Ix . Научный коллектив и проблема перемещений кадров научных работников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ix . Научный коллектив и проблема перемещений кадров научных работников.



1. Научный коллектив и территория (территориальная исследовательская общность). — 2. Научный коллектив и проблема занятости населения территории в условиях радикальной экономической реформы. — 3. Научный коллектив и проблема текучести научных кадров. — 4. Уровень зрелости научного коллектива как фактор стабилизации научных кадров.

 

Каждый научный коллектив функционирует в определённой среде на определенной территории. Как правило, его члены проживают на данной территории, являясь также членами соответствующей территориальной общности как некоторого целостного образования, а также — членами различных социальных групп внутри данной территориальной общности, реальных и номинальных.

Особый случай, который нужно здесь иметь в виду, применительно к условиям Тюменского Севера, составляют научные коллективы, члены которых, все или в той или иной части, приезжают на время своей научно-исследовательской деятельности в рамках этих коллективов из других территорий, сегодня — даже из зарубежья, в основном, правда, ближнего. Это научные коллективы, работающие нередко своеобразным вахтовым методом.

В подобных случаях происходит как бы разрыв внутри-коллективных и социально-территориальных связей, как в отношении территории, где находится постоянное место жительства членов научного коллектива, так и в отношении территории, на которой располагается основная деятельность  данного научного коллектива.

В любом случае научные коллективы тысячами нитей связаны с различными элементами и структурами территории, на которой они расположены, несут перед её населением определённые обязательства.

В условиях радикальных реформ происходят кардинальные изменения территориальных условий функционирования всех трудовых коллективов, в том числе научных коллективов. А значит, существенно изменяется вся совокупность непосредственных и опосредованных связей научных коллективов и соответствующей социально-территориальной общности, всех составляющих её социальных групп. Известно, что в 90-е годы опасности распада были подвергнуты многочисленные  трудовые коллективы, включая научные, работавшие в Тюменском регионе.

Ни одна территория, проживающее на ней население не в состоянии решать свои социально-экономические, да и все иные проблемы, иначе, как развивая различные виды научных исследований, то есть опираясь на формирование, развитие и нормальное функционирование соответствующих субъектов научно-исследовательской деятельности, в том числе и в первую очередь, опираясь на научные коллективы соответствующих отраслей и направлений научных исследований, а теперь — различных научных структур, включая те, которые привлекают иностранный капитал.

В свою очередь, эти субъекты научной деятельности, научные коллективы, научные структуры оказывают существенное, нередко решающее влияние на протекание всех без исключения социальных процессов на данной территории.

Одним из таких процессов, базовых для региона, является процесс, точнее, система процессов занятости в сфере науки данной территории. Эта система характеризуется таким параметром, как движение способной к научно-исследовательской деятельности части населения данной территории, других регионов внутри сферы занятости; распределение и перераспределение, воспроизводство научно-исследовательского потенциала территории.

Важнейшей структурой, механизмом, формой реализации занятости населения территории в сфере научной деятельности оказывается интересующий нас научный коллектив.

Процессы распределения и перераспределения, воспроизводства ресурсов кадров исследователей, научных работников являются проблемой, одинаково важной как для территории, так и для соответствующих научных коллективов.

Из сказанного вытекает то, что необходимо развивать механизмы, обеспечивающие скоординированные подходы к проблеме состояния привлечения необходимых кадров в сферу науки со стороны научных коллективов и различных территориальных структур — властных, хозяйственных, социальных.

Под занятостью населения в сфере науки   территории понимается его включённость в научно-исследовательскую деятельность. Подобное включение происходит преимущественно через уже существующие научные коллективы. При этом различают представителей населения территории, занятых  во всех видах научной, научно-исследовательской деятельности. От фундаментальной науки, например, в университетах, до самых конкретных прикладных исследований в составе различных предприятий, фирм и т.п.

Иначе говоря, представители населения территории включаются в научные коллективы территории, имеющие своё соответствующее строение в зависимости от разделения деятельности в сфере науки на данной территории.

