Понятие сопровождения, его виды, специфика организации детско- родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие сопровождения, его виды, специфика организации детско- родительских отношений



Современная система отечественного образования все более ориентируется на инновационные стратегии и подходы, направленные на гуманизацию образовательного процесса. Наиболее распространенными среди них являются: «психолого-педагогическая поддержка» (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, Т.А. Стрелкова, и др.); «психологическая помощь» (Т.Л. Гаврилова, Т.П. Гинсбург); «содействие» (К.М. Гуревич, И.В. Дубровина, Э.М. Верник), «психолого-педагогическое сопровождение» (М.Р. Битянова, М.И. Губанова, Е.В. Бондаревская, С.Н. Чистякова).

Из всех этих понятий в практике закрепился термин «сопровождение», который в отечественной науке стал предметом осмысления лишь в конце ХХ века и получил развитие в работах А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в системе образования одним из самых актуальных является понятие «психолого-педагогическое сопровождение», оно знакомо практически всем специалистам системы образования и используется для характеристики особого направления профессиональной деятельности педагогов-психологов, педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, медиков, воспитателей ДОУ.

Изучение различных педагогических концепций, лежащих в плоскости гуманистического и личностно ориентированных подходов, свидетельствует о том, что «сопровождение» зачастую включает в себя близкие по смыслу и значению понятия «поддержка» и «помощь». Сопоставительный анализ данных понятий позволяет сделать вывод о значительном пересечении их объемов, о наличие единой цели, общности субъектов, схожести структур, сходстве методов.

Обращение к словарным статьям позволило нам уточнить смысловую нагрузку терминов «сопровождение» и «поддержка».

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «сопровождение» трактуется следующим образом – «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [].

Педагогическая поддержка как особая сфера деятельности педагога представлена в работах О.С. Газмана. Развивая идею свободы ребенка в образовании, автор акцентирует внимание на необходимость совместной деятельности педагога и обучающегося при организации образовательного процесса: от определения целей образования до его конечного результата. Смысл педагогической поддержки состоит в первую очередь в превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, которые связаны с их физическим и психическим здоровьем, экономическим и социальным положением, успехами в обучении, с эффективными межличностными отношениями в группе; с жизненным, этическим выбором (самоопределением) [6]. Только такая организация образовательного процесса позволяет достичь каждому обучающемуся позитивных результатов, включиться в конструктивное общение, выстроить необходимые коммуникации, получить вектор саморазвития и самореализации.

Разрабатывая вслед за своим учителем теоретические и технологические основы педагогической поддержки, последователи этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Н.Б. Крылова, рассматривая поддержку в более широком социокультурном контексте, определяет ее как проявление позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации, что является элементом любого сотрудничества и взаимодействия []. З.Н. Михайлова и С. Юсфин понимают педагогическую поддержку как особую профессиональную деятельность в системе образования, обеспечивающую сохранение и развитие физического и психического здоровья обучающихся, совершенствование их социально важных качеств и расширение социальных связей. Именно в этом направлении должно происходить педагогическое действие, направленное на развитие у личности способностей к самоопределению, самореализации. Под педагогической поддержкой понимается особый механизм, позволяющий становиться человеком не только знающим и умеющим, но и управляющим жизненной ситуацией, в том числе и образовательной [].

По мнению И.Д. Фрумина педагогическая поддержка – это «педагогические действия, ставящие своей целью помощь обучающимся в самореализации, в решении различных жизненных, образовательных проблем» [].

Проведенное сопоставление позволяет утверждать, что смысл понятий «сопровождение» и «поддержка» различен. Если поддержка ориентирована на прошлое, на исправление дефектов, то сопровождение – на будущее и настоящее, на использование потенциала личности обучающегося, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества. Большую роль в определении сущности психолого-педагогического сопровождения играет концепция «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского [5], в основе которой лежит система работы педагога, при которой он помогает обучающимся закрепить ранее усвоенное, на уровне уже развитых умений обогащает его знаниями, помогает ускорить движение в развитии, дает возможность хоть немного раньше шагнуть в завтрашний день. Ориентированность на зону ближайшего развития определяет наличие в психолого-педагогическом сопровождении превентивного элемента: речь идет о создании условий, в которых обучающийся может наиболее полно реализовать свои способности. К.Э. Циолковский отмечал, что система сопровождения призвана не изменять, а побуждать [].

Исходя из этого положения, по нашему мнению, что объектом сопровождения должна выступать социальная ситуация развития подрастающего поколения: не имеющие четких целевых установок в жизни, но мотивированные на их приобретение с помощью взрослого; имеющие определенные целевые установки в жизни, но затрудняющиеся в их осмыслении; имеющие четкие целевые установки в жизни, но затрудняющиеся в их реализации.

В современной психолого-педагогической науке исследователями предлагается более 20 определений понятия «сопровождение». При этом различные авторы ставятся акценты либо на психологическое, либо на педагогическое сопровождение. Под психологическим сопровождением понимается деятельность психолога как часть системы сопровождения, направленная на группу обучающихся, которые в аспекте психических функций или социализации личности имеют отклонения от статистической нормы (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.А. Козырева, А.К. Колеченко, О.И. Сдобникова и др.). Педагогическое сопровождение связывается с профессиональной деятельностью педагога, которая должна быть направлена на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития обучающихся в ситуации школьного взаимодействия (Л.Л. Баландина, А.Б. Кокин, Т.М. Чурекова и др.).

