Личность учёного в условиях коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность учёного в условиях коллектива.



1. Место и роль научного коллектива в социальной детерминации структуры личности своих членов. — 2. Требования научного коллектива к своим членам и личности к научному коллективу. — 3. Особенности социально-психологических процессов в условиях научного коллектива. — 4. Научный коллектив и проблема активизации человеческого фактора в сфере науки. — 5. Влияние коллективистских начал на управление человеческим фактором в сфере науки. Специфика вертикального и горизонтального срезов человеческого фактора в условиях научного коллектива. — 6. Статус и роль руководителя в условиях научного коллектива. — 7. Особенности положения непосредственного руководителя в условиях научного коллектива.

 

Особое место в проблематике СНК занимает вопрос о соотношении научного коллектива и личности учёного, научного работника, с которым, в свою очередь, тесно связан вопрос об активизации человеческого фактора научно-исследовательской деятельности в условиях научного коллектива.

Научный коллектив играет весьма существенную роль в процессе социальной детерминации своих членов, в формировании их личности.

Понятно, что всякий научный коллектив состоит из конкретных отдельных личностей. Он, однако, не сводится к простой сумме своих членов, их личностей. Здесь имеет место особый, но достаточно распространенный в общественной жизни тип связей. Научный коллектив, как некоторое органическое целое, оказывает особе воздействие на личность каждого своего члена. В свою очередь, отдельные личности играют важнейшую роль в становлении, развитии и функционировании научного коллектива.

Научный коллектив является мощнейшим фактором социализации каждого своего члена, а именно фактором становления личности научного работника,  исследователя, учёного  именно как члена научного коллектива.

Это связано со всеми сторонами деятельности человека как члена научного коллектива — с процессом обучения и усвоения (закрепления) индивидуумом научных ценностей, норм, установок, образцов профессионального поведения учёного, присущих данному научному коллективу, а через него и обществу в целом, проводником которого во многом оказывается научный коллектив в отношении своих членов.

Сама личность исследователя в условиях научного коллектива выступает в виде некоторой уже сформировавшейся в той или иной степени индивидуальной системы социально значимых черт индивида, опосредствующих его участие в профессиональной деятельности и в профессиональном и ином общении в данном научном коллективе и за его пределами. Речь здесь идёт, конечно, прежде всего, о профессиональной научной деятельности и о профессиональном общении с другими членами данного научного коллектива.

Как нечто уже в значительной степени сложившееся, член научного коллектива, характеризуемый как личность, обладает рядом признаков:

— он уже усвоила ряд социальных функций,

— у него имеется определённый уровень самосознания;

— для него  характерно, с одной стороны, стремление к идентификации себя с данным научным коллективов, а с другой — стремление к известному обособлению, проявлению своей индивидуальности;

— ему присуще стремление быть полноправным субъектом социальных отношений вообще, и тех, которые сложились в данном научном коллективе  в частности.

Процесс дальнейшей социализации личности в научном коллективе осуществляется, как в ходе целенаправленного воздействия на личность через сложившуюся в данном научном коллективе систему влияния на личность, так и под влиянием практически всего круга обстоятельств, действующих внутри научного коллектива непосредственно, или опосредованных научным коллективом. При этом нужно видеть особенности дальнейшей социализации личности в условиях научного коллектива по трем направлениям:

1) в профессиональной сфере,

2) в сфере самосознания личности члена научного коллектива,

3) в сфере общения в рамках данного коллектива.

Вторая — сфера самосознания — играет решающую роль в формировании собственного «Я» члена научного коллектива, в осмыслении своей принадлежности к данному коллективу, своих социальных ролей в нём.

Понятно также, что нужно иметь в виду и роль научного коллектива в процессе дальнейшей социализации личности исследователя в связи с основными стадиями её участия (отношения) в какой-либо профессиональной деятельности вообще:

    1) до профессиональной стадии — например, через участие научного коллектива в профориентации школьников;

    2) собственно профессиональной стадии и

    3) после профессиональной стадии — например, через поддержание связей с бывшими членами научного коллектива, вышедшими из него, в том числе по возрасту или болезни.

