III . Научный коллектив и деятельность учёного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Научный коллектив и деятельность учёного.



 

1. Научный коллектив как специфический субъект
профессиональной деятельности. — 2. Особенности содержания и характера труда в условиях научного коллектива. — 3. Научный коллектив и разделение деятельности. — 4. Влияние НТР на содержание, характер и разделение труда в условиях научного коллектива. — 5. Соци-альный аспект профессиональной деятельности в условиях научного коллектива. — 6. Влияние коллективистских начал на качество и культуру научно-исследовательской деятельности.

Научный коллектив является одним из важнейших видов субъектов особой профессиональной трудовой деятельности как фундаментальной формы деятельности человека вообще.

Современная стадия развития науки, на которой всё больше и больше утверждаются формы совместной, групповой собственности на средства совместной исследовательской деятельности, предполагает создание средств и условий практически любого вида научного обеспечения, в том числе научных услуг с участием (соучастием) многих индивидуальных исследователей и их помощников.

Занимая в жизни людей, объединенных для производства различных знаний и технологий, ведущее положение, научно-исследовательская деятельность одновременно формирует самих учёных, и как профессионалов, и как личностей в целом. При этом их совместная, взаимно дополняющая друг друга деятельность выступает одним из решающих факторов формирования учёных.

Особенно это характерно для группового объединения, которое приобретает черты научного коллектива. Тем более это характерно для групп, фактически уже ставших научными коллективами по всем своим основным признакам, включая, помимо названных выше признаков, специфический вид управления — научное самоуправление.

Коллективный характер объединения исследователей на базе современных орудий и средств научной деятельности даёт новый толчок дальнейшему развитию сознания члена научного коллектива, а также дальнейшему развитию общения учёных в научной и иных сферах жизни общества.

В свою очередь, социальный характер научной деятельности, а вместе с ним коллективистское начало в ней, ступени их исторического развития зависят от особенностей познавательных отношений, которые устанавливаются между людьми, членами групповых субъектов научной деятельности.

Особого внимания при изучении данной темы требует анализ научного коллектива как специфического субъекта научной познавательной деятельности. Речь идёт о коллективе как особом носителе особой предметно-практической — научно-познавательной — деятельности, как об источнике познавательной активности, направленной на предмет исследования.

Научный коллектив должен быть осмыслен здесь с привлечением категории практики, в том числе понятия особого вида практики — научного эксперимента, в отношении которого научная деятельность оказывается важнейшей, базовой составляющей. Именно в совместном, коллективном процессе познания, прежде всего, появляется и развивается такой феномен, как групповое познающее, в том числе научное, сознание, в отличие от более позднего по времени формирования самосознания отдельного познающего индивида, особого самосознания учёного.

Научный коллектив выступает в качестве особой формы овладения всё новыми и новыми поколениями научных работников, созданным до них потенциалом научно-познавательной культуры — то есть орудиями познания, формами коммуникации в процессе научного познания, особыми оценками и нормами профессионального научного поведения.

Следует также специально подчеркнуть особый вид активности научного коллектива в отношении предметов познания, всей окружающей природной и социальной среды, в отличие от активности индивидуальных исследователей. Это касается и тех видов групповых субъектов научного познания, которые представляют собой простые агрегаты механически собранных в одном месте и в одно и то же время исследователей.

Здесь проявляет себя особая тенденция социализации индивидуальных исследователей, членов научного сообщества, что выступает существенной предпосылкой гармонизации отношений внутри науки, с одной стороны, и между наукой и обществом, наукой и природой — с другой.

Только через действительные научные коллективы как особые социальные общности, играющие решающую роль в сфере науки, наука обнаруживает ту решающую силу, которая способна на благие намерения, глубокое осознание проблем научными коллективами, как в сфере научной деятельности, так и за её пределами.  А главное, в лице научных коллективов наука обнаруживает силу, способную на превращение этих благих намерений научного сообщества в реальность, и тем самым в значительной мере блокирует развитие отрицательных тенденций в науке, а затем и в обществе в целом.

Важнейшими понятиями социологии труда в целом, и в СНК в частности, являются понятия «содержание научной деятельности» и «характер научной деятельности». Очень важно выяснить особенности применения этих понятий к проблематике научных коллективов.

Под содержанием научной деятельности в общем смысле понимают всю совокупность признаков научно-исследовательского процесса, включая влияние на него как внутренних, так и внешних условий его существования. При этом особо выделяют так называемое функциональное содержание научно-исследовательской деятельности, совокупность или систему исследовательских функций.

Под характером научной деятельности обычно имеют в виду некоторую совокупность наиболее общих и устойчивых признаков процесса научного познания, внутренних и внешних условий, прежде всего, связанных с уровнем развития науки, а также социально-экономических и иных факторов, например, социально-духовных и т.д.