Анализ психологической и педагогической литературы показал, что в педагогике и психологии часто встречается использование понятий различных видов сопровождения, таких как психологическое, педагогическое, психолого-педагогическое, социально-педагогическое сопровождение, а также близкого по содержанию понятия «поддержка» - психологическая, педагогическая, психолого-педагогическая, социально-педагогическая поддержка. В соответствии с этим встречаются разные определения понятия «сопровождение».

Развитие Отечественной системы образования в рамках принципов гуманизации и индивидуализации подразумевает учет психологических особенностей развития ребенка и реализацию условий, способствующих полноценному развитию всех аспектов личности ребенка. В настоящее время меняется отношение общества и государства к лицам с особыми образовательными потребностями, включая детей-инвалидов, детей-сирот и т. д.

В настоящее время широко распространено понятие о сопровождении, как о всевозможных технологиях оказания специальной помощи ребенку в условиях поступенного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, с образовательной средой в целом.

Прежде чем говорить о сопровождении и его реальном воплощении в практику специального образования, рассмотрим понятие «сопровождение».

В настоящее время система сопровождения проходит этап становления, несмотря на то, что уже многое достигнуто в этой области. Проведенный анализ систем сопровождения показал, что все отечественные подходы построения сопровождения формируются в парадигме содействия [10].

В рассмотренных выше концепциях системы сопровождения, нет общего определения понятию «сопровождение». Разные авторы по-своему дают определение этому термину.

Так, например, Е. П. Казакова считает, что сопровождение подразумевает под собой помощь как ребенку, так и его семье, в основании которой лежит незыблемость свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Сопровождение – это метод, обеспечивающий единство всех специалистов в деятельности. М. Р. Битянова считает сопровождение системой профессиональной деятельности психолога, ориентированной на создание социально-психологических условий для эффективного общения и психологического развития детей в системе обучения [].

Вместе с тем, авторы отмечают важность таких аспектов сопровождения, как учет самостоятельности ребенка и его самоопределение в жизненном и профессиональном выборе.

Исходя из этого, сопровождение определяется, как поддержка психического здоровья человека, имеющего те или иные трудности в личностном развитии. В целом сопровождение необходимо рассматривать, как системную совокупность социально-психологической и медико-психологической помощи семье и личности.

Психологическое здоровье относится к одной из не теряющей своей актуальности проблемы, поскольку выступает фундаментальным условием полноценного функционирования и непрерывного развития личности, обеспечивает человеку гармонию с самим собой и окружающей средой. Активный интерес к данной проблеме связан, в том числе с устойчивой тенденцией ухудшения психологического здоровья детей. Возрастают риски образовательной среды, связанные с новой ситуации социального развития детства, с повышением требований к развитию личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования первой задачей, на решение которой он направлен, выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что отражено также в требованиях к содержанию образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации, результатам освоения. Признание психологического здоровья детей одной из главных целей психологической работы в образовательном учреждении окончательно утвердилась на II всероссийском съезде психологов образования. В целом можно говорить о том, что сохранение психологического здоровья ребенка является одним из важных условий и результатов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Психологическая наука на протяжении своего развития занимается исследованием становления человека как личности, изучает факторы, влияющие на успешное будущее ребенка. Родительские установки формируются задолго до появления ребенка. Они представляют систему взаимосвязанных компонентов, определяющих механизм их развития: родительские ожидания — родительские чувства — родительские оценки — родительское отношение, все эти компоненты заложены в системе семейного воспитания целого рода сложившихся понятий и взглядов на разные жизненные ситуации. Таким образом, родительское отношение, являясь формой проявления родительской установки, основывается на родительских ожиданиях, чувствах и оценках. Названные компоненты бывают осознанные и неосознанные, положительные и отрицательные, конструктивные и деструктивные [18].

Наиболее распространенной в психологии является типология А.Я.Варга [1]:

1. Принятие. Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку, который выражается в принятии индивидуальности ребенка, симпатии к нему, в стремлении проводить много времени с ребенком, одобрении его интересов и планов.

 2. Отвержение. Данный тип выражает негативное отношение ребенку. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ребенку, не уважает его и его интересы. Родителю кажется, что ребенок небольшого ума, низких способностей, дурных наклонностей.

3. «Кооперация» - Варга его называет социально желательным образом родительского отношения, где родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ребенку помочь, сочувствует ему. Высоко ценит способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается с ним быть на равных, доверяет ему в спорных вопросах.

4. «Симбиоз». Этот тип отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком, стремится к симбиотическим отношениям. Родитель ощущает себя с ребенком одним целым, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей жизни. Родитель постоянно чувствует тревогу за ребенка, считает его маленьким и беззащитным, не дает ему быть самостоятельным. Когда ребенок начинает автономизироваться тревога у родителя повышается.

5. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель в отношении ребенка проявляет авторитаризм, требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, навязывает свою волю. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка, за проявление своеволия сурово наказывает, пристально следит за его социальными достижениями, его индивидуальными особенностями, мыслями, привычками, чувствами.

6. «Маленький неудачник». Ребенок отражает особенности восприятия родителя. Родитель пытается ребенка сделать инфантильным, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше, чем его реальный возраст, видит его не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Интересы ребенка, его увлечения, мысли, чувства кажутся ему несерьезными, родитель не доверяет ребенку, досадует на его успешность и неумелость. Родитель контролирует действия ребенка, старается оградить его от трудностей жизни.

Американские психологи Е.С.Шефер и Р.К.Белл разработали более подробную типологию детско-родительских отношений, выделив 23 признака, определяющие различные аспекты родительских отношений к детям. Выделенные признаки были сгруппированы в три класса отношений: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке [18].

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.015 с.)