Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические аспекты входного контроля в технологии целевого учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Технология целевого учебно-тренировочного процесса (УТП) по общей физической подготовке (ОФП) — упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих гарантированное достижение прогнозируемых и диагностируемых целей (учебных результатов) в конкретных условиях образовательной среды на основе сквозной предметно-центрированной направленности структурных компонентов УТП — целей, содержания, структуры, технологических процессов, организационных форм, управления [7]. Входной контроль выступает структурным компонентом процесса управления целевым УТП в цепочке: входной контроль - текущий (оперативный, рубежный) контроль – промежуточный (семестровый) контроль и осуществляется в начале каждого периода учебно-тренировочного цикла (семестра). Входной контроль в целостном процессе управления УТП выполняет ряд функций, обеспечивающих повышение его эффективности — диагностическую, прогностическую, образовательную, воспитательную,развивающую и др. К требованиям осуществления входного контроля относят оптимальность, содержательную и структурную валидность (соответствие форм и цели), объективность, точность и достоверность, полноту и информативность, простоту и наглядность [1–8]. Принципиальное значение процедура входного контроля имеет для студентов 1 курса, что обусловлено непреходящей важностью данного периода для формирования действенных установок на процесс обучения по ФК в вузе и активизацию механизмов адаптации студентов к особенностям вузовского образования. Вместе с тем, результаты научных исследований, педагогические наблюдения, беседы и интервью с преподавателями, учеными свидетельствуют, что в настоящее время в практике физического воспитания вузов процедура входного контроля отсутствует или носит формальный характер. Основными недостатками, в частности, являются: 1. Ограниченный состав исходных контрольных тестов (2–3 позиции), не позволяющий всесторонне оценить уровень исходной подготовленности и, как следствие, не стимулирующий студентов на разностороннюю физическую подготовку, соответствующую современным представлениям о критериях и уровнях физического здоровья. 2. Экстенсивная (не целевая) форма построения УТП, не позволяющая рассматривать результаты входного контроля как исходные регуляторы построения учебно-тренировочного процесса в семестре (или ином законченном учебном цикле). В связи с этим, результаты входного контроля выполняют функцию формальной регистрации исходного состояния студентов на основе признаков, напрямую не связанных с содержанием последующей учебно-тренировочной работы. 3. Недостаточное осознание студентами содержания контрольных нормативов как целей УТП, их смысловых характеристик, требований к выполнению, сроков осуществления тестового контроля, программ подготовки и самоподготовки к ним. 4. Отсутствие, или формальный подход к проведению мероприятий по оперативному информированию, анализу и оценке результатов исходных тестовых испытаний и др. Методика эксперимента. Цель опытно-экспериментальной работы — определение эффективности процедуры входного контроля в активизации учебной деятельности студентов. Объект — учебная группа 1 курса ГУМРФ им. С.О. Макарова. Для достижения поставленной цели в период входного контроля во Втягивающем МЗЦ (сентябрь) 1 семестра 2013–2014 учебного года реализованы следующие мероприятиятехнологического, организационного, содержательного и психолого-педагогического плана: 1. Комплексный характер перспективной цели УТП по ОФП, включающей двенадцать показателей, обобщенно характеризующих оптимальный уровень физического здоровья студентов (бег 1000 метров; бег 60 метров; прыжок в длину с места; подтягивание на перекладине; подъем переворотом силой на перекладине; в висе поднимание прямых ног до касания перекладины; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; приседание на одной ноге («пистолет»); поднимание туловища из положения «лежа на спине, стопы закреплены, кисти за головой»; поднимание верхней части туловища из положения «лежа на животе, ноги разведены, кисти за головой»; наклон вперед в положении «сед на полу, ноги выпрямлены»). 2. Работа по осознанию содержания и сущности перспективной цели технологии УТП и мероприятий входного контроля: 2.1. Введение «Таблицы самоконтроля результатов ОФП студента» в СДО «Фарватер», отражающей исходные и прогностические данные по всем показателям перспективной цели. 2.2. Проведение занятий контекстного теоретико-методического цикла, с «замкнутым» контролем в СДО «Фарватер», направленных на формирование знаний о целевых аспектах технологии УТП: Тема №1 «Физическая культура личности студента». Содержание ОК и ПК ФГОС как цель учебного процесса по физической культуре в вузе. Возможности предмета ФК в формировании общекультурных и профессиональных компетенций»; Тема № 2: «Содержание контрольных нормативов по ОФП, как целей УТП (количественные параметры и смысловые характеристики — соматический, вегетативный, психофизический, психический, социально-личностный компоненты)»; 3. Реализация требований к объективности, точности и достоверности мероприятий входного контроля: 3.1. Подготовка методических материалов с описанием требований к технике выполнения контрольных нормативов, их количественных показателей, психофизиологических параметров выполнения. 3.2. Определение графика сроков выполнения контрольных нормативов. 3.3. Качественная подготовка мест тестовых испытаний, соответствующих критериям точности, объективности и достоверности. 