Из направлений социологии труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из направлений социологии труда.



 

1. Социология научных коллективов в структуре социологии труда. — 2. Специфика объектов и предметов социологии научных коллективов. — 3. Функции социологии научных коллективов.

 

       Социология научных коллективов (далее в основном тексте сокращенно — СНК), являясь частью социологии труда, изучает закономерности становления, функционирования и развития научных коллективов как специфических социальных общностей, центров сосредоточения особых социальных отношений, связанных с профессиональной научно-исследовательской деятельностью — деятельностью по производству новых качественных знаний и основанных на них технологий.

       В СНК можно использовать множество различных определений понятия «трудовой коллектив» применительно к сфере науки — «научный коллектив». Этому будет посвящена следующая глава настоящего пособия. Здесь  достаточно будет в интересах раскрытия исходной темы ограничиться следующим определением, имея в виду коллектив как основной объект исследования в СНК. 

Будем понимать под «научнымколлективом» организованную общность людей, объединенных конкретным видом научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы групповой, совместной организации, и складывающихся в процессе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, ценностными ориентациями, установками и нормами, а также экономическими интересами, профессионального и иного поведения.

       Следует иметь в виду, что предмет СНК постоянно уточняется, как в силу продвижения в изучении трудовых коллективов вообще, так и в силу логики развития социологии труда и социологического познания в целом, а также СНК как довольно новой области социологии.

Можно утверждать, в частности, что происходит процесс его постепенного выделения в рамках предметной области социологии труда, как ближайшей родовой социологической дисциплины. В то же время, у СНК появились связи с другими ветвями социологической науки, например, с социологией малых групп.

       Предметом СНК являются, прежде всего, социальные отношения в рамках научного коллектива, а также всё то, что оказывает на эти отношения существенное влияние.

       Следует обратить внимание и на то, что в отношении СНК можно выделить три основных уровня социологического знания:

1. Уровень общей теории, что связано, прежде всего, с самим понятием «научныйколлектив», носящим очевидно общесоциологический категориальный характер, а также с теми результатами исследований в рамках СНК, которые с необходимостью нужно учитывать при разработке общесоциологической проблематики.

 2. Так называемый средний уровень социологической теории, что связано с очевидной необходимостью упорядочения, обобщения и анализа обильного материала о научных коллективах, получаемого в ходе их эмпирического изучения.

3. В СНК также очевидно наличествует особый слой знаний о научных коллективах, связанный с методикой, техникой и организацией конкретных социологических исследований   научных коллективов.

Будучи наукой о социальных отношениях в научных коллективах, механизмах и закономерностях функционирования и развития научных коллективов как специфических социальных общностей, СНК выделяет в своих объектах — научных коллективах — подобщности различных уровней:

1. Сам научный коллектив, как целостный социальный организм.

2. Общности внутри научных коллективов, различающиеся своим отношением к различным компонентам научно-исследовательской деятельности, что становится весьма актуальным вопросом (проблемой), например, в связи с переходом к смешанной рыночной экономике.

3. Подобщности, обусловленные разделением деятельности внутри научного коллектива (социально-профессиональные).

4. Культурно-образовательные подобщности (группы) внутри научных коллективов.

5. Половозростные группы.

6. По национальному признаку и другие.

При этом исследуется вся совокупность возникающих на этой основе социальных отношений, взаимодействие всех подобщностей (групп) внутри научного коллектива, во-первых; и, во-вторых, организация научного коллектива, система его социальных институтов, выделяемых как доминирующие среди всех других, и лежащих в основе образования научного коллектива как такового.

СНК включает в себя также учёт особенностей личности членов научных коллективов, как субъектов и в значительной мере продуктов социальных отношений, социальных действий и особого группового профессионального поведения в рамках научного коллектива.

В СНК должны учитываться ведущиеся в социологии  дискуссии по поводу понятий «социальное», «социальные отношения» и др. А также то обстоятельство, что пока ещё остаётся нерешённым вопрос: что представляют собой социальные отношения вообще и внутри научного коллектива,  в частности. То ли это действительно особый вид отношений, то ли это особый аспект всех иных отношений, то ли что-либо третье.

Думается, что вполне оправданной является попытка снять это противопоставление через разработку понимания социального, в частности, применительно к научным коллективам, как способу взаимосвязи между субъектами деятельности (например, научно-исследовательской деятельности) по поводу становления и изменения положения (статусов) этих субъектов.

