Психолого-педагогическая характеристика детей с ОПФР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОПФР.



1.Дети с нарушениями слуха. Пед.классификац. по Боскис Р.М.:

-время возникновения, -степень(1-4ст.), -уровень развития речи.

Глухие(не слышащие) дети-глухие(без речи);ранооглохшие;-поздно-оглохшие(был период владения речью-3-4ст.тугоухости);

Слабослышащие:-с развитой речью,-с глубоким речевым недоразвитием.

Дети с нарушением слуха после кохлиарной имплантации.

Основные особенности неслышащих детей:

-задержка в развитии локомоторных и статических функций9позже держат голову), малопонятные голосовые реакции, сочетания звуков, кот.пользуются дети для привлечения внимания взрослого;-более медленное и своеобразное речевое развитие; особенности в развитии всех познавательных процессов(мышление, внимание, память);-осознание своих речевых проблем и связанные с этим трудности установления контакта;-своеобразие игровой деятельности.

2.Дети с нарушением зрения. К слабовидящим относится подкатегория лиц, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучшевидящем глазу с коррекцией(с очками). Учебники с увелич.шрифтом, система Брайля.

3.Дети с нарушением функций ОДА. Виды:-заболевания нервной системы(ДЦП, полиомиелит),-врожденная патология функций ОДА(недоразвитие конечностей,серьезная степень сколеоза),-преобретенные заболевания и повреждения ОДА(рахит, травматич.повреждения спинного мозга,конечностей).

Степени выраженности нарушений:-легк.,-средн.,-тяжелая.

ДЦП- собирательный термин, объединяющий группу не прогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по по отношению поражений головного мозга,возникших на ранних стадиях его развития. При ДЦП страдает движение, психика, речь.

Особенности при ДЦП:

-задержка и нарушение формир.всех двигат.функций;

-нарушен.умственн.трудоспособности в виде истощаемости психич.процессов, чрезвычайная раздражительность(плаксивость,капризнич.);-повыш.утомляемость,-отсутствие четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений,-неравномерный темп психического развития,-особенности мышления,-нарушения речи,-разнообр.насильственные движения в речевом аппарате(неестественная улыбка, открытие рта, гримасы)

4.Дети с нарушениями речи: -дети с тяжелыми нарушен.речи- спец.программа;-дети с более легкими нарушениями речи-пунктПКПП.

Дети с тяжел.нар.речи-общее недоразвитие перв.,втор.,третьего уровня: алалия, ринолалия,дизартрия(стертая-пункт). Дети с более легк.нарушениями-дислалия,стертая дизартрия, заикание, нерезковыражен. ОНР, ОНР 3-го уровня.

Особенности детей с ТОНР(тяжел.общ.недоразв.речи):

-недостаточная устойчивость и распределение внимания;-снижение вербальной памяти;-снижение продуктивности запоминания;-отставание в развитиии словесно-логического мышления;-трудности в овладении анализом, синтезом, обобщением, разделением- страдают все операции логического мышления;

-недоразвитие координации движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;-недоразвитие мелкой моторики; -наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции; -трудности формирования саморегуляции и самоконтроля; -нестойкость интересов; -сниженная мотивация;- трудности вступления в контакт и др..

5.Дети с нарушениями психического развития и ТО(трудност.обучен.).

Дети с ТО-это дети, испытывающие в силу биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

ЗПР-это временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций, нарушение нормального темпа психического развития. Специфика детей с ЗПР проявляется в сочетании незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Особенности детей с ТО:

-замедленное восприятие и переработка информации;- необходимость в наглядно-практической опоре и развернутости инструкций;- неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточная концентрация на объекте;- особенности памяти: преобладание наглядной памяти над словесной, не используют рациональные способы запоминания, низкая продуктивность и устойчивость памяти;- своеобразие в качестве навыков интеллект.деятелности(снижен уровень познават.активнсти, нет готовности решения познават.задач, к интеллектуальн.усилию);-недостаточн.сформированность словесно-логич.мышлен..Затрудняются вариантации в задаче и планировании своей деят-ти;-бедный словарный запас;- односложные высказывания;- имеют место не грубые нарушения произношения, грамматического строя, нарушения логич.высказывания, специфическ.ошибки письменн.речи;- повыш.истощаемость психич.процессов,низк.уровень работоспособн., быстрая утомляемость, снижение объема и темпа работы;- незрелость эмоций, воли, поведения, наивность, низкая самостоят-ть, имеют место частые конфликты со сверстниками;- недостат.сформирванность учебн.мотивации;- низкий навык самоконтроля.

6.Дети с интеллектуальн.недостаточностью(умственной отсталостью).

ИН-стойкое необратимое нарушение познават. деятельности и всей личности в целом в результате органического диффузного поражения коры гол.мозга.

Особенность нарушен.при ИН- нарушение высших психических функций, регуляции поведения и деятельности. ИН-олигофрения(врожденная),-деменция(возникшее-распад).В соотв. С МКБ-10 выдел.степени:-легк.ИН,-средн.ИН,- тяж.ИН,-глубокая ИН.

Особенности детей с легк.ИН(5лет-начальн.уровень,5лет-базовый):1.Дошкольн.возраст-мало интересуются окружающ.,значит.снижена ПА;- движения бедны, угловаты,особенно плохо развита тонкая моторика, жестикуляция, мимика;- словарь беден,фразы односложны;- нарушена целенаправленность действий,значительно задерживается развитие предметно-

игровой д-ти;- испытывают стойкие трудности в освоении программн.материала;-неплохо развита механическая память.

2.Младш.школьн.возраст-произвольн.вниман.не стойкое, легко истощаемо,отвлекаемо, не целенаправлено;-преобладающ.мышление носит конкретный наглядно-образный характер,ограниченн.собственн.опытом, не последовательно, стереотипно, не критично;-регулирующие и планирующие функции сформулиров.слабо;- память отличается замедленн-ю и непрочностью запоминания, быстротой забывания,недостаточностью воспроизведения;-незрелость личности проявл.в слабости побуждений и самообладании, неспособности подавления своих влечений;-повыш.внушаемость, подверж.негативному влиянию;-речь аграмматична, словарь беден, изъясняются простыми высказываниями;-эмоц.-волев.сфера более сохранна, но эмоции не достаточно дифференцированы и адекватны;-усвоение образоват.дошкольн.программы невозможно, рекомендована спец.прогр.-свидетельство спец.образца;-недостат.сформиров.житейские знания и представления. Социально-бытовая корректировка-спец.предмет для спец.программы спец. учереждений.

Особенности детей с умеренн.ИН(спец.учережден., надомн.обучен.-9лет весь срок обучен.):-существенно страдает моторика,повыш.подвижность сочетается с нецеленаправленностью, некоординир-ю движ-й;-навыки самообслуж.формир.с трудом и в более долгие сроки;-познават.возможности резко сниженны;-развитие речи опаздывает на 3-5 лет и не всегда появл.к концу дошк.возраста;-запас сведений и представлений об окружающ.крайне мал;-не все и не всегда овладевают трудовыми процессами.

Дети с глубокой и тяжелой степенями ИН. Коррекционные и реабилитационные центры-9лет обучен. В Витебск.обл.-20 центров.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.005 с.)