3.4. Строгое соблюдение требований к выполнению тестов по заданным количественным и качественным характеристикам движений (пространственным, пространственно-временным, динамическим). 3.5. Прием контрольных нормативов индивидуально у каждого студента. 4. Реализация системы мероприятий по стимулированию студентов в период входного контроля: 4.1. Постоянная ориентация студентов на качественное и своевременное выполнение тестов входного контроля. 4.2. Углубление и систематизация знаний о технике и тактике выполнения целевых упражнений в рамках процедуры тестирования. 4.3. Организация благоприятной психологической атмосферы, исключающей возникновение чувства страха, боязни, стрессовых состояний (доверительные отношения между преподавателем и студентами; постоянная психологическая поддержка; личностная заинтересованность преподавателя в успехе студента; субъект-субъектные отношения и др.). 4.4. Использование системы поощрений за ход и результаты учебных действий в период входного контроля. 4.5. Индивидуальный подход к студентам с различным уровнем подготовленности в аспекте конкретизации индивидуальных перспективных (семестровых) целей и задач, темпов и сроков их достижения в зависимости от исходных результатов и индивидуальных особенностей каждого. 4.6. Использование потенциала текущей учебной аттестации студентов, как фактора стимулирования учебных действий в период входного контроля. 5. Обеспечение полноты и информативности подведения итогов входного контроля на основе качественного анализа и оценки результатов каждого студента в рамках индивидуальных и групповых форм и работы. Результаты Реализация мероприятий входного контроля целевого УТП позволила обеспечить: — оптимальную целевую, смысловую и содержательную направленность и «насыщенность» учебного процесса по ФК в начальный период обучения в вузе на основе более активного «вхождения» студента в учебный процесс. Посещаемость учебных занятий составила 80% – 90 % что явилось одним из ведущих факторов формирования соответствующих установок на активную, целенаправленную и осознанную учебную работу в семестре; — диагностику исходного уровня ФП студентов; определение соответствие исходного уровня эталонному (требуемому); проектирование обобщенных и индивидуальных параметров целевого УТП на основе сопоставительного анализа исходных и конечных показателей; — более глубокое осознание студентами содержания контрольных нормативов как целей УТП и критериев личностно-профессионального саморазвития средствами ФК. По результатам анкетного опроса и собеседований 86% студентов отметили, что у большинства из них в корне изменилось представление о роли ФК в развитии профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, технологий их формирования; — формирование у студентов исходных знаний и умений самоконтроля ФП, как компонентов рефлексивных действий по самоуправлению индивидуальным тренировочным процессом; — активизация самостоятельной работы во внеучебное время: большинство студентов (76 %) с начала семестра начали включать дополнительные занятия в недельные микроциклы тренировки в рамках подготовки к целевым нормативам УТП; — установки, полученные в период входного контроля, обеспечили более активную и целенаправленную учебную работу в семестре, достижение у 80 % студентов положительной динамики индивидуальных результатов. В результате опытно-экспериментальной работы получены данные, свидетельствующие о достижении эффектов, связанных с более активным вхождением студентов в учебный процесс, новым пониманием места и роли предмета «Физическая культура» в формировании личности будущего специалиста, более высоким уровнем активности учебных действий и позитивной динамики учебных результатов на протяжении семестра. Литература 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика. 2. Бондаревская Е.В. Качество образования как условие его опережающего развития и конкурентоспособности // Наука и образование. Известия ЮО РАО и РГПУ. Спецвыпуск. — Ростов-на-Дону, 2005. 3. Белянцева В.Б. Формирование контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. № 1 (83) 2012. С. 26–30. 4. Виноградов П.А. Рейтинговый контроль качества физкультурного образования студентов в технологическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Виноградов П.А.; Московский гос. пед. ун-т им. М.А. Шолохова. — М., 2006. 5. Григорьев В.И. Интегративные функции рейтингового контроля: методологический аспект / В.И. Григорьев, А.В. Таймазов, Ю.К. Шубин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 2 (84). С. 51–55. 6. Кузекевяч В.Р. Педагогические условия формирования диагностического компонента физической культуры будущего учителя: автореф. …канд.пед.наук, Иркутск, 2008. 7. Михеев В.И. Программно-целевая технология общей физической подготовки в учебном процессе технического вуза // Педагогические аспекты подготовки спортсменов в коньковых видах спорта: сб. науч. тр. под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова; НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, СПб. — СПб.: 2012. С. 55–63. 8. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/ Под ред. С.В. Коршунова. — М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
Я. Феодориди студентка СПбГАСУ (научный руководитель — ст. преп. О. А. Сафонова) Оценка интеллектуальной лабильности на занятиях по дисциплине «Физическая культура»
