Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические аспекты входного контроля в технологии целевого учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузе

Поиск

 

Технология целевого учебно-тренировочного процесса (УТП) по общей физической подготовке (ОФП) — упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих гарантированное достижение прогнозируемых и диагностируемых целей (учебных результатов) в конкретных условиях образовательной среды на основе  сквозной предметно-центрированной направленности структурных компонентов УТП — целей, содержания, структуры, технологических процессов, организационных форм, управления [7].

Входной контроль выступает структурным компонентом процесса управления целевым УТП в цепочке: входной контроль - те­кущий (оперативный, рубежный) контроль – промежуточный (семестровый) кон­троль и осуществляется в начале каждого периода учебно-тренировочного цикла (семестра).

Входной контроль в целостном процессе управления УТП выполняет ряд функций, обеспечивающих повышение его эффективности — диагностическую, прогностическую, образовательную, воспитательную,развивающую и др.

К требованиям осуществления входного контроля относят оптимальность,  содержательную и структурную валидность (соответствие форм и цели), объективность, точность и достоверность, полноту и информативность, простоту и наглядность [1­–8].

Принципиальное значение процедура входного контроля имеет для студентов 1 курса, что обусловлено непреходящей важностью данного периода для формирования действенных установок на процесс обучения по ФК в вузе и активизацию механизмов адаптации студентов к особенностям вузовского образования.

Вместе с тем, результаты научных исследований, педагогические наблюдения, беседы и интервью с преподавателями, учеными свидетельствуют, что в настоящее время в практике физического воспитания вузов процедура входного контроля отсутствует или носит формальный характер. Основными недостатками, в частности, являются:

1. Ограниченный состав исходных контрольных тестов (2–3 позиции), не позволяющий всесторонне оценить уровень исходной подготовленности и, как следствие, не стимулирующий студентов на разностороннюю физическую подготовку, соответствующую современным представлениям о критериях и уровнях физического здоровья.

2. Экстенсивная (не целевая) форма построения УТП, не позволяющая рассматривать результаты входного контроля как исходные регуляторы построения учебно-тренировочного процесса в семестре (или ином законченном учебном цикле). В связи с этим, результаты входного контроля выполняют функцию формальной регистрации исходного состояния студентов на основе признаков, напрямую не связанных с содержанием последующей  учебно-тренировочной работы.

3. Недостаточное осознание студентами содержания контрольных нормативов как целей УТП, их смысловых характеристик, требований к выполнению, сроков осуществления тестового контроля, программ подготовки и самоподготовки к ним.

4. Отсутствие, или формальный подход к проведению мероприятий по оперативному информированию, анализу и оценке результатов исходных тестовых испытаний и др.

Методика эксперимента.

Цель опытно-экспериментальной работы — определение эффективности процедуры входного контроля в активизации учебной деятельности студентов. Объект — учебная группа 1 курса ГУМРФ им. С.О. Макарова.

Для достижения поставленной цели в период входного контроля во Втягивающем МЗЦ (сентябрь) 1 семестра 2013–2014 учебного года реализованы следующие мероприятиятехнологического, организационного, содержательного и психолого-педагогического плана:

1. Комплексный характер перспективной цели УТП по ОФП, включающей двенадцать показателей, обобщенно характеризующих оптимальный уровень физического здоровья студентов (бег 1000 метров; бег 60 метров; прыжок в длину с места; подтягивание на перекладине; подъем переворотом силой на перекладине; в висе поднимание прямых ног до касания перекладины; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; приседание на одной ноге («пистолет»); поднимание туловища из положения «лежа на спине, стопы закреплены, кисти за головой»; поднимание верхней части туловища из положения «лежа на животе, ноги разведены, кисти за головой»; наклон вперед в положении «сед на полу, ноги выпрямлены»).

2. Работа по осознанию содержания и сущности перспективной цели технологии УТП и мероприятий входного контроля:

2.1. Введение «Таблицы самоконтроля результатов ОФП студента» в СДО «Фарватер», отражающей исходные и прогностические данные по всем показателям перспективной цели.

2.2. Проведение занятий контекстного теоретико-методического цикла, с «замкнутым» контролем в СДО «Фарватер», направленных на формирование  знаний о целевых аспектах технологии УТП: Тема №1 «Физическая культура личности студента». Содержание ОК и ПК ФГОС как цель учебного процесса по физической культуре в вузе. Возможности предмета ФК в формировании общекультурных и профессиональных компетенций»; Тема № 2: «Содержание контрольных нормативов по ОФП, как целей УТП (количественные параметры и смысловые характеристики — соматический, вегетативный, психофизический, психический, социально-личностный компоненты)»;

3. Реализация требований к объективности, точности и достоверности мероприятий входного контроля:

3.1. Подготовка методических материалов с описанием требований к технике выполнения контрольных нормативов, их количественных показателей, психофизиологических параметров выполнения.

