Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Студенчество в годы Великой Отечественной войныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
на примере блокадного дневника З.С. Седельниковой) Исследование периода Великой Отечественной войны, в том числе блокады Ленинграда, представляется на сегодняшний день актуальным, так как в последнее время появилось много новых свидетельств – писем, дневников, воспоминаний. Общеизвестным является тот факт, что во время войны ведение дневниковых записей было строго запрещено. Если дневник находили, то его, в лучшем случае, уничтожали. В худшем — автора дневника арестовывали, а сам дневник становился вещественным доказательством в уголовном деле и мог стоить написавшему его человеку жизни. В послевоенное время право на существование имела только официальная версия произошедших событий, а все факты, которые ей не соответствовали, замалчивались. Именно по этим причинам в государственных архивах и музеях нашего города дневников храниться относительно немного. На сегодняшний день большая их часть продолжает оставаться в архивах семейных. В числе авторов уже опубликованных дневниковых свидетельств и воспоминаний о Великой Отечественной войне есть те, кто в то время были учащимися высших учебных заведений. В данных источниках содержится важная информация о жизни студенческой молодежи 40-х годов прошлого века, о том, чем была заполнена студенческая жизнь. Безусловно, можно утверждать, что не только война занимала все думы и помыслы молодых людей. Так, например, в блокадном дневнике Седельниковой Зинаиды Сергеевны, студентки третьего курса лечебного факультета Второго Ленинградского медицинского института, достаточно подробно отражены будни студентов — медиков осажденного Ленинграда в период с 22 июня 1941 года по 26 марта 1942 года. Следует отметить тот факт, что, в отличие от большинства ленинградцев, писавших свои дневники только во время блокады, Зинаида Сергеевна вела дневниковые записи с 13 лет. Услышав по репродуктору 22 июня 1941 речь Молотова, в которой сообщалось о начале войны, Зинаида Сергеевна, по её словам, «не почувствовала большого волнения» [1;6]. Она припомнила недавнюю войну с белофиннами, запомнившуюся ей лишь отдаленными звуками канонады, некоторым неудобством светомаскировки, да незначительным снижением выдачи продуктов. Больше её волновали свои дела — предстоящий экзамен и бомбежка приморских городов, поскольку там находились родные. Вечером в студенческом общежитии военная тема, конечно, обсуждалась. Но, как пишет автор «еще не проявилось ни у кого определенных намерений», так как не была еще закрыта экзаменационная сессия [1; 6]. Сдав успешно последний экзамен, Зинаида Сергеевна отправилась на каникулы к родственникам в Туапсе. К 1 августа ей необходимо было вернуться в Ленинград, поскольку уже начинались занятия в институте. Явные признаки военного времени автор дневника заметила по дороге из Туапсе в Ленинград, продлившейся 11 суток, в течение которых ей пришлось сделать 12 пересадок и добираться разными поездами — пассажирскими, пригородными, рабочими и даже военным эшелоном. В общежитии и институте Зинаиду Сергеевну встретили друзья и знакомые, которые сильно удивились, что она вернулась. Многим из них после сдачи летней сессии так и не удалось уехать на каникулы: кто-то из студентов ушел в армию, кого-то отправили на организацию госпиталя, в который почти сразу привезли раненых и где многие ребята стали работать. Зинаида Сергеевна отмечает, что с введением продуктовых карточек уже в самом начале войны, многие учащиеся испытывали трудности, так как «у студентов, как всегда не было никаких запасов» [1;8], они не привыкли заготавливать продукты впрок. 1 августа 1941 года начались занятия в институте. Но, даже на очень интересных лекциях, автор дневника замечала «отсутствующие взгляды» своих одногруппников. Причины у всех были разные — от усталости после ночного дежурства до нежелания учиться «тем более в войну» [1;11]. С определенными трудностями студенты столкнулись при выборе тем для очередного выпуска стенгазеты. Прежние темы перестали быть актуальными: важнее любых слов на тот момент оказались реальные дела. Стоящими были признаны только две заметки — о студентах, ушедших на фронт и о военно-физкультурной работе [1;13]. После занятий в институте студенты часто ходили в кино, смотрели «оборонные фильмы». Автору дневника запомнился фильм «Случай на телеграфе»: Протягивается