Ещё совсем недавно в стране, в частности в Тюменской области, имела место своего рода практически полная занятость трудоспособного населения, в том числе той его части, которая была способна к занятиям научной деятельностью, его включенность в различные виды трудовых общностей,  которые именовались трудовыми коллективами, в том числе научными коллективами.

В настоящее время положение существенно изменилось. Появилась категория безработных, в том числе безработных научных работников, исследователей.

Кроме того, дают знать о себе такие явления, как:

— отказ научных коллективов от стратегии экстенсивного развития научных исследований, то есть от того, что ранее вызывало быстрый рост рабочих мест для новых исследователей, а значит и постоянный поиск новых кадров научных работников;

— усиление необходимости перераспределения ресурсов исследовательских кадров, кадров научных работников, их переход в сферу обслуживания, здравоохранения, образования, досуга, то есть в научные коллективы и иные субъекты научно-исследовательской деятельности в непроизводственной сфере.

Всё это требует новых организационных подходов и мер по перестройке функционирования уже существующих научных коллективов и вновь создаваемых  исследовательских общностей.

Сегодня остро стоит вопрос об обеспечении социальных гарантий занятости населения вообще и научных кадров в частности, об обязательствах, которые в связи с этим должны взять все научные коллективы территорий, иные субъекты научно-исследовательской деятельности.

И всё же безработица среди научных работников, прежде всего структурная, стала фактом. Возник, хотят ли этого или не хотят научные коллективы, своеобразный рынок исследовательских кадров, кадров научных работников, где им и приходится искать и отбирать новых научных работников, возвращать тех, кто по тем или иным причинам вынужден был покинуть свой научный коллектив.

Понятно, что речь идет, прежде всего, о такой социальной группе применительно к науке, как молодые кадры научных работников. Но не только. Вопросы взаимоотношений научных коллективов и своих молодых членов, молодых учёных и склонной к науке молодежи территории вообще, всегда были непростыми. Теперь они приобрели дополнительную остроту. При всей активности этой демографической группы, она не может заняться только новыми видами труда вообще и научного труда в частности, включиться в новые формы организации научной деятельности, открыть, как говорится, своё исследовательское дело. Большинство представителей подрастающих поколений, так или иначе, должны будут связать свою жизнь с уже существующими научными коллективами. Вопрос в том,  — как связать и с какими научными коллективами, на каких условиях и при каких взаимных обязательствах и гарантиях.

В то же время проводимые в настоящее время экономическая реформа и иные реформы, структурная и организационная перестройка научных коллективов, помимо восстановления финансово-материальных принципов и рычагов в своих законных правах, предполагает приоритетность социальных целей занятой, в том числе в науке страны, всех её регионов части населения.

Об этом говорится во всех официальных и неофициальных документах Правительства, Государственного собрания, Президента, партий и движений, всех органов и организаций на региональном и местном уровнях. Об этом же заявляют появляющиеся предпринимательские научно-исследовательские структуры, владельцы малых и средних частных научно-исследовательских структур и т.д. На этом настаивают все без исключения научные коллективы. Вопрос в том, насколько всё это реально выполнимо.

Обратной стороной проблемы занятости части населения в науке долгое время была и остается, хотя и в несколько модифицированном виде, проблема текучести кадров научных работников. Текучесть этих кадров вносила и вносит немало осложнений в жизнь научных коллективов.

Если говорить о текучести научных кадров применительно к научным коллективам, то она представляет собой процесс неорганизованного изменения персонального состава научных коллективов в некоторый период времени, например, в течение года, влияющий на профессиональную деятельность и всю жизнедеятельность научного коллектива, а через неё и на регион, страну в целом.

К текучести кадров в научных коллективах относятся все увольнения работников по собственному желанию, в связи с призывом в Вооруженные Силы, по болезни, в связи с выходом на пенсию. Сюда же относят  работников, уволенных за нарушение производственной дисциплины, др.

