Типы взаимодействия родителя и ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы взаимодействия родителя и ребенка



Тип взаимодействия %
Принятие-отвержение 20%
Кооперация 15%
Симбиоз 10%
Авторитарная гиперсоциализация 25%
Маленький неудачник 30%

1.  «Принятие-отвержение» (20%) шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность своего ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неудачливым инеприспособленным. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку такие чувства как злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2.  «Кооперация» (15%) отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет самостоятельность ребенка и инициативу, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет своему ребенку, старается понять его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» (10%) шкала отражает межличностную дистанцию в общении родителя с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель и ребенок ощущают себя единым целым, при этом родитель стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает отдаляться и становиться более самостоятельным в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4.  «Авторитарная гиперсоциализация» (25%) отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления самостоятельности и своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5.  «Маленький неудачник» (30%) отражает особенности восприятия и понимания родителем своего ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

По результатам этой методики можем сделать вывод, что в большинстве семей используются неэффективные отношения с детьми, что говорит о том, что у родителей полное правильное представление о воспитании ребенка не сформировано. Ребенок в таких семьях не ощущает себя уютно и комфортно, дети испытывают дефицит добра, ласки и любви; боятся наказания или, наоборот, избалованы чрезмерной опекой.

Рассмотрим результаты исследования по опроснику Н.Артюхина, А.М.Щетинина.

Нами были получены результаты, размещенные на рисунке 3.4.

Рис. 3.4.  Результаты исследования по опроснику Н.Артюхина, А.М.Щетинина.

Анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что ребенок с неврозом в половине семей воспитывается как единственный ребенок.

Отрицательными факторами являются: излишне заласканное или чрезмерно строгое отношение к ребенку с неврозом, недостаточная информированность; преобладание авторитета матери над авторитетом отца; нервный стиль семейных отношений; излишне высокий уровень общительности; наличие неадекватных методов воспитания


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.004 с.)