В рассмотрении вопросов участия научного коллектива в социализации своих членов разумно выделить процессы адаптации научных работников к данному коллективу.

Под адаптацией в научном коллективе (исследовательской адаптацией) имеется в виду включение личности в новую для неё предметно-вещественную и социальную среду профессиональной жизнедеятельности данного научного коллектива. Речь идёт о включении личности исследователя, научного работника в систему внутри коллективных отношений, с занятием в этой системе целого ряда позиций:

— как профессионального исследователя,

— как коллеги по научно-исследовательской деятельности,

— как члена определённой профсоюзной организации, если таковая имеется,  и т.д.

При этом нужно учесть то, что каждая такая позиция внутри научного коллектива накладывает на личность исследователя, научного работника определённую совокупность стандартов, образцов поведения — требований, вытекающих из соответствующей данной позиции социальной роли.

В свою очередь, личность, вступая в научный коллектив, уже имеет некоторые свои собственные познавательные и иные цели, потребности, нормы, установки поведения. А значит — она также предъявляет научному коллективу свои требования, связанные, например, с обеспечением определенного уровня условий проведения исследований и оплаты, определённого качества отношений между членами научного коллектива и т.д.

Именно в ходе взаимодействия личности исследователя и научного коллектива происходит их взаимное приспособление, собственно, протекает процесс научной адаптации, который носит двусторонний характер. Последнее следует подчеркнуть особо. Так как нередко перед лицом как бы тотального превосходства научного коллектива над личностью отдельного научного работника обратное воздействие (личности на коллектив) затемняется, нередко принижается, а то и вовсе забывается или сознательно отбрасывается как нечто несерьёзное, ничтожное.

Различают первичную исследовательскую адаптацию и вторичную исследовательскую адаптацию в научном коллективе. Вторичных исследовательских адаптаций одного и того научного работника, кстати, может быть несколько, как в одном и том же коллективе, так и в разных научных коллективах.

Первичная исследовательская адаптация имеет место тогда, когда речь идет о личности молодого человека, только начинающего свою исследовательскую деятельность в качестве профессиональной и для которого данный научный коллектив является первым в жизни полноценным профессиональным научным коллективом, в котором он собираются заниматься наукой.

Вторичная исследовательская адаптация связана либо с переходом учёного в данный научный коллектив из другого коллектива, либо с качественными изменениями внутри одного и того же научного коллектива, например, с переходом коллектива в некоторое новое качественное научно-познавательное состояние (см. предыдущий раздел о стабилизации научного коллектива).

В ходе радикальных реформ члены всех трудовых коллективов, включая научные коллективы,  привыкали, как бы заново видеть себя и свой коллектив в совершенно новом качестве. В настоящее время в стране продолжается самая массовая за всю историю страны, её экономики, других сфер, в том числе научной, адаптация людей, граждан России, представителей сферы научной деятельности к новым условиям, в том числе применительно к научным коллективам, «старым» или новым.

Помимо указанных двух видов исследовательской адаптации — первичной и вторичной, нужно также различать исследовательскую адаптацию различных категорий членов научного коллектива, например, технических работников, лаборантов, с одной стороны, исследователей-профессионалов, учёных, или исследователей крупных научных структур и исследователей небольших научных формирований — с другой.  Конечно, имеет место большое разнообразие научных коллективов по различным родам, отраслям наук, научным направлениям с их спецификой исследовательской адаптации.

По каждой из разновидностей исследовательской  адаптации нужно учитывать несколько их аспектов:

1) психо-физиологический, связанный с условиями исследовательской деятельности;

2) профессиональный, связанный с уровнем владения соответствующей научной специальностью и связанными с нею компетенциями;

3) социально-психологический.