СНК сегодня активно интересуют вопросы преодоления, а, по возможности, и недопущения неоправданного возрождения различных форм социального неравенства внутри исследовательских общностей, разрушения коллективистских начал в них. Она должна внести свой вклад в процесс нормальной трансформации сложившихся в стране коллективистских структур с немалым числом деформаций различных их элементов в действительно органические целостности, способные эффективно действовать, в том числе в условиях цивилизованных рыночных отношений.

Уточнение предмета СНК ставит вопрос о соотношении с другими социологическими дисциплинами, другими областями социологических исследований, в предметную область которых, так или иначе, включаются научные коллективы, как особый вид трудовых коллективов,  те или иные аспекты их жизнедеятельности, а также со всем комплексом экономических наук.

Социология научных коллективов тесно связанна со всеми направлениями в рамках социологии труда, многими другими областями социологического познания. Она предполагает тесную связь с экономикой, социальной и общей психологией, правовыми дисциплинами, а также социальной статистикой.

Актуализуются вопросы связи СНК с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления (прежде всего – теорией социального планирования и управления), другими отраслями науки об обществе и личности.

В свою очередь, имеет место обратное влияние СНК на другие области исследований. Она вносит свой вклад в комплексное изучение проблем труда, социальной проблематики в целом.

СНК,  как  всякая  научная  дисциплина,   обладает  рядом  функций:  1) теоретико-познавательная, 2) мировоззренческая, 3) критическая, 4) прикладная, 5) гуманистическая, другие.

СНК накапливает знания о своих объектах — научных коллективах, синтезирует до известной степени эти знания, стремится составить, по-возможности, наиболее полную картину структур и процессов, характеризующих жизнедеятельность научных коллективов. Эта функциянакопление и организация знаний о научных коллективах — является основой всех других функций СНК, как особой области научных исследований.

О методологической функции СНК можно говорить в том смысле, что вырабатываемые ею обобщённые, носящие очевидный теоретический характер представления о научных коллективах, должны с необходимостью приниматься в расчёт, учитываться всеми областями научного познания и практики, так или иначе касающимися проблематики научных коллективов.

То же самое можно утверждать и о мировоззренческой функции СНК. Понятия, различные положения, обобщения СНК, как непосредственно, так и опосредованно, могут и оказывают влияние на формирование общих взглядов учёного на общество, на свое место в нём, на его поведение. Это происходит по самым различным каналам, например, через канал непосредственной причастности к проведению социологического исследования в данном научном коллективе. Или через знакомство с результатами соответствующих социологических исследований через руководство коллектива, или через средства массовой информации.

Наконец, через определённое воздействие результатов СНК, которые более или менее активно используются при организации и управлении процессами практически во всех трудовых, в том числе, научных  коллективах.

Что касается критической функции СНК, то её можно и нужно связывать с нацеленностью на получение объективного знания процессов в научных коллективах. С тем, что она ставит перед собой задачу оказывать предупредительное воздействие на социальную практику в отношении научных коллективов, их членов и членов их семей, как со стороны руководящих, управляющих структур внутри научных коллективов, так и со стороны органов управления различных уровней, вплоть до уровня страны в целом.

СНК должна информировать общество, научные коллективы о возможных негативных и позитивных социальных явления и последствиях в их жизни, что сегодня представляется чрезвычайно актуальным.

Прикладная функция СНК является, пожалуй, наиболее представительной. Она непосредственно связана с практикой налаживания и совершенствования, а в сегодняшних условиях — существенного переналаживания всей системы управленческих отношений. Причём, как внутри научного коллектива, науки, так и в экономической и социальной сфере общества в целом.

Гуманитарная функция СНК  наиболее полно должна реализоваться в разработке целей социального развития научных коллективов, программ научно-технического, социально-экономического и социокультурного развития как научного коллектива в целом, так и всех его членов.

Следует отметить, что успешное выполнение всего комплекса функций СНК находится в прямой зависимости от системы профессиональной подготовки кадров социологов, специалистов по социологии науки. В частности, это зависит как от самих студентов, изучающих эту дисциплину и решивших избрать социологию науки, СНК своей основной специальностью, так и от кафедр, их преподавателей и сотрудников, призванных помочь студентам в освоении их будущей специальности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.009 с.)