Фактически, под характером научной деятельности понимается некоторая наиболее общая форма осуществления научного познания.

В нашем случае речь идёт о том, чтобы научиться соединять проблематику научных коллективов с категориями содержания и характера научной деятельности; научиться видеть, как сопрягаются между собой эти стороны научно-познавательного процесса и особая разновидность группового субъекта профессиональной деятельности — научный коллектив. Научиться видеть, какое влияние на формирование и функционирование научного коллектива оказывают характер и содержание научной деятельности в том или ином их выражении, по ходу тех или иных изменений в них.

И наоборот, необходимо научиться видеть, какое обратное влияние (положительное или отрицательное), какое воздействие на содержание и характер научной деятельности, какие изменения в них может вызывать коллективное качество совместной научно-исследовательской деятельности. Особенно это касается тех случаев, когда коллективные субъекты научной деятельности становятся преобладающими в той или иной сфере или части сферы научной деятельности, например, в сфере современных технических наук, тем более, если это будет происходить в сфере научного познания в целом.

Так, например, научный коллектив в гораздо более острой форме может поставить вопрос о преодолении неоправданных видов деятельности в рамках того или иного исследования, о недопущении вредных ситуаций в ходе исследования и т.п.

Научный коллектив может гораздо последовательнее отстаивать требование пересмотреть количественное и качественное соотношение между кадрами, занятыми непосредственно в научно-исследовательской деятельности и занятыми больше разного рода администрированием в совместной научно-исследовательской деятельности членов научного коллектива.

Не менее действенное влияние коллективный (сплоченный, организованный, целеустремленный) субъект научно-исследовательской деятельности может оказывать и на характер этой деятельности. Если взять ведущую составляющую научной деятельности со стороны её характера — формирование новых знаний и технологий, то со всей очевидностью обнаруживаются возможности воздействия научных коллективов на её элементы: на отношения использования материальных ресурсов исследования, способы организации исследования, способы включения индивидуального научного работника, члена научного коллектива, в совокупную исследовательскую деятельность; на взаимодействия научных работников, членов научного коллектива, в процессе исследования и по поводу исследования  (речь идёт об отношениях научной конкуренции и/или сотрудничества). Тем более оправданно говорить о подобных возможностях научного коллектива в отношении участия в управлении исследовательскими процессами, в связи с влиянием на мотивацию участия в этих процессах, в связи с воздействием на личность учёного, научного работника, члена научного коллектива вообще.

В данном разделе специально следует остановиться на вопросе о соотношении научного коллектива, коллективного субъекта научной деятельности и разделения функций в процессе этой деятельности. Именно разделение функций в сфере науки лежит в основе появления практически всех разновидностей научных коллективов, если отвлечься на время от так называемого внутреннего аспекта, связанного с качеством развития научных коллективов, той или иной стадией их внутреннего становления.

Коль скоро на смену довольно простым орудиям научного познания, диктующим ведущее положение учёного-«индивидуальщика», если можно так выразиться, приходит членение его функций на многие составляющие, то на смену индивидуальному субъекту научной деятельности почти во всех её отраслях приходит групповой субъект, который в дальнейшей своей эволюции и ведёт к собственно коллективному субъекту научного познания.

Кстати, нужно обратить внимание на тот факт, что человек, в том числе любой учёный, исследователь,  всегда ведёт себя так, как будто он находится в постоянном окружении других исследователей. Это объясняется его особой — социальной — природой, тем, что его профессиональное сознание в основе своей есть продукт совместного с другими исследователями существования. В научном коллективе это проявляется с удвоенной силой, поскольку здесь непосредственно соединяется социальное качество исследователя с  социально-групповым научным качеством. Происходит как бы соединение коллективного и индивидуального социального познавательного качества на новом качественном уровне самой научно-познавательной деятельности. И в этом соединении по-новому начинают проявляться и содержание, и характер, и само разделение научной деятельности.  Сегодня это связано с текущим этапом научно-технической революции,  как самым грандиозным инновационным явлением нескольких последних десятилетий.  

Стало ясным, что в связи с современной стадией НТР человечество вступило в своё третье тысячелетие существенно обновлённым, в том числе и в первую очередь с точки зрения процессов в сфере научного познания, места личности учёного и научного коллектива в нём.

НТР требует совершенно нового качества личности учёного, предполагает максимальное развитие практически всех способностей его личности. И одновременно с этим она предполагает новое качество сотрудничества, взаимопонимания и взаимной поддержки индивидуальных исследователей, участвующих в резко усложнившейся совместной научно-исследовательской деятельности.