Социально-психологический аспект исследовательской адаптации связан с включением научного работника в наличную систему взаимоотношений, сложившуюся в данном научном коллективе, а именно:

— деловые и личные взаимоотношения в коллективе;

— социально-психологические позиции отдельных членов научного коллектива;

— наличие формальных и неформальных лидеров научного коллектива, связанных с различными уровнями и срезами его основной деятельности.

Сама личность может оценивать те или иные стороны научного коллектива как положительные, или как отрицательные. Но нужно иметь в виду, что успешная исследовательская адаптация личности к данному научному коллективу предполагает установление в основе своей положительных взаимоотношений личности с товарищами, коллегами по первичному научному коллективу, по крайней мере, с коллегами по коллективу с непосредственным научным руководителем, а также с представителями администрации научной структуры (организации).

Важно подчеркнуть, что научный коллектив имеет особую социальную значимость и ценность для личности в процессе её научной социализации, жизнедеятельности вообще, по сравнению с научной общностью, ещё не ставшей научным коллективом, или даже не могущей обладать научным коллективным качеством по самой своей природе.

Научный коллектив гораздо больше соответствует социальной природе личности человека, нежели другие типы и виды исследовательских общностей.

Коллективистское качество группы исследователей последовательно развивает такие качества личности, как заинтересованность в общем успехе исследования, сопереживание успехов и неудач других членов научного коллектива, справедливое отношение к каждому члену коллектива, уважение мнения друг друга, доброжелательность и т.п. А все эти качества очевидным образом способствуют повышению эффективности научно-исследовательской деятельности.

После сказанного вполне оправданно остановиться на вопросе об активизации человеческого фактора в науке, причём, как применительно к отдельной личности, так и ко всей исследовательской общности, научному коллективу в целом.

В качестве фактора профессиональной научной деятельности, как деятельности особого вида человек выступал всегда. Это было на заре своего становления, на, так сказать, ещё доличностной стадии. Это было на стадии формирования личностного качества, но когда это качество ещё не принималось в серьёзный расчет. Происходит это и позднее, вплоть до сегодняшнего этапа, когда стало очевидно, что без учета качества работника как целостной личности не может быть дальнейшего продвижения в увеличении производственной эффективности вообще, и эффективности научных исследований в частности.

Следует также сказать о том, что и с продолжением тенденции роста значимости и ценности личности в сфере научной деятельности, даже если в будущем личность станет рассматриваться в качестве высшей ценности в сфере науки и в других сферах, то она и тогда не потеряет своего качества фактора профессиональной деятельности. Причём, как мы думаем, роль научного коллектива в этом процессе будет только возрастать, хотя, конечно, будут происходить и качественные изменения в самих научных коллективах.

Под человеческим фактором научной деятельности понимают исторически сложившуюся совокупность основных профессиональных качеств людей как научных работников соответствующих структур, научных организаций и учреждений:

— их ценностные ориентации в отношении научно-исследовательской деятельности;

— принципы научной морали, как особой разновидности трудовой;

— нормы профессионального научного поведения;

— планы относительно научной деятельности на будущее;

— уровень профессиональных научных знаний, навыков и умений;

— представления учёных, научных работников о социальной справедливости (несправедливости) в сфере научной деятельности, о правах и свободах в сфере науки;

— представления о долге учёного и т.д. и т.п.

Выделяя личностный и групповой уровень человеческого фактора сферы научной деятельности, следует подчеркнуть роль человеческого фактора в научном коллективе, как определённое соотношение, единство личностного и коллективного начал и рассмотреть вопросы:

— что даёт учёный, научный работник как личность научному коллективу в плане использования человеческого фактора на уровне научного коллектива в целом?

— что, в свою очередь, даёт научный коллектив учёному как  личности в плане использования её возможностей в качестве важнейшей составляющей человеческого фактора?

— что представляет собой человеческий фактор научного коллектива, взятый в вертикальном и горизонтальном разрезах?