Проблема интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Порой представляется, что это «вечная» проблема, относящаяся к «инвариантному ядру» (выражение М.Г. Ярошевского) [2; 37] этой науки, т. е. к той системе категорий и проблем, которые подвергаются исследованию на всем протяжении ее возникновения, развития и существования. Более того, идеи относительно его происхождения и сущности высказывались учеными еще в период донаучного развития психологии (например, античными мыслителями Гераклитом, Парменидом, Платоном, Аристотелем др.). Значимость проблемы интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Он является ведущим, стержневым качеством не только когнитивного, но и целостного личностного развития. С ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение, он формирует личностный облик. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Без уяснения его сущности неполным является понимание человека как Homo sapiens. Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности человека к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое. Помимо того, что этим понятием пользуются психологи, им оперируют также в философии, социологии, педагогике, кибернетике, физиологии и других областях научного знания. Кроме того, оно существует в обыденном сознании, является понятием житейским (отождествляемым с умом). С проблемой подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из тенденций развития образовательных систем. Одна из таких тенденций — переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста в системе его подготовки. И конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержания образования, так и в изучении моделируемой деятельности. Сегодня человек, сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные профессиональные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях. Мыслящие и образованные люди становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах. До настоящего времени для системы профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать...», «должен уметь...») [1;134]. Но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. В современных условиях подготовка выпускников к многофункциональной производственной деятельности признается одной из актуальных проблем профессионального образования. Педагоги зачастую недооценивают возможности студентов в осознании собственного познавательного опыта и не владеют в должной мере психолого-педагогическими основами управления их учебной деятельностью. Научить студента эффективно учиться чрезвычайно важно по многим причинам, поскольку умение учиться: способствует развитию и самосовершенствованию личности через развитие познавательной сферы студента; создает фундамент для овладения научными знаниями высокого уровня сложности на всех этапах обучения, что формирует развитое мировоззрение; приводит к быстрым и качественным результатами обучения, а успех, как известно, порождает сам себе, создавая устойчивую мотивацию к учению на протяжении всей жизни; является почти единственной возможностью студента усвоить актуальные знания культуры, успевая за постоянными усложнением и ускорением научно-технического прогресса, обеспечивая востребованность приобретаемого опыта в различных профессиональных сферах. Таким образом, обучение учению является центральной проблемой профессионального образования. Инструментом, позволяющим определить это качество, являются тестовые задания, построенные на основе тестов на интеллектуальную лабильность [3; 56]. Методика составления и применения этих заданий ориентирована на развитие как логических, так и специфических умственных действий. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны были за несколько секунд выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. При исследовании, мы исходили из представления об интеллекте как потенциальной способности, которая может актуализироваться в мыслительных процессах, придавая им особое качество, проявляющееся в простоте, эффективности, оптимальности используемых методов для достижения поставленной цели, и тем самым влиять на успешность адаптации и деятельности. При тестировании всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система заданий. Объектами исследования стали студенты первого курса. В опросе участвовали 10 респондентов университета. Возраст респондентов варьировал от 17 до 19лет. Методика состоит из 40 несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается не сделанное или пропущенное задание. Вводятся следующие нормы выполнения: 0–4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5–9 ошибок — средняя лабильность; 10–14 ошибок — низкая лабильность; 15 и более — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.
Таким образом, исследование, предназначенное для экспресс-диагностики лабильности мыслительных процессов у студентов первого курса, показало, что: 3 респондента допустили от 0 до 4 ошибок — высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5 респондентов от 5 до 9 ошибок — средняя лабильность; 1 респондент 13 ошибок — низкая лабильность; 1 респондент 15 ошибок — мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе. Литература 1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2006. 2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. 3. Щебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 2008. СОДЕРЖАНИЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Каратаев Олег Гурьевич, д.ю.н., д.т.н., профессор, декан юридического ф-та ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова О духовном кризисе нашего времени и путях его преодоления 3 Чулков Олег Алексеевич, к.ф.н., доцент, декан гуманитарного факультета ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.009 с.) |