VIII . Мотивация учёных и их отношение к научно-исследовательской деятельности в условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII . Мотивация учёных и их отношение к научно-исследовательской деятельности в условиях



НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Соотношение понятий «интерес научного коллектива» и «интерес личности (индивидуальный)». — 2. Коллективные и индивидуальные ценности учёных (на примере их профессиональных интересов и ценностей). — 3. Влияние коллективистских начал на мотивацию профессиональной деятельности учёных. — 4. Особенности проявления коллективистских начал во внешних и внутренних регуляторах (стимуляторах) деятельности учёного в рамках научного коллектива. — 5. Коллективистские начала — объективная предпосылка становления качественной научно-исследовательской дея-тельности как потребности личности учёного. Научный коллектив и проблема разумных потребностей учёных. — 6. Объективная заинтересованность трудового коллектива во всемерном развитии личности своих членов.

Тема данного раздела естественно вытекает из всех предыдущих, развивая их, особенно темы 5,6 и 7 разделов.

Это и понятно — судьба стабильности научного коллектива, степень его сплочённости, формирование благоприятных для научно-исследовательской деятельности и исследователей отношений между членами научного коллектива, личности и коллектива во многом практически напрямую детерминируется тем, каково  отношение членов данного коллектива к научной работе вообще, к своей работе в научном коллективе, в частности.

Стабильность научного коллектива зависит от того, из чего исследователи исходят, на какие представления о занятиях наукой — познавательные ценности — опираются, связывая свою жизнь с данным коллективом, данным конкретным направлением научной деятельности и т.д.

Центральным понятием рассматриваемой темы является понятие «мотивации исследовательской деятельности». Но усвоение этого понятия применительно к научному коллективу предполагает углублённое знакомство с целым рядом других понятий, таких, как: «исследовательский интерес (личный и коллективный)», «исследовательская ценность (личная и коллективная)», «соотношение исследовательских интересов и ценностей», «мотивация», как родовое в отношении понятия «исследовательская мотивация», «отношение к научно-исследовательской деятельности», др.

Под социальными интересами, связанными с научной деятельностью, понимаются реальные причины действий, формирующиеся в сфере науки в зависимости от положения и ролей человека в ней.

Можно и нужно различать личные (индивидуальные) и групповые (в том числе коллективные) интересы исследователей, имея в виду, с одной стороны, причины, побуждающие к определённым  действиям в сфере науки отдельного учёного, в зависимости от его места и роли в том или ином исследовательском процессе; с другой — причины, связанные с положением и ролью целых групп исследователей, их общностей, в частности, научных коллективов, вызывающие соответствующие совместные групповые, или коллективные, действия.

Индивидуальные и групповые познавательные профессиональные интересы тесно связаны друг с другом и должны анализироваться совместно.

Особенно это касается соотношения индивидуальных (личных) и групповых интересов исследователей в условиях научного коллектива, что накладывает свой неизгладимый отпечаток, как на первые, так и на вторые.

В познавательных интересах находят свое наиболее обобщённое выражение актуальные потребности исследователей, в том числе в обеспечении материальных условий своей жизни.

Важно также отметить, что профессиональные познавательные интересы ориентированы либо на сохранение, либо, наоборот, на изменение существующего положения исследователя, группы исследователей в целом, в научной сфере. При этом осознание исследовательских интересов происходит непрерывно в виде постоянного сравнения положения различных учёных, научных работников, различных их категорий и групп, в сфере научной деятельности.

Научные познавательные интересы, присущие отдельным исследователям, отдельным категориям и группам исследователей, научных работников внутри научных коллективов, отдельным научным коллективам в целом, могут, как совпадать, так и отличаться друг от друга, вплоть до обнаружения полной противоположности при определённых обстоятельствах.

Понятно, что именно в связи с этим обстоятельством возникает насущная необходимость в регулировании исследовательских интересов на всех уровнях и во всех сферах научной деятельности, что находит своё выражение, в частности, в разработке политики государства в отношении науки, создании целой совокупности специализированных механизмов — институтов и организаций, занимающихся подобным регулированием.

Очень важно не забыть отметить резкое обострение сегодня вопросов регулирования исследовательских интересов в нашем обществе на всех уровнях в связи с проводимыми довольно радикальными реформами, имеющими очевидное формационное качество.

Другим понятием, необходимым для анализа вопросов мотивации научной деятельности, отношения к ней является понятие «научные ценности», а также понятие об иных ценностях, играющих важную роль в жизнедеятельности научных коллективов, их членов.

