Ж.-Б. Мольер, «Тартюф», «Дон Жуан» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж.-Б. Мольер, «Тартюф», «Дон Жуан»



План

1. История создания комедии «Тартюф».

2. Понятие «высокой комедии» в творчестве Мольєра.

3. Система образов в комедии: антагонисты и жертвы.

4. Образы Тартюфа и Оргона, их структура и способы создания.

5. Особенности конфликта. Сатирическое и комичное начала в комедии

6. Истоки сюжета «Дон Жуана», своеобразие мольеровской интерпретации.

7. Основная тема трагикомедии, особенности ее развития. Образы Дон Жуана и Сганареля.

8. Пьеса «Дон Жуан» и каноны классицизма.

 

Конспектирование + письменное задание

1. Шайтанов И. Мольер // Искусство европейской комедии в XVII веке http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102006 

2. Выпишите из текста в две колонки все положительные и отрицательные характеристики Тартюфа, которые дают ему персонажи комедии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мольер. Тартюф. Дон Жуан (любое издание).

2. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 146-152.

3. История французской литературы. Т.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

4. Обломиевский Д. Французский классицизм. – М.: Наука, 1968.

5. Гликман И. Мольер. – М.; Л.: Худож. лит., 1966.

6. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М.: Искусство, 1967

7. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (будь-яке видання).

8. Бордонов. Мольер. – М.: Искусство, 1983.

9.  Мольер Ж.-Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 392-405.

10. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы: Статьи и лекции по зарубежной литературе. – М.: Гослитиздат, 1956. – С. 335–390.

 

Практическое занятие № 13

Поэзия западноевропейского барокко

План

1. Барокко как важнейшее художественное направление XVII в.: социально-философские истоки, концепция мира и человека.

2. Художественное и проблемно-тематическое своеобразие национальных вариантов поэзии барокко:

а) культеранизм и консептизм в испанской литературе XVII в.;

б) поэзия периода Тридцатилетней войны в Германии;

в) Джон Донн и «метафизическая школа» английской поэзии;

г) либертинаж и прециозность как варианты французского барокко.

3. Значение и исторические судьбы барокко.

Найти в словаре литературоведческих терминов значение терминов: «культеранизм», «консептизм», «прециозность», «либертинаж», «метафора», «концепт», «метафизика»

Конспектирование

1. Плавскин З.И. Введение // Испанская литература XVII-середины XIX века. – М., 1978. – С. 7-14. http://padaread.com/?book=47402&pg=15

2. Подковыркин П.Ф. «Темный и трудный стиль» в испанской литературе XVII века http://druslit.ru/gongorism.html

3. Исламова М. Салон, или 120 слов жаргона / Как француженки XVII века создали альтернативную светскую культуру

 https://nplus1.ru/material/2017/01/13/preciosity-salon-language

Художественные тексты для анализа

1. Гонгора Л. Сонеты («О влага светоносного ручья...", «В хрустальной чаше ласковых ладоней...", «Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое» или другие); Летрильи («Жить бы мне в покое...", «Фортуна» или другие) // Гонгора-и-Арготе. Лирика. – М., 1977.

2. Кеведо Ф. Эпиграммма на Гонгору. Постоянство в любви после смерти. О всесилии смерти и неумолимости времени. Обманная видимость и правдивая сущность и др. // Европейская поэзия XVII века. – М., 1977. – С.391, 392-393, 393-394, 394-395.

3. Донн Дж. Прощание, запрещающее грусть. Исчисление. Блоха. Священные сонеты // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. – М., 1989. С.181, 187, 192-197, 582, 584.

4. Вуатюр В. Сонет к Урании. Рано проснувшейся красавице. Песня. // Европейская поэзия XVII века. – М., 1977. – С. 674, 675, 676.

5. Грифиус А. Слезы отечества, год 1636. Созерцание времени. К портрету Николая Коперника. Все бренно. Одиночество. Последний сонет. // Европейская поэзия XVII века. – М., 1977. – С.233, 235, 238, 241, 242, 247.

6. Гофмансвальдау Х. Сладострастье. Земная жизнь. Размышления в день моего пятидесятилетия. Строки отчаяния. // Европейская поэзия XVII века. – М., 1977. – С. 250-251, 252-253, 253-254, 254-256.

Источники:

1. Европейская поэзия XVII века. – М., 1977.

2. Испанская поэзия в русских переводах. – М., 1984.

3. Из испанской поэзии XVII века. Л., 1983.

4. Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. – М., 1989.

ЛИТЕРАТУРА

1. Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.

2. История всемирной литературы. Т.4. – М., 1987.

3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – М., 1981.

4. Макаров А. Світло українського бароко. – К., 1987.

5. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1977.

6. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

7. Барокко // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1983.

8. Плавскин З. Испанская литература XVII–середины ХІХ века. – М., 1978.

9. Макуренкова С. Джон Донн: поэтика и риторика. – М., 1994.

10. Виппер Ю. Поэзия классицизма и барокко. // Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.

11. Гинзбург Л. Разбилось лишь сердце мое. – М., 1983

 

Практическое занятие № 14

Д. Дефо, «Робинзон Крузо»

План

1. История создания романа.

2. Жанровая природа произведения. «Робінзон Крузо» – роман для взрослых и детей. Просветительская концепция романа.

3. Образ Робинзона Крузо. Тема труда в романе. Проблема природы и цивилизации.

4. Особенности повествовательной формы. Способы драматизации. Двуплановость повествовательной струкутры романа: будничность и философско-аллегорическое содержание.

5. Понятие «робинзонада», его развитие в литературе последующих эпох.

 

Конспектирование

1. Романчук Л. Композиция романа Дефо «Робинзон Крузо» http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/romanchuk-defo-robinzon-kruzo.htm.

2. Перечислите (письменно) основные этапы адаптации Робинзона на острове и виды его трудовой деятельности.

 

Л И ТЕРАТУРА

  1. Дефо Д. Робинзон Крузо (любое издание).
  2. Елистратова А.А. Просветительский роман: [Английская литература XVIII в.]. Дефо. Ричардсон. Филдинг. Смоллет // История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М.: Наука, 1987. – С. 46-63.
  3. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1966.
  4. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. – М.: Наука, 1973.
  5. Урнов Д.М. Дефо. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  6. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: проблемы типологии. – Киев-Одесса: Вища шк., 1983.

 

Практическое занятие № 15

Вольтер, «Кандид»

План

1. Особенности построения сюжета. Жанровое новаторство.

2. Проблематика произведения: критика войн, прусского дворянства, философии оптимизма и свободы воли (полемический план повести). Элементы утопии. Позитивная программа.

3. Концепция героя и функции других персонажей.

4. Художественное своеобразие философской повести: ирония, гротеск, пародия. Специфика хронотопа. Реальность и фантастика.

 

Конспектирование + письменная работа

1. Михайлов А.Д. Вольтер после 1749 г. // История всемирной литературы: В 8 т. – М.: Наука, 1983-1994. – Т. 5. – 1988. – С. 119-129. http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm Выпишите отдельными пунктами жанровые признаки философской повести (тип героя, сюжет и т.д.)

2. Найдите в тексте повести «Кандид» типологические признаки жанра «философская повесть», приведите примеры, проиллюстрируйте цитатами.

3. Ермоленко Г.Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. – М.: МГУ, 2004. – С. 82-92. (Или [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura/formy-i-funktsii-ironii-v-filosofskoy-povesti-voltera.html

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольтер. Кандид (любое издание).

2. История французской литературы. Т.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

3. Михайлов А.Д. Вольтер после 1749 г. // История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 5. – М.: Наука, 1987. – С. 119-129.

4. Акимова А. Вольтер. – М.: Мол. гвардия, 1970.

5. Державин К. Вольтер. – М.: Изд-во АН СССР, 1946.

6. Кузнецов В. Франсуа Мари Вольтер. – М.: Мысль, 1978.

7. От классицизма к романтизму. – Л.: Наука, 1970.

8. Бахмутский В.Я. В поисках истины (Философские повести Вольтера) // Бахмутский В.Я. Пороги культуры. – М.: Гелеос, 2005.

9. Бондаренко Г.Ф. Своєрідність жанру філософської повісті в літературі епохи Просвітництва // Літературний твір: шляхи дослідження поетики. – Житомир: Полісся, 2006. – С. 25-40. (Или [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://eprints.zu.edu.ua/975/1/06bgffpp.pdf).

 

Практическое заняте № 16

Гете, «Фауст»

План

1. Истоки сюжета. История создания.

2. Жанр произведения и его структура. Роль прологов.

3. Основная тема «Фауста» и способы ее развития. Этапы поисков Фауста: философские, эмоциональные, социальные аспекты. Фауст и Вагнер. Функции женских образов. Мефистофель и его роль в сюжете.

4. Художественные отличия І и ІІ частей произведения. Фантастика, аллегория, символика в «Фаусте».

5. Судьба фаустианской темы в искусстве.

 

Конспектирование

1. Шайтанов И. «Плоды Просвещения: Гёте» / Литература – Первое сентября. – 2001. – № 44. – С. 5-12

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200104403

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гете. Фауст (любое издание). Пер. Н. Холодковского или Б. Пастернака (лучше оба J)

2. Аникст А. «Фауст» Гете. – М.: Просвещение, 1979.

