Показатели родительского отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели родительского отношения



Название шкала

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Абс.показ. Отн. показ. Абс.показ. Отн. показ.
1 Принятие-отвержение 4 20% 2 20%
2 Кооперация 3 15% 1 5%
3 Симбиоз 2 10% 14 70%
4 Авторитарная гиперсоциализация 5 25% 2 10%
5 Маленький неудачник 6 30% 1 5%

Как видно из таблицы 3.6. во время констатирующего эксперимента большинство родителей показало высокий процентный балл по шкале «симбиоз» – 80% это говорит о том, что устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

Высокий процентный балл на констатирующем этапе по шкале «отношение к неудачам ребенка» (или «маленький неудачник») – 30% и выше является признаком того, что родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такие родители считают своего ребенка не приспособленным, не способным к самостоятельности и открытыми для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

После формирующего эксперимента на контрольном этапе у родителей повысился процент по шкале «Симбиоз» с 10% до 80%,что говорит о снижении психологической дистанции между взрослым и ребенком. Также снизился процентный балл по шкале «Маленький неудачник» с 30% до 5%, что свидетельствует о признании взрослым своего ребенка, он начинает учитывать интересы и чувства собственного ребенка. Возросли баллы по шкале «Кооперация», что позволяет нам судить о том, что родитель становится заинтересованным в делах собственного ребенка, старается помогать ему в его начинаниях.

Рис. 3.8. Результаты, полученные по методике родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Рассмотрим результаты исследования по опроснику Н.Артюхина, А.М.Щетинина на контрольном этапе эксперимента

Нами были получены результаты, размещенные на рисунке 3.9.

Рис. 3.9. Результаты исследования по опроснику Н.Артюхина, А.М.Щетинина.

Анализ контрольного этапа эксперимента показал, что уровень эмоционального благополучия вырос с 20% до 65%, что говорит об эффективности проведенной коррекционной программы.

На основе проведённых методик можно сделать обобщающие эмпирические выводы:

- до участия в программе психологической помощи родители отмечали наличие у дошкольников большое количество невротических симптомов – сомато-вегетативные симптомы, эмоциональные трудности, самооценочные проблемы. После участия учащихся в программе психологической помощи родители стали отмечать проявление у детей меньшего количества невротических симптомов, в основном остались сомато-вегетативные симптомы.

- после серии формирующих заданий и игр показатели значительно улучшились. Доминирующим стало позитивное психическое состояние (50%). Низкая степень была выявлена у 30% дошкольников. Негативное психическое состояние средней степени у – 20%. Высокая степень негативного психического состояния не была обнаружена.

- после проведения занятий нормальная самооценка преобладает у большей половины детей, что говорит об успешности проведенных коррекционных занятий. Многие дети, стали адекватно оценивать себя и свои возможности, благодаря чему смогли добиться новых высот в учебе и стать значимым для окружающих сверстников.

- после формирующего эксперимента на контрольном этапе у родителей повысился процент по шкале «Симбиоз» с 10% до 80%,что говорит о снижении психологической дистанции между взрослым и ребенком. Также снизился процентный балл по шкале «Маленький неудачник» с 30% до 5%, что свидетельствует о признании взрослым своего ребенка, он начинает учитывать интересы и чувства собственного ребенка. Возросли баллы по шкале «Кооперация», что позволяет нам судить о том, что родитель становится заинтересованным в делах собственного ребенка, старается помогать ему в его начинаниях.

- анализ контрольного этапа эксперимента показал, что уровень эмоционального благополучия вырос с 20% до 65%, что говорит об эффективности проведенной коррекционной программы.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа научной литературы следует заключить.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в системе образования одним из самых актуальных является понятие «психолого-педагогическое сопровождение», оно знакомо практически всем специалистам системы образования и используется для характеристики особого направления профессиональной деятельности педагогов-психологов, педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, медиков, воспитателей ДОУ.

В наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям. Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Каждый из этих разновидностей имеет свои особенности, по которым можно отличить один невроз от другого, а, следовательно, оказать необходимую помощь ребенку и его семье.

