Ii . Понятие «научный коллектив» — исходная и основная категория снк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii . Понятие «научный коллектив» — исходная и основная категория снк



 

1. Анализ понятия «научный коллектив». Научный коллектив и научное предприятие. — 2. Специфика научных коллективов в сравнении с другими видами коллективов. — 3. Классификация научных коллективов. — 4. Понятия «основного», «промежуточного» и «первичного (контактного)» научного коллектива. — 5. Особенности научного коллектива как социальной общности (группы).

 

       Понятие «научный коллектив» является исходной и основной категорией СНК. Изучение любого научного коллектива, взятого в любом из его аспектов, предполагает постоянное привлечение данного понятия.

       Изучающие курс СНК должны чётко представлять себе все основные особенности категории «научный коллектив», как в отношении её предметной области (объёма), так и в отношении её предметного содержания. Для этого нужно специально рассмотреть, во-первых, какие необходимые и существенные признаки научных коллективов отражает данное понятие, а, во-вторых, то, какие коллективы существую в сфере науки.

       В приведенном в первом разделе рабочем определении понятия «научный коллектив» были зафиксированы следующие признаки научного коллектива:

       1) организованная общность людей,

       2) объединение людей на базе конкретного вида общественно-полезного труда,

3) наличие групповой (совместной) собственности, права распоряжения и пользования средствами профессиональной научной деятельности,

4) наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности,

5) наличие единых профессиональных, материальных, финансово-экономических и иных интересов,

6) наличие общих (объединяющих) познавательных ценностных ориентаций, установок и норм профессионального исследовательского поведения.

Наряду с перечисленными признаками, можно встретить также и некоторые иные: например, признак устойчивости группы совместно работающих людей, коллег-исследователей, или общность совместно работающих людей как личностей, как участников социальных отношений, и др.

Выделяют также признак целенаправленной управляемости процесса функционирования и развития данной группы совместно работающих исследователей. При этом особо подчеркивается значение самоуправления в научном коллективе.

Обращается внимание на некоторые особые требования, предъявляемые научным коллективом к научному авторитету и научному лидерству, и частности, на требование органического единства формального и неформального научного лидерства и авторитета.

Кроме того, обращается внимание на то, что научный коллектив предполагает добровольность его выбора отдельным учёным, идентификацию себя с данной группой исследователей.

Наконец, в качестве важного признака научного коллектива называют соревновательные отношения между его членами, в отличие, например, от отношений простой конкуренции.

В различных источниках у разных авторов (см. список литературы — основной и по отдельным главам — в конце пособия) встречается большее или меньшее число признаков научного коллектива, как особого вида трудового коллектива, но, как минимум, два имеются во всех: 1) объединение исследователей, научных работников и 2) наличие объединяющей их совместной научно-исследовательской деятельности. Но уже даже это сочетание вызывает у некоторых сомнения. Всякое ли объединение занятых совместной исследовательской деятельностью  лиц может считаться научным коллективом?

Всё же представляется, что минимальным может быть набор из пяти признаков, каждый из которых является необходимым, но достаточными они оказываются только все вместе взятые. Это 1) общность, 2) совместная научная деятельность, 3) совместное владение, распоряжение и использование различных средств, 4) управление и самоуправление и, наконец, 5) взаимная ответственность и взаимопомощь. Все другие признаки, так или иначе, могут быть сведены («выведены») к указанной пятёрке. Впрочем, вопрос этот остается пока ещё открытым.

Всем, кто изучает курс СНК, необходимо обратить внимание на факт наличия, наряду с научными общностями коллективистского типа, подобных объединений в других сферах жизнедеятельности общества. Правомерно говорить о производственных коллективах, о воинских коллективах, о коллективах учащихся, коллективах добровольных общественно-политических организаций и объединений и т.д.

Иначе говоря, научный коллектив является видом трудового коллектива, а трудовой коллектив является лишь одним из видов коллективов вообще.

Можно говорить о множестве разновидностей самих научных коллективов, попытаться выделить различные их виды, построить их классификации. Причём, как это и бывает в подобных случаях, сделать это можно по самым разным основаниям. При этом, как правило, в качестве основания классификации выбирают варьирование того или иного важного (существенного) признака научных коллективов, иногда — варьирование нескольких признаков одновременно.

Так, например, различают научные коллективы по видам профессиональной научной деятельности и конечных продуктов их деятельности (научные коллективы в сфере прикладной науки, коллективы в сфере фундаментальной науки, научные коллективы, например, в сфере здравоохранения и народного образования, научные коллективы при органах управления и т.д.).

По временному параметру различают научные коллективы временные (созданные на время решения той или иной, чаще всего прикладной проблемы) и бессрочные (с непрерывной научно-исследовательской деятельностью).

Кроме того, выделяют различные уровни проявления коллективистского начала в рамках одной и той же группы совместно работающих исследователей.   Здесь выделяют: а) основной научный коллектив  — академии, университета в целом и т.п.;  б)   промежуточный научный коллектив (вторичный) — коллектив отдельного академического института, института в составе университета и т.п.;  в) первичный научный коллектив (контактный) — коллектив сектора, отдела, лаборатории, группы.

Думается, каждый из этих уровней может и должен стать предметом особого анализа. Этому должно быть уделено необходимое время самостоятельной работы обучающихся по данной теме. Например, должно быть уделено время для исследования вопросов обеспечения процесса нормальной научно-исследовательской деятельности.

Так, на общее положение дел в той или иной научной структуре наибольшее влияние оказывает состояние основного научного коллектива, что, конечно, не должно принижать роли промежуточных и первичных научных коллективов, особенно занятых на ключевых позициях в данной научной отрасли, научной области.