Можно утверждать, что современный этап НТР выводит одновременно на новый уровень и личность учёного, и различные объединения учёных как личностей, и во многом именно через развитие коллективистского начала в сфере науки. Только сейчас, с учётом и отечественного, и зарубежного опыта, становится ясным, что с учётом человеческого фактора единственным вариантом дальнейшего успешного развития сферы науки представляется гармонизация личностного и группового, прежде всего, коллективистского, начал. Причём даже при сохранении различных вариантов различных познавательных отношений в сфере научной деятельности. В том числе в отношении использования всё больших и больших ресурсов, отпускаемых на развитие науки. Не случайно многие специалисты отмечают, что сейчас ведущим началом в ходе научных исследований является не просто объём этих ресурсов, хотя его особое значение сохраняется, а тип использования, распределения, распоряжения этими ресурсами, сам способ организации научных исследований.

Происходит расслоение прежних традиционных, ставших привычными познавательных отношений на явно отличные друг от друга типы этих отношений, в зависимости степени сложности, затратности и т.д. Последнее же, как раз и предполагает активное включение в качестве субъектов научной деятельности всех групп научных работников, занятых в сфере современной науки.

Но, пожалуй, самое большое влияние на процессы в современной науке начинает оказывать новое качество социального аспекта научной деятельности, социальные отношения в сфере науки и в связи с наукой. Именно в этом аспекте в первую очередь и проявляется значение коллективного начала в сфере науки. Собственно, образование научных коллективов знаменует собой проникновение в сферу науки социального начала в полном объёме. Ибо каждый научный коллектив, каждая общность исследователей представляет собой, фактически, микромодель современного общества со всеми его резко возросшими требованиями ко всем аспектам жизни человека, и не в последнюю очередь в сфере науки — во многом базовой для современного общества.

Последнее обстоятельство в значительной мере было осознано, к сожалению, не в нашей стране, где коллективизм вообще и в сфере науки в частности ранее зачастую просто декларировался, развивался явно односторонне, формально, даже как бы насаждался. 

Как ни странно, это осознание роли научных общностей в современном мире возникло в науке наиболее развитых странах, где для этого сформировались необходимые материальные предпосылки, а вместе с ними начали формироваться и качественно новые духовные предпосылки в сфере науки и в связи с ней. Данное обстоятельство, конечно, не может служить оправданием немалого числа негативных тенденций в науке в этих странах.

Но факт остается фактом. Ведущие структуры наиболее развитых отраслей науки этих стран уже ряд десятилетий пользуются немалыми средствами, отпускаемыми на их развитие, на формирование из групп индивидуальных исследователей, занятых в этих структурах. 

Фактически, на формирование некоего совокупного научного работника, совокупного исследователя, субъекта научной деятельности, пронизанного именно коллективистскими началами. Хотя, конечно, традиционный индивидуализм продолжает играть огромную роль в науке и западных стран.

Данное качество не остаётся неизменным, а оказывается вполне в состоянии приспособиться к требованию современной науки и общества в целом, заключающемуся в повышении степени согласованности, организованности, сплочённости всех участников современного научного познания. И речь в данном случае идёт не о голых призывах к сотрудничеству, ибо многочисленные различия также продолжают во многом сохраняться.

Взаимное согласование индивидуального и группового, личностного и коллективного начал в науке становится основной тенденцией в сфере научной деятельности развитых стран, во всей системе современного развитого общества в целом при одновременном сохранении многочисленных противоречий.

Наконец, при освоении темы данного раздела следует остановиться на вопросе о соотношении коллективистских начал и культуры научной деятельности. Конечно, степень усвоения знаний, навыков и умений, требующихся для участия в современном научном познании, зависит, прежде всего, от индивидуальных усилий личности каждого исследователя. Но то, насколько этот процесс будет протекать эффективно, в немалой степени зависит от группового, прежде всего, коллективного начала, как в процессе подготовки человека к научной деятельности, так и в самом процессе этой деятельности.

Да, именно от индивидуального профессионального качества и индивидуальной профессиональной познавательной культуры зависит степень личного успеха того или иного учёного, научного работника. Но современная профессиональная научная культура, современное качество научной деятельности, взятой во всём её содержании, с необходимостью включает в себя и знания, навыки, умения исследователя участвовать в совместной научной деятельности, ладить с коллегами, руководством и подчиненными, тем самым вносить свою лепту в общий успех исследования.

Можно сказать, что этот момент во всё большей мере превращается в один из ведущих признаков характера современной научной деятельности. То есть качество и культура научно-познавательной деятельности сегодня, с одной стороны, и коллективистские начала в науке — с другой, становятся всё более и более взаимосвязанными, взаимозависимыми, предполагают и дополняют друг друга.

СНК призвана исследовать  все проблемные вопросы, о которых шла речь выше. Причём это окажется возможным лишь в том случае, если СНК будет использовать весь арсенал средств, наработанных социологией труда, всеми другими социологическими науками, а также разрабатываемых другими науками об обществе и человеке — историческими, философскими, экономическими, политическими и психологическими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.206 (0.021 с.)