Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из направлений социологии труда.
1. Социология научных коллективов в структуре социологии труда. — 2. Специфика объектов и предметов социологии научных коллективов. — 3. Функции социологии научных коллективов.
Социология научных коллективов (далее в основном тексте сокращенно — СНК), являясь частью социологии труда, изучает закономерности становления, функционирования и развития научных коллективов как специфических социальных общностей, центров сосредоточения особых социальных отношений, связанных с профессиональной научно-исследовательской деятельностью — деятельностью по производству новых качественных знаний и основанных на них технологий. В СНК можно использовать множество различных определений понятия «трудовой коллектив» применительно к сфере науки — «научный коллектив». Этому будет посвящена следующая глава настоящего пособия. Здесь достаточно будет в интересах раскрытия исходной темы ограничиться следующим определением, имея в виду коллектив как основной объект исследования в СНК. Будем понимать под «научнымколлективом» организованную общность людей, объединенных конкретным видом научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы групповой, совместной организации, и складывающихся в процессе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, ценностными ориентациями, установками и нормами, а также экономическими интересами, профессионального и иного поведения. Следует иметь в виду, что предмет СНК постоянно уточняется, как в силу продвижения в изучении трудовых коллективов вообще, так и в силу логики развития социологии труда и социологического познания в целом, а также СНК как довольно новой области социологии. Можно утверждать, в частности, что происходит процесс его постепенного выделения в рамках предметной области социологии труда, как ближайшей родовой социологической дисциплины. В то же время, у СНК появились связи с другими ветвями социологической науки, например, с социологией малых групп. Предметом СНК являются, прежде всего, социальные отношения в рамках научного коллектива, а также всё то, что оказывает на эти отношения существенное влияние.
Следует обратить внимание и на то, что в отношении СНК можно выделить три основных уровня социологического знания: 1. Уровень общей теории, что связано, прежде всего, с самим понятием «научныйколлектив», носящим очевидно общесоциологический категориальный характер, а также с теми результатами исследований в рамках СНК, которые с необходимостью нужно учитывать при разработке общесоциологической проблематики. 2. Так называемый средний уровень социологической теории, что связано с очевидной необходимостью упорядочения, обобщения и анализа обильного материала о научных коллективах, получаемого в ходе их эмпирического изучения. 3. В СНК также очевидно наличествует особый слой знаний о научных коллективах, связанный с методикой, техникой и организацией конкретных социологических исследований научных коллективов. Будучи наукой о социальных отношениях в научных коллективах, механизмах и закономерностях функционирования и развития научных коллективов как специфических социальных общностей, СНК выделяет в своих объектах — научных коллективах — подобщности различных уровней: 1. Сам научный коллектив, как целостный социальный организм. 2. Общности внутри научных коллективов, различающиеся своим отношением к различным компонентам научно-исследовательской деятельности, что становится весьма актуальным вопросом (проблемой), например, в связи с переходом к смешанной рыночной экономике. 3. Подобщности, обусловленные разделением деятельности внутри научного коллектива (социально-профессиональные). 4. Культурно-образовательные подобщности (группы) внутри научных коллективов. 5. Половозростные группы. 6. По национальному признаку и другие. При этом исследуется вся совокупность возникающих на этой основе социальных отношений, взаимодействие всех подобщностей (групп) внутри научного коллектива, во-первых; и, во-вторых, организация научного коллектива, система его социальных институтов, выделяемых как доминирующие среди всех других, и лежащих в основе образования научного коллектива как такового. СНК включает в себя также учёт особенностей личности членов научных коллективов, как субъектов и в значительной мере продуктов социальных отношений, социальных действий и особого группового профессионального поведения в рамках научного коллектива.
