Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи И. А. Ильина О своеобразии Русской культуры в контексте проблематики современной молодежной культуры

Поиск

Необходимым моментом обсуждения и решения сложных проблем является обращение к идейному наследию прошлого. Это в полной мере относится к проблеме культуры, которая нашла отражение в творчестве многих русских мыслителей. К их числу относится и Иван Александрович Ильин. Его идеи о своеобразии русской культуры удивительно созвучны современности, и, на мой взгляд, помогают найти пути решения, ответы на вопросы, связанные с проблемами современной молодежной культуры.

На годы жизни И.А. Ильина — 1883–1954 гг. — приходятся две мировые войны, три революции и гражданская война в России. Всё это нашло отражение в его творчестве. Его идейное наследие включает в себя публицистику, труды по философии, правоведению, теории и истории культуры. И.А. Ильин окончил юридический факультет Московского университета в 1906 г., после чего был оставлен при университете для подготовки к званию профессора. В 1909 г. получил звание приват-доцента и был командирован с научными целями в Германию на 2 года. По возвращении Ильин 10 лет преподавал в Московском университете. За работу «Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека» ему были присуждены две учёные степени — магистра и доктора государственного права.

После революции 1917 г. Ильин вел активную борьбу против советской власти, был неоднократно арестован, после одного из арестов он был освобожден по указанию В.И. Ленина, который высоко ценил работу Ильина о Гегеле. В 1922 г. Ильин, вместе с другими деятелями русской культуры был на знаменитом философском пароходе выслан за границу. До 1934 г. жил в Германии, был профессором русского научного института в Берлине, несколько лет издавал «Русский колокол. Журнал волевой идеи», активно участвовал в политической жизни русской эмиграции. В 1934 г. покинул Германию и с 1938 г. обосновался в пригороде Цюриха, где и был похоронен в 1954 г. Недавно его прах был перенесен в Россию.

Одна из центральных тем в творчестве Ильина — это русская культура, её своеобразие и особенности.

Понимание И.А. Ильиным своеобразия русской культуры базируется на его идее, согласно которой культура есть «живая, духовная, творческая, содержательная дорога наверх к святыне, к совершенству человека» [7; 592]. Нельзя не отметить, что здесь содержится указание на наиболее существенную сторону культуры, состоящую в том, что миссия культуры заключается в развитии человека. При этом каждая конкретная культура выполняет свою работу в соответствии с тем, что имеет в данной культуре статус «святыни», т.е. высшей ценности.

Признание Ильиным человекотворческой миссии культуры приводит его к мысли, что основы всякой человеческой жизни и культуры должны быть едиными. Таковыми он считает свободу, любовь и предметность [5; 180].

При этом Ильин подчеркивает, что ни одна из этих основ «…не может быть упразднена или упущена: необходимы все три и все три обуславливают одна другую взаимно» [5; 180].

Смысловое ядро этой «триады» — предметность. На этот счет у Ильина есть очень чёткие разъяснения. «Жить предметно, — говорит он, — значит связать себя с такой ценностью, которая придаст жизни высший, последний смысл» [5; 182].

Именно предметность определяет, по Ильину, направления всей деятельности человека. Без неё и любовь, и свобода могут стать не созидательной, а разрушительной силой. В особенной мере это касается свободы.

Свобода, по Ильину, «…необходима человеческому инстинкту и духу, как воздух телу. Но она должна быть наполнена жизнью сердца и предметной воли. Чем больше сердца и предметной воли, тем менее опасны ему соблазны свободы и тем больший смысл приобретает она для него» [5; 181]. Таким образом, согласно Ильину, свобода, при всём её значении для человека и культуры, не является абсолютной ценностью. Таковой она становится только в соединении с сердечностью и предметностью. Вне этого единства она превращается в некое деструктивное начало. Однако, спасение от негативных последствий свободы, заключается, по Ильину, не в отмене свободы, а в «…её сердечном наполнении и предметном осуществлении» [5; 181]. Эти слова звучат как нельзя более актуально в настоящее время, когда под знамена свободы становятся бандиты, фашисты и всякого рода отщепенцы.