— наконец, нельзя не остановиться здесь и на вопросе об особой роли личности руководителя научного коллектива, как весьма существенного элемента человеческого фактора данного коллектива.

Отвечая на поставленные вопросы, нужно обратить внимание на ряд моментов.

О значении личности учёного   для человеческого фактора в науке. Личности в научном коллективе составляют саму его основу. От того, каков набор и подбор личностей членов данного научного коллектива, зависит общее, или совокупное качество человеческого фактора этого коллектива, его эффективность в процессе создания новых знаний и технологий.

О значении научного коллектива для человеческого фактора в науке. От научного коллектива зависит общее состояние профессиональной научной среды в данной научной структуре. В развитом научном коллективе профессиональная среда максимально приспосабливается к отдельным категориям научных работников, к отдельным исследователям, тем самым максимально содействуя отдаче человеческого фактора научной деятельности на микрогрупповом и личностном уровнях научно-исследовательской деятельности.

В горизонтальном срезе человеческий фактор в науке предполагает наличие определённых отношений между исследователями-коллегами по первичному коллективу, между смежными подразделениями, то есть между самими первичными научными коллективами.

Находясь в этих отношениях в качестве полноправных членов и частей единого научного коллектива, учёные, научные работники получают дополнительный импульс для достижения общего конечного успеха.

Нормальные отношения по вертикали человеческого фактора в научном коллективе также должны содействовать повышению его отдачи. Они смягчают формальность, чрезмерную функциональность, определённую жёсткость управленческих отношений в сфере науки, придавая им гарманизированный характер.

Рассматривая вопрос о месте и роли руководителя в научном коллективе, в едином коллективном человеческом факторе в науке, следует различать позиции:

а) первого руководителя научной структуры (первых руководителей),

б) руководителей среднего звена научной структуры и

в) непосредственных руководителей первичных научных коллективов, как базовых элементов всякой серьёзной научной организации.

Существует множество особых моментов во взаимоотношениях научных руководителей и исследователей-исполнителей в научных коллективах применительно к первому руководителю научной структуры  и руководителям первичных научных коллективов.

Сложность позиции первого руководителя научного коллектива связана с тем, что, с одной стороны, он (она) находится в опосредованных отношениях с подавляющим большинством членов научного коллектива. С другой стороны позиция первого руководителя научной структуры предполагает некую «личностную» стыковку со всеми членами научного коллектива, признание его как «своего», как отвечающего требованиям коллектива коллег-учёных.

Это играет большую роль в принятии научными работниками, членами научного коллектива решения о том, является ли данный научный коллектив для них референтной группой или нет. Если нет, то требования, предъявляемые научным руководителем к исследователям-исполнителям, могут существенно терять в силе своего управляющего воздействия, тем самым, снижая показатели производственной эффективности данной научной структуры (организации).

Особенность положения непосредственного руководителя первичного научного коллектива также тесно связана с личностным аспектом отношений членов данного коллектива. Но здесь имеет место именно и прежде всего непосредственная личностная связь между руководителем первичного научного коллектива и его подчиненными, исследователями-исполнителями.

Многое зависит от того, насколько умело непосредственный научный руководитель соединяет в себе функции (роли), с одной стороны, представителя администрации научной структуры (организации), управленческой иерархии, а с другой — члена данного первичного научного коллектива со всеми вытекающими из этого последствиями.

Подбору непосредственных руководителей первичных научно-исследовательских коллективов должно уделяться особое внимание во всяком научном коллективе.

Социология научных коллективов включает в себя исследования всех названных выше моментов человеческого фактора в условиях научного коллектива.

При этом в таких исследованиях могут и должны быть задействованы как все собственно социологические приёмы и подходы, так и такие, которые лежат на стыке социологии труда, социологии науки и экономических дисциплин, социологии труда, социологии науки и социальной психологии, а также социологии труда, социологии науки и психологии личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.025 с.)