов драмы.

2. «Век Перикла» и творчество Софокла в контексте эпохи.

3. Фиванский цикл мифов, своеобразие его преломления в трагедии.

4. Композиционные особенности трагедии. Функции хора.

5. Образ Эдипа. Концепция трагического героя.

6. Своеобразие понимания трагического в пьесе. Особенности решения проблемы рока.

 

Литература

1. Софокл «Цаь Эдип» // Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

2. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность – М.: Наука, 1972.

3. Боннар А. Греческая цивилизация: от «Илиады» до Парфенона. – М.: Искусство, 1995.

4. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла// Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

5. Мифологический словарь.. – М.: Сов. Энциклопедия.

6.Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск: Наука, 1990.

 

Практическое занятие №3

Литература

1. Гомер «Илиада», «Одиссея» (любое издание).

2. Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М.: Худож. лит., 1971 (или другое издание).

3. Боннар А. Греческая цивилизация: от «Илиады» до Парфенона. – М.: Искусство, 1995.

4. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.1 – М.: Наука, 1983.

5. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М.: Наука, 1983.

6. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. – М.: Наука, 1991.

7. Лосев А.Ф. Гомер. – М.: Соратник, 1996.

8. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. – М.: Худож. лит. 1976.

9. Нейхард А. Предисловие. // Гомер «Илиада». – М.: Правда, 1985.

10. Маркиш С.П. Гомер и го поэмы. – М.: Гослитиздат, 1962.

11. Полонская К.П. Поэмы Гомера. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1961.

12. Шервинский С.В. Вергилий и его произведение // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М.: Худож. лит., 1971.

13. Гаспаров М.Л. Вергилий, или поэт будущего // Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. – Спб.: Азбука, 2000. – С.110-147.

14. Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Иностранная литература. – № 8, 1982.

15. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. – М.: Наука, 1966.

 

Практическое занятие № 4

Литература

1. Прорицание вёльвы // Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия (латин., кельт., скандинав., прованс., франц. литературы) / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Просвещение, 1974. Либо: Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х тт. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

3. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968.

4. Старшая Эдда. – М.-Л., 1963. («Прорицание вёльвы» и др. песни).

5. Старшая Эдда: Эпос. – СПб: Азбука, 2000.

6. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. – М: Наука, 1974.

7. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. – М: Астрель, АСТ, 2002.

8. Скандинавская мифология: Энциклопедия. – М: Эксмо, 2004.

9. Стурлусон, Снорри. Круг Земной. – М.: Наука; Научно-издательский центр "Ладомир", 2000.

10. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. – Л.: Наука, 1984.

11. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. – М.: Наука, 1979.

12. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т.2. – М.: Наука, 1984.

 

Практическое занятие №5

Песнь о Нибелунгах

1. Героический эпос «Песнь о Нибелунгах», его место в средневековой немецкой литературе. Судьба рукописи. Проблема авторства и датирования. 

2. Истоки сюжета История, миф и сказка в поэме.

3. Композиция поэмы, своеобразие трагических пиков «Песни о Нибелунгах». Основные мотивы. Ретардационные и драматические элементы (функция контрастов, снов, предсказаний и т.д.)

4. Своеобразие эпического мира в поэме и общие тенденции его построения:

а/ пространство и время в поэме;

б/ способы изображения битв, ратных подвигов, состязаний и пиров;

в/ влияние куртуазноц литературы на героический эпос.

5. Эпический герой: воплощение в нём этического и эстетического идеала Средневековья.

6. Значение эпоса для последующих эпох.

 

Литература

1. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о нибелунгах. – М.: Иностранная литература, 1960.

2. История немецкой литературы: В 5-ти т. – Т.1. – М.: АН СССР, 1962.

3. Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах», её истоки иеё художественная структура.

4. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.: Наука, 1981.

5. Гуревич А.Я. Хронотоп «Песни о Нибелунгах»// Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – «Песни о Нибелунгах».. Искусство, 1990.

6. Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов. – Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (БВЛ). – М.: Худож. лит., 1975.

