Сущность понятия «особенности психофизического развития». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «особенности психофизического развития».



Сущность понятия «особенности психофизического развития».

В РБ-только «особенности психофизического развития» (всегда расшифровывать ОПФР при беседе!).

Лицо с ОПФР- лицо имеющее физические и(или)психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого спец.условий.

Норма-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок.

Норма предполагает сочетание личности и социума, когда оно безконкретно и продуктивно удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума, соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Норма бывает:-среднестатистическая, -функциональная(индивид.норма развит.)

С педагог.т.зрения нормальным считается развитие, кот.дает возможность ребенку усваивать содержание образования в обычных пед.условиях.

Критерии:

-предметная норма(знания ребенка сравнивают с образовательн.программой)

-социально-возрастная(интеллектуальный и личностный рост к опред.возрастному периоду)

-индивидуальная норма(естественн. индивидуальное развитие и саморазвитие)

Отклоняющееся развитие-это отклонение формирования структуры психического развития или его отдельных составляющих за пределы социально-психологического норматива, определяемого конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуацией вне зависимости от знака этого изменения(опережения или запаздывания).

Причины ОПФР:

-эндогенные(внутренние)-РДА, синдром Дауна.

-экзогенные(внешние)-вызывают нарушения в любой период онтогенеза-перенесенные в период беременности,родов,родовые травмы,после перенесенных заболеваний(менингит).

Структурные компоненты нарушений: -первичные, -вторичные.

Учет позиции, основы нарушений развития:

1. Время возникновения(врожденный, приобретенный)

2. Характер расстройства(органический-медицинский, функциональный-педагогический)

3. Степень распространенности очага(локальные-точечные, диффузные-распространенные)

4. Тип нарушения(физический, психический).

Кодекс РБ об образовании: ОПФР- лица с интеллектуальной недостаточностью;

-лица с нарушениями речи;

-лица с нарушениями слуха;

-лица с нарушениями зрения;

-лица с нарушениями психофизического развития(трудностями в обучении);

-лица с нарушениями функций ОДА;

-лица с тяжелыми и/или множественными физическими и/или психическими нарушениями(от 0 до 18 лет).

 

 

Вопрос. Коррекционная педагогика как наука.

Основные понятия коррекционной педагогики.

Ведущими педагогическими категориями являются Обучение, воспитание и развитие.

Обучение ведет за собой развитие. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное состояние.

Воспитание- основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.

Обучение педагогической наукой рассматривается как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающего формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Обучение и развитие- два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведения предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника, тот запас потенциальных возможностей, формирующих функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение ведет за собой развитие. Обучение активизурует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его саммостоятельности.

К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

Коррекция-система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление и преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компенсация-это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма.

Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Адаптация школьная – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Школьная дезадаптация- это сопротивление, асоциальное поведение, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Реабилитация- медицинское лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта.

Психологическая реабилитация-снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов.

Педагогическая реабилитация- восстановление утраченных учебных, познавательных умений, навыков, формирование индивидуальных личностных качеств.

Реабилитация социальная – это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно- полезную деятельность и адекватное общение со сверстниками.

Абилитация- лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям, их к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться.

 

 

В.10 Структурная характеристика системы спец. Образования в РБ

 Учет образовательных потребностей детей с ОПФР

1. Время начала специального образования совпадает с моментом выявления нарушения

2. Коррекционно-компенсаторная направленность содержания образования

3. Использование специфических методов и средств обучения (жесты, шрифт Браиля)

4. Опора на широкое использование индивидуального подхода, пространственную и временную организацию образовательной среды

5. Выход границ образовательного пространства за пределы учреждения образования

6. Увеличение сроков получения образования

7. Взаимодействие лиц, участвующих в обучении и воспитании лиц с ОПФР

Принципы построения системы специального образования

1. Государственный характер

2. Общедоступность образования

3. Приоритет общечеловеческих ценностей

4. Опора на наследие национальной культуры

5. Адаптивность системы образования

6. Коррекционно-компенсаторная направленность

7. Преемственность в работе всех звеньев образования

Структура ситемы спец. Образования определена кодексом РБ об образовании ст.256

1) Участники образовательного процесса (педагог+ребенок+ родитель)

2) Образовательные программы спец. Образования

3) Учреждения спец.образования

4) Иные учреждения спец. Образования, реализующие образовательные программы спец. Образования

5) Иные организации реализующие образовательные программы спец. Образования

6) ИП реализующие программы спец. Образования

7) Гос. Организации образования, обеспечивающие функционирование системы спец. Образования

8) Органы гос. Управления

 

Учреждения спец. Образования открываются для лиц с ИН, нарушениями речи, слуха, зрения, трудностями в обучении, нарушениями ф-ции ОДА, с ТМНР (тяж. и множ. нарушениями развития)

 

Виды учреждений спец. Образования

1. Спец. дошкольные учреждения

2. Спец. общеобразоват. школы (школа-интернат (аттестат, но не все))

3. Вспомогательная школа, школа-интернат (свидетельство)

4. ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего образ-я и развития)

5. Обучение на дому

6. Интегрированное обучение и воспитание (спец.группы в учреждениях ДО, группы интегрированного обучения и воспитания, спец. Классы в учреждениях школы, классы интегрированного обучения и воспитания)

7. Пункты коррекционно-педагогической помощи

 

Вопрос 11. Правовое регулирование системы спец. Образования в РБ

1) Кодекс РБ об образовании (принят в 2011г)

2) Всеобщая декларация прав человека (1948)

3) Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971)

