Особенности проявления (появления) неврозов в дошкольном возрасте. Детско-родительские отношения, как причины возникновения детских неврозов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проявления (появления) неврозов в дошкольном возрасте. Детско-родительские отношения, как причины возникновения детских неврозов.



Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными не психотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации [1,с.26].

Врач и психолог Мясищев понимал невроз как болезнь личности, а именно ее психологических и биологических факторов в их единстве. Возникает же данное расстройство под влиянием индивидуальных жизненных обстоятельств, которые нанесли индивиду психотравму.

Высказывался на этот счет и специалист в области детской психиатрии и медицинской психологии В.И. Гарбузов. Он уверен, что причиной неврозов у детей является подавление их темперамента. Когда подавляемый ребенок действует вопреки своему темпераменту, он теряет уверенность в себе, а причиной этому являются неудачи пережитые ребенком. Маленький индивид приобретает такие нежелательные качества как: тревожность, сомнение, робость. Если окружающие ребенка люди не предпримут необходимых мер, то к ранее перечисленным качествам добавятся ещё и внушаемость, нерешительность, недоверчивость и это еще не весь список [14,с.54]. А эти качества, в вою очередь, будут мешать уже взрослому человеку в реализации своих целей в жизни, да и просто ухудшат общее психофизиологическое состояние.

С развитием данного заболевания ребенок становится замкнутым и тревожным. Таким образом, формируется «предневрозный характер», на базе которого в скором времени при неблагоприятных условиях сформируется и сам невроз [3,с.43].

В отношении понимания детского невроза, важную роль сыграли труды Захарова А.И., который определяет невроз как психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми [1,с.54].

Невротические расстройства имеют место быть в любом возрасте, но форму клинически очерченных заболеваний (именно неврозов) они приобретают, зачастую, только после 6 – 7 лет. До этого, в силу незрелости личности, невротические расстройства проявляются только в виде симптомов, которые мало осознаются и переживаются ребенком. В наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям.

Слабость нервной системы может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной слабости могут являться токсикоз во время беременности матери или различные патологии и осложнения во время родов. Приобретенными же причинами могут быть травмы или заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве. Так же, причиной возникновения невроза зачастую является неправильное воспитание ребенка в раннем возрасте.

Существует множество причин появления невроза в детском возрасте. Не стоит забывать, что данное заболевание у детей и взрослых проходит по- разному. Особенности проявления невроза зависят возраста самого ребенка, от возраста в котором ребенок перенес стресс и от степени воздействия стрессового фактора. Соматические нарушения и большое количество симптомов эмоциональных расстройств практически не отделимы друг от друга в раннем детстве.

В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков: соматовегетативный (0-3 года); психомоторный (3-7 лет); аффективный (7-11 лет); эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения.

А.И.Захаров подчеркивает, что «неврозы у детей – это не генетические заболевания, но они обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей» [3]. Далее стресс продолжает развиваться в садике и школе, где он появляется с начала воспитания и продолжается до конца обучения.

Многие авторы исследований неврозов у детей отмечают особую роль аномалий воспитания в генезе этих заболеваний, считая их для детского возраста ведущей составляющей этиологии и патогенеза расстройства. Цифры в разных литературных источниках, показывающие количество случаев аномального воспитания и дисгармоничных семейных взаимоотношений в семьях детей-невротиков, поражают своей величиной: у 60–90 % детей, страдающих неврозами, выявляются нарушения семейного функционирования и признаки аномального воспитания. Из ситуаций, приводящих к неправильному воспитанию и нарушениям семейного взаимодействия, авторами выделяются как наиболее патогенные: алкоголизм и асоциальное поведение родителей; проживание разведенных родителей вместе; неблагоприятное воздействие прародительской семьи; перекладывание своих родительских обязанностей на нянек, гувернанток; неблагоприятное воздействие матерей, когда они инфантильны или авторитарны, гиперсоциальны, формальны или тревожны (особенно в отношении здоровья ребенка), не учитывают индивидуальность собственного ребенка, психологически отвергают его, подавляют его активность и самостоятельность [4–6].

В.И. Гарбузов с соавторами [2], основываясь на понимании невроза как болезни развития личности (по В.Н. Мясищеву), центральным звеном в этиопатогенезе неврозов у детей считает изменение врожденных, целесообразных типов реагирования, т. е. темперамента, на реагирования невротического типа, когда воздействия биосоциальных факторов патогенно. Автор подчеркивает целесообразность свойств темперамента, так как они обусловлены длительным процессом эволюции человека, в результате которой сегодня не существует изначально слабого или сильного типа (каждый имеет вполне достаточный уровень приспособительных функций). Другое дело, что могут изменяться, особенно у детей раннего возраста, отдельные свойства темперамента, причем это может приводить и к деформации типа реагирования в целом. Биосоциальные факторы могут как усиливать приспособительную функцию свойств темперамента, так и тормозить развитие отдельных свойств, деформируя приспособительные функции. К значимым биосоциальным факторам относятся анте- и постнатальные вредности, генетические и социально- средовые неблагоприятные воздействия (длительные депривации, конфликты, мнимые и реальные угрозы, неблагоприятное воздействие микросреды, а главное в отношении детей – неправильное воспитание). Все эти факторы несут опасность важнейшей приспособительной функции – защитной.