7. История всемирной литературы: В 9 т. – Т.2 – М.: Наука, 1984.

 

Практическое занятие №6

Литература

1.Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1946.

2. Дживелегов А.К. Алигьери: Жизнь и творчество. – М., 1946.

3. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. – М.: Мысль, 1990.

4. Елина Н.Г. Данте: Критиуо-биографический очерк. – М. 1965.

5. Данте и всемирная литература/ Под редакцией Н.И. Балашова и др. – М, 1967.

6. Данте и славяне: Сб. статей/ Под ред. С.Бэлзы. – М., 1965.

7. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.

8. Мандельштам О. Разговор о Данте. – М.: Искусство, 1967.

 

Практическое занятие № 7

Литература

1.Холодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. – М, 1974.

2. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды: становление литературной школы – М., 1976.

3. Подгаецкая И.Ю. Свет Плеяды // Поэзия Плеяды. – М.: Радуга, 1984.

4. Западноевропейский сонет 13-17 веков. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.

5. Аникст А.А. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира// Шекспир В. Полн. собр. соч. в 8 тт. – Т.8. – М.: Искусство, 1960.

6. Мирошникова Н.А. Сонет. Теория и история. – Киев: Навч. Пос., 1997.

7. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.

 Практическое занятие № 8

Литература

1. Шекспир. Ромео и Джульетта (любое издание).

2. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. – М.: Худож. лит., 1971.

3. Аникст А.А. Ремесло драматурга. – М.: Худ.лит., 1974.

4. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». – М.: Просвещение, 1986.

5. Верцман И. «Гамлет» Шекспира. – М.: Худож. лит., 1964.

6. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир // История всемирной литературы: В 9 т. Т.З. М.,1985. С. 317-330.

7. 5.Смирнов А.А. Шекспир. – М.-Л.: Искусство, 1963.

8. Шекспир в меняющемся мире. Сборник статей. – М.: Прогресс, 1966.

9. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.,1975.

10. Шекспир в мировой литературе. – М.-Л.: Худож. лит., 1964.

11. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

12. Шайтанов И.О. Шекспир. // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997.

13. Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир. – М.: Радуга, 1986.

14. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. – М.: Алгоритм, 1997.

15. Шекспировские чтения – 1993. / Под ред. А.В. Бартошевича. – М.: Наука, 1993.

16. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. – М.: Искусство, 1994.

17. Акройд П. Шекспир. Биография. – М.: Колибри, 2010.

 

Практическое занятие № 9

Ренессансная комедия

Литература

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

2. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.

3. Плавскин З.И. Лопе де Вега: 1562 – 1635. –  Л.-М., 1960.

4. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – Сов. Писатель, 1989.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.:

6. Аникст А.А. Ремесло драматурга. – М.: Худ.лит., 1974.

7. Западноевропейский театр: от эпохи Возрождения до рубежа ХIХ – ХХ вв. – М.: РГГУ, 2001.

 

Практическое занятие № 10

Литература

1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990.

2. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М.: Гослитиздат, 1961.

3. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. – М.: Худож. лит., 1948.

4. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т. 3 – М.: Наука, 1985.

5. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. –М.: Высш. шк., 1987.

6. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. – М.: ГИХЛ, 1948.

7. История французской литературы: В 3-х тт. – Т. 1. – М-Л.: АН СССР, 1946.

8. Анненская А. Рабле // Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт. Биографические очерки. –СПб: Редактор, 1998.

9. Кирнозе З.И. Франсуа Рабле // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.2. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997.

 

Практическое занятие № 11

Трагедия французского классицизма:

План

1. Трагедия как жанр в художественной системе классицизма (способ отражения действительности, выбор жанров, язык).

2. Трагедия П. Корнеля «Сид»:

a. сущность конфликта;

b. композиция;

c. система образов.

3. Трагедия Ж. Расина «Федра»:

a. переосмысление традиции античной драмы (Еврипид «Ипполит»);

b. особенности конфликта;

c. концепция любви;

d. образ главной героини;

e. специфика нового стиля трагедии, психологизм.

