Система ценностей молодежи и сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система ценностей молодежи и сми



    Понятие ценность в его переносном значении, определяется толковым словарем, как явление или предмет, имеющий важное, существенное значение в каком-либо отношении, например духовные ценности, культурные ценности.

    Философские словари дают более обширное и более глубокое толкование данному понятию. Перечисляя материальные, экономические ценности, принадлежащие материальной стороне жизни, ученые добавляют сюда моральные и эстетические, исторические и правовые ценности. Аксиология — наука, которая изучает, как ценности влияют на жизнь и деятельность людей. Таким образом, духовная жизнь общества регулируется и направляется той системой ценностей, которая сформирована в коллективном сознании. Бытовавшие ранее сакральные, а затем идеологические ценности утратили своё значение в современном российском обществе. Ещё М. Вебер, выдающийся немецкий социолог, оценивая роль религии в жизни людей, писал о том, что безрелигиозное существование приводит человека в состояние опустошенности. Религиозный язык называет это богоотставленностью, а светский — отсутствием цели и смысла жизни. Идеология советского времени также четко ориентировала человека на определенную систему ценностей, которые и направляли жизнь и деятельность людей. В течение долгого времени. Обе эти системы, религиозная и идеологическая, с детства формировали как индивидуальное, так и массовое сознание.

    В постсоветский период об утрате национальной идеи, о поиске новых идеалов, о расшатывании системы традиционных ценностей, а в какой-то мере даже об отказе от них пишут и говорят ученые и писатели, политики и люди искусства.

    Широко известна точка зрения известного канадского ученого М. Маклюэна, который ещё в 60-е годы XX в. предсказывал решающее влияние массмедиа на формирование образа мыслей современного общества. Роет массовых коммуникаций, распространение Интернета привели к тому, что массовая культура как ярчайшее проявление процесса глобализации утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях. Массовая культура обращается к жизненным инстинктам, повседневным сферам поведения. Именно молодое поколение на протяжении последних десятилетий формирует свою систему ценностей через ее упрощение, сведение к банальным, иногда даже примитивным формам человеческого бытия [2]. Талантливые создатели коммерческих структур удовлетворяют потребность в восстановлении сил, отдыхе после участия в интенсивной гонке за жизненным успехом в массовом искусстве, через всевозможные развлекательные, спортивные и др. программы.

    Что же предлагает современной российской молодежи отечественное телевидение?

    Прежде всего, это формирование человека — потребителя. Товар: пища, одежда, бытовая техника, автомобили, жилье, предметы обихода и многое другое через рекламу, которая окружает нас во всех вариантах, но особенно на телевидении, внедряется в сознание как некий образец жизни, в котором функциональное начало тесно связано с ценностным. Престижно пользоваться тем или иным, престижно иметь это, стыдно, отстало не знать о нём.

    Классификация ценностей подразделяется на несколько групп. На первое место современная российская молодежь выдвигает витальные ценности: жизнь и качество жизни, здоровье и безопасность, благосостояние и комфорт, уровень потребления и экологию природной среды. Бесспорно, нельзя не согласиться с важностью перечисленных критериев. Но все они относятся к материальной стороне жизни. Если мы рассмотрим концепты, стоящие за этими словами, то увидим, что многие ценят только благополучное, комфортное, сытое биологическое существование.

    Социальные ценности, которые мы предложили рассмотреть студентам, были оценены весьма критически. Из них были отмечены как престижные: богатство, способность к достижениям, личная независимость, семья. Такие, как патриотизм, трудолюбие, толерантность, дисциплина, социальное равенство, активное участие в жизни общества не были отмечены.

    Если мы сопоставим выбор молодежи с тем, что транслирует телеэкран, то увидим, что жизнь богатых людей — предпринимателей и бизнесменов, представителей шоу-бизнеса и кино, известных политиков — изображается не как результат упорного труда, а как наслаждение богатством своих возможностей, а иногда даже вседозволенностью. Совсем недавно, канал НТВ показал документальный фильм о «воре в законе» Александре Северове, причем в анонсе фильма повторялось: «многие завидуют его богатству». Как это надо понимать? В этом случае, не труд, а нарушение закона, попрание моральных норм показаны как средство достижения успеха.

    Моральные ценности, такие, как добро, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, взаимопомощь в настоящее время очень избирательно отмечены студентами. Главные из них, любовь и дружба, на первом месте. Некоторые отметили добро, справедливость, честность. Остальные не рассматривались. Телеэкран заполнен фильмами о бандитских разборках, расследованиях, суде, зоне. Жанр детектива здесь не может быть назван, т. к. это скорее полицейские или криминальные сериалы. И зачастую, героями становятся не работники правопорядка, а их противники, начало чему положила знаменитая «Бригада», герой которой, Саша Белый, киллер — положительный персонаж. Один за другим вереницей на многих каналах идут безликие эпопеи, в которых показана не борьба добра со злом, не стремление к справедливости, а демонстрация трюков, кино- и компьютерных эффектов, умение драться. И это только один аспект телесериалов. Есть и другие, но моральным ценностям и там уделяется не слишком много внимания, если и уделяется.