Под научными (исследовательскими) ценностями, или ценностями в сфере науки, можно понимать значимость явлений, предметов, отношений и т.д. в сфере научной деятельности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям учёного, группы учёных, научного коллектива.

Исследовательские ценности, в частности профессиональные, представляют собой, с другой стороны, требования к различным субъектам сферы научной деятельности, сформировавшиеся в процессе развития науки, других сфер общественной деятельности, в процессе становления личности данного исследователя, данной группы исследователей, и в частности, данного научного коллектива.

Именно поэтому познавательные ценности, так же, как и познавательные интересы, выступают, с одной стороны, в качестве регуляторов научно-исследовательской деятельности, а с другой — сами нуждаются в учёте и регулировании.

Исследовательские ценности, в том числе связанные с профессией, профессиональной подготовкой, совершенствованием профессиональной структуры занятых в той или иной научной отрасли учёных, научных работников, в том или ином научном коллективе, призваны обеспечивать целостность научно-исследовательских структур, их эффективное функционирование.

Так, единство исследовательских и иных ценностных ориентаций, наряду с общими, близкими интересами, является важнейшей сущностной характеристикой полноценного научного коллектива.  Научный коллектив оказывается той эффективной формой объединения учёных, благодаря которой здоровые индивидуальные исследовательские ценности находят свою поддержку. При этом данные ценности приобретают значительный дополнительный вес, многократно усиливаются, получают широкое распространение.

Конечно, индивидуальные и групповые, в том числе коллективные, научные познавательные ценности, ценностные структуры могут не совпадать и, как правило, в чём-то всегда не совпадают в каждый конкретный момент времени. Кроме того, нужно учитывать возможные разнонаправленные изменения этих структур с течением времени. Именно этим во многом объясняется острота ситуаций в жизни научного коллектива, взаимоотношениях научного коллектива и отдельных его членов, в том числе ситуаций очевидно конфликтного характера.

Всё это предполагает постоянный учёт в каждом научном коллективе динамики индивидуальных и коллективных познавательных ценностных структур, эффективную деятельность по их притирке, гармонизации. В условиях научного коллектива подобное регулирование в сфере ценностей и через сферу ценностей находит своё, можно утверждать, особо благоприятное выражение.

Свое естественное воплощение, в свою очередь, познавательные потребности исследователей, в том числе в материальном обеспечении, выражающие и оформляющие их профессиональные интересы и ценности находят в механизмах мотивации научно-исследовательской деятельности.

Под мотивом в сфере научной деятельности понимается побуждение к познавательной активности, исследовательской деятельности индивидуального учёного или целой группы учёных (например, научного коллектива), связанное со стремлением удовлетворить, в том числе свои потребности в материальном обеспечении своей жизни, жизни своих семей.

Используя понятие «мотив», можно охарактеризовать понятие «мотивация исследовательской (научной) деятельности» как совокупность всех мотивов, отражающих в себе всю совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих учёных, научных работников к профессиональной активности, а также различные признаки предметов научно исследовательской деятельности, на которую познавательная активность может быть направлена.

Следует сразу отметить, что сама научно-исследовательская активность, её истоки и особенности могут носить как достаточно осознанный, так и в той или иной мере неосознанный характер даже в такой, как правило, высокообразованной среде, как научное сообщество. В последнем — неосознанности исследовательской активности — содержится известный резерв повышения профессиональной исследовательской отдачи того или иного учёного, того или иного научного коллектива, научного сообщества в целом.

Конечно, ведущую роль при этом играет осознаваемая, то есть оформленная в исследовательских интересах и ценностях, потребность субъекта научной деятельности в достижении определённых материальных и духовных благ, включая желаемые условия самой исследовательской деятельности.

Исследовательскую мотивацию, особенно в рамках научного коллектива, как внутреннее побуждение к активности учёных, научных работников, их групп, следует отличать от непосредственных внешних побуждений к научной деятельности.  То есть от воздействий объективных условий научной деятельности, которые превращаются в элементы исследовательской мотивации — мотивы познавательной активности лишь в том случае, если они становятся субъективно значимыми для учёных, научных работников.

Оставаясь вне мотиваций, эти объективные условия исследовательской деятельности играют роль чисто внешних её регуляторов, или стимулов.