4) Декларация о правах инвалидов (1975)

5) Конвенция о правах ребенка (1989г)

6) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов(1993)

7) Конституция РБ, провозглашающая права человека

8) Закон РБ «Аб правах дзицяци» (1993)

9) Конвенция о правах инвалидов

10) Концепция развития инклюзивного образования в РБ

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Компетентностное наполнение модели должно включать: владение знаниями о психолого- педагогических особенностях различных категорий детей с ООП(особые образовательные потребности), об особенностях организации их учебной деятельности; умения воспринимать каждого ребёнка с позиций его сильных, позитивных сторон, видеть особенности личности каждого ребёнка, владеть сущностью ценностей педагогической деятельности и опираться на них, использовать в условиях инклюзивного образования педагогические технологии, методики обучения и воспитания, адаптировать учебную информацию к образовательным особенностям и потребностям каждого ребёнка; навыки вовлечения всех детей в деятельность; способность к сотрудничеству как форме взаимодействия в условиях полисубьектного образовательного пространства и др.

компетентностная модель педагога инклюзивного образования представлена комплексом компетенций (академических, профессиональных и социально-личностных), определяющих способность и готовность к успешной реализаций функций профессионально-педагогической деятельности и достижения образовательных результатов с учетом потребностей всех субъектов инклюзивного образовательного пространства.

функция педагога, направленные на достижение стратегических и текущих целей, формируемых из базовых потребностей субъектов инклюзивного образовательного пространства его целеносителей: детей и их родителей, педагогов, специалистов группы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, администрации учреждения образования.

44.Таблица компетентностной модели педагога инклюзивного образования

Структурные

компоненты педагогической

деятельности

Субъекты инклюзивного образовательного пространства

Обучающиеся Родители Участники группы Сопровождения пространства
Постановка педагогических целей и задач Владеть, быть способным и готовым к: использованию арсенала диагностических методик и методов, позволяющих определять характер особых образовательных потребностей обучающихся, выявлению причин затруднений в учебной деятельности, общении и взаимодействии в коллективе детей, определению стратегических и тактических целей образовательного процесса, требований к образовательным результатам, проектированию дифференцированных образовательных результатов с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей; прогнозированию жизненной перспективы детей с особыми образовательными потребностями и ее обеспечению условиями инклюзивного образования.

быть готовым и способным работать в команде, принимать совместные решения по разработке индивидуальных образовательных программ на основе результатов педагогической диагностики с учетом специфики образовательных потребностей учащихся, потребностей и интересов родителей, прогнозируемых образовательных результатов

Выбор средств и способов решения поставленных задач быть способным и готовых: отбору и композиции, методов обучения, учебного материала, педагогических средств, их адаптации к разнообразным образовательным потребностям и возможностям детей; определению условий использования специальных методов и средств обучения, адекватных особым образовательным потребностям детей; включению всех учащихся в различные виды деятельности, организация совместной деятельности и общения; использованию техник, методов, средств и приемов традиционной и альтернативной коммуникации. быть способным и готовым активизировать потенциал ближайшего окружения ребенка в решении задач его обучения, развития, социализации быть способным и готовым к организации согласованной деятельности по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательном пространств
Анализ и оценка педагогической деятельности быть способным и готовым проводить анализ эффективности собственной деятельности, деятельности и взаимодействия детей, результатов общения и взаимодействия со всеми детьми

быть способным и готовым проводить анализ эффективности и результативности взаимодействия всех участников инклюзивного образовательного пространства.

 

Сущность понятия «особенности психофизического развития».

В РБ-только «особенности психофизического развития» (всегда расшифровывать ОПФР при беседе!).

Лицо с ОПФР- лицо имеющее физические и(или)психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого спец.условий.

Норма-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок.

Норма предполагает сочетание личности и социума, когда оно безконкретно и продуктивно удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума, соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Норма бывает:-среднестатистическая, -функциональная(индивид.норма развит.)

С педагог.т.зрения нормальным считается развитие, кот.дает возможность ребенку усваивать содержание образования в обычных пед.условиях.

Критерии:

-предметная норма(знания ребенка сравнивают с образовательн.программой)

-социально-возрастная(интеллектуальный и личностный рост к опред.возрастному периоду)

-индивидуальная норма(естественн. индивидуальное развитие и саморазвитие)

Отклоняющееся развитие-это отклонение формирования структуры психического развития или его отдельных составляющих за пределы социально-психологического норматива, определяемого конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуацией вне зависимости от знака этого изменения(опережения или запаздывания).

Причины ОПФР:

-эндогенные(внутренние)-РДА, синдром Дауна.

-экзогенные(внешние)-вызывают нарушения в любой период онтогенеза-перенесенные в период беременности,родов,родовые травмы,после перенесенных заболеваний(менингит).

Структурные компоненты нарушений: -первичные, -вторичные.

Учет позиции, основы нарушений развития:

1. Время возникновения(врожденный, приобретенный)

2. Характер расстройства(органический-медицинский, функциональный-педагогический)

3. Степень распространенности очага(локальные-точечные, диффузные-распространенные)

4. Тип нарушения(физический, психический).

Кодекс РБ об образовании: ОПФР- лица с интеллектуальной недостаточностью;

-лица с нарушениями речи;

-лица с нарушениями слуха;

-лица с нарушениями зрения;

-лица с нарушениями психофизического развития(трудностями в обучении);

-лица с нарушениями функций ОДА;

-лица с тяжелыми и/или множественными физическими и/или психическими нарушениями(от 0 до 18 лет).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.034 с.)