в окно рука Наполеона со словами: «Примите «молнию». Берлин. Гитлеру. Не советую. Пробовал. Не получилось. Наполеон» [1;12]. А вечерами в общежитии читали стихи и пели песни. Самым любимым был вальс «Синенький скромный платочек», который напоминал молодым людям о радостях мирной жизни. Об этом свидетельствует запись, сделанная в дневнике, — «еще долго не могли успокоиться мы, тронутые забытой радостью» [1; 13–14]. По словам Зинаиды Сергеевны, случались моменты, когда ей казалось, что нет войны. Однажды прогулка с молодым человеком, во время которой они читали друг другу стихи, была внезапно прервана: «Наш час поэзии закончился неожиданно. Проходила колонна ополченцев. Действительность вернула нас на землю» [1; 15]. Показательной является запись в дневнике, сделанная 30 августа, которая характеризует моральное состояние активной части студенческой молодежи: «Немцы уже в Колпино… Говорят, что могут объявить Ленинград открытым городом. Это позволит фашистам войти в город… В связи с этим много говорят о том, что комсомольцев не пощадят. Я активистка, не скроешь. Но я не сдамся так просто. В крайнем случае, брошусь с 6-го этажа. Вот какие мысли приходят в голову. И не у меня одной» [1; 16]. Сентябрь 1941 года. В начале месяца все хуже становилось с питанием. Особенно было трудно тем, кто привык питаться хорошо. О себе Зинаида Сергеевна пишет: «Мне проще. У меня всегда были материальные трудности…» [1; 17]. 6 сентября произошла первая бомбардировка Ленинграда. Автор дневника из окна увидела воздушный бой и падающий горящий самолет противника, при этом «удивительно, что любопытство немного приглушало страх» [1;18]. Начиная с августа 1941 года, студентов регулярно снимали с занятий и отправляли на трудовые работы: на Пискаревском поле они собирали капусту и рыли картофель, строили противотанковые сооружения. Основной угрозой жизни и здоровью ленинградцев были воздушные налеты и артобстрелы города врагом: «16 сентября… Была на лекциях. Аудитория почти пуста, многие перестали ходить на занятия. Все чаще просиживаем часы в тесных, нервозных бомбоубежищах, но сказывается и растерянность, и неуверенность в завтрашнем дне. …Убогим стал наш круг интересов, однообразны тревожные мысли. Каждый после занятий спешит благополучно вернуться в свой дом, хотя он и перестал быть крепостью» [1; 21]. Вопрос об опасности бомбоубежищ возник после того, как было несколько случаев их повреждения и гибели всех находящихся там людей: «24 сентября… бомба попала в южное крыло нашего дома, где находилось бомбоубежище… Нет, недаром я боялась этого бомбоубежища и никогда в него не спускалась» [1; 25]. После лекций студенты продолжают ходить в кино. Несмотря на то, что показ фильмов часто прервался воздушными тревогами, мысленно студенты погружались в счастливое довоенное время. 17 сентября в университете состоялось общее собрание третьего курса, на котором сообщили, что программа обучения сокращена и после зимней сессии всех сразу переводят на 4 курс. Студентов на собрании уже было мало. Октябрь 1941 года. Заморозки начались рано: уже в октябре жители блокадного города столкнулись с необходимостью тепло одеваться и отапливать жильё. Отсутствие теплой одежды стало серьезной проблемой для тех ленинградцев, кто вынужден был в спешке покидать свои дома, переселяясь с окраин города в центральные, более безопасные районы. Ситуация осложнялась тем, что теплую одежду невозможно было купить в магазинах: «2 октября … Рано похолодало. Искала бесполезно в магазинах что-нибудь теплое из одежды, но не нашла даже чулок и перчаток» [1; 27]. Занятия в институте продолжались. Несмотря на воздушные тревоги, лекции не прерывались: «11 октября… Я живу тем, что идут еще занятия в институте. Пусть на дорогу часто уходит больше времени, чем на занятия, но не утрачена цель и не оторвана от сверстников» [1; 29]. Ощущение голода и недомогания у автора дневника притуплялось за чтением книг. Также всегда поднимала настроение музыка: «6 октября … По радио передают марши в исполнении духовых оркестров. «Как это меняет настроение! Появляется бодрость, вера в перемену к лучшему» [1; 28]. Ноябрь 1941. 