Несмотря на многие неудобства, доставляемые текучестью научных кадров, она является неизбежным, а потому и необходимым каналом движения силы исследователей между научными отраслями, между научными структурами различных территорий и структурами внутри территорий. К тому же текучесть научных кадров, как неорганизованные специально переходы научных работников из одних научных коллективов в другие, намного превосходит по своему объёму так называемые организованные переходы, хотя последние тоже играют известную роль в жизни научных коллективов.

Например, и особенно, плановый перевод части некоторого научного коллектива на новое место в связи с организацией новой научной структуры, а значит, и в чём-то нового научного коллектива, для которого переводимая часть прежнего научного коллектива становится как бы его временным организационным ядром. До тех пор, пока новый (обновлённый) научный коллектив не сформируется в достаточно полном составе и в нём не выделится ядро уже собственного сложившегося полноценного научного коллектива.

Различают верхнюю и нижнюю границы допустимой текучести кадров научного коллектива, за рамками которых она превращается в сильный фактор дестабилизации коллектива, резкого снижения научных показателей, старения или даже чрезмерного омоложения научного коллектива, торможения его развития. Это, соответственно, характеризуется примерно следующими пропорциями: 10-25% в год и 3-5% в год.

В основе текучести научных кадров, как неорганизованных переходов, очевидно, лежит неудовлетворенность различных интересов исследователей, превращающаяся в соответствующий набор мотивов перемены места работы:

— неудовлетворённость организацией и условиями профессиональной деятельности,

— неудовлетворённость размером заработной платы,

— неудовлетворённость жильём (отсутствием жилья) и возможностями научного коллектива помочь решить эту проблему,

— неудовлетворённость культурно-бытовым обслуживанием,

— наконец, неудовлетворённость социально-психологическим климатом в научном коллективе, стилем деятельности научного руководства, др.

Существенную роль могут также играть семейные обстоятельства, а также перемена места жительства.

Текучесть кадров в научных коллективах, несмотря на свой преимущественно стихийный характер, в значительной мере может и должна регулироваться. В каждом научном коллективе следует сформировать чёткую систему управления перемещениями исследователей, в том числе связанных с их текучестью. Эта система может и должна предусматривать участие научного коллектива в решении следующих вопросов:

— совершенствование системы оплаты и стимулирования профессиональной деятельности,

— обогащение содержания научной работы,

— улучшение условий и организации исследований,

— обоснованность изменения социально-демографической и профессиональной структуры научного коллектива,

— расширение гласности в делах научного коллектива,

— совершенствование управления делами научной структуры, а также применения методов и стиля руководства научным коллективом,

— увеличение степени удовлетворения социально-бытовых нужд членов научного коллектива, др.

Подобная стратегия закрепления нужных научных кадров должна сочетаться с достаточно гибким регулированием движения научных работников, членов научного коллектива, в масштабах научной структуры и, по возможности, за её пределами, в той степени, в которой это может зависеть от научного коллектива.

Работа по стабилизации научного коллектива, регулированному перемещению кадров научных работников должна проводиться дифференцированно, с учётом причин, мотивов потенциальной текучести научных кадров, присущих разным группам: молодым начинающим исследователям, исследователям-женщинам, научным работникам, исследователям зрелого или пожилого возраста и т.д.

Как составная часть планов социального развития научного коллектива, мероприятия по предотвращению избыточной текучести научных кадров должна быть в постоянном поле зрения всех его членов.

Из сказанного выше ясно, что вопросы занятости в сфере науки, текучести научных кадров вообще и применительно к научным коллективам, в частности, во многом принимает вид социальных перемещений, связанных как со сферой науки, так и с другими сферами. Эта тема имеет известное развитие в социологии труда и должна быть дополнена результатами исследований по СНК.

Студентам, изучающим социологию научных коллективов, необходимо знать и владеть соответствующим понятийным аппаратом и социологическим инструментарием, разработанными в социологии труда применительно к теме трудовых перемещений, в данном случае — перемещений научных работников.

Речь идёт, прежде всего, о самом понятии «трудовые перемещения» как категории социологии труда, о видах и формах трудовых перемещений, о возможностях управления трудовыми перемещениями. И всё это должно быть применено к вопросам управления перемещениями научных кадров.

