Модель организации психологического сопровождения детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель организации психологического сопровождения детско-родительских отношений



Цель модели сопровождения –создание психолого-педагогическихусловий для развития личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом, позволяющего эффективно справляться с возникающими в жизни проблемами.

Задачи сопровождения:

1. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с неврозом.

2. Оказание психолого-педагогической и информационной помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

3. Создание условий для формирования положительного эмоционального фона семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом

4. Реализация личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

Субъектами модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом, являются:ребенок дошкольного возраста с неврозом, родители ребенка дошкольного возраста с неврозом, психолог учреждения образования, педагоги и иные заинтересованные специалисты.

Объекты сопровождения –ребенок дошкольного возраста с неврозом, родители детей дошкольного возраста с неврозом, конкретная семья, либо группа семей.

Предмет сопровождения –функционирование семейной системы исами члены семьи, их переживания, эмоции, чувства.

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения семей с ребенком дошкольного возраста с неврозом:

- принцип ориентации на личность – в основе данного принципа лежит учет личностных особенностей ребенка с неврозом и его семьи при обеспечении безопасных и комфортных условий;

 

- гуманно-личностный принцип – данный принцип основан на неоспоримой любви и уважении к ребенку и членам его семьи, позитивный настрой на достижение благоприятных результатов, формирование положительного отношения ребенка с неврозом и его семьи к себе;

- принцип комплексности – данный принцип предполагает осуществление психологической помощи только при наличии тесных взаимосвязей психолога с другими специалистами (логопед, педагоги, родители, администрация);

- принцип деятельностного подхода - данный принцип предполагает учет ведущего вида деятельности ребенка с неврозом, а также учет личностно-значимого вида деятельности для ребенка.

Результативность модели сопровождения:

1. Создание условий для обеспечения психолого-педагогической безопасности семьи и ребенка с особенностями развития.

 

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с неврозом.

 

3. Формирование осознания родителями роди семьи и ее влияния на развитие личности ребенка с неврозом.

 

4. Формирование эмоционального принятия ребенка с неврозом, создание условий для эффективных взаимоотношений в семье.

 

5. Овладение навыками использования личностно-развивающих ресурсов семьи, в качестве источника преодоления возникающих трудностей.

 

На рисунке 1 представлена модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом (см. рис. 1. «Модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.»).

Рис. 1. Модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

Пояснения к модели семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

 

Представленная модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом, состоит из двух частей: организационной и содержательной. Организационная часть определяет форму организации психолого-педагогической помощи и предполагает несколько уровней осуществления психолого-педагогической помощи – уровень индивидуальной работы, уровень работы с семьей, уровень работы с диадой «родитель-ребенок с неврозом» (интерперсональный уровень). Представленные уровни предполагают взаимосвязь и углубление от индивидуального уровня к интерперсональному.

Содержательная часть подразумевает особенности реализации процесса сопровождения: применение методов и приемов, направления работы, ориентация на личностно-развивающий потенциал семьи.

Личностно-развивающий потенциал семьи рассматривается как составной комплекс элементов супружеских и детско-родительских отношений, оказывающих влияние на способность члена семьи эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться в любых сферах жизнедеятельности. При этом личностно-развивающий потенциал семьи состоит из ресурсов супружества, детско-родительских отношений, адаптационных и социализирующих ресурсов. Личностные ресурсы супружества предполагают наличие любви, эмпатии, взаимного принятия, доверия и уважения супругами друг друга, а также наличие согласованности по вопросам организации семейной жизни, способность совместно решать семейные задачи и соблюдать интересы других членов семьи.

Личностно-развивающие ресурсы детско-родительских отношений рядом авторов (Варга А.Я., Гарбузов В.И., Ковалев Г.А., Захаров А.И., Сатир В. и другими) рассматриваются как ресурсы детей, возникающие в контакте с родителями, и ресурсы родителей, формирующиеся во взаимодействии со своими детьми. Детско-родительские отношения являются безграничным источником семейных ресурсов (родительское принятие, любовь, доверие, взаимопонимание, воспитание, безопасность и т.д.).

На содержательном уровне личностно-развивающие ресурсы семьи включают в себя ресурсы адаптации и ресурсы социализации (Ткаченко И.В.). Семейный ресурс адаптации состоит из ресурсов любви, принятия, безопасности. Данный ресурс направлен на сохранение психического здоровья личности. Семейный ресурс социализации направлен «на создание условий для обогащения представлений личности о себе и окружающих, о возможных способах построения межличностных контактов, расширении диапазонов поведенческой активности личности».

Направления работы модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом, представляют собой основные виды деятельности психолога. Так, изучение семьи, предполагает осуществление диагностической деятельности психологом с целью получения основных сведений о состоянии семьи, особенностях детско-родительских отношений, личностных особенностей родителей, оказывающих влияние на развитие ребенка с неврозом.

Направление информирования и обучения родителей представляет собой организованную деятельность по просвещению и профилактики.

Направление оптимизации системы внутрисемейных отношений представляет собой коррекционно-развивающую работу психолога с членами семьи с целью формирования оптимального уровня функционирования семьи.

Рассмотрим основные этапы психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

Таблица 1

Этапы психологического сопровождения семьи, воспитывающей

ребенка дошкольного возраста с неврозом

Этап Цель Содержание Формы работы
1 этап -подготовительный Установление контакта с семьей, мотивация членов семьи на работу Установление контакта со всеми участниками сопровождения. Консультирование
2 этап -диагностический Диагностика социально-психологической ситуации в семье, условий семейного воспитания Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи: психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, диагностика личностных характеристик родителей и особенностей воспитания в семье. Диагностика детско-родительских отношений  
3 этап - основной Реализация программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом Реализация мероприятий программы сопровождения. Оказание необходимой помощи и поддержки родителям ребенка с неврозом. Оказание психолого-педагогической помощи педагогам образовательной организации при работе с родителями и детьми с неврозом. Индивидуальные и групповые
4 этап -заключительный Определение эффективности мероприятий программы Сопровождения семьи, воспитывающей ребенка Дошкольного возраста с неврозом Анализ эффективности процесса и результатов программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом: - удовлетворенность ребенка и родителей программой сопровождения; -   успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностями ребенка видами деятельности; -   повышение психолого-педагогической компетентности родителей; -   позитивные изменения в психосоциальном развитии ребенка. Повторная диагностика, анкета обратной связи

Требования к реализации модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

Психолог, осуществляющий мероприятия модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом, должен обладать знаниями в области специфики заболевания ребенка.

Критерии эффективности модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом.

1. Развитие ресурсов супружества.

2. Развитие детско-родительских отношений, основанных на родительском принятии, любви, доверии, взаимопонимании, использования адекватных методов воспитании, безопасности.

3. Развитие эмоционально-личностных особенностей членов семьи с целью сохранения благоприятной семейной атмосферы и сохранения психического здоровья личности.

4. Развитие активности членов семьи с целью построения межличностных контактов и поведенческой активности личности.

В таблице 6 представлены мероприятия модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом (см. табл. 5. «План мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.012 с.)