В СНК должны учитываться ведущиеся в социологии дискуссии по поводу понятий «социальное», «социальные отношения» и др. А также то обстоятельство, что пока ещё остаётся нерешённым вопрос: что представляют собой социальные отношения вообще и внутри научного коллектива, в частности. То ли это действительно особый вид отношений, то ли это особый аспект всех иных отношений, то ли что-либо третье. Думается, что вполне оправданной является попытка снять это противопоставление через разработку понимания социального, в частности, применительно к научным коллективам, как способу взаимосвязи между субъектами деятельности (например, научно-исследовательской деятельности) по поводу становления и изменения положения (статусов) этих субъектов. СНК сегодня активно интересуют вопросы преодоления, а, по возможности, и недопущения неоправданного возрождения различных форм социального неравенства внутри исследовательских общностей, разрушения коллективистских начал в них. Она должна внести свой вклад в процесс нормальной трансформации сложившихся в стране коллективистских структур с немалым числом деформаций различных их элементов в действительно органические целостности, способные эффективно действовать, в том числе в условиях цивилизованных рыночных отношений. Уточнение предмета СНК ставит вопрос о соотношении с другими социологическими дисциплинами, другими областями социологических исследований, в предметную область которых, так или иначе, включаются научные коллективы, как особый вид трудовых коллективов, те или иные аспекты их жизнедеятельности, а также со всем комплексом экономических наук. Социология научных коллективов тесно связанна со всеми направлениями в рамках социологии труда, многими другими областями социологического познания. Она предполагает тесную связь с экономикой, социальной и общей психологией, правовыми дисциплинами, а также социальной статистикой. Актуализуются вопросы связи СНК с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления (прежде всего – теорией социального планирования и управления), другими отраслями науки об обществе и личности. В свою очередь, имеет место обратное влияние СНК на другие области исследований. Она вносит свой вклад в комплексное изучение проблем труда, социальной проблематики в целом. СНК, как всякая научная дисциплина, обладает рядом функций: 1) теоретико-познавательная, 2) мировоззренческая, 3) критическая, 4) прикладная, 5) гуманистическая, другие. СНК накапливает знания о своих объектах — научных коллективах, синтезирует до известной степени эти знания, стремится составить, по-возможности, наиболее полную картину структур и процессов, характеризующих жизнедеятельность научных коллективов. Эта функция — накопление и организация знаний о научных коллективах — является основой всех других функций СНК, как особой области научных исследований. О методологической функции СНК можно говорить в том смысле, что вырабатываемые ею обобщённые, носящие очевидный теоретический характер представления о научных коллективах, должны с необходимостью приниматься в расчёт, учитываться всеми областями научного познания и практики, так или иначе касающимися проблематики научных коллективов.
То же самое можно утверждать и о мировоззренческой функции СНК. Понятия, различные положения, обобщения СНК, как непосредственно, так и опосредованно, могут и оказывают влияние на формирование общих взглядов учёного на общество, на свое место в нём, на его поведение. Это происходит по самым различным каналам, например, через канал непосредственной причастности к проведению социологического исследования в данном научном коллективе. Или через знакомство с результатами соответствующих социологических исследований через руководство коллектива, или через средства массовой информации. Наконец, через определённое воздействие результатов СНК, которые более или менее активно используются при организации и управлении процессами практически во всех трудовых, в том числе, научных коллективах. Что касается критической функции СНК, то её можно и нужно связывать с нацеленностью на получение объективного знания процессов в научных коллективах. С тем, что она ставит перед собой задачу оказывать предупредительное воздействие на социальную практику в отношении научных коллективов, их членов и членов их семей, как со стороны руководящих, управляющих структур внутри научных коллективов, так и со стороны органов управления различных уровней, вплоть до уровня страны в целом. СНК должна информировать общество, научные коллективы о возможных негативных и позитивных социальных явления и последствиях в их жизни, что сегодня представляется чрезвычайно актуальным. Прикладная функция СНК является, пожалуй, наиболее представительной. Она непосредственно связана с практикой налаживания и совершенствования, а в сегодняшних условиях — существенного переналаживания всей системы управленческих отношений. Причём, как внутри научного коллектива, науки, так и в экономической и социальной сфере общества в целом. Гуманитарная функция СНК наиболее полно должна реализоваться в разработке целей социального развития научных коллективов, программ научно-технического, социально-экономического и социокультурного развития как научного коллектива в целом, так и всех его членов. Следует отметить, что успешное выполнение всего комплекса функций СНК находится в прямой зависимости от системы профессиональной подготовки кадров социологов, специалистов по социологии науки. В частности, это зависит как от самих студентов, изучающих эту дисциплину и решивших избрать социологию науки, СНК своей основной специальностью, так и от кафедр, их преподавателей и сотрудников, призванных помочь студентам в освоении их будущей специальности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.009 с.) |