4. Творчество П. Корнеля и Ж. Расина: два этапа в истории французского классицизма (проблематика, герой, характер конфликта, художественный язык).

5. Конфликт страсти и долга в «Сиде» «Федре». Сравнительная характеристика. Новый этап женского самосознания.

6. Переосмысление античного мифа в античной трагедии (Еврипид, Сенека).

7. Особенности художественного языка «Федры». Специфика нового стиля трагедии.

8. Своеобразие Расина как позднего классициста (сравнить с Корнелем).

 

Письменное задание

1. Найдите и выпишите элементы классицистического канона трагедии (конфликт, герой, художественный язык и т.д.) в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (Буало Н. Поэтическое искусство. – http://fgpodsobka.narod.ru/poetica.htm (Песнь третья)).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Обломиевский Д.Д. Корнель // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 120-127.

2. Виппер Ю.Б. Расин // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 138-146.

3. Виппер Ю.Б. Драматургия Расина // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М.: Худож. лит., 1990. – С. 183-194.

4. Обломиевский Д. Французский классицизм. Очерки. – М.: Наука, 1968.

5. Козлова Н.П., Ранний европейский классицизм (XVI-XVII вв.) // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С.5-28.

6. Адан А. Театр Корнеля и. Расина // Театр французского классицизма – М.: Худож. лит., 1970. – С. 5-18.

7. Бахмутский В.Я. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В.Я. В поисках утраченного: (от классицизма до Умберто Эко): статьи разных лет. – М.: МПП «Измайлово», 1994. – С. 3-19.

8. Корнель П. Рассуждение о трех единствах действия, времени и места // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З84-391.

9. Корнель П. Рассуждение о полезности и частях драматического произведения // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З61-377.

10. Расин Ж. Предисловие к трагедии «Андромаха» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 419-420.

11. Жирмунская Н.А. Трагедии Расина и Примечания // Расин Жан. Трагедии / Сер. «Литературные памятники» /. – Л.: Наука, 1977. – С. 377-408; 409-428.

12. Бахмутский В.Я. Театр слова (Время и пространство во французской классической трагедии) // Бахмутский В.Я. Пороги культуры. – М.: Гелеос, 2005. – С. 46-63.

13. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина // Мориак Ф. Жизнь Жана Расина; Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Виньи А. де Стелло, или Синие демоны / Пер. с фр. – М.: Книга, 1988.

14. Федра // Мифы народов мира в 2-х т. – Т.2. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

 

Практическое занятие № 12

План

1. История создания комедии «Тартюф».

2. Понятие «высокой комедии» в творчестве Мольєра.

3. Система образов в комедии: антагонисты и жертвы.

4. Образы Тартюфа и Оргона, их структура и способы создания.

5. Особенности конфликта. Сатирическое и комичное начала в комедии

6. Истоки сюжета «Дон Жуана», своеобразие мольеровской интерпретации.

7. Основная тема трагикомедии, особенности ее развития. Образы Дон Жуана и Сганареля.

8. Пьеса «Дон Жуан» и каноны классицизма.

 

Конспектирование + письменное задание

1. Шайтанов И. Мольер // Искусство европейской комедии в XVII веке http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102006 

2. Выпишите из текста в две колонки все положительные и отрицательные характеристики Тартюфа, которые дают ему персонажи комедии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мольер. Тартюф. Дон Жуан (любое издание).

2. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 146-152.

3. История французской литературы. Т.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

4. Обломиевский Д. Французский классицизм. – М.: Наука, 1968.

5. Гликман И. Мольер. – М.; Л.: Худож. лит., 1966.

6. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М.: Искусство, 1967

7. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (будь-яке видання).

8. Бордонов. Мольер. – М.: Искусство, 1983.

9.  Мольер Ж.-Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 392-405.

10. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы: Статьи и лекции по зарубежной литературе. – М.: Гослитиздат, 1956. – С. 335–390.