Здесь важно подчеркнуть, что, получая широкое распространение в данной научной общности, данном научном коллективе, будучи осознанными в качестве общих мотивов, индивидуальные мотивы исследовательской активности превращаются в собственно коллективные познавательные мотивы. Формируется групповая или коллективная мотивация исследовательской деятельности, то есть такая, носителем которой оказывается совокупность связанных научно-исследовательским процессом научных работников в целом. Последнее следует особо подчеркнуть в отношении нематериальных познавательных мотивов, то есть мотивов, связанных с духовными аспектами научной деятельности, её духовным качеством.

И особенно здесь важно подчеркнуть роль именно научного коллектива, как специфического группового носителя той или иной разновидности исследовательской мотивации.

Закреплением духовных элементов исследовательской мотивации отдельных учёных, научных работников научный коллектив отличается от простой механической совокупности (агрегата) исследователей, что имеет принципиальное значение для дальнейшего совершенствования человеческого фактора в сфере науки. Последнее особенно важно в условиях углубления научно-технической революции, возрастания роли тонкой психологической организации личности современного учёного, связанной с многочисленными всё умножающимися в числе отраслями науки.

Современному учёному нужна современная, отвечающая его природе научная микро-социальная среда, как нечто органически близкое ему. Таковой, по нашему убеждению, является полнокровный, полноценный, то есть полноправный научный коллектив.

В структуре исследовательской мотивации, как и всякой иной мотивации, следует различать несколько уровней — иерархию мотивов.  Начиная с наиболее общих мотивов, характеризующих направленность научной профессиональной деятельности учёных (концептуальные, или понятийные представления о науке — метанаучный аспект, система научных ценностей), и кончая конкретно-ситуативными мотивами, связанными с удовлетворением частных, промежуточных нужд в данной конкретной исследовательской ситуации.

В структуре сложных исследовательских мотивационных комплексов, связанных с научной деятельностью, можно выделить несколько ведущих мотивов, или доминирующих, а также подчиненные исследовательские мотивы, или периферийные, которые тоже связаны с научной деятельностью.

Здесь же нужно отметить, что подобные комплексы исследовательских мотивов существенно рознятся у членов научных общностей типа простой механической суммы, агрегата, и у членов научных коллективов, даже находящихся не в самых развитых своих фазах, например, вновь образованных научных коллективов.

В случае же самих научных коллективов различаются мотивационные структуры, соответствующие основным фазам, этапам их развития. Это структуры мотивов сплочённых научных коллективов, с одной стороны, и исследовательские мотивационные структуры разрозненных и разобщенных научных коллективов — с другой.

У последних — разобщённых научных коллективов — есть немало общих признаков со структурами мотивов механических объединений отдельных исследователей, научных работников.

Через воздействие на различные группы учёных структуры уже имеющихся на данный момент исследовательских мотивов, а также через формирование и развитие новых исследовательских мотивационных структур, осуществляются все виды регулирования профессиональной деятельности учёных, научных работников.

Процесс этот нередко именуют стимулированием, имея в виду оказание воздействия на тот или иной исследовательский или иной мотив данного индивидуального учёного, научного работника, или сразу на целую группу исследовательских мотивов. Подобное может осуществляться сразу в отношении некоторого объединения исследователей, а также в отношении научного коллектива в целом.

С ценностно-мотивационными исследовательскими структурами, задействованными в научной деятельности, связано рассмотрение вопроса о превращении исследовательской деятельности только лишь из средства удовлетворения других познавательных потребностей в самостоятельную, возможно даже ведущую потребность личности учёного, научного работника.

Нужно сказать, что в этом вопросе о превращении научно-исследовательской деятельности в потребность личности исследователя, в некую особую необходимость, существует, во-первых, немало многих до сих пор не проясненных  мест, а во-вторых, немало просто-напросто запутанных и напутанных мест.

Думается, что в некотором смысле познавательная деятельность всегда составляла и составляет потребность человека вообще, с некоторой поры — познающей личности. В противном случае трудно объяснить саму предрасположенность человека к познанию, как целесообразной и целенаправленной деятельности, а также современные значительные достижения в сфере организации и технического оснащения  процесса научного познания сегодня.

Да, в разное время в прошлом всё, что связано с познавательной активностью человека носило, надо полагать, весьма различный характер для различных категорий участников познавательного процесса на различных стадиях его развития. Это проявляется, в частности, в виде откровенно навязываемого извне невыгодного для индивида способа познавательного поведения, познавательной деятельности. Последнее и сегодня местами ещё сохраняется.