Основной причиной возникновения неврозов у детей являются стрессы. Ганс Селье первым ввел это понятие в науку и определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (реакция на сильное чувство или ощущение). Ребенок в наибольшей степени страдает от неблагоприятного климата в семье и школе, так как детская психика чрезвычайно чувствительна к окружающей обстановке.

Систематически конфликтующие или разведенные родители, отсутствие или крайняя недостаточность культурных семейных традиций, нервнопсихические или социально неблагополучные родители, школьные конфликты все это может оказать огромное влияние на ребенка и нанести ему психотравму, отголоски которой, будут преследовать его всю жизнь [22,с.10-11]. В наше время, из-за изменения социально-экономических отношений в обществе такое явление как дети-изгои и дети-пасынки общества. Растет число социальных сирот при живых родителях.

Невротические и пограничные расстройства выступают как следствия совокупности внешних социальных причин и внутренних, таких как повышенная тревожность, беспокойство, мнительность. К внешним социальным факторам относятся такие составляющие как: неправильное воспитание в семье и школе, психологически неграмотное воздействие на ребенка, что в дальнейшем приводит к проблемам с самооценкой, неумению самоутвердиться в группе, правильно строить свои отношения с взрослыми и сверстниками.

По мнению В.И. Гарбузова, А.И. Захарова и Д.Н. Исаева решающим фактором в формировании невротических расстройств в детском возрасте является именно неправильное семейное воспитание. Существует несколько основных типов неправильного воспитания.

Первый тип воспитания, так называемый тип «эмоционального отвержения», характеризуется тем, что родители относятся к своему ребенку довольно холодно, иногда сменяя своё безэмоциональное отношение на период утрированного сочувствия, внимания и заботы. Родители не стремятся прочувствовать и понять эмоции ребенка, следовательно, очень быстро и ребенок престает поддерживать с родителями какой-либо эмоциональный контакт. В результате его эмоциональная сфера скуднеет, самооценка становится низкой, появляется чувство одиночества. Подобные дети не редко полностью погружаются в учебу.

Следующий тип неправильного семейного воспитания характеризуется общим жестоким отношением родителей к своему ребенку, сочетающимся с эмоциональным отвержением. Такие семьи часто прибегают к физическим наказаниям за любые, даже за мелкие провинности. Родители могут проявлять к своему ребенку не только физическую жестокость, но и психологическую. Ребенку в подобной семье приходится претерпевать подчеркнутое безразличие, психологический прессинг, вербальную агрессию [33, с.200]. Ребенок, воспитывающийся в подобной семье, в будущем может сам стать агрессивным, недоверчивым и жестоким.

В семьях с воспитанием в стиле повышенной моральной ответственности чересчур высок уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Часто на ребенка возлагают огромные надежды и несоответствующие возрасту обязанности. Возможно, не реализовавшиеся в прошлом родители, ждут от своего чада исполнения всех их стремлений и желаний. В подобной семье очень высоки требования к ребенку, морализаторство, что приводит к эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию [58].

Существует, так же, противоречивый тип семейного воспитания, когда между собой сочетаются сразу несколько стилей одновременно. Эти стили не совместимы между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высока тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Подобная атмосфера способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Из-за непоследовательности и противоречивости родительских требований, ребенок становится лживым, а его поведение ситуативным.

К следующему типу неправильного семейного воспитания относится гипопротекция, то есть, недостаток контроля опеки и интереса родителей к делам ребенка. В подобном случае ребенок быстро становится самостоятельным, но присутствует опасность его попадания под негативное влияние с чужой стороны. Так же существует вероятность того, что воспитания попросту будет недостаточно.

В заключение, можем сказать, что обстановка в семье значительно влияет на развитие невроза у ребенка. Например: наличие большого количества неразрешенных проблем между членами семьи, или ожидание от своего ребенка осуществления собственных мечтаний, целей и планов, которые они, по какой-либо причине, не смогли воплотить в жизнь. Все это может стать причиной формирования невроза

Когда присутствует большое количество неразрешенных проблем между членами семьи, когда в воспитании применяются такие меры как крик, ругань и физические наказания, именно в таких случаях родители являются непосредственным фактором возникновения невротического заболевания у собственного ребенка. У ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти.

Не в силах поменять окружающую действительность, он «впитывает» все самые негативные родительские черты, приобретает невротические расстройства, с которыми он просто не может бороться самостоятельно. В подобных случаях необходимо прибегнуть к помощи специалиста.

Таким образом, в наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям. Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Каждый из этих разновидностей имеет свои особенности, по которым можно отличить один



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.008 с.)