    Печально знаменитый «Дом-2» уже успел повлиять на несколько поколений молодёжи, так как его зрители, согласно рейтингу телеканалов, от 8 до 18 лет. Понятия о семье, любви, верности, почерпнутые из этого ток-шоу, не могут не быть искаженными. А успешность в телебизнесе ее некоторых из участников, их несомненное материальное благополучие являются для определенной части молодежи важнейшим аргументом при выборе жизненных ценностей и стереотипа поведения.

Обратим внимание: газета «АиФ», реализуя проект «Герой нашего времени», предложила в качестве одного из представителей номинации Ксению Собчак, что не нуждается в комментариях [4].

Богатство у многих напрямую связывается с витальными ценностями. Но в XX в., выдающиеся культурологи М. Вебер, Э. Фромм и другие в своих работах доказали, что стабильность общества, его способность противостоять «вызовам» современности заключается в соответствии богатства и морального состояния общества. Богатство одобряется лишь в том случае, если оно сопряжено с защитой отечества, благотворительностью, поощрением искусств, общественным строительством и многими другими благими для нации делами. Безмерное накопление, прожигание жизни в роскоши и удовольствиях всегда и во всех культурах осуждалось [1;110]. «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» Грибоедов актуален и сегодня. Жизнь «в мотовстве», деньги, потраченные не на здоровье нации, а на покупку чужих футбольных или баскетбольных клубов, приглашения на корпоративы зарубежных звезд уровня Дж. Лопес за 5 млн. долларов на один вечер, покупка бесконечных сериалов, созданных за океаном и являющихся калькой для российского варианта. Талантливая молодежь не в состоянии соперничать с деньгами коррумпированных чиновников, она перестает верить в себя, в возможность честным трудом и талантом пробить дорогу и начинает верить только в деньги. Возврат к поклонению «золотому тельцу» очевиден.

    Изменилось и отношение к труду. Не вспоминаются ни строки Некрасова «Воля и труд человека дивное диво творят», ни вековая народная мудрость, закрепленная в пословицах «терпение и труд все перетрут» и других.

    Тема труда в советском обществе была весьма значимой и престижной. Всевозможные соревнования, звания «ударников коммунистического труда», «лучшего в профессии», всевозможные награды, включая самую высокую — «Герой Социалистического Труда» — все это обеспечивало представителю любой, даже непрестижной профессии возможность стать уважаемым членом общества. Интерес молодежи к рабочим профессиям давно потерян. Во многих странах, в том числе и в России, менее технологичные виды производства перекладываются на гастарбайтеров. Трудовые мигранты берут на себя неквалифицированный или квалифицированный, но непрестижный труд.

    Телевизионные передачи, если и затрагивают тему труда, то никогда не рассматривают труд как «дело чести, доблести и нашей славы». Это или невыплата зарплаты, или сам процесс производства, например, автомобилей, или труд мигрантов. Это можно рассматривать как реакцию на чрезмерное воспевание труда при социализме и желание журналистов и общества откреститься от прежних идеалов и установок. Труд из «дела чести» на постсоветском пространстве превратился в процесс добывания средств к существованию. Массовая культура предложила новые цели и идеалы: потребление и еще раз потребление. Сбывается на наших глазах пророчество братьев Стругацких: «хищные вещи века», неодушевленный кумир, поглощают физические и душевные силы человека, вступившего в нескончаемую гонку за все обновляющимися моделями техники, предметов одежды, быта и т.п. Праздное существование, наполненное всевозможными развлечениями, доступное узкому слою «золотой молодежи», преподносится как цель, к которой нужно стремиться. Манипуляция на уровне подсознания через рекламу и телевидение, гламурные журналы и скопированные с западных образцов сериалы создает иллюзию независимого выбора, но на самом деле навязывает человеку видимые потребности, заставляет прилагать усилия, чтобы их удовлетворить. Тем самым, многие телеканалы способствуют деперсонализации и конформности поведения. Это особенно влияет на стереотип поведения подростков и молодежи.

    Наиболее полно, точно и содержательно дал оценку подобному влиянию испанский философ XX в. Х. Ортега-и-Гассет, говоря о «феномене стадности»[3], присущей современному обществу: непросвещенная, зачастую агрессивная, самодовольная масса, ограниченная духовно и озабоченная лишь потреблением материальных благ, — вот тот стандарт, который в эпоху глобализации через СМИ навязывается молодежи в качестве некоей нормы жизни и системы ценностей.

Литература

1. Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль //Философские исследования. 1993, № 1–2 – С. 110

2. Моль А. Социодинамика культуры — М. 1973.

3. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. — М. 1997.

4. Спецпроект «Герой нашего времени» // Аргументы и Факты. 2014, № 12. 

Секция 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.248 (0.009 с.)