Перемещения научных работников — это процессы, связанные с изменением места исследователей, учёных в системе разделения деятельности в сфере науки.

Перемещения научных работников применительно к научным коллективам являются механизмом воспроизводства их состава, включая отбор научных работников, исследователей, их распределение и профессиональную деятельность. Здесь перемещения происходят в рамках социально-экономической структуры научного коллектива, шире — в рамках научной сферы территории, на которой размещена та или иная научная структура, ещё шире — в рамках сферы науки страны в целом и даже в науке международного масштаба. Международные масштабы науки стали особенно актуальными, в частности, применительно к Тюменской области, в связи с образованием на месте бывшего СССР пятнадцати новых независимых государств — бывших союзных республик.

По мере накопления изменений в научном коллективе, науке территории, страны в целом в сфере перемещений научных кадров происходят изменения соответствующих социальных структур.

Сами перемещения научных работников являются одной из разновидностей социальных перемещений вообще, наряду с перемещениями в других сферах общества и социально-демографическими перемещениями.

Основу перемещений научных кадров, как и любых кадров вообще, составляют экономические и социальные закономерности, дополняемые закономерностями общественного и группового научного сознания. Эти закономерности в науке действуют через соответствующие исследовательские нормы, ценности, мотивы профессионального поведения, познавательные и ин6ые потребности учёных, научных работников.

В ходе своего осуществления перемещения научных кадров вообще и на уровне научного коллектива в частности выполняют две основные функции:

1) экономическую функцию (обеспечение определённого количества исследователей, научных работников) и

2) социальную функцию (изменения в социальной структуре науки, удовлетворение потребностей, связанных с профессиональной сферой, содействие развитию личности научного работника, исследователя).

Давая классификацию видов перемещений научных кадров, обычно опираются на их содержание, на их сущностные характеристики.

Различают:

а) профессионально-квалификационные научные перемещения (межотраслевые внутриотраслевые, междолжностные, а также из одной категории научных работников, исследователей в другую, например, из младших научных сотрудников в старшие, а сегодня, к сожалению, нередко, наоборот — ведущих научных сотрудников в рядовые);

в) внутриорганизационные перемещения  (между научно-исследовательскими подразделениями — отделами, лабораториями, группами, внутри подразделений, между научными направлениями исследований, должностями в рамках научных структур, между категориями научных работников).

Различные виды перемещений научных кадров, в том числе в научных коллективах, тесно связаны друг с другом и происходят нередко одновременно:  перемещения в сфере территориальной науки и одновременно отраслевой науки, профессионально-квалификационные перемещения и т.д. и т.п.

В жизни научных коллективов существенную роль играют все виды профессиональных перемещений. Однако ведущую роль выполняют перемещения внутриорганизационные, зачастую связанные с профессионально-организационными.

Основными сферами перемещений в сфере науки являются:

а) внутри научной структуры — перевод на другое место работы (организованная внутренняя форма перемещения) или внутриструктурной текучести научных кадров (неорганизованная внутриструктурная форма);

б) за пределами научной структуры — миграция научных работников (организованная или неорганизованная).

Особой формой перемещений исследовательских кадров, что важно для жизни всякого научного коллектива, является профессиональная карьера отдельного исследователя, научного работника, подвидом которой является профессиональная карьера внутри данной научной структуры, в составе данного (своего) научного коллектива.

Карьера в составе научного коллектива — это часть, а иногда и вся история профессиональной жизни исследователя, стабильной (одно место в течение всей профессиональной деятельности) или динамичной (со сменой мест, например, от младшего научного сотрудника, а то и лаборанта до руководителя отдела, лаборатории, а то и института). Это может быть карьера горизонтальная или вертикальная. Последнее представляет собой карьеру в узком смысле слова, что чаще всего и имеется в виду под выражением «научная карьера».

Профессиональная научная карьера связана с повышением образования, приобретением новой исследовательской квалификации, ростом стажа научно-исследовательской работы, иногда — учётом социального происхождения и т.д., а также со степенью социальной активности личности учёного в целом.