Итак, свобода, любовь и предметность в их единстве образуют, по Ильину, основу человеческой жизни и культуры. С этих позиций он определял, в чем состоит своеобразие и самобытность русской культуры. На этот вопрос у Ильина есть совершенно чёткий ответ. «Русская идея есть идея сердца» [3; 420], — говорит он. Смысл этой идеи, согласно Ильину, заключается в том, что главное в жизни есть любовь [3; 420], и именно она является основной духовно-творческой силой русской души. «Без любви», — говорит Ильин, — «русский человек есть неудавшееся существо…без любви он или лениво прозябает или склоняется к вседозволенности» [3; 421]. Излишне говорить, что об этой идее Ильина надо помнить в первую очередь различного рода реформаторам, ставящим себе целью преобразование тех или иных сторон жизни России. Надо отметить, что примеры использования этого свойства русской души можно найти в нашей недавней истории, но они, в основном, связаны с манипуляторскими действиями определенных политических группировок. Достаточно вспомнить, например, лозунг избирательной компании 1996 года «Голосуйте сердцем», который сыграл свою роль в обеспечении победы Ельцина на президентских выборах 1996 г.

Таким образом, в триединой формуле основ культуры, предложенной Ильиным — свобода, любовь, предметность — можно усмотреть глубокий внутренний смысл. Так, любовь — это то, что составляет энергетический потенциал человеческой деятельности и, следовательно, культуры. Свобода — это необходимое условие реализации энергетического потенциала, а предметность — это то, что определяет направленность энергетических потоков. Применительно к России это означает что у русской культуры, с её центрированностью на чувство, любовь, очень высокий энергетический потенциал, который, однако, может быть реализован только в условиях свободы. При этом столь же необходимым условием является правильный выбор цели, т.е. определение содержания «предметности», или, проще говоря, предмета любви.

Для Ильина ответ на этот вопрос очевиден: «Кто бы я ни был, каково бы ни было моё общественное положение, от крестьянина до учёного, от министра до трубочиста, — я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию — не «мамону» и не «начальству», не «личной похоти» и не «партии»; не «карьере», не просто «работодателю», но именно России, её спасению, её строительству, её совершенству, её оправданию перед лицом Божиим. Жить и действовать так, значит жить и действовать согласно главному, предметному призванию русского человека; это значит жить предметно, т.е. службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей.

В связи со сказанным выше, возникает вопрос, не содержит ли идея Ильина о необходимости служения России призыва к национальной обособленности, или, ещё того хуже, провозглашения национального превосходства русского народа над всеми другими народами и русской культуры над всеми другими культурами.

Чтобы убедиться в необоснованности этих подозрений, надо обратиться к тем работам Ильина, где речь идет об условиях исторического развития России, определивших своеобразие русской культуры и её роль в мировой культуре.

Общий вывод из этих работ заключается в том, что мировое призвание России, в силу её географического положения и всего хода исторического развития, заключается в творческом посредничестве между культурами, её миссия, по Ильину, заключается в том, чтобы стать «…великим и вседоступным культурным простором» [4; 327]. Исходя из этого, Ильин считал, что Россия представляет собой сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия» [4; 327] и потому служение России — это служить человечеству.

Всё это имеет непосредственное отношение к молодёжной культуре. Однако, надо учесть, что современная молодежь любит громкую музыку, но не любит громких слов. Поэтому я бы посоветовала начать с самого близкого и, на первый взгляд, самого простого — начать с себя — т.е. полюбить самого себя. Заранее оговорюсь, что Ильин, может быть, и не согласился бы со мной. Но надо принять во внимание ситуацию, в которой оказалась современная молодежь. Она живет в обстановке крушения идеалов, казавшихся незыблемыми, в обстановке, когда чёрное объявляется белым, а белое чёрным. Сомнению подвергается и патриотизм. Некоторые делают это потому, что действительно не понимают что это такое, а некоторые из злого умысла. Потому что патриотизм — мощный энергетический ресурс, сравнимый, а может и превосходящий по своей мощи другие энергетические ресурсы. Особенно важно это для русской культуры, где любовь, как справедливо отмечает Ильин, — фундаментальная ценность культуры.

Поэтому овладевать энергией любви нужно, как представляется, постепенно, начиная с простого, — с себя.

Доказывать это можно по способу «от противного».

Что представляет собой человек, который не любит себя? Это человек, который изнуряет себя дурными привычкам, потворствует своей лени, в результате у него нет достижений, ему нечем гордиться, он не доволен собой. Но это не недовольство творческого человека, который стремится к совершенству, а недовольство неудачника, который в результате лишается последних сил.

Человек, который наплевательски относится к самому себе, создает вокруг себя обстановку недовольства, уныния: родители огорчаются, знакомые отторгают, незнакомые стараются держаться подальше. Одиночество гарантировано, причем одиночество в самой жестокой форме.

И, наоборот, человек, который любит себя, не позволяет дурным привычкам овладеть собой, он трудолюбив, а это гарантия успеха. Причем успеха настоящего, которым можно гордиться. И именно такой человек способен полюбить ближнего как самого себя, и именно такой человек способен полюбить Родину, и это придаст высший смысл его жизни.

