Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Методологические разработки, направленные на организацию психологического сопровождения детско-родительских отношений при коррекции детских неврозов.
Обоснование диагностической программы, направленной на изучение детско-родительских отношений Экспериментальное исследование направленное на изучение взаимодействия с семьей ребёнка понимается нами как отслеживание с целью упорядочивания, систематизации всего того, что педагогу известно о воспитаннике, семейном воспитании, предвосхищение, предвидение его воздействия, прогнозирование его реальных последствий. База исследования: _________________________________________ Целью нашего исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, в которых воспитываются дети с неврозами. При проведении исследования решались следующие задачи: 1. Выделить контрольную и экспериментальную группу детей и родителей, участвовавших в исследовании. 2. Подобрать методики исследования детско-родительских отношений. 3. Выявить особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с невротическими заболеваниями. 4. Сделать заключение о необходимости разработки и проведения специальной коррекционной программы формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с неврозами дошкольников. Наше исследование проводилось в следующие три этапа: 1 этап – этап констатирующего эксперимента. Целью данного этапа явилось исследование детско-родительских отношений. 2 этап – этап формирующего эксперимента. Целью данного этапа явилась разработка программы формирования и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с неврозами. 3 этап – этап контрольного эксперимента. Целью данного этапа явилось повторное исследование детско-родительских отношений; изучение эффективности и результативности внедрённой нами экспериментальной программы. Основной целью исследования на первом этапе явилось исследование детско-родительских отношений у контрольной и экспериментальной групп. Данное исследование проводилось в 2 подэтапа: подготовительный и основной. 1 этап – подготовительный, включал в себя изучение медико-психолого-педагогической документации, сбор анамнестических данных. Были изучены медицинские документы, определены причины заикания, диагнозы детей. 2 этап – основной, включал в себя экспериментальное исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с неврозами с помощью специально подобранных методик.
Гипотеза: существует связь между детско-родительскими отношениями и причиной возникновения невротических расстройств в дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие 10 детей с диагнозом «детский невроз» и их родители (экспериментальная группа) и 10 детей и их родители (контрольная группа). Возраст родителей варьировал в диапазоне от 27 до 54 лет. В ходе исследования использовались как групповая, так и индивидуальная формы работы. Также с помощью тестирования были опрошены оба родителя ребенка. Исследование проводилось непосредственно автором данной работы с соблюдением всех правил психологической диагностики и условий её проведения. Методики исследования В работе использовались следующие психодиагностические материалы: Методика №1. Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…” Цель: данный опросник может быть использован с целью оценки невротической симптоматики у ребенка родителями, педагогом или психологом. Описание: Этот опросник содержит утверждения, описывающие невротический тип личностного реагирования детей. Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов». Количественный анализ: Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации: - если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно; - если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время; - если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство не обязательно достигающее стадии заболевания; - если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка; - если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка. Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:
- сомато – вегетативные: 12, 14, 15; - эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; - самооценочные проблемы: 11, 13. Методика №2. Методика «Паровозик» источник: С.В.Велиева «Практикум психических состояний детей дошкольного возраста». Методика «Паровозик» позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. (Приложение 2.) Следуя инструкции ребёнку необходимо построить паровозик, поставив первым тот вагончик, цвет которого ребёнку нравиться больше всего, на второе место ставится снова самый красивый из оставшихся и т.д. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка. Обработка данных: 4 балла - позитивное психическое состояние; 3 балла - негативное психическое состояние низкой степени; 2 балла - негативное психическое состояние средней степени; 1 балл - негативное психическое состояние высокой степени; Методика №3. Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур. Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Инструкция (индивидуальный вариант).