Научный коллектив является важнейшим механизмом реализации профессиональных карьер своих членов, как в рамках данной научной структуры, так и вне её, особенно, если речь идет о научной организации, важной для региона, например, связанной с градообразующими предприятиями.

Говоря об управлении перемещениями научных кадров, следует обратить внимание, прежде всего, на внутриструктурное, в широком смысле, управление этими процессами. Хотя, конечно, большое значение для всякого научного коллектива имеет то, как подобное управление осуществляется на уровне организации науки страны, для прикладной науки — на уровне той или иной отрасли, региона, населенного пункта.

Под управлением перемещениями научных кадров на уровне отдельной научной организации имеют в виду подбор и расстановку кадров научных работников, то есть их оптимальное размещение в структуре научно-исследовательской специализации организации и в соответствии с особенностями данного научного коллектива.

Конечно, ядром системы управления перемещениями кадров научных работников является управление профессиональными передвижениями, но эта система не сводится только к ним. Эта система включает в себя также:

— совершенствование техники и технологии системы научно-исследовательской деятельности структуры;

— сокращение доли неэффективной научно-исследовательской деятельности,  просто непривлекательных направлений исследований;

— внедрение новых форм организации и стимулирования деятельности исследователей, вспомогательного персонала;

— совершенствование своеобразной воспитательной работы в научном коллективе (век живи — век учись).

Реализация современных стратегий регулирования (управления) перемещений научных работников, многие из которых, особенно применительно к научным коллективам, ещё только должны быть разработаны, будет способствовать  развитию мобильности исследователей, возможности быстро адаптироваться в новых научных профессиональных и социально-психологических условиях;  желанию осваивать в течение профессиональной научной жизни научной карьеры несколько исследовательских профессий. Такой подход будет настраивать исследователей, научных работников на непрерывное повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня.

В свою очередь, данное обстоятельство ведет к формированию нового качества самих научных коллективов, состоящих из таких исследователей.

Кроме того, возникает проблема перехода от прежних, устаревших способов формирования и совершенствования научных коллективов, поддержания их стабильности к существенно иным, новым, ориентированным на возросший динамизм современного учёного, на качественно новые требования, предъявляемые учёным к своему научному коллективу.

Существует сегодня также и такой аспект проблемы научных коллективов, исследовательских общностей вообще, как соотношение государственного и негосударственного, в том числе быстро становящегося частного сектора науки, коллективных и индивидуальных, а также мелкогрупповых форм организации научно-исследовательской деятельности (индивидуальная исследовательская деятельность, малое и среднее научно-исследовательское предпринимательство, др.). Но это может и должно стать темой рассмотрения уже некоторого иного пособия по социологии труда, социологии науки, с участием СНК, там, где это необходимо.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Аитов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. — М.: 1978.

2. Дикарёва А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие для вузов. — М.: Высш.школа, 1985.

3. Иванов В.Г. Коллектив и личность. — Л.: ЛГУ, 1971.

4. Иванов В.Г. Трудовой коллектив — субъект социального управления. — М.: Мысль, 1980.

5. Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1989.

6. Маркович Д. Социология труда. — М.: Прогресс, 1988.

7. Подготовка человека к труду в производственном коллективе. — Уфа: 1984.

8. Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально-психологического исследования. — М.: Наука, 1982.

9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. — Л.: 1986.

10. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.

11. Социология. (Г.В.Осипов и др.). — М.: Мысль, 1990.

12. Социальное управление в производственных коллективах. — М.: Политиздат, 1985.

13.  Трудовые коллективы Сибири: Проблемы формирования и развития. — Новосибирск: Наука, 1985.

14. Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности. — М.: Прогресс, 1986.

15.  Хмельницкий А.П. Морально-психологический климат в трудовом коллективе. — М.: Моск.рабочий, 1986.

16. Штолберг Р. Социология труда. — М.: Прогресс, 1982.

 

ИСТОЧНИКИ К РАЗДЕЛУ   I:

1. Объект, предмет и функции социологии труда. / Методические указания по курсу «Социология труда». Тюмень: ТГУ, 1989.