Оценивая значение духовного наследия И.А. Ильина, нельзя пройти мимо того факта, что важнейшая из фундаментальных ценностей русской культуры — любовь — находится в явном противоречии с его идеей о сопротивлении злу силою. При этом надо отметить, что вторая из названных идей нашла подробное и обстоятельное обоснование в специальной работе «О сопротивлении злу силою» и имела гораздо большее воздействие на современников, нежели идея любви. Обращает на себя внимание, что сам Ильин приложил немало усилий к тому, чтобы согласовать между собой эти две идеи, подчеркивая, что «…любовь кончается там, где начинается зло…» [6; 141]. Один из самых мощных аргументов И.А, Ильина в пользу тезиса о необходимости сопротивления злу силою заключается в том, что «обиженный может и должен простить свою обиженность…», но он не имеет права «…прощать от себя злодеям, творящим поругание святыни, или злодейское соблазнение малолетних, или гибель родины» [6; 145]. Однако, соглашаясь с этими аргументами, нельзя не отметить, что идея Ильина о сопротивлении злу силою представлена у него несколько односторонне и нуждается в существенных дополнениях. В связи с этим необходимо, как представляется, обратиться к идее, которая была выдвинута и обоснована другим известным русским мыслителем — Б.П. Вышеславцевым. Она заключается в том, что радикальное преодоление зла возможно только за счет положительного созидания добра [1; 20]. Здесь обращает на себя внимание, что речь идёт именно о радикальном преодолении зла, т.е. о преодолении решительном, в конечном счете. Представляется, что синтез этих идей возможен как в теоретическом, так и в практическом планах. С одной стороны, нельзя не признать, что во многих ситуациях необходимо сопротивление злу силою. Но, с другой стороны, нельзя забывать о том, что борьба, сопротивление – это необходимый, но недостаточный способ преодоления зла. Радикальная победа над злом достигается за счет созидательной деятельности во имя любви и добра.

Представляется, что это имеет прямое отношение к чрезвычайно важной теме, проходящей красной нитью через всё творчество Ильина. Это — тема существенной ассиметрии во взаимоотношениях Россия — Запад и Запад — Россия. Так, Ильин отмечает, что «…наша душа открыта для западной культуры: мы её видим, изучаем, знаем и если есть чему, то учимся у неё; мы овладеваем их языками и ценим искусство их лучших художников, у нас есть дар вчувствования и перевоплощения» [2; 64].

В противоположность этому, Западная Европа, по Ильину не знает России. С этим связаны весьма негативные следствия, потому что «… неизвестное всегда страшновато. А Россия по численности своего населения, по территории и по своим естественным богатствам огромна. Огромное неизвестное переживается всегда как сущая опасность» [2; 65].

Страх и опасения Запада перед лицом неизвестной и непонятной для него России в свою очередь «оборачиваются» постоянной опасностью для России. Ильин описывает этот процесс «оборачивания» довольно подробно и убедительно. Он говорит: «…Страх унижает человека, поэтому он прикрывает его презрением и ненавистью, фантазирует, злопыхательствует и выдумывает,…Но европейское большинство и особенно его демократические министры — кормятся незнанием, боятся России и постоянно мечтают о её ослаблении» [2; 65].

С сожалением можно отметить, что картина, нарисованная Ильиным, как будто списана с современной действительности. В связи с этим возникает вопрос, что делать в такой ситуации. И здесь, видимо, полезно вспомнить об идее радикального преодоления зла за счёт положительного создания добра. В соответствии с этим необходимы не только сопротивление, борьба, укрепление военной мощи, но и, в первую очередь и главным образом, тщательная, напряженная работа, направленная на строительство процветающей России, привлекательность которой для людей всего мира преодолеет все кордоны незнанья, недоверия и вражды.

Литература

1. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. — М.: Республика», 1994.

2. Ильин И.А. Против России // Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т. Том 2, книга I, М., «Русская книга», 1993.

3. Ильин И.А. О русской идее// Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т. Том 2, книга I. — М.: Русская книга, 1993.

4. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России // Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т. Том 2, книга I. — М.: Русская книга, 1993.

5. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т. Том 2, книга II. — М.: Русская книга, 1993.

6. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Том 5. — М.: Русская книга, 1996.

7. Ильин И.А. Творческая идея России // Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т. Том 6, книга II. — М.: Русская книга. 1996.

Д. В. Чигарева

к.п.н., доцент ГУМРФ имени адмирала Макарова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.009 с.)