При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) –хорошие, здесь (показать четвертую) –ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) –плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) –самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз. Обработка результатов и интерпретация. При анализе полученных данных нужно исходить из следующей интерпритации: Ступенька 1–завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для детей старшего дошкольного возраста и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3–адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», –и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки. Ступенька 4–заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми». Ступеньки 5, 6–низкая самооценка. Возможно и такое, что у ребенка ситуативно заниженная самооценка. На момент опроса, могла произойти, какая-то неприятная ситуация: плоя отметка, ссора с другом или плохо нарисованная картинкаи т.д. В беседе ученить может это рассказать, при доверительном контакте психологу или педагогу. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», –и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Опасными, являются стойкие, мотивированые ответы школьников, на подобие: «Я плохой!» Опасность данной ситуации состоит в том, что низкий показатель самооценки может сохранится у ребенка на всю последующую жизнь и подобные мотивированные ответы могут быть такими: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Ступенька 7–резко заниженная самооценка. Дети, которые предпочитают самую низкую ступеньку, находятся в ситуации дезадаптации, эмоционального и личностного неблагополучия. Для тог что бы отнести себя к самым плохим детям, нужен комплекс негативно влияющи на ребенка, факторов. К большому сожалею, школа становится одним из таких факторов. Несвоевременно начатая, профессиональная помощь или же вообще ее отсутствие, может привести к неадекватному формированию отношения к себе, к окружающим, а так же к любой сфере деятельности. Для того что бы это не произошло, необходимо начать вовремя коррекционную работу, и исправить все необходимые недостатки в развитии самооценки. Поддержка и психологическая помощь педагога просто необходима детям с заниженными показателями уровням развития самооценки. Основу этой помощи может составить: внимательное, одобряемое, положительное, эмоционально привязанное отношение к ребенку. Вера в ребенка, доверительное общение, постоянный, приятный контакт с семьей, знание причин и вовремя применённая специальная работа по преодолению жизненных трудностей у ребенка, способны медленно, но поэтапно сформировать адекватный показатель самооценки ребенка младшего школьного возраста.
Методика №4. Методика диагностики родительского отношения к своему ребёнку (А.Я. Варга, В.В. Столин) [9]. Главная цель данной методики: выявление родительского отношения. Отношение родителей к своим детям понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Родителям был предложен тест – опросник родительского отношения (61 вопрос), регистрационный лист. Данная диагностика была выдана на дом, так как её выполнение занимает большое количество времени (Приложение 3). Методика №.5. Опросный лист «Выявление особенностей эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста» (Авторы: Н.Артюхина, А.М.Щетинина) Цель - выявление особенностей эмоционального состояния ребенка. Материал - опросный лист. Организация - опросные листы предоставляются педагогу-дефектологу и воспитателю для заполнения. Обработка данных. За каждый ответ соответствующий букве А, начисляется 0 баллов, букве Б - 1 балл, букве В - 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов. Интерпретация данных. Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно констатировать, что ребенок эмоционально благополучен. Если же сумма равна 13-18 баллам, то можно полагать, что ребенок не вполне эмоционально благополучен. Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Содержание коррекционно–развивающей программы по психологическому сопровождению детско-родительских отношений и возникающих детских неврозов Корекционно-развивающая работа проводится по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Программа по работе с детьми. Пояснительная записка
В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с неврозами, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детских неврозов, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль взрослого, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе. В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Для достижения целей предлагается решить следующие задачи: 1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе; 2. Способствовать снятию мышечного напряжения; 3. Способствовать повышению самооценки детей 4. Снизить уровень тревожности у детей В коррекционно-развивающую программу входят теоретические и практические занятия для дошкольников. На теоретических занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями как трусость, смелость, тревога и. т. д, это входит в беседы. На практических занятиях особое внимание уделяется к проведению коррекционно – развивающих игр. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, проводиться с подгруппой детей (6 – 7 человек). Практические занятия построены по структуре: ритуал приветствия, упражнения на релаксацию, беседы, игры на повышение самооценки, игры на уверенности в себе, ритуал прощания. Все упражнения, которые включены в занятиях находятся в дидактико-методическое обеспечение развивающей программы. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 18 часов на первое полугодие. Этапы реализации программы Коррекционная работа реализуется поэтапно: 1. Этап Ознакомительный (включает в себя 2 занятия). На этом этапе проводятся занятия на знакомство между специалистом и с подгруппой детей, с целью установление контакта и создание у детей положительного эмоционального настроя на сотрудничество. Задача специалиста - создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей дошкольного возраста. 