3.2. Определение графика сроков выполнения контрольных нормативов.

3.3. Качественная подготовка мест тестовых испытаний, соответствующих критериям точности, объективности и достоверности.

3.4. Строгое соблюдение требований к выполнению тестов по заданным количественным и качественным характеристикам движений (пространственным, пространственно-временным, динамическим).

3.5. Прием контрольных нормативов индивидуально у каждого студента.

4. Реализация системы мероприятий по стимулированию студентов в период входного контроля:

4.1. Постоянная ориентация студентов на качественное и своевременное выполнение тестов входного контроля.

4.2. Углубление и систематизация знаний о технике и тактике выполнения целевых упражнений в рамках процедуры тестирования.

4.3. Организация благоприятной психологической атмосферы, исключающей возникновение чувства страха, боязни, стрессовых состояний (доверительные отношения между преподавателем и студентами; постоянная психологическая поддержка; личностная заинтересованность преподавателя в успехе студента; субъект-субъектные отношения и др.).

4.4. Использование системы поощрений за ход и результаты учебных действий в период входного контроля.

4.5. Индивидуальный подход к студентам с различным уровнем подготовленности в аспекте конкретизации индивидуальных перспективных (семестровых) целей и задач, темпов и сроков их достижения в зависимости от исходных результатов и индивидуальных особенностей каждого.

4.6. Использование потенциала текущей учебной аттестации студентов, как фактора стимулирования учебных действий в период входного контроля.

5. Обеспечение полноты и информативности подведения итогов входного контроля на основе качественного анализа и оценки результатов каждого студента в рамках индивидуальных и групповых форм и работы.    

Результаты

Реализация мероприятий входного контроля целевого УТП позволила обеспечить:

— оптимальную целевую, смысловую и содержательную направленность и «насыщенность» учебного процесса по ФК в начальный период обучения в вузе на основе более активного «вхождения» студента в учебный процесс. Посещаемость учебных занятий составила 80% – 90 % что явилось одним из ведущих факторов формирования соответствующих установок на активную, целенаправленную и осознанную учебную работу в семестре;

— диагностику исходного уровня ФП студентов; определение  соответствие исходного уровня эталонному (требуемому); проектирование обобщенных и индивидуальных параметров целевого УТП на основе сопоставительного анализа исходных и конечных показателей;

— более глубокое осознание студентами содержания контрольных нормативов как целей УТП и критериев личностно-профессионального саморазвития средствами ФК. По результатам анкетного опроса и собеседований 86% студентов отметили, что у большинства из них в корне изменилось представление о роли ФК в развитии профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, технологий их формирования;

— формирование у студентов исходных знаний и умений самоконтроля ФП, как компонентов рефлексивных действий по самоуправлению индивидуальным тренировочным процессом;

— активизация самостоятельной работы во внеучебное время: большинство студентов (76 %) с начала семестра начали включать дополнительные занятия в недельные микроциклы тренировки в рамках подготовки к целевым нормативам УТП;

— установки, полученные в период входного контроля, обеспечили более активную и целенаправленную учебную работу в семестре, достижение у 80 % студентов положительной динамики индивидуальных результатов.

В результате опытно-экспериментальной работы получены данные, свидетельствующие о достижении эффектов, связанных с более активным вхождением студентов в учебный процесс, новым пониманием места и роли предмета «Физическая культура» в формировании личности будущего специалиста, более высоким уровнем активности учебных действий и позитивной динамики учебных результатов на протяжении семестра.

     Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика.

2. Бондаревская Е.В. Качество образования как условие его опережающего развития и конкурентоспособности // Наука и образование. Известия ЮО РАО и РГПУ. Спецвыпуск. — Ростов-на-Дону, 2005.

3. Белянцева В.Б. Формирование контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. № 1 (83) 2012. С. 26–30.

4. Виноградов П.А. Рейтинговый контроль качества физкультурного образования студентов в технологическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Виноградов П.А.; Московский гос. пед. ун-т им. М.А. Шолохова. — М., 2006.

5. Григорьев В.И. Интегративные функции рейтингового контроля: методологический аспект / В.И. Григорьев, А.В. Таймазов, Ю.К. Шубин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 2 (84). С. 51–55.

6. Кузекевяч В.Р. Педагогические условия формирования диагностического компонента физической культуры будущего учителя: автореф. …канд.пед.наук, Иркутск, 2008.

7. Михеев В.И. Программно-целевая технология общей физической подготовки в учебном процессе технического вуза // Педагогические аспекты подготовки спортсменов в коньковых видах спорта: сб. науч. тр. под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова; НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, СПб. — СПб.: 2012. С. 55–63.

8. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/ Под ред. С.В. Коршунова. — М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.

 

Я. Феодориди

студентка СПбГАСУ

(научный руководитель — ст. преп. О. А. Сафонова)

Оценка интеллектуальной лабильности на занятиях по дисциплине «Физическая культура»

 

Проблема интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Порой представляется, что это «вечная» проблема, относящаяся к «инвариантному ядру» (выражение М.Г. Ярошевского) [2; 37] этой науки, т. е. к той системе категорий и проблем, которые подвергаются исследованию на всем протяжении ее возникновения, развития и существования. Более того, идеи относительно его происхождения и сущности высказывались учеными еще в период донаучного развития психологии (например, античными мыслителями Гераклитом, Парменидом, Платоном, Аристотелем др.).

Значимость проблемы интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Он является ведущим, стержневым качеством не только когнитивного, но и целостного личностного развития. С ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение, он формирует личностный облик. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Без уяснения его сущности неполным является понимание человека как Homo sapiens. Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности человека к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое. Помимо того, что этим понятием пользуются психологи, им оперируют также в философии, социологии, педагогике, кибернетике, физиологии и других областях научного знания. Кроме того, оно существует в обыденном сознании, является понятием житейским (отождествляемым с умом).

С проблемой подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из тенденций развития образовательных систем. Одна из таких тенденций — переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста в системе его подготовки. И конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержания образования, так и в изучении моделируемой деятельности.

Сегодня человек, сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные профессиональные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные люди становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах.

До настоящего времени для системы профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать...», «должен уметь...») [1;134]. Но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. В современных условиях подготовка выпускников к многофункциональной производственной деятельности признается одной из актуальных проблем профессионального образования. Педагоги зачастую недооценивают возможности студентов в осознании собственного познавательного опыта и не владеют в должной мере психолого-педагогическими основами управления их учебной деятельностью. Научить студента эффективно учиться чрезвычайно важно по многим причинам, поскольку умение учиться: способствует развитию и самосовершенствованию личности через развитие познавательной сферы студента; создает фундамент для овладения научными знаниями высокого уровня сложности на всех этапах обучения, что формирует развитое мировоззрение; приводит к быстрым и качественным результатами обучения, а успех, как известно, порождает сам себе, создавая устойчивую мотивацию к учению на протяжении всей жизни; является почти единственной возможностью студента усвоить актуальные знания культуры, успевая за постоянными усложнением и ускорением научно-технического прогресса, обеспечивая востребованность приобретаемого опыта в различных профессиональных сферах. Таким образом, обучение учению является центральной проблемой профессионального образования.

Инструментом, позволяющим определить это качество, являются тестовые задания, построенные на основе тестов на интеллектуальную лабильность [3; 56]. Методика составления и применения этих заданий ориентирована на развитие как логических, так и специфических умственных действий. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны были за несколько секунд выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. При исследовании, мы исходили из представления об интеллекте как потенциальной способности, которая может актуализироваться в мыслительных процессах, придавая им особое качество, проявляющееся в простоте, эффективности, оптимальности используемых методов для достижения поставленной цели, и тем самым влиять на успешность адаптации и деятельности. При тестировании всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система заданий. Объектами исследования стали студенты первого курса. В опросе участвовали 10 респондентов университета. Возраст респондентов варьировал от 17 до 19лет. Методика состоит из 40 несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается не сделанное или пропущенное задание.

Вводятся следующие нормы выполнения:

0–4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5–9 ошибок — средняя лабильность;

10–14 ошибок — низкая лабильность;

15 и более — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Количество ошибок Результат
1 6 Обладает средней степенью лабильности
2 8 Обладает средней степенью лабильности
3 6 Обладает средней степенью лабильности
4 5 Обладает средней степенью лабильности
5 6 Обладает средней степенью лабильности
6 13 Обладает низкой степенью лабильности
7 4 Высокая лабильность
8 15 Мало успешен в любой деятельности

Таким образом, исследование, предназначенное для экспресс-диагностики лабильности мыслительных процессов у студентов первого курса, показало, что:

3 респондента допустили от 0 до 4 ошибок — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5 респондентов от 5 до 9 ошибок — средняя лабильность;

1 респондент 13 ошибок — низкая лабильность;

1 респондент 15 ошибок — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Литература

1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2006.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000.

3. Щебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Каратаев Олег Гурьевич,

д.ю.н., д.т.н., профессор, декан юридического ф-та

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова                                                      

О духовном кризисе нашего времени и путях его преодоления 3

Чулков Олег Алексеевич,

к.ф.н., доцент, декан гуманитарного факультета

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.009 с.)