4 ноября запись о свадьбе старшекурсников и развернувшейся среди студентов дискуссии о своевременности или несвоевременности подобных мероприятий во время войны. Мнения разделились, но, по словам автора дневника, «в душе многие завидуют» [1; 36]. Недостаточное и неудовлетворительное питание начинает сказываться на здоровье Зинаиды Сергеевны. Показательным является сделанное ею наблюдение, что понятие о счастье сузилось: «10 ноября …После лекции…сидела …, отогревая у горячей батареи промерзшие в аудитории ноги… Какое счастье было бы здесь заснуть, а завтра не мерзнуть снова в трамвае, добираясь на занятия…» [1; 39]. Автору дневника, как и многим голодным ленинградцам, снится еда: «13 ноября…Почти каждый день во сне вижу съестное, не хочется просыпаться. В комнате же у нас правило: о снах и еде никогда не говорить. Но каждый в одиночку только о еде и думает. Вчерашние слухи не напрасны. Сегодня убавили норму хлеба» [1; 40]. После занятий студенты продолжали ходить в кинотеатры. Например, в дневнике есть запись, что в кинотеатре «Художественный» Зинаида Сергеевна с друзьями смотрела фильм «Сокровища погибшего корабля». Но запомнилось ей вовсе не содержание фильма, а упущенная ею возможность купить там шоколадную конфетку, их разносили в проходах зрительного зала на подносах [1; 31]. На какое-то время еда, а именно — хлеб — становится мерой всех вещей, даже таких, которые в обычных условиях с ним никак не связаны. Из-за этого возникали не только трагические, но и курьезные случаи: «26 ноября …Рая запечалилась, что останемся мы все старыми девами. Я быстро прореагировала: «Не беда. Был бы хлеб!» Все разом расхохотались. Нынче все меряется через желудок» [1; 44]. Многим ленинградцам, как оказалось, было трудно мобилизовать себя на выполнение каких-либо дел, даже самых необходимых: «18 ноября… Никогда не думала, что голодный желудок может так властно диктовать поведение. Не могу себя заставить учить последнюю главу микробиологии и тяну сессию» [1; 42]. Декабрь 1941. Недостаточность питания жители блокадного Ленинграда пытались восполнить разными способами. В дневнике Зинаиды Сергеевны описывается случай, когда она получила двойную порцию за дополнительную плату: «Неожиданно повезло в столовой — съела почти миску каши! Раздатчица долго смотрела на меня, а потом положила двойную порцию… Стоило это мне 11 рублей, но разве этому есть теперь цена?» [1; 47]. С 18 декабря Зинаида Сергеевна начинает работать в госпитале. После своего первого дежурства она записала в дневнике, что у всех больных был один диагноз — дистрофия 2 и 3 степени и что «невозможно было установить возраст больных, все они показались мне стариками» [1; 52]. 19 декабря, после ночного дежурства, автор дневника пошла в институт сдавать экзамен: «Очень долго не могла никого найти на кафедре, кроме уборщицы. Потом наткнулась на объявление «Кафедра не работает»…Всего несколько дней назад директор призывал сдавать экзамены, а на последней лекции сам профессор Перельман не обещал скидки на тяжелые условия подготовки и грозил, что «он умеет отличать голодные отеки от ленивых». Почувствовала обиду, разочарование и опустошенность» [1; 53]. Несмотря на все время ухудшающиеся условия, автору дневника продолжают поднимать настроение, вселять надежду и отвлекать от печальных мыслей музыка и поэзия: «21 декабря…Уже целую неделю, вслед за последними известиями, передают концерты из маршей и сюит русских композиторов, читают стихи. И как это замечательно, как нужно для души измученных ленинградцев!» [1; 56]. В январе и феврале 1942 года, несмотря на свое неудовлетворительное состояние, Зинаида Сергеевна продолжала работать в госпитале. Периодически встречала своих однокурсников. Новости, которые она от них узнавала, были, в основном, печальные – кто-то из студентов погиб, кто-то пропал без вести, кто-то умер от истощения. Долгое время не имела никаких сведений от родных, очень беспокоилась за них. Потом письма стали приходить, но с большими задержками. Весной 1942 года Зинаида Сергеевна выехала из Ленинграда и, преодолев последствия тяжелой дистрофии, в 1944 году закончила с дипломом отличия лечебный факультет Первого Московского ордена Ленина медицинского института. В том же году она стала заведующей хирургическим отделением Новогрудской районной больницы, затем пять лет работала хирургом Ульяновского областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. А в 1951 году она переехала в Волгоград, работала на кафедре факультетской хирургии Волгоградского медицинского института. Литература. 1. Седельникова З.С. 275 дней войны. Блокадный дневник. — Волгоград, 1995. – 88 с.
М. О. Руденко студентка СПБГУКиТ (научный руководитель — Т. В. Жаркова)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.008 с.) |