невроз от другого, а, следовательно, оказать необходимую помощь ребенку и его семье.

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной образовательной и социальной политике России. Речь идет о детях, чье развитие отличается от того развития, которое в обществе считают обычным, нормальным, то есть о детях, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В.И. Гарбузов с соавторами [3], основываясь на понимании невроза как болезни развития личности (по В.Н. Мясищеву), центральным звеном в этиопатогенезе неврозов у детей считает изменение врожденных, целесообразных типов реагирования, т. е. темперамента, на реагирования невротического типа, когда воздействия биосоциальных факторов патогенно. Автор подчеркивает целесообразность свойств темперамента, так как они обусловлены длительным процессом эволюции человека, в результате которой сегодня не существует изначально слабого или сильного типа (каждый имеет вполне достаточный уровень приспособительных функций). Другое дело, что могут изменяться, особенно у детей раннего возраста, отдельные свойства темперамента, причем это может приводить и к деформации типа реагирования в целом. Биосоциальные факторы могут как усиливать приспособительную функцию свойств темперамента, так и тормозить развитие отдельных свойств, деформируя приспособительные функции. К значимым биосоциальным факторам относятся анте- и постнатальные вредности, генетические и социально- средовые неблагоприятные воздействия (длительные депривации, конфликты, мнимые и реальные угрозы, неблагоприятное воздействие микросреды, а главное в отношении детей – неправильное воспитание). Все эти факторы несут опасность важнейшей приспособительной функции – защитной.

В настоящее время широко распространено понятие о сопровождении, как о всевозможных технологиях оказания специальной помощи ребенку в условиях поступенного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, с образовательной средой в целом.

Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения детей с неврозами в условиях инклюзивной группы дошкольного учреждения.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с невротическими расстройствами.

Дошкольный период является тем ответственным периодом жизни ребенка, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве, дающая богатый жизненный опыт, который станет основой его дальнейшего личностного развития.

Дети с невротическими расстройствами чаще всего обречены на сегрегацию, то есть принудительное отделение от общества. Сегодня инклюзивное образование понимается учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с невротическими расстройствами могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Дети с невротическими расстройствами нуждаются в индивидуальном подходе, в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Различия характера нарушений психофизического развития детей обусловливают разработку и использование различных методов, приемов, систем обучения.

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы обучение отвечало потребностям, нуждам и интересам всех детей и каждого ребенка в отдельности.

Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда гиперподвижный дошкольник или ребенок с агрессивным характером поведения начнет посещать группу в течение всего дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью этот ребенок занимается охотно, какими способами в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного воспитания.

Наше исследование проводилось в следующие три этапа:

1 этап – этап констатирующего эксперимента. Целью данного этапа явилось исследование детско-родительских отношений.

2 этап – этап формирующего эксперимента.

Целью данного этапа явилась разработка программы формирования и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с неврозами.

3 этап – этап контрольного эксперимента.

Целью данного этапа явилось повторное исследование детско-родительских отношений у контрольной и экспериментальной групп; изучение эффективности и результативности внедрённой нами экспериментальной программы.

В исследовании приняли участие 20 детей с диагнозом «детский невроз» и их родители. Возраст родителей варьировал в диапазоне от 27 до 54 лет. В ходе исследования использовались как групповая, так и индивидуальная формы работы. Также с помощью тестирования были опрошены оба родителя ребенка. Исследование проводилось непосредственно автором данной работы с соблюдением всех правил психологической диагностики и условий её проведения.

Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что ребенок с неврозом в половине семей воспитывается как единственный ребенок.

Отрицательными факторами являются: излишне заласканное или чрезмерно строгое отношение к ребенку с неврозом, недостаточная информированность; преобладание авторитета матери над авторитетом отца; нервный стиль семейных отношений; излишне высокий уровень общительности; наличие неадекватных методов воспитания

В связи с этим была составлена программа коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Для достижения целей предлагается решить следующие задачи:

1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе;

2. Способствовать снятию мышечного напряжения;

3. Способствовать повышению самооценки детей

4. Снизить уровень тревожности у детей

В коррекционно-развивающую программу входят теоретические и практические занятия для дошкольников.

