Германо-скандинавская мифология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Германо-скандинавская мифология



1.Пространственная модель мира:

а) горизонтальная проекция: Мидгард (центр) – Утгард (периферия)

б) мировое древо Иггдрасиль как основа вертикальной космической проекции: Асгард (верх) – Мидгард (центр) – Хель (низ).

 в) зооморфная схема космической модели мира (орел, олени, коза, белка и др.).

2. Представления о загробном мире в германо-скандинавской мифологии: Хель – Вальгалла. Обитатели загробного мира.

3. Временной аспект германо-скандинавской мифологии: космогония (Имир) и эсхатология (Рагнарёк).          

4. Германо-скандинавский пантеон богов: асы и ваны (Один, Бальдр, Локи, Фрейр, Фригг).

5. Основные существа германо-скандинавской мифологии: альвы, цверги, великаны, норны, валькирии, хтонические звери.

6. Основные мифологические сюжеты и мотивы: а) происхождение священного мёда; б) возвращение молодильных яблок Идунн; в) мотив нарушения асами клятв; г) мотив сватовства к деве-богатырше Брюнхильд.

 

Литература

1. Прорицание вёльвы // Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия (латин., кельт., скандинав., прованс., франц. литературы) / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Просвещение, 1974. Либо: Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х тт. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

3. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968.

4. Старшая Эдда. – М.-Л., 1963. («Прорицание вёльвы» и др. песни).

5. Старшая Эдда: Эпос. – СПб: Азбука, 2000.

6. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. – М: Наука, 1974.

7. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. – М: Астрель, АСТ, 2002.

8. Скандинавская мифология: Энциклопедия. – М: Эксмо, 2004.

9. Стурлусон, Снорри. Круг Земной. – М.: Наука; Научно-издательский центр "Ладомир", 2000.

10. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. – Л.: Наука, 1984.

11. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. – М.: Наука, 1979.

12. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т.2. – М.: Наука, 1984.

 

Практическое занятие №5

Песнь о Нибелунгах

1. Героический эпос «Песнь о Нибелунгах», его место в средневековой немецкой литературе. Судьба рукописи. Проблема авторства и датирования. 

2. Истоки сюжета История, миф и сказка в поэме.

3. Композиция поэмы, своеобразие трагических пиков «Песни о Нибелунгах». Основные мотивы. Ретардационные и драматические элементы (функция контрастов, снов, предсказаний и т.д.)

4. Своеобразие эпического мира в поэме и общие тенденции его построения:

а/ пространство и время в поэме;

б/ способы изображения битв, ратных подвигов, состязаний и пиров;

в/ влияние куртуазноц литературы на героический эпос.

5. Эпический герой: воплощение в нём этического и эстетического идеала Средневековья.

6. Значение эпоса для последующих эпох.

 

Литература

1. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о нибелунгах. – М.: Иностранная литература, 1960.

2. История немецкой литературы: В 5-ти т. – Т.1. – М.: АН СССР, 1962.

3. Адмони В.Г. «Песнь о Нибелунгах», её истоки иеё художественная структура.

4. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.: Наука, 1981.

5. Гуревич А.Я. Хронотоп «Песни о Нибелунгах»// Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – «Песни о Нибелунгах».. Искусство, 1990.

6. Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов. – Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (БВЛ). – М.: Худож. лит., 1975.

7. История всемирной литературы: В 9 т. – Т.2 – М.: Наука, 1984.

 

Практическое занятие №6

Данте, «Божественная комедия» («Ад»)

1. Жанрово-стилевое своеобразие произведения. Аллегоризм и символика. Смысл названия.

2. Композиция поэмы и отражение в ней средневековой пространственной вертикали. Особенности изображения загробного мира.

3. Образы Данте, Вергилия, грешников. Символическое начало в концепции героев.

4. «Божественная комедия» как произведение последнего поэта Средневековья и первого поэта Возрождения.

5. Значение образов и мотивов поэмы.

 

Литература

1.Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1946.

2. Дживелегов А.К. Алигьери: Жизнь и творчество. – М., 1946.

3. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. – М.: Мысль, 1990.

4. Елина Н.Г. Данте: Критиуо-биографический очерк. – М. 1965.

5. Данте и всемирная литература/ Под редакцией Н.И. Балашова и др. – М, 1967.

6. Данте и славяне: Сб. статей/ Под ред. С.Бэлзы. – М., 1965.

7. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.3 – М.: Наука, 1985.

8. Мандельштам О. Разговор о Данте. – М.: Искусство, 1967.

 

Практическое занятие № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)