2. Этап Основной (включает в себя 14 занятий). На этом этапе проводятся коррекционные занятия, с целью снизить уровень тревожности и повысить самооценку у детей дошкольного возраста. Задача специалиста – помочь ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей, используя для этого (беседы, упражнения на релаксацию, игры на повышение самооценки). 3. Этап Заключительный (включает в себя 2 занятия). На этом этапе проводятся итоговое занятие. Задача специалиста – помочь ребенку решить проблемные ситуации самостоятельно, используя при этом словесные игры и игры драматизации. Содержание занятий Занятие 1. Знакомство Цель: создание у детей положительного эмоционального настроя и атмосферы сотрудничества. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек» 2. Упражнение «Воздушные шарики» 3. Ритуал прощания «Подари соседу улыбку» Занятие 2. Установление контакта Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек». 2. Игра «Комплименты» 3. Беседа «Три настроения» (ответы детей) 4. Игра «Драка» 5. Ритуал прощания. Передай чувство. 2.1 Установление контакта Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек». 2. Игра «Смена ритмов» 3. Беседа «Расскажи о себе» (ответы детей) 4. Релаксация «Сосулька» 5. Ритуал прощания. Передай чувство. Занятие 3. Будь смелым Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей. 1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу» 2. Игра «Зеркало» 3. Беседа: «Будь смелым». (ответы детей) 4. Релаксация «Воздушный шарик» 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу» 3.1 Будь смелым Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей 1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу» 2. Игра «Зайки и слоники» 3. Игра: «Хозяин горы». 4. Релаксация «Воздушный шарик» 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу Занятие 4. Поверь свои силы Цель: создание условий для снижения тревожности. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек». 2. Беседа: «Поверь в свои силы». (ответы детей) 3. Игра «Я могу» 4. Упражнение «Корабль и ветер» 5. Ритуал прощания. Оцени себя. 4.1 Поверь свои силы Цель: создание условий для снижения тревожности. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек». 2. Игра: «Чунга - чанга». 3. Игра «Зеркало» 4. Упражнение «Воздушный шарик» 5. Ритуал прощания. Оцени себя Занятие 5. Как побороть свой страх Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек». 2. Беседа «Что такое страх» (ответы детей) 3 Упражнение «Винт» 4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением. 5. Игра "Дудочка" 6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу» 5.1 Как побороть свой страх Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек». 2. Беседа «Какие страхи у тебя есть» (ответы детей) 3 Упражнение «Подарок под елкой» 4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением. 5. Игра «Петушиные бои» 6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу» Занятие 6. Как справляюсь я с тревогой Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Ритуал приветствия «Передай клубочек» 2. Беседа: «Как я справляюсь со своей тревогой». (ответы детей) 3. Релаксация: «Водопад» 4. Упражнение «Танцующие руки». 5. Ритуал прощания. 6.1 Как справляюсь я с тревогой Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Ритуал приветствия «Что меня привлекает в соседе» 2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями». 3. Релаксация: «Кулачки» 4. Игра «Пугало, пугало, покажись». 5. Ритуал прощания «Подари улыбку» Занятие 7. Проверь свои силы Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение. 1. Приветствие «Я дарю тебе». 2. Беседа: «Поверь в свои силы». 3. Упражнение: «Насос и мяч». 4. Упражнение «Корабль и ветер» 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу». 7.1 Проверь свои силы Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение. 1. Приветствие «Я дарю тебе». 2. Беседа: «Что я могу». 3. Игра: «Я могу». 4. Упражнение «Гусеница» 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу». Занятие 8. Все сможешь Цель: создание условий для снижения тревожности. 1. Приветствие «Передай клубочек» 2. Упражнение «Кулачки» 3 Беседа «Что я могу» (ответы детей) 4. Игра «Смелый капитан» 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу». 8.1 Все сможешь Цель: создание условий для снижения тревожности. 1. Приветствие «Передай клубочек» 2. Упражнение «Корабль и ветер» 3 Упражнение «Театр масок» 4. Игра «Смелый капитан» 5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу». Занятие 9. Тебя любят Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе». 2. Беседа: «Как вас любят ваши близкие люди» 3. Игра «За что меня любит мама». 4. Упражнение: «Винт». 5. Ритуал прощания 9.1 Люби своих близких Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. 1. Приветствие «Подари подарок» 2 Беседа «Как любить своих близких?» (ответы детей) 3. Игра «Танцующие руки» 5. Релаксация «Кораблик» 6. Ритуал прощания «Подари улыбку». Занятие 10. Итоговое Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции. 1. Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе». 2. Игра «Комплементы». 3. Упражнение: «Зайцы и слоны». 4. Упражнение: «Дудочка». 5. Упражнение: «Я очень хороший». 6. Ритуал прощания «Подари улыбку». В таблице 2 размещен план мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с неврозом Таблица 2 План мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.121 с.) |