2. Социология труда и трудовых коллективов. / Социология (Г.В.Осипов и др.). Гл.V, §3, с.244-263.

3. Трудовой коллектив как субъект труда и как социальная организация. / Методологические указания по курсу «Социология труда», ч.1, с.17-20.

4. Трудовой коллектив и его структура. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Гл.9, §9, с.201-213.

 

ИСТОЧНИКИ К РАЗДЕЛУ II:

1. Большие и малые коллективы. / Дзарасов С.С. Каждому об управлении. М.: 1986, с.106-110.

2. Дорногин И.К. Трудовой коллектив как особая социальная общность и специфическая управляемая подсистема. / Социальные процессы и управление. Горький: 1980, с.43-47.

3. Коллектив. / Краткий словарь по социологии. С.117-119.

4. Коллектив. / Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. С.840.

5. Организационная структура первичного производственного коллектива. / Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. С.54-63.

6. Понятие трудового коллектива. / Новоселов В.И. Местные Советы и трудовые коллективы. М.: 1987. С.16-19.

7. Понятие трудовой группы. Формы и виды трудовых групп. / Маркович Д. Социология труда. С.246-252.

8. Селиванов Ф.А., Рожко К.Г., Карнаухова Л.А. Личность и коллектив (Методическая разработка). Тюмень: Знание, 1986. 27 с.

9. Социология труда и трудовых коллективов. / Социология (Г.В.Осипов и др.). Гл.V, §3, с.244-263.

10.  Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество. // СОЦИС, 1991, №7, с.54-64.

11.  Трудовой коллектив как субъект труда и как социальная организация. / Методологические указания по курсу «Социология труда», ч.1, с.17-20.

12. Трудовой коллектив и его структура. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Гл.9, §9, с.201-213.

13. Трудовой коллектив как объект и субъект социального управления. / Управление социальными процессами в коллективе. Разд.II, гл.1, с.94-128.

 

ИСТОЧНИКИ К РАДЕЛУ III:

1. Автоматизация, коллектив и личность. / Басманов И.Е. Научно- техническая революция: коллектив и личность. Свердловск: 1974. Гл.1, с.5-69.

2. Бойко И. и др. Дискуссионные вопросы коллективизации в СССР. // Экономические науки, 1990, №6, с.15-24.

3. Верховин В.Н. Содержание, структура и функции трудового поведения. // СОЦИС, 1991, №11, с.25-36.

4. Влияние автоматизации на содержание труда рабочих. / Кревневич В.В. Автоматизация и удовлетворенность трудом. М.: 1987. Гл.II, с.52-99.

5. Грегори П. (США). Еще раз о коллективизации. // Экономические науки, 1990, №12, с.79-88.

6. Илларионов О.В. Новые профессии в обновляющемся мире. // СОЦИС, 1991, №2, с.82-90.

7. Кузнецов В. Трудовой коллектив и интенсификация производства. // Вопросы экономики, 1988, №1, с.21-33.

8. Культура. / Краткий словарь по социологии. С.133-134.

9. Культура производства и культура человека. / Антонов М.Ф. НТР: роль человеческого фактора. М.: 1987. С.164-192.

10. Культура труда. / Маркович Д. Социология труда. С.343-350.

11. Лубнев Ю.П. Стимулирующая роль научно-технического прогресса в социальном развитии коллектива. / Ученые записки (Пятигорский пед.институт иностр.языков). Вып.7. 1972. С.103-112.

12. Малахов С. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения. // Экономические науки, 1991, №7.

13.Научно-технического прогресса социальные проблемы. / Краткий словарь по социологии. С.180-182.

14. НТР и планирование социального развития коллективов предприятий. / Аитов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. Гл. Х, §2, с.110-115.

15. Петрушина И.Ю. Автономия работника в процессе труда: По данным социологических исследований. М.: 1990. С.55-69.

16.Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса: Опыт социологического исследования. Минск: 1984. Главы I-IV.

17. Социальное планирование на селе. / Аитов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. Гл. Х, §4, с.125-128.

18. Труд и типы отношений в процессе труда. / Маркович Д. Социология труда. Гл. 4, с.167-233.