Нормальное состояние и нормальные взаимоотношения промежуточных коллективных субъектов научной деятельности обеспечивают, прежде всего, устойчивость, ритмичность работы научной структуры, гладкое протекание основных процессов её функционирования.

На уровне первичных научных коллективов обеспечивается нормальное (или ненормальное) состояние каждого отдельного исследователя, научного работника, степень его индивидуальной профессиональной отдачи.

Заслуживает особого разбора само соотношение понятий: «научный коллектив» и «научная структура (научное учреждение, научная организация)».  Понятие «научная структура» (и близкие ему понятия) включает в себя понятие «научный коллектив». Примером родовидовых отношений служат понятия «группа совместно работающих исследователей (научных работников)» и «научный коллектив».

Понятие «научная структура (организация)» играет также категориальную роль в СНК. Без его учёта и последовательного использования невозможно изучить и объяснить многие важнейшие стороны научного коллектива как такового. Хотя понятие «научная структура (организация)» и имеет значительное вне-социологическое, например, специфически финансово-экономическое содержание. Об этом ещё будет идти речь в последующих темах.

Не следует смешивать и такие моменты, как коллективность, с одной стороны, и противоречивость процесса научно-исследовательской деятельности, точнее, отсутствие или чрезмерную сглаженность противоречий процесса исследования — с другой. При этом коллективный субъект научно-исследовательской деятельности и выступает специфической формой разрешения многих противоречий в сфере науки на определённой, достаточно высокой стадии развития сферы науки. Но коллективность не устраняет этих противоречий. Более того, всякой коллективности всегда присущи определённые противоречия.

Коллективное начало в науке позволяет снимать нередко особую напряженность противоречий в сфере науки, преодолевать тенденцию превращения этих противоречий в противоречия чрезмерно обострённые, порой чуть ли не антагонистические. Это имеет место даже с учётом того, что существует большое разнообразие форм использования различных средств научно-исследовательской деятельности, включая финансово-экономические, а также результатов этой деятельности.

Особое внимание в этом разделе следует уделить разбору вопроса о первичном (контактном) научном коллективе. Именно в нём проявляется наиболее очевидным образом специфика научного коллектива как особой социальной общности людей.

Первичный научный коллектив образуют исследователи, связанные единой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности.

Особая технология научных исследований и планирование научно-исследовательской деятельности создаёт организационно-производственную базу для формирования первичных научных коллективов. При этом совместная исследовательская деятельность, построенная на основе определённых внутригрупповых отношений, в том числе материально-финансовых, обеспечивает тесное взаимодействие научных работников не только на профессиональном функциональном, но и на личностном уровне.

В структуре первичного научного коллектива (далее – ПНК) выделяют три элемента:

1) лидерскую группу исследователей,

2) так называемое исследовательское ядро и

3) периферийную часть членов ПНК.

Сам лидер ПНК является членом ПНК, способным возглавить его и который признаётся в этой роли большинством членов данного ПНК. Здесь важно, чтобы в одном лице совпадали два качества — так называемое формальное и реальное научное лидерство. Лидерскую группу научного коллектива и составляют лидеры ПНК, например, взятого в основных его сферах.

Ядро ПНК — это группа его членов, составляющая обычно 30-40 % от общего их числа исследователей, являющаяся носителем сложившегося в данном первичном научном коллективе уровня научного сознания, коллективных научных норм и традиций.

Кстати, можно говорить о ПНК с различным числом ядер, а также об отдельных исследовательских группах, своеобразными ядрами которых являются части ядра основного коллектива. Большинство последних характеризуется неразвитостью собственно коллективистских качеств в том или ином отношении, или же во всех отношениях в целом. Каждый случай подобных отклонений от некоторой нормы требует специального изучения и представляет собой особо значимый и, в общем-то, плодотворный объект СНК.

Думается, что в условиях радикальных социально-экономических реформ, приспособления к смешанной рыночной экономике можно и нужно ожидать некоторого всплеска в появлении ПНК с различными отклонениями, возможно даже — с явлениями распада, или существенного снижения коллективистского качества, особенно, если оно не было и ранее таким уж «качественным». Можно также ожидать появления и некоторого совершенно нового коллективистского качества в современных условиях развития и функционирования науки.

В своем развитии и функционировании все научные коллективы призваны выполнять целый ряд функций, которые можно разделить на две основные группы:

1) функция по производству новых знаний и технологий и

2) социальные функции научного коллектива.

С этими функциями тот, кто изучает СНК, может ознакомиться на материале проблематики социологии трудовых коллективов вообще самостоятельно (см., например, соответствующие работы в списке основной литературы в конце пособия).

Ранее в отечественной социологии, связанной с трудовыми коллективами и научными коллективами, в частности, традиционно в особый раздел выделялся вопрос об общественно-политической организации и соответствующих функциях научного коллектива.

Думается, что в современных условиях будет происходить известное свёртывание этих структур и их функций, но не полное их исчезновение. Да, некоторые из этих структур и их функций просто запрещены современным законодательством Российской Федерации. Здесь имеются в виду политические структуры и их функции.

В то же время будет возрастать и уже происходит возрастание значения деятельности таких традиционных структур, как профсоюзы научных работников. И это не случайно.

Происходит также появление особых структурных элементов, связанных с управлением и самоуправлением, начиная с  советов научных коллективов, и заканчивая советами представителей научного коллектива как полномочными его представителями с точки зрения участия в реализации всех без исключения функций научного коллектива.

Ряд поднятых в данном разделе вопросов становления, развития и функционирования научных коллективов будет рассматриваться с иных сторон и более подробно в последующих разделах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.022 с.)