На теоретических занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями как трусость, смелость, тревога и. т. д, это входит в беседы.

На практических занятиях особое внимание уделяется к проведению коррекционно – развивающих игр. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, проводиться с подгруппой детей (6 – 7 человек).

Практические занятия построены по структуре: ритуал приветствия, упражнения на релаксацию, беседы, игры на повышение самооценки, игры на уверенности в себе, ритуал прощания.

Все упражнения, которые включены в занятиях находятся в дидактико-методическое обеспечение развивающей программы.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно:

1. Этап Ознакомительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся занятия на знакомство между специалистом и с подгруппой детей, с целью установление контакта и создание у детей положительного эмоционального настроя на сотрудничество. Задача специалиста - создать благоприятные условия для снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

2. Этап Основной (включает в себя 11 занятий).

На этом этапе проводятся коррекционные занятия, с целью снизить уровень тревожности и повысить самооценку у детей дошкольного возраста. Задача специалиста – помочь ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижения тревожности у детей, используя для этого (беседы, упражнения на релаксацию, игры на повышение самооценки).

3. Этап Заключительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся итоговое занятие. Задача специалиста – помочь ребенку решить проблемные ситуации самостоятельно, используя при этом словесные игры и игры драматизации.

На заключительном этапе был проведен контрольный эксперимент, результаты котого показали эффективность реализованной программы.

Мы считаем, что формирование положительного отношения к проблемам инклюзивного образования во многом зависит от профессионализма и нравственных качества личности педагога. Педагогам следует знакомить родителей с условиями реализации инклюзивного воспитания и образования в ДОО, привлекать их к организации инклюзивной практики в ДОО как равноправных партнеров. Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и возможен только при условии полного взаимодействия всех участников образовательного процесса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. [Текст] - СПб.: Питер, 2001.- 278с.

2. Виш, И.М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. Х.: Фолио, 2005. 356 с.

3. Блейлер, Э. Руководство по психиатрии: [Перевод] / Э. Блейлер. - Берлин: изд-во т-ва «Врач», 1920. Репринт: изд-во Независимой Психиатрической Ассоциации, 1993. - 542 с.

4. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Мир, 2000. 634 с.

5. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 1998. - 336 с.

6. Асатиани, М.Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент.: Аис, 1985. 322 с.

7. Петченко, В.А. Программа по коррекции школьных объектных страхов у детей младшего школьного возраста / В.А. Петченко //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - № 3. - С. 27-54.

8. В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, А. Е. Личко. Неврозы и пограничные состояния. Львов.: СТТС, 1972. 465 с.

9. Сатир, В. Психотерапия семьи: [Перевод] /В. Сатир. - СПб.: Ювента, 1999. - 283 с.

10. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: АСТ, 2000. 365 с.

11. Шульга, Т.И., Спаниярд, В.Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Мир, 1999. 695 с.

12. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики. Ростов.: Феникс, 1996. 485 с.

13. Матвеев, В.Ф.: Гойсман, А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. М.: Просвещение, 1987. 536 с.

14. Реан, А.А. Социализация личности. Хрестоматия: Психология. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник, Зацепин В. И. И д.р. Киев.: Азимут, 1990. 521 с.

15. Фигдор, Г. Психоаналитически-педагогическая консультация: [Перевод] /Г. Фигдор, // Московский психотерапевтический журнал. - 1997. -№ 1. - С. 92-119.

16. Ковалев, В.В.; Шевченко, К.С. Невроз навязчивых состояний у детей и подростков. Методические рекомендации. М.: Наука, 2001. 459 с.

17. Буянов, М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М.: МГУ, 2003. 542 с.

18. Нюнберг, Г., Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. - СПб.: Нева, 1999. 504 с

19. Фрейд, З. Из истории одного детского невроза: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. - Минск: Попурри, 1997. - С. 179-268.

20. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я»: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. - Минск.: Попурри, 1997. - С. 422-480.

21. Фрейдизм / Большая Советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - с. 85

22. Степанова, В.К. Союз психологов и психотерапевтов /В.К. Степанова // Психологическая газета. - 2002. - № 3. - С. 10-11

23. Хайгл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии: [Перевод] /А. Хайгл-Эверс и др. - СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа совместно с изд-вом «Речь», 2001. -784 с.

24. Шерток, Л. Непознанное в психике человека: [Перевод] /Л. Шерток. - М.: Прогресс, 1982. - 275 с.

25. Гарбузов, В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей Каро, 2013 г. - 336 с.

26. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

27. Шувалов, А.В. Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей /А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 136-138.

28. Юнг, К.Г. Значение бессознательного для индивидуального воспитания: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995. - С. 166-184.

29. Юнг, К.Г. О становлении личности: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995. - С. 186-208.

30. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и воспитание: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995. - С. 71-150.

31. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи 1993г. - 313с.

32. Репринцева, Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии /Г.И. Репринцева

//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 3. - С. 45-53.

33. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М.: Изд-во Московского университета, 1998. - 200с.

34. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 91-105.

35. Третьяков, О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях /О.Е. Третьяков, С.Н. Третьякова //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацционной работы. - 2998. - № 3. - С. 62-72.

36. Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-пресс, 1996. 208с.

37. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И. В., Никольская, И. Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Лира, 2003. 596 с.

38. Ярошевский, М.Г. История психологии. М.: Просвещение, 1976. 565 с

39. Сатир, В. Как строить себя и свою семью (1992).

40. Шульга, Т.И., Спаниярд, В. Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Мир, 1999. 695 с

41. Смирнова, Е.О., Быкова, М. В. Структура и динамика родительского отношения. В: Вопросы психологии, 2000, № 3, с. 56-65.

42. Сазонова, Н.С. Невроз способы его лечения. М.: Изд.во МГУ, 1998. 573 с.

43. Реан, А.А. Психология личности СПб 2013

44. Абульханова-Славская, Т.А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1980. 346 с.

45. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Мир, 1995. 165 с.

46. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е. доп. и перераб. М.: Логос, 1999. 384с.

47. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. 656 с.

48. Смелзер, Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. Минск.: Нестор, 1998. 558 с

49. Антонова, А.И. Социология семьи:Учебник. Под.ред. проф. 2-е изд. М.: 2005

50. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Мск, 2000. 743 с.

51. Авдулова, Т.П. Возрастная психология / Москва: Академия, 2014. - 329с.

52. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., – 2008. – 121 с.

53. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания М.: ЭНАС-КНИГА 2012. - 64 c.

54. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.

55. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия, 2015. – 336 с.

56. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.

57. Кузнецов, Ю. Секреты детского поведения / Ю. Кузнецов, Л. Велькович. — СПб.: Издательская группа «Весь», 2012. — 176с.

58. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Издательский центр «Академия» Москва, 2015 – 656 с.

59. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

60. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.

61. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Бланк ответов по методике Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”

Ф.И.О.___________________________________  

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».

Утверждения Интенсивное Встречается периодически Отсутствует
1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу 2 1 0
2.Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться 2 1 0
3.Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть 2 1 0
4.Более чем часто обижается, “дуется”, не переносит никаких замечаний 2 1 0
5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно 2 1 0
6.Все больше грустит и печалится без видимой причины 2 1 0
7.Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках 2 1 0
8.Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу придти в себя после сна. 2 1 0
9.Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий 2 1 0
10.Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций 2 1 0
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках 2 1 0
12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время 2 1 0
13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя 2 1 0
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи 2 1 0
15.Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад 2 1 0

 


 

Приложени е 2

Методика «Паровозик»

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

 Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах – как НПС средней степени; больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Оценка результатов:

4 балла - позитивное психическое состояние;

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени;

2 балла - негативное психическое состояние средней степени;

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени.


 

Приложение 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.105 с.)