19. Трудовая среда. / Маркович Д. Социология труда. Гл. 5, с.239-354.

20. Труд как базовый социальный процесс. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Гл. 4, с.92-130.

 

ИСТОЧНИКИ К РАЗДЕЛУ IV:

1. Бабосов Е.М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения. // СОЦИС, 1991, №4, с.25-33.

2. Белолипецкий А. Хозяйствующие субъекты в многоукданой экономике. // Экономические науки, 1991, №6.

3. Бернштейн Е.А., Петрищев В.А. О методах деятельности трудового коллектива как субъекта хозяйствования. / Диалектика и методы управления. Калининград: 1981. С. 106-111.

4. Быкова С.Н. и др. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой. // СОЦИС, 1991, №9, с.62-67.

5. Гимпельсон В.Е., Назимова А.К. «Хозяин производства»: догма и реальность. // СОЦИС, 1991, №8, с.89-98.

6. Гордон Л.А. Рабочее движение в послесоциалистической перспективе. // СОЦИС, 1991, №11, с.3-16.

7.  Горюшин А.Б. Трудовой коллектив: От совокупного наемного работника к социальной общности производителей-собственников (По материалам соц.исследования). / Политическая реформа: цели, противоречия, этапы. М.: 1990. С. 80-90.

8.  Требнев Л. Частная собственность: альтернативы понимания. // Вопросы экономики, 1991, №2.

9.  Зарубина М. Эволюция отношений коллективной собственности в АПК. // Экономические науки, 1990, №9.

10.  Казанцев А. «Рабочий капитализм» в США. // Экономические науки, 1990, №8.

11.  Клишко Е., Чуйко И. Акционирование предприятия: опыт, проблемы, перспективы. // Вопросы экономики, 1991, №10.

12. Меликьян Г. Становление субъектов рыночных отношений и приватизация собственности. // Вопросы экономики, 1991, №4.

13.  Основные типы производственных групп в доиндустриальной трудовой среде. / Маркович Д. Социология труда. С. 352-359.

14.  Основные характеристики и фазы развития трудовой среды. / Маркович Д. Социология труда. С. 259-272.

15.  Палтерович Д. Состязательность и демократизация. // Вопросы экономики, 1988, №6.

16.  Роль нововведение в развитии трудовых коллективов. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. С. 210-213.

17.  Соловьева А., Ставицкий А. Регулирование отношений на рынке труда на основе коллективных договоров. // Вопросы экономики, 1991, №9.

18.  Трошкин Е.И. Коллективизм и гражданское общество. // СОЦИС, 1991, №7, с.54-64.

19.  Хубиев К. Коллективно-групповая собственность: не сотвори кумира. // Экономические науки, 1991, №1.

 

ИСТОЧНИКИ К РАЗДЕЛУ V:

1. Арбенина В.Л. Социальная зрелость производственного коллектива: понятие, проблемы социологического измерения. / Социальная активность молодого специалиста. Харьков: 1983. С. 54-61.

2. Горюшин А.В. Трудовой коллектив: от совокупного наемного работника — к социальной общности производителей-собственников. / Политическая реформа: цели, противоречия, этапы. М.: 1990. С. 80-90.

3. Демина Л.А. О социальной зрелости производственного коллектива. // Вестник Харьковского политехнического института, 1987, №309, с.38-45.

4. Мельников Г.И. Основные черты и специфические особенности нового производственного коллектива. / Социальная среда города: проблемы планирования и управления. Красноярск: 1978. С. 73-82.

5. Мельников Г.И. Роль нового производственного коллектива в интернациональном воспитании трудящихся. / Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Вып.2. Иркутск: 1974. С. 157-163.

6. Потапов А.А. Социальное развитие молодежи в новом производственном коллективе. / Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Вып.2. Иркутск: 1974. С. 110-116.

7.  Проблема стабилизации коллектива в условиях его становления (КамАЗ). / Социальное управление в производственных коллективах: опыт, проблемы, перспективы. Гл. 6, с.95-111.