 

Практическое занятие № 13

План

1. Барокко как важнейшее художественное направление XVII в.: социально-философские истоки, концепция мира и человека.

2. Художественное и проблемно-тематическое своеобразие национальных вариантов поэзии барокко:

а) культеранизм и консептизм в испанской литературе XVII в.;

б) поэзия периода Тридцатилетней войны в Германии;

в) Джон Донн и «метафизическая школа» английской поэзии;

г) либертинаж и прециозность как варианты французского барокко.

3. Значение и исторические судьбы барокко.

Найти в словаре литературоведческих терминов значение терминов: «культеранизм», «консептизм», «прециозность», «либертинаж», «метафора», «концепт», «метафизика»

Конспектирование

1. Плавскин З.И. Введение // Испанская литература XVII-середины XIX века. – М., 1978. – С. 7-14. http://padaread.com/?book=47402&pg=15

2. Подковыркин П.Ф. «Темный и трудный стиль» в испанской литературе XVII века http://druslit.ru/gongorism.html

3. Исламова М. Салон, или 120 слов жаргона / Как француженки XVII века создали альтернативную светскую культуру

 https://nplus1.ru/material/2017/01/13/preciosity-salon-language

ЛИТЕРАТУРА

1. Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.

2. История всемирной литературы. Т.4. – М., 1987.

3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – М., 1981.

4. Макаров А. Світло українського бароко. – К., 1987.

5. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1977.

6. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

7. Барокко // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1983.

8. Плавскин З. Испанская литература XVII–середины ХІХ века. – М., 1978.

9. Макуренкова С. Джон Донн: поэтика и риторика. – М., 1994.

10. Виппер Ю. Поэзия классицизма и барокко. // Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.

11. Гинзбург Л. Разбилось лишь сердце мое. – М., 1983

 

Практическое занятие № 14

Д. Дефо, «Робинзон Крузо»

План

1. История создания романа.

2. Жанровая природа произведения. «Робінзон Крузо» – роман для взрослых и детей. Просветительская концепция романа.

3. Образ Робинзона Крузо. Тема труда в романе. Проблема природы и цивилизации.

4. Особенности повествовательной формы. Способы драматизации. Двуплановость повествовательной струкутры романа: будничность и философско-аллегорическое содержание.

5. Понятие «робинзонада», его развитие в литературе последующих эпох.

 

Конспектирование

1. Романчук Л. Композиция романа Дефо «Робинзон Крузо» http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/romanchuk-defo-robinzon-kruzo.htm.

2. Перечислите (письменно) основные этапы адаптации Робинзона на острове и виды его трудовой деятельности.

 

Л И ТЕРАТУРА

  1. Дефо Д. Робинзон Крузо (любое издание).
  2. Елистратова А.А. Просветительский роман: [Английская литература XVIII в.]. Дефо. Ричардсон. Филдинг. Смоллет // История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М.: Наука, 1987. – С. 46-63.
  3. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966.
  4. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. – М.: Наука, 1973.
  5. Урнов Д.М. Дефо. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  6. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: проблемы типологии. – Киев-Одесса: Вища шк., 1983.

 

Практическое занятие № 15

Вольтер, «Кандид»

План

1. Особенности построения сюжета. Жанровое новаторство.

2. Проблематика произведения: критика войн, прусского дворянства, философии оптимизма и свободы воли (полемический план повести). Элементы утопии. Позитивная программа.

3. Концепция героя и функции других персонажей.

4. Художественное своеобразие философской повести: ирония, гротеск, пародия. Специфика хронотопа. Реальность и фантастика.

 

Конспектирование + письменная работа

1. Михайлов А.Д. Вольтер после 1749 г. // История всемирной литературы: В 8 т. – М.: Наука, 1983-1994. – Т. 5. – 1988. – С. 119-129. http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm Выпишите отдельными пунктами жанровые признаки философской повести (тип героя, сюжет и т.д.)

2. Найдите в тексте повести «Кандид» типологические признаки жанра «философская повесть», приведите примеры, проиллюстрируйте цитатами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.377 с.)