3. Лейтес Н. От «Фауста» до наших дней. – М.: Просвещение, 1987.

4. Волков И. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М.: МГУ, 1970.

5. Легенды о докторе Фаусте. / Сер. «Литературные памятники» /. – М.: Изд-во: АН СССР, 1958.

6. Вильмонт Н. Гете: история его жизни и творчества. – М.: Гослитиздат, 1959.

7. Аникст А.А. «Фауст» Гете: литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1979.

8. Аникст А. А.Гете и Фауст: от замысла к свершению. – М.: Книга, 1981.

9. Тураев С.В. Молодой Гете // История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М., 1987. – С. 222-226.

10. Тураев С.В. Гете в Веймаре// История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М., 1987. – С. 234-241.

11. Самарин Р.М., Тураев С.В. «Фауст» Гете // История немецкой литературы: в 5 т. – Т.2. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.

12. Копелев Л. «Фауст» Гете. – М.: Худож. лит., 1962.

13. Казакова И.Б. Алхимический смысл образа Гомункула в трагедии Гете «Фауст» // Интеграция образования. – № 4. – 1999. – С. 62-65.


 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Античность

1. Час истины. Мифы и легенды Трои. [Источник https://www.youtube.com/watch?v=GLLsNLQtr_4&list=PLGsJxQg4LPTE8EYbGAglZCz045AKpRSvr]

2. Лекция об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера А.Г. Машевского, ведущего литературной студии при Союзе писателей Санкт-Петербурга. [Источник https://www.youtube.com/watch?v=br_N8gEKqEM&list=PLGsJxQg4LPTE8EYbGAglZCz045AKpRSvr&index=4]

3. «Есть ли ответы на “Гомеровский вопрос”». (лекция Н. Гринцера в Медиалофте РАНХиГС). [Источник https://www.youtube.com/watch?v=fTjuL-RZKls]

4. « Что такое Древняя Греция» (лекции Н. Гринцера о древнегреческом театре + дополнительные материалы на образовательной платформе «Арзамас»). [Источник https://arzamas.academy/courses/36]

 

Средневековье

1. Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы (лекция 1 Н. Басовской). [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/movies/90/zarozhdenie-srednevekovoi-civilizacii-zapadnoi-evropy ]

2. Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы (лекция 2 Н. Басовской). [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/movies/90/zarozhdenie-srednevekovoi-civilizacii-zapadnoi-evropy ]

3. «Архитектура ада» (лекция О. Седаковой из курса «Данте и „Божественная комедия“» на образовательной платформе «Арзамас»). [Источник https://poddtoppen.se/podcast/1001642707/lekcii-arzamas/lekciya-arxitektura-ada-iz-kursa-dante-i-bozestvennaya-komediya]

 

Возрождение

1. «Шекспир - человек театра» (лекция А. Бартошевича). [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/lectures/movies/history/history-medieval ]

2. «Театр английского возрождения» (лекции М. Давыдовой о шекспировском театре + дополнительные материалы на образовательной платформе «Арзамас»).

[Источник https://arzamas.academy/courses/5]

3. «Театр английского возрождения» (лекции М. Давыдовой о шекспировском театре + дополнительные материалы на образовательной платформе «Арзамас») [Источник https://arzamas.academy/courses/5]

4. «Мудрое дурачество Франсуа Рабле» (лекция О. Светлаковой к.филол.н., доцента кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета СПбГУ). [Источник https://www.youtube.com/watch?v=dntDCx2FPwU]

 

VXII-XVIII вв.

1. «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков». Лекции 1, 2, 3, 4, 7 (аудиокурс кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ). [Источник https://online.spbu.ru/audio/istoriya-zarubezhnoj-literatury-xvii-xviii-vekov/]

2. Философские повести Вольтера (лекция Н.И. Ванниковой, к.филол.н., доцента кафедры истории зарубежной печати и литературы МГУ им. М.В.Ломоносова). [Источник https://www.youtube.com/watch?v=wr6QadoT5wY]

3. «Фауст» Гете (лекция Н.И. Ванниковой, к.филол.н., доцента кафедры истории зарубежной печати и литературы МГУ им. М.В.Ломоносова) [Источник  https://www.youtube.com/watch?v=iOG2wXqGZh4]

4. Наблюдатель. Иоганн Вольфганг Гёте. Эфир 03.09.2019. [Источник https://verfilmeshd.gratis/]

5. Наблюдатель. 210 лет трагедии Фауст. Эфир 25.09.2018. [Источник https://verfilmeshd.gratis/21-fatos-sobre-a-china-que-provam-que-este-pais-e-como-um-mundo-diferente/]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.034 с.)