8.  Социальное проектирование новых трудовых коллективов. / Социальное проектирование (Ж.Т.Тощенко и др.). М.: 1982. Гл. II, с.51084.

9.  Сплочение трудового коллектива. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. С. 201-235.

10.  Труд и свободное время. / Маркович Д. Социология труда. Гл.8, с.468-501.

11.  Трудовой коллектив как субъект труда и социальная организация. / Методические указания по курсу «Социология труда». Ч. 1, с.17-20.

12.  Трудовые коллективы Сибири: Проблемы формирования и развития. Новосибирск: 1985. — 158 с.

 

ИСТОЧНИКИ К РАЗДЕЛУ VI:

 

1. Арбенина В.Л. Социальная зрелость производственного коллектива: понятие, проблемы социологического измерения. / Социальная активность молодого специалиста. Харьков: 1983. С. 54-61.

2. Гвоздев Н. Сущность заработной платы: догмы и реальность. // Вопросы экономики, 1991, №1.

3. Демина Л.А. О социальной зрелости производственного коллектива. // Вестник Харьковского политехнического института. 1987, №309, с.38-45.

4. Кавалеров Р. Роль материальной стороны производственного быта в стабилизации трудовых коллективов. / Подготовка человека к труду в производственном коллективе. Уфа: 1984. С. 84-86.

5. Кокин Ю., Яковлев Р. Заработная плата в условиях перехода к рыночной экономике. // Вопросы экономики, 1991, №1.

6. Конфликтные ситуации в процессе труда. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. С. 232-235.

7. Лешков В.В. Развитие коллектива как системы. / Низшее и высшее, системы и элементы в процессе развития. Челябинск: 1988. С. 115-128.

8.  Объективные и субъективные факторы стабилизации трудовых коллективов. / Методические указания по курсу «Социология труда». Ч. 1, тема 5, с.20-24.

9.  Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве. // СОЦИС, 1991, №11, с.20-25.

10.  Создание и реализация целевых программ социального развития (Моск.завод «Красный пролетарий»). / Социальное управление в производственных коллективах. С. 136-150.

11. Социальное планирование как средство регулирования последствий научно-технической революции. / Аитов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. М.: 1978. Гл. V, с.52061.

12.  Трудовая мораль в объединенном труде. / Маркович Д. Социология труда. С. 530-547.

13.  Улучшение условий труда и быта работников (рижское объединение «ВЭФ»). / Социальное управление в производственных коллективах. С. 129-136.

14.  Факторы сплочения трудового коллектива. / Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. С. 218-231.

 

ИСТОЧНИКИ К РАЗДЕЛУ VII:

1. Бенин В.Л., Хазиев В.С. Моральный климат коллектива и воспитание личности. / Подготовка человека к труду в производственном коллективе. Уфа: 1984. С. 45-48.

2. Заболотник Е.Н., Черткова М.А. Микроклимат в производственном коллективе и его влияние на текучесть рабочей молодежи. / Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Вып.2. Иркутск: 1974. С. 131-134.

3. Иванов В.Г. Коллектив и личность. — Л.: 1971. — 119 с.

4. Качество трудовой среды и защита целостности человека в трудовой среде. / Маркович Д. Социология труда. С. 317-328.

5. Клевчур Л.А. Социальная структура производственного коллектива и творческая активность личности. / Личность и общество. Вып.2. Калининград: 1976. С. 35-53.

6. Ковалева Т.В. Роль мастера в воспитании нравственно-психологических отношений в коллективе. / Научные труды Тюменского университета. 1976. С. 106-112.

7. Левицкая Н.В. и др. Диалектика латентной структуры деловых качеств руководителя. // СОЦИС, 1991, №10, с.104-110.

8.  Основные проблемы включения в трудовой процесс. / Маркович Д. Социология труда. С. 404-418.

9.  Парникель Ю.Л. Система показателей адаптации молодого специалиста в научно-производственном объединении (Соц.исслед.). / Методологические проблемы социальных исследований интеллигенции. М.: 1987. С. 82-89.

10.  Потемкин В.К. Совершенствование о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.143 с.)