Вопрос состоит в том, чтобы достаточно систематически шло совершенствование всех сфер и сторон познавательной, научно-познавательной деятельности, и прежде всего тех, которые до сих пор ещё низводят занятых в них людей до уровня исполнителей самых примитивных операций и действий.

То есть вопрос стоит не о превращении познания в жизненную потребность вообще, а о целенаправленном совершенствовании всех сфер и сторон познавательной деятельности и о формировании отношения к познанию в виде потребности в нём, с соответствующей познавательной мотивацией у возможно большего числа групп уже исследователей, различных категорий учёных, научных работников.

В идеале и перспективе — у всех категорий и групп людей вообще. Вспомните фантазии Ф. Бэкон о будущем обществе в его утопии.

Конечно, до идеального положения дел в создании таких условий для научной деятельности, при которых она приобретает характер самостоятельной потребности в ней  самой, а не рассматривается исследователями как простое средство достижения удовлетворения только других потребностей (чем наука всегда была, и, что важно подчеркнуть, всегда останется), ещё очень и очень далеко.

Ещё  долго придётся изыскивать всевозможные способы смягчения действия на личность научного работника, учёного вообще различных неблагоприятных условий, факторов его деятельности. И здесь хорошим инструментом таких поисков может служить научный коллектив, как возможность реализовать в сфере науки не только познавательные функции, но и целый ряд других, прежде всего связанных с удовлетворением потребности в нормальном, человеческом общении.   

Важно также, что при этом удовлетворяются потребности в комфортном окружении, в котором могут реализоваться потребности в признании исследователя как личности другими людьми, особенно вышестоящими в научной иерархии, а также потребности в поддержке со стороны других людей, других личностей, связанных с наукой  и т.д.

В последнем случае речь идёт о потребностях, не связанных, казалось бы, с собственно научными функциями. То есть при этом ещё не происходит превращение в потребность самой исследовательской деятельности, то есть осуществления личностью тех или иных профессиональных исследовательских функций. Нет превращения этих функций в самоцель. Но должно ли последнее иметь место само по себе вообще?

Такая сторона научной деятельности, как творчество (например, как  исследовательское новаторство, или своеобразное исследовательское рационализаторство, а то и научное открытие), требует зачастую огромной концентрации всех сил личности учёного, предполагает своего рода подвижничество и даже порой самопожертвование. Достаточно вспомнить эксперимент на себе по переливанию крови А.А. Богданова.

Но не стоит забывать, что, несмотря на всю свою ценность, такая исследовательская деятельность, такое сосредоточение на ней, не могут продолжаться бесконечно и непрерывно.

Более того, именно для своего полного успеха такая творческая научно-исследовательская деятельность как раз и предполагает особую организацию условий своего осуществления, всемерную поддержку такого режима научной деятельности. Это предполагает, в том числе и не в последнюю очередь благоприятные взаимоотношения с коллегами-исследователями, коллегами-смежниками, научным начальством и, если имеются, подчиненными данного исследователя. Всё то, что может и должен давать сплочённый, динамично развивающийся научный коллектив.

Утопией, на наш взгляд, является представление о сфере научной деятельности будущего общества как о механическом взаимодействии гениальных учёных-одиночек.

Отмеченная выше зависимость реализации научно-исследовательского потенциала личности учёного, для которой его деятельность сама по себе уже стала потребностью, от соответствующего окружения (в лице научного коллектива) имеет и обратный вектор. 

Только исследовательская группа, в которой значительную или даже преобладающую часть учёных составляют личности, для которых наука стала или становится потребностью сама по себе, может рассматриваться в качестве научного коллектива.

Сплочённый, здоровый научный трудовой коллектив и научный работник, для которого научная деятельность уже является не только необходимым средством добывания жизненных благ, но и сама по себе становится одним из таких благ, — это стороны одной и той же медали.

Исследователь как личность заинтересован в развитии научного коллектива, как условии своего успеха. Также и научный коллектив объективно заинтересован во всестороннем развитии и совершенствовании личности своих членов.

Конечно, наши реальные обстоятельства сегодня далеки от того, чтобы порождать непосредственно самые совершенные формы отношений научных коллективов, учёных, исследователей, научных работников как личностей.

Но есть, думается, достаточно обоснованная уверенность, что текущие реформы в нашем обществе во многом как раз и должны посодействовать выправлению этих отношений, во всяком случае, их выздоровлению (если сами реформы